kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: В.В. Набоков. «Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. Чудесное в рассказе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: В.В. Набоков. «Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. Чудесное в рассказе.

Урок по технологии критическое мышление. 

Цели: образовательная цель: формировать умения работать с текстом, выделяя  основную идею произведения  – страдание человека, изменяющее видение мира; развивающая цель: развивать умения преодолевать жизненные трудности,  принимая происходящее в жизни как  подарок судьбы; воспитательная цель: воспитывать чувство бережного отношения друг к другу

Оборудование: проектор, презентация Power Point, раздаточный материал, выставка книг В. Набокова

Оформление доски: число, тема, эпиграф

Эпиграф к уроку: «Самое удивительное в этой жизни то, что она продолжается», - Фредерик Бегбедер «Любовь живет три года»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания для групп»

1 группа Глава 1

Прочитайте главу. Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Можно ли уже дать характеристику герою?



2 группа Глава 2

Прочитайте главу. Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Дополните характеристику героя



3 группа Глава 3

Прочитайте главу. Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? Дополните характеристику героя.



4 группа Глава 4

Прочитайте главу. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана на ставить ёлку, почему? Что находит герой в столе сына? Всё ли он знал о своем ребёнке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему?
























Экспертная группа

Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки?

Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их классу и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему?


Дополнительный материал для экспертной группы

Бабочка в искусстве слова – это и живой, земной, конкретный образ, и одновременно символ и мифологическое существо. Во многих мифах бабочка является символом души, и так как душа бессмертна, то и бабочка символизирует бессмертие. Это и символ красоты, и одновременно она олицетворяет собой хрупкость и мимолетность бытия.

Бабочка – символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: так яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится легкой бабочкой (символизирующей воскресение и возрождение).

Запись из дневника Владимира Набокова.

«28 марта . Я вернулся домой около 9 часов вечера, проведя райский день. После ужина я сел на стул возле дивана и раскрыл томик Блока. Мама полулежа раскладывала пасьянс. В доме стояла тишина – сестры уже спали. Потом в прихожей зазвонил телефон, В этом ничего необычного не было, я просто был недоволен, что пришлось прервать чтение. Я подошел к телефону. Голос Гессена: «Кто это?». «Володя. Здравствуйте, Иосиф Владимирович». «Я звоню, потому, что… Я хотел сказать тебе, предупредить тебя…» «Да, я слушаю». «Что именно?» «Совершено ужасное … за вами пошла машина».

Это ночное путешествие помнится мне как нечто происходившее вне жизни и нечто мучительно медленное… Я смотрел на огни, проплывающие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. «Отца нет на свете». Эти четыре слова громыхали в моем мозгу..»



Просмотр содержимого документа
«Листы оценивания»

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +






































Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +






































Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +






































Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +








































Просмотр содержимого документа
«Телеграмма»

ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________



ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________



ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________



ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________



Просмотр содержимого документа
«Урок Набоков Рождество»

Тема: В.В. Набоков. «Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. Чудесное в рассказе.

Цели: образовательная цель: формировать умения работать с текстом, выделяя  основную идею произведения  – страдание человека, изменяющее видение мира; развивающая цель: развивать умения преодолевать жизненные трудности,  принимая происходящее в жизни как  подарок судьбы; воспитательная цель: воспитывать чувство бережного отношения друг к другу

Оборудование: проектор, презентация Power Point, раздаточный материал, выставка книг В. Набокова

Оформление доски: число, тема, эпиграф

Эпиграф к уроку: «Самое удивительное в этой жизни то, что она продолжается», - Фредерик Бегбедер «Любовь живет три года»

План урока

1. Организационный момент

2. Целеполагание

3. Знакомство с биографией В.В. Набокова

4. Стадия вызова

5. Стадия осмысления

6. Стадия размышления

7. Рефлексия

8. Домашнее задание.

9. Выставление оценок


Ход урока

Самое удивительное

в этой жизни то,

что она продолжается.


Ф. Бегбедер «Любовь живет три года»


1. Организационный момент /1 мин./

Позитивный настрой на урок:

Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

2. Целеполагание /2мин/

Запись темы, эпиграфа в тетрадь.

Сегодня мы с вами будем изучать рассказ Набокова «Рождество». Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Вслух зачитывается эпиграф).

- В чем смысл данных слов? (в том, что жизнь человека продолжается, несмотря на те жизненные трудности, которые встречаются человеку на пути).

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о смысле жизни).

Давайте попробуем определить, в чём заключался смысл жизни самого автора.

3. Знакомство с биографией В.В. Набокова /4 мин/ (подготовленный ученик)

Детство писателя

Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в семье аристократов. Отец писателя был юристом и политиком, членом государственной думы.

В 1900 году родился первый брат Владимира, Сергей, а через год они вместе с матерью переезжают во Францию.

В 1903 - родилась первая сестра Набокова, Ольга, а через три года – вторая, Елена.

Детство Владимир Набоков провёл в имении Выра. Он вырастал в атмосфере либерализма, избытка материальных и духовных ценностей.

В 1908 – отец Набокова был заключен в тюрьму на 90 дней после подписания политического манифеста.

Юношеские годы

В 1911 году Владимир поступил в Тенишевское училище.

В ноябре 1917 года Набоков-старший отправился с семьёй в Крым, где вошел в Крымское правительство как министр юстиции.

Набоковы через Турцию, Грецию и Францию добрались до Англии. В том же 1919 году Владимир стал студентом Кембриджского университета, вначале специализируясь по энтомологии, затем сменив её на словесность. В 1922-м он с отличием его закончил.

Жизнь в Берлине

После окончания университета Владимир Набоков переехал в Берлин, где его отец основал эмигрантскую газету «Руль».

Переводчик статей для газет, составитель шахматных задач и шарад, преподаватель тенниса, французского и английского языков, сочинитель маленьких скетчей и пьес, голкипер в футбольной команде – этим на первых порах в Берлине Владимир зарабатывал на жизнь.

В 1922 году был убит его отец. Это событие поколебало религиозное чувство поэта, а в дальнейшем он демонстративно подчёркивал свой атеизм.

Начало творческое карьеры

В Берлине Набоков прожил до 1937 года, затем переехал в Париж, а в1940 году эмигрировал в Америку. За европейский период написаны почти все лучшие его книги, подписанные псевдонимом Сирин.

В 1923 году вышли два сборника стихотворений – «Горний путь» и «Гроздь». Как прозаик он начал с рассказов, первый роман «Машенька» был написан в 1926 году. Далее выходят романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929), «Возвращение Чорба», «Соглядатай» (оба – 1930), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1933), «Отчаяние» (1936), «Приглашение на казнь» (1938), «Дар» (1937-1938), «Solous Rex («Одинокий Король», 1940).

Поселившись в США, Владимир Набоков перешел, как писатель на английский язык.

Последние годы жизни

Роман «Лолита» о двенадцатилетней американской «нимфетке», ставшей «смертоносным демоном» для сорокалетнего Гумберта, принёс ему мировую славу и деньги.

В 1960 году Набоков поселяется в Швейцарии. В конце жизни Набоков говорил «Я никогда не вернусь в Россию… Не думаю, чтоб там знали мои произведения…» С этим заблуждением он и ушел из жизни в 1977 году. Похоронен на швейцарском кладбище Клэренс в Монтрё.

- Так в чём же заключался смысл жизни автора?

4. Стадия вызова /2 мин/

Вот и на нашем уроке сегодня мы попробуем определить смысл жизни нашего главного героя, влияние смерти близкого человека на него.

- Как вы думаете, какие слова в названии темы урока являются ключевыми? (Жизнь и смерть, исцеление, чудесное, Рождество)

- Какова связь между этими словами? Давайте вспомним, что за праздник – Рождество?

Рассказ ученика о празднике/2мин/

Составление синквейна «Рождество» / 2 мин/

Перед нами рождественский рассказ.

- Какова традиционная особенность рождественских рассказов, с которыми мы знакомились? (Чудо)

Можем ли мы выдвинуть гипотезу о том, что в этом рассказе произойдёт какое-то чудо? (Да) Попробуем это доказать.

5. Стадия осмысления. Работа в группах /5мин/

Каждая группа получает индивидуальное задание по отрывку из текста. В конце работы, начиная с первой группы маркером своего цвета на ватмане вы пишите характеристику Слепцова, затем по порядку передаёте его дальше, таким образом, мы проследим с вами образ главного героя на протяжении всего рассказа. После того, как вы выполните задания своей группы, выберите 1 человека для защиты.

Задание для групп:

1 группа Глава 1

Прочитайте главу. Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Можно ли уже дать характеристику герою?

2 группа Глава 2

Прочитайте главу. Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Дополните характеристику героя

3 группа Глава 3

Прочитайте главу. Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? Дополните характеристику героя.

4 группа Глава 4

Прочитайте главу. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана на ставить ёлку, почему? Что находит герой в столе сына? Всё ли он знал о своем ребёнке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему?

Экспертная группа

Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки?

Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их классу и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему?

6. Защита групп /2мин./

Вывешивание получившейся характеристики героя на доске.

7. Стадия размышления /2мин/

- О чем рассказ В.В.Набокова?

- Что хотел донести до читателя автор?

-Почему рассказ о смерти назван «Рождество»? 
- Какую мысль хотел этим передать автор своим читателям? 

Вывод, к которому должны прийти учащиеся: В.В.Набоков передает чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть. «Смерть»,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение. Зажмурился…», открыл глаза и увидел чудо! Родилась бабочка! Бабочка как возрождение души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше. В.В.Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдание, а время лечит душевные раны.

8. Рефлексия. (1 мин.)

Представьте, что нам представился шанс повлиять на судьбу героя, чтобы вы могли ему сказать? Давайте попробуем написать Слепцову телеграмму, в которой попытаемся ему объяснить, что жизнь всё-таки продолжается и не утратила свой смысл. Напоминаю, что телеграмма пишется очень кратко и в ней отражается только всё самое главное.

ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Написание телеграммы герою «» /2 мин/

9. Домашнее задание(1 мин) на выбор:

1) Проявите себя в роли автора, напишете продолжение рассказа.

2) Эссе «Жизнь продолжается...»

10. Выставление оценок в группе /1 мин/

Впишите фамилии участников группы, оцените работу каждого участника по критериям столбцов, поставив плюс или минус. Посчитайте количество плюсов м выставьте соответствующую оценку.

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Чтение фрагмента текста

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +



















































Просмотр содержимого презентации
«Урок Набоков Рождество»

В.В. Набоков «Рождество» Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. Чудесное в рассказе

В.В. Набоков «Рождество»

Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. Чудесное в рассказе

Цели урока:

Цели урока:

  • Образовательная цель:  формировать умения работать с текстом, выделяя  основную идею произведения  – страдание человека, изменяющее видение мира.
  • Развивающая цель:  развивать умения преодолевать жизненные трудности,  принимая происходящее в жизни как  подарок судьбы.
  • Воспитательная цель:  воспитывать чувство бережного отношения друг к другу.
Жизнь и творчество Владимира Владимировича Набокова  (1899-1977)  ˝Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце — по-русски, и мое ухо — по-французски. ˝

Жизнь и творчество

Владимира Владимировича Набокова (1899-1977)

˝Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце — по-русски, и мое ухо — по-французски. ˝

Биография Детство писателя  Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в семье аристократов.  Отец писателя был юристом и политиком, членом государственной думы.  В 1900 году родился первый брат Владимира, Сергей, а через год они вместе с матерью переезжают во Францию.  В 1903 - родилась первая сестра Набокова, Ольга, а через три года – вторая, Елена.  Детство Владимир Набоков провёл в имении Выра. Он вырастал в атмосфере либерализма, избытка материальных и духовных ценностей. Либерализм – защита прав личности, максимальное расширение свободы выбора

Биография

Детство писателя

Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в семье аристократов.

Отец писателя был юристом и политиком, членом государственной думы.

В 1900 году родился первый брат Владимира, Сергей, а через год они вместе с матерью переезжают во Францию.

В 1903 - родилась первая сестра Набокова, Ольга, а через три года – вторая, Елена.

Детство Владимир Набоков провёл в имении Выра. Он вырастал в атмосфере либерализма, избытка материальных и духовных ценностей.

Либерализм – защита прав личности, максимальное расширение свободы выбора

Елена Рукавишникова – мать Набокова Владимир Дмитриевич Набоков с сыном

Елена Рукавишникова – мать Набокова Владимир Дмитриевич Набоков с сыном

Владимир Набоков с братьями и сёстрами

Владимир Набоков с братьями и сёстрами

Юношеские годы  В 1911 году Владимир поступил в Тенишевское училище.  В ноябре 1917 года Набоков-старший отправился с семьёй в Крым, где вошел в Крымское правительство как министр юстиции.  Набоковы через Турцию, Грецию и Францию добрались до Англии. В том же 1919 году Владимир стал студентом Кембриджского университета, вначале специализируясь по энтомологии, затем сменив её на словесность. В 1922-м он с отличием его закончил. Фамильный герб Набоковых Юстиция – система судебных учреждений Энтомология – наука о насекомых

Юношеские годы

В 1911 году Владимир поступил в Тенишевское училище.

В ноябре 1917 года Набоков-старший отправился с семьёй в Крым, где вошел в Крымское правительство как министр юстиции.

Набоковы через Турцию, Грецию и Францию добрались до Англии. В том же 1919 году Владимир стал студентом Кембриджского университета, вначале специализируясь по энтомологии, затем сменив её на словесность. В 1922-м он с отличием его закончил.

Фамильный герб Набоковых

Юстиция – система судебных учреждений

Энтомология – наука о насекомых

Жизнь в Берлине  После окончания университета Владимир Набоков переехал в Берлин, где его отец основал эмигрантскую газету «Руль».  Переводчик статей для газет, составитель шахматных задач и шарад, преподаватель тенниса, французского и английского языков, сочинитель маленьких скетчей и пьес, голкипер в футбольной команде – этим на первых порах в Берлине Владимир зарабатывал на жизнь.  В 1922 году был убит его отец. Это событие поколебало религиозное чувство поэта, а в дальнейшем он демонстративно подчёркивал свой атеизм. Владимир Набоков во время работы над романом «Дар».

Жизнь в Берлине

После окончания университета Владимир Набоков переехал в Берлин, где его отец основал эмигрантскую газету «Руль».

Переводчик статей для газет, составитель шахматных задач и шарад, преподаватель тенниса, французского и английского языков, сочинитель маленьких скетчей и пьес, голкипер в футбольной команде – этим на первых порах в Берлине Владимир зарабатывал на жизнь.

В 1922 году был убит его отец. Это событие поколебало религиозное чувство поэта, а в дальнейшем он демонстративно подчёркивал свой атеизм.

Владимир Набоков во время работы над романом «Дар».

Начало творческой карьеры  В Берлине Набоков прожил до 1937 года, затем переехал в Париж, а в1940 году эмигрировал в Америку. За европейский период написаны почти все лучшие его книги, подписанные псевдонимом Сирин.  В 1923 году вышли два сборника стихотворений – «Горний путь» и «Гроздь». Как прозаик он начал с рассказов, первый роман «Машенька» был написан в 1926 году. Далее выходят романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929), «Возвращение Чорба», «Соглядатай» (оба – 1930), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1933), «Отчаяние» (1936), «Приглашение на казнь» (1938), «Дар» (1937-1938), «Solous Rex («Одинокий Король», 1940).  Поселившись в США, Владимир Набоков перешел, как писатель на английский язык.

Начало творческой карьеры

В Берлине Набоков прожил до 1937 года, затем переехал в Париж, а в1940 году эмигрировал в Америку. За европейский период написаны почти все лучшие его книги, подписанные псевдонимом Сирин.

В 1923 году вышли два сборника стихотворений – «Горний путь» и «Гроздь». Как прозаик он начал с рассказов, первый роман «Машенька» был написан в 1926 году. Далее выходят романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929), «Возвращение Чорба», «Соглядатай» (оба – 1930), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1933), «Отчаяние» (1936), «Приглашение на казнь» (1938), «Дар» (1937-1938), «Solous Rex («Одинокий Король», 1940).

Поселившись в США, Владимир Набоков перешел, как писатель на английский язык.

Последние годы жизни  Роман «Лолита» о двенадцатилетней американской «нимфетке», ставшей «смертоносным демоном» для сорокалетнего Гумберта, принёс ему мировую славу и деньги.  В 1960 году Набоков поселяется в Швейцарии. В конце жизни Набоков говорил «Я никогда не вернусь в Россию… Не думаю, чтоб там знали мои произведения…» С этим заблуждением он и ушел из жизни в 1977 году. Похоронен на швейцарском кладбище Клэренс в Монтрё. Кадр из к/ф «Лолита» (1997)

Последние годы жизни

Роман «Лолита» о двенадцатилетней американской «нимфетке», ставшей «смертоносным демоном» для сорокалетнего Гумберта, принёс ему мировую славу и деньги.

В 1960 году Набоков поселяется в Швейцарии. В конце жизни Набоков говорил «Я никогда не вернусь в Россию… Не думаю, чтоб там знали мои произведения…» С этим заблуждением он и ушел из жизни в 1977 году. Похоронен на швейцарском кладбище Клэренс в Монтрё.

Кадр из к/ф «Лолита» (1997)

Набоков в Швейцарии (1960-е-1970е)

Набоков в Швейцарии (1960-е-1970е)

РОЖДЕСТВО  ХРИСТОВО

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

РОЖДЕСТВО Христово  Слово «Рождество» означает «рождение». В эту ночь у девы Марии родился младенец – сын Божий, Спаситель мира.  Родился он около города Вифлеем, в пещере, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду.  Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января но новому стилю, католическая – 25 декабря.

РОЖДЕСТВО Христово

Слово «Рождество» означает «рождение». В эту ночь у девы Марии родился младенец – сын Божий, Спаситель мира.

Родился он около города Вифлеем, в пещере, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду.

Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января но новому стилю, католическая – 25 декабря.

Вифлеем – место, где родился Иисус

Вифлеем – место, где родился Иисус

Рождественский    сочельник

Рождественский сочельник

  • Рождественский сочельник - день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Пост этот хранился до вечерней звезды. Само название "сочельник" происходит от слова "сочиво". Это особое постное блюдо, которое готовят из пшеницы с медом и фруктами.
Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Святки назывались так, потому что после Рождества Христово идет священная неделя, то есть святая. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Считалось, что в сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны. На Руси святки соединялись с чествованием коляды - языческого божества, отождествляющего землю.  Во время Святок по улицам носили изображение звезды, под которой родился Иисус, становились под окнами, пели колядки и собирали подарки.    .
  • Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Святки назывались так, потому что после Рождества Христово идет священная неделя, то есть святая. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Считалось, что в сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны.
  • На Руси святки соединялись с чествованием коляды - языческого божества, отождествляющего землю.
  • Во время Святок по улицам носили изображение звезды, под которой родился Иисус, становились
  • под окнами, пели колядки и собирали подарки.

  • .
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО  С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали.  Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали.

Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски.

Работа в группах

Работа в группах

  • 1 группа
  • 2 группа
  • 3 группа
  • 4 группа
  • Экспертная группа
1 группа

1 группа

  • Глава 1
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Можно ли уже дать характеристику герою?
2 группа

2 группа

  • 2 глава
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Дополните характеристику героя
3 группа

3 группа

  • 3 глава
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? Дополните характеристику героя.
4 группа

4 группа

  • 4 глава
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана на ставить ёлку, почему? Что находит герой в столе сына? Всё ли он знал о своем ребёнке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему?
Экспертная группа

Экспертная группа

  • Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки?
  • Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их классу и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему?
Вывод урока

Вывод урока

  • В.В.Набоков передает чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть. «Смерть»,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение. Зажмурился…», открыл глаза и увидел чудо! Родилась бабочка! Бабочка как возрождение души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше. В.В.Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдание, а время лечит душевные раны.
Синквейн «Чудо»

Синквейн «Чудо»

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Домашнее задание (на выбор)

Домашнее задание (на выбор)

  • Придумайте продолжение рассказа
  • Напишите телеграмму Слепцову
Выставление оценок: Фамилия, имя участника Составление кластера Чтение фрагмента текста Участие в работе группы Характеристика героя Составление синквейна Общее количство «+»

Выставление оценок:

Фамилия, имя участника

Составление кластера

Чтение фрагмента текста

Участие в работе группы

Характеристика героя

Составление синквейна

Общее количство «+»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Старкова Галина Анатольевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100511


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства