ТЕМА: «ВЕЛИЧИЕ ПРОСТЫХ СЕРДЕЦ» (ПО РАССКАЗУ А. ПЛАТОНОВА «ЮШКА)
ТЕМА: «ВЕЛИЧИЕ ПРОСТЫХ СЕРДЕЦ» (ПО РАССКАЗУ А. ПЛАТОНОВА «ЮШКА)
Концепцию современного образования определяют главные задачи,сформированные в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа": раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Такое понимание образованиявыводит учителя на необходимость движения в сторону мыследеятельности педагогики, являющейся продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова. "Будем учиться мыслить - вот основной принцип морали",- провозгласил в 17-м веке французский физик и философ Паскаль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- попытаться донести до ребят мысль «…не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и сострадания к людям.»
- помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, Евангелие, высказывания великих людей о любви, об отношении к ближнему, опорные слова из текста произведения, карточки с заданиями, видеопроектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и цели урока.
(На экране проецируется портрет писателя и тема урока). Слайд №1
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым. Попытаемся осмыслить содержание рассказа «Юшка», который вы прочитали к сегодняшнему уроку. Поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, выясним те философские проблемы, которые ставит в своём произведении автор. А к концу урока мы попытаемся дополнить наше читательское представление о платоновской « формуле жизни».
Урок начинается с краткого слова учителя о Платонове. Затем о писателе рассказывает ученик:
«Я родился в Ямской слободе при самом Воронеже. Десять лет назад Ямская мало чем отличалась от деревни, а деревню я любил, хоть и не видел ее до 12 лет.
В Ямской было все: плетни, заборы, сады, огороды, вместо домов — хаты и много мужиков.
Единственной музыкой слободы был церковный колокол, который с умилением слушали бродяги, женщины и я. А по праздникам устраивали кровавые драки. Бились до смерти, лишь изредка кричали: «Дай дух!» То есть если ты стукнул кого-то в печенку или под сердце и он, бледный, умирающий, медленно оседал на землю, то после твоего крика люди расступались, чтобы дать ходу ветру и прохладе. А потом снова начиналась драка.
Вскоре для меня наступило время учебы. Потом время работы. В одно время в семье было 10 человек, я — старший работник, кроме отца. Отец не мог прокормить такую ораву.
И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно мое сердце.
Я двадцать лет проходил по земле и не встречал того, о чем вы говорите, — красоты. Я не думаю, что если я ее не встречал, то ее самой по себе не существует.
Я — человек, я живу на прекрасной живой земле. О чем вы меня спрашиваете, о какой красоте? О ней может спросить только дохлый, для живого человека безобразия не существует. Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня — это редкость и праздник».
Предложим ученикам выбрать эпиграф к уроку:
Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи… Мать моя здесь похоронена В детские годы мои.
— Где же погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. — Тихо ответили жители: — Это на том берегу.
Н. Рубцов
Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.
Б. Пастернак
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья. В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
М. Ю. Лермонтов
Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью.
Олег Волков
Я счастлив счастием, мне чуждым, И грустен горестью чужой; Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой.
Иван Суриков
А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой.
М. Ю. Лермонтов
— Я выбираю первый отрывок. Юшка любил тихую свою родину по-своему. Родина для Юшки — это мать родная. О любви к матери громко не скажешь. Жаль, что жители просят прощения у Юшки после его смерти.
— Я выбираю стихи Б. Пастернака, потому что Юшка своим добром одолел силу подлости и злобы.
— Юшка готов помочь чужим несчастьям и нуждам. Он помогал сироте. Поэтому я выбираю цитату из Лермонтова.
— Юшка был счастлив, оставшись наедине с природой. Он спешит к сироте. Он живет по совести.
— Почему вы не выбрали последний эпиграф? (Юшка не бунтующий, не мятежный, а очень тихий, безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению. Поэтому последнее высказывание к рассказу не относится.)
— Какого человека мы называем нравственным? Легко ли быть нравственным человеком? Можем ли мы Юшку назвать нравственным человеком? (Нравственный человек — это добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным человеком очень трудно, потому что надо уметь понимать других. Юшка — нравственный человек. Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый.)
— Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов. «Побеждай зло добром», — сказано в Библии. Юшка и был таким человеком, поэтому он нравственный человек.
В прошлом веке жила Блаженная Ксения Петербуржская. Она была женой очень богатого человека. Когда ее муж умер, Ксения продала все его имение и деньги раздала бедным. Вскоре она тоже стала нищей. Ксения не брала милостыни у тех, кто больше ее нуждался в помощи. Ксения была сама Доброта.
Нравственный человек должен почитать отца своего и мать свою. Дети должны любить своих родителей, не перечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым.
— Найдите описание Ефима Дмитриевича (Юшки). Почему «в руках у него мало было силы»? (Он был тяжело болен туберкулезом.)
— Почему автор особо выделяет его глаза? (Глаза — зеркало души. Плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим; разумом мыслим.)
— Каково отношение детей к Юшке? (Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Дети не знали другого такого человека. Дети… кидали в него комьями земли, — пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит... И они сильнее толкали старика и кричали вокруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.)
— Осуждает ли автор Юшку за такое молчание, терпение? (Нет. Потому что А. Платонов писал: «Над народом не надо смеяться, даже когда он по-язычески верит в свою Богородицу».)
— Согласны ли вы с суждением автора: «Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним…»? (Нет, не согласен я с автором, потому что над любимым человеком не издеваются.)
— Как относятся взрослые к Юшке? Прочитайте. Какое чувство они — взрослые — у вас вызывают? (Они, взрослые, омерзительны. Они очень жестокие люди.)
— В Библии сказано: «Побеждай зло добром». Можете ли вы доказать, что это суждение полностью относится к Юшке? (Юшка своим добром победил людское зло, правда, после смерти.)
— Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки? (Да, были счастливые минуты в его жизни. Самые счастливые минуты — это минуты, проведенные на природе.)
— Почему Юшка осерчал, а не разгневался? Может, не надо было серчать? (Юшка не может разгневаться по своему характеру. Он очень добрый человек. Он осерчал-то первый раз в жизни. Обязательно надо было осерчать — нельзя все время терпеть.)
— Господи! Открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их. — Когда это произошло? (Это произошло после смерти Юшки. Люди, наверное, поняли свою ошибку, потому что столяр вздохнул и сказал: «Прощай, Юшка, и нас всех прости».)
— Можем ли мы сказать: «Прости нас, Юшка!»? (Да мы не только можем, но обязательно должны сказать эти слова Юшке. Эти слова нужно сказать не только Юшке, но и любому человеку, кому мы делаем зло.)
— Почему людям без Юшки стало грустно? Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? (Людям без Юшки стало хуже. Он стал Ефимом Дмитриевичем после смерти, потому что появился человек (приемная дочь), который с любовью относится к Юшке и продолжает его дело — делает добро.)
— Что общего между горьковским Данко и Юшкой? (В легенде о Данко безымянный человек наступил на гордое сердце. А в рассказе «Юшка» веселый прохожий, тоже безымянный, посмеялся над Юшкой. В легенде Горького: «Люди, радостные, не заметили смерти Данко и не видели, что рядом с трупом Данко пылает его сердце». В рассказе «Юшка»: «Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся». Хотя Юшка был через некоторое время замечен столяром, но мы можем сказать, что они уходят из жизни незамеченными. Один гордый и смелый. Другой тихий, терпеливый и очень добрый.)
Расскажем об образе странного человека в литературе.
— Образ странного человека (маленького, незащищенного, безотказного) — явление не новое. Например, Акакий Акакиевич из «Шинели» Н. В. Гоголя. Все над ним смеются, все его обижают, а он ни на кого не может даже рассердиться. Но он лишается единственной радости в жизни — и рушится надобность в самой жизни, он тихо умирает.
— Можем ли мы Юшку назвать странным человеком? В чем проявляется эта странность? (Он странен. Его странность — в его доброте.)
Заключительная часть урока — чтение фрагментов из сочинений учащихся на тему «Какого человека я считаю красивым».
«Он должен быть скромным, умным, добрым, интеллигентным».
«Необязательно, чтобы он был велик ростом и красив, главное, чтобы у него была большая красивая душа и доброе сердце. Но, к сожалению, такие люди встречаются редко».
«Красивый человек не может причинить людям боль. У этого человека должна быть добрая душа».
«Он не умеет огорчать людей и причинять им боль. Но это же очень, очень хорошо!»
«Он сильный и телом и душой. В каждом из нас живет частичка этого большого красивого человека».
«Человек с большой душой, который умеет сострадать людям».
«Этот человек всегда честен с другими. Он трудолюбив. Очень часто он забывает о себе и стремится помочь людям».
— Можем ли мы Юшку назвать красивым человеком? (Да. Он добр, отзывчив, трудолюбив, умеет сострадать.)
— А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждогодовольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
Полезно давать школьникам такие задания:
Прочитайте стихотворение недавно умершего поэта Льва Озерова об Андрее Платонове — стихотворение-впечатление, воспоминание. Каким вам представляется Платонов благодаря этой стихотворной зарисовке?
Платонов
Платонов читает «Фро» На квартире Зелинского Корнелия Люциановича — В проезде МХАТа, — Хорошая хата! — Скажет он позже Без тени зависти. Рассказ читает он увлеченно. Платонов для меня имя новое. Не знаю ни нрава его, ни норова. — Это же здорово! — Не выдерживаю, выпаливаю, Когда Платонов закончил читать. Глаза проницательные, А на губах — доброта и ирония, Ирония и доброта. Платонов молчит, недоверчив. — Да, но несвоевременно… — Мягко, раздумчиво заключает Зелинский. Голова его наклонена К плечу, но едва заметно, Мягкий, уступчивый, Навсегда утепленный, Навсегда умиленный. Мы еще поговорили, попили чайку С баранками, Чай вприкуску. Посидели, скользя По корешкам книг Ухоженной и на хозяина похожей Богатой библиотеки. Платонов встает, Я за ним. Не бежим, а летим, Не летим, а ссыпаемся Вниз по лестнице. Долго бродим по Москве, Много машин, А какие из них «Черные вороны», Мы не знаем И не говорим об этом, Но знаем, что думаем оба Об этом, И думаем о том, Что оба знаем это. — А вы-то разбираете, что своевременно? Что несвоевременно? — Сверкнув глазами, лихо Спрашивает на Ордынке. Мне двадцать. Молодо-зелено. — Нет! — отвечаю я виновато, Мне стыдно, но я правду сказал. — В том-то и дело! Пауза. Взгляд. Пауза. — В этой позиции и пребывайте… Помолчал, ушел в себя и опять: — Лет через пятьдесят, как знать, Может быть, станет ясно, В какую эпоху живем Мы с вами, И как называться будет… А пока — Названия будут разные, Самые несуразные, В зависимости от внуков Власть имущих, Простите, — ныне сущих. Не оглядываясь, Он шел быстро, Гордо подняв скуластое лицо С кремневым его подбородком.