Тема: В.В. Набоков. «Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. Чудесное в рассказе.
Цели: образовательная цель: формировать умения работать с текстом, выделяя основную идею произведения – страдание человека, изменяющее видение мира; развивающая цель: развивать умения преодолевать жизненные трудности, принимая происходящее в жизни как подарок судьбы; воспитательная цель: воспитывать чувство бережного отношения друг к другу
Оборудование: проектор, презентация Power Point, раздаточный материал, выставка книг В. Набокова
Оформление доски: число, тема, эпиграф
Эпиграф к уроку: «Самое удивительное в этой жизни то, что она продолжается», - Фредерик Бегбедер «Любовь живет три года»
План урока
1. Организационный момент
2. Целеполагание
3. Знакомство с биографией В.В. Набокова
4. Стадия вызова
5. Стадия осмысления
6. Стадия размышления
7. Рефлексия
8. Домашнее задание.
9. Выставление оценок
Ход урока
Самое удивительное
в этой жизни то,
что она продолжается.
Ф. Бегбедер «Любовь живет три года»
1. Организационный момент /1 мин./
Позитивный настрой на урок:
Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.
2. Целеполагание /2мин/
Запись темы, эпиграфа в тетрадь.
Сегодня мы с вами будем изучать рассказ Набокова «Рождество». Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Вслух зачитывается эпиграф).
- В чем смысл данных слов? (в том, что жизнь человека продолжается, несмотря на те жизненные трудности, которые встречаются человеку на пути).
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о смысле жизни).
Давайте попробуем определить, в чём заключался смысл жизни самого автора.
3. Знакомство с биографией В.В. Набокова /4 мин/ (подготовленный ученик)
Детство писателя
Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в семье аристократов. Отец писателя был юристом и политиком, членом государственной думы.
В 1900 году родился первый брат Владимира, Сергей, а через год они вместе с матерью переезжают во Францию.
В 1903 - родилась первая сестра Набокова, Ольга, а через три года – вторая, Елена.
Детство Владимир Набоков провёл в имении Выра. Он вырастал в атмосфере либерализма, избытка материальных и духовных ценностей.
В 1908 – отец Набокова был заключен в тюрьму на 90 дней после подписания политического манифеста.
Юношеские годы
В 1911 году Владимир поступил в Тенишевское училище.
В ноябре 1917 года Набоков-старший отправился с семьёй в Крым, где вошел в Крымское правительство как министр юстиции.
Набоковы через Турцию, Грецию и Францию добрались до Англии. В том же 1919 году Владимир стал студентом Кембриджского университета, вначале специализируясь по энтомологии, затем сменив её на словесность. В 1922-м он с отличием его закончил.
Жизнь в Берлине
После окончания университета Владимир Набоков переехал в Берлин, где его отец основал эмигрантскую газету «Руль».
Переводчик статей для газет, составитель шахматных задач и шарад, преподаватель тенниса, французского и английского языков, сочинитель маленьких скетчей и пьес, голкипер в футбольной команде – этим на первых порах в Берлине Владимир зарабатывал на жизнь.
В 1922 году был убит его отец. Это событие поколебало религиозное чувство поэта, а в дальнейшем он демонстративно подчёркивал свой атеизм.
Начало творческое карьеры
В Берлине Набоков прожил до 1937 года, затем переехал в Париж, а в1940 году эмигрировал в Америку. За европейский период написаны почти все лучшие его книги, подписанные псевдонимом Сирин.
В 1923 году вышли два сборника стихотворений – «Горний путь» и «Гроздь». Как прозаик он начал с рассказов, первый роман «Машенька» был написан в 1926 году. Далее выходят романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929), «Возвращение Чорба», «Соглядатай» (оба – 1930), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1933), «Отчаяние» (1936), «Приглашение на казнь» (1938), «Дар» (1937-1938), «Solous Rex («Одинокий Король», 1940).
Поселившись в США, Владимир Набоков перешел, как писатель на английский язык.
Последние годы жизни
Роман «Лолита» о двенадцатилетней американской «нимфетке», ставшей «смертоносным демоном» для сорокалетнего Гумберта, принёс ему мировую славу и деньги.
В 1960 году Набоков поселяется в Швейцарии. В конце жизни Набоков говорил «Я никогда не вернусь в Россию… Не думаю, чтоб там знали мои произведения…» С этим заблуждением он и ушел из жизни в 1977 году. Похоронен на швейцарском кладбище Клэренс в Монтрё.
- Так в чём же заключался смысл жизни автора?
4. Стадия вызова /2 мин/
Вот и на нашем уроке сегодня мы попробуем определить смысл жизни нашего главного героя, влияние смерти близкого человека на него.
- Как вы думаете, какие слова в названии темы урока являются ключевыми? (Жизнь и смерть, исцеление, чудесное, Рождество)
- Какова связь между этими словами? Давайте вспомним, что за праздник – Рождество?
Рассказ ученика о празднике/2мин/
Составление синквейна «Рождество» / 2 мин/
Перед нами рождественский рассказ.
- Какова традиционная особенность рождественских рассказов, с которыми мы знакомились? (Чудо)
Можем ли мы выдвинуть гипотезу о том, что в этом рассказе произойдёт какое-то чудо? (Да) Попробуем это доказать.
5. Стадия осмысления. Работа в группах /5мин/
Каждая группа получает индивидуальное задание по отрывку из текста. В конце работы, начиная с первой группы маркером своего цвета на ватмане вы пишите характеристику Слепцова, затем по порядку передаёте его дальше, таким образом, мы проследим с вами образ главного героя на протяжении всего рассказа. После того, как вы выполните задания своей группы, выберите 1 человека для защиты.
Задание для групп:
1 группа Глава 1
Прочитайте главу. Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Можно ли уже дать характеристику герою?
2 группа Глава 2
Прочитайте главу. Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Дополните характеристику героя
3 группа Глава 3
Прочитайте главу. Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? Дополните характеристику героя.
4 группа Глава 4
Прочитайте главу. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана на ставить ёлку, почему? Что находит герой в столе сына? Всё ли он знал о своем ребёнке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему?
Экспертная группа
Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки?
Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их классу и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему?
6. Защита групп /2мин./
Вывешивание получившейся характеристики героя на доске.
7. Стадия размышления /2мин/
- О чем рассказ В.В.Набокова?
- Что хотел донести до читателя автор?
-Почему рассказ о смерти назван «Рождество»?
- Какую мысль хотел этим передать автор своим читателям?
Вывод, к которому должны прийти учащиеся: В.В.Набоков передает чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть. «Смерть»,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение. Зажмурился…», открыл глаза и увидел чудо! Родилась бабочка! Бабочка как возрождение души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше. В.В.Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдание, а время лечит душевные раны.
8. Рефлексия. (1 мин.)
Представьте, что нам представился шанс повлиять на судьбу героя, чтобы вы могли ему сказать? Давайте попробуем написать Слепцову телеграмму, в которой попытаемся ему объяснить, что жизнь всё-таки продолжается и не утратила свой смысл. Напоминаю, что телеграмма пишется очень кратко и в ней отражается только всё самое главное.
ТЕЛЕГРАММА
Кому_________________________________
От кого_______________________________
СРОЧНО!_____________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Написание телеграммы герою «» /2 мин/
9. Домашнее задание. (1 мин) на выбор:
1) Проявите себя в роли автора, напишете продолжение рассказа.
2) Эссе «Жизнь продолжается...»
10. Выставление оценок в группе /1 мин/
Впишите фамилии участников группы, оцените работу каждого участника по критериям столбцов, поставив плюс или минус. Посчитайте количество плюсов м выставьте соответствующую оценку.
Фамилия, имя участника | Составление синквейна | Чтение фрагмента текста | Участие в работе группы | Характеристика героя | Написание телеграммы | Общее количство + |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |