-О чем это стихотворение? Чему оно учит? Словарь-оазис в пустыне.
- Каким было место, где росли три гордые пальмы?
Слайд. Ойкос – дом, жилище, обиталище.
Cлайд. Экология –
1.Это взаимоотношения организмов с окружающей средой.
2.Наука о человеке.
3.Наука о животных.
4.Наука о растениях.
Слайд. - Экология – это …
Наука, изучающая взаимоотношение живых организмов, в условиях окружающей среды.
Взаимоотношение организмов с окружающей средой.
Как же человек сосуществует с природой?
III. Объявление темы. Слайд. «Будь человеком, человек, ты на земле своей»
Слайд. 1.Человек. Человек-это великолепно, это звучит гордо». М.Горький
- Как связано стихотворение «Три пальмы» с нашей темой?
- Можно ли сказать, что Лермонтов призывает людей быть милосердными к природе?
Значит, и 160 лет назад, и сейчас, в особенности, тема взаимоотношения человека и природы была очень важной.
Слайд. «Охранять природу - значит охранять Родину» (М. Пришвин).
«Будь Человеком, человек, ты на земле своей» (С. Михалков)
Слайд.В.Н. Астафьев. Портрет писателя. Краткая биография.
Виктор Петрович Астафьев. 1924 – 2004гг.
С. Овсянка, Красноярский край, дет. дом, в 7 лет лишился матери (утонула в Енисее)
1942г. ВОВ, ранения, работа на Урале
1953г. Первый сборник рассказов.
1975г. государственная премия РСФСР имени М.Горького
1978г. Гос. Премия СССР за рассказ «Царь-рыба»
Астафьев утверждал: «Кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен и жесток к человеку». Его волновали вопросы: «Как быть человеком, каким быть, как жить по правде и по совести».
4.Чтение рассказа «Хвостик» учителем.
Беседа по вопросам:
-Как относятся люди к природе?
- Какое отношение людей к природе в рассказе «Хвостик»? Варварское.
- Какое чувство вызывает этот рассказ?
- Как вы думаете, испытывает ли писатель чувство уважения к дачникам, приезжающим в Заречье?
Чтение рассказа учащимися.
1 абзац – Где видно негативное, отрицательное отношение писателя?
2 абзац перед чтением – выделить голосом глаголы, характеризующие дела, действия человека.
Человек, что он делает?
Работает, учится, думает, помогает, заботится … а в рассказе?
Расползаются, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят(как о самом низком существе).
IVч. Чтение
-Что вы можете сказать о людях, которые убили суслика и его кровью написали «Отклик»? Можно их назвать людьми? Какие они?
-Чему учит это рассказ?
«Костер возле речки»
Чтение учителем.
Закончите пословицы и поговорки.
«Чисто не там, где убирают, а там где не …»
«Человек от лени болеет, а от труда …»
- «Моя хата с краю …»
Поговорка не права – это … слова.
- Найдите на слайде пословицу, которая может охарактеризовать героев рассказа.
- Найдите и прочитайте, кого встретил автор?
- Чем были заняты люди? (чтение)
-Каково отношение к профессору и его жене? Найдите, где видно, что шофёр плохо воспитан, груб?
- Как вы понимаете фразу «Да разве за нами, за …. ? Понимает ли шофер, что и сам делал плохо?
Активная жизненная позиция.
Нравственное, доброе, милосердное отношение к природе должно быть каким?
Что вы делаете? (Посадил деревья, клумбы, леса)
«Миллион добрых дел» для чего?
Кама? «Красная книга»? (купания, машины …, выбросы в воздух – дождь.)
Что делается? Экологическая полиция.
Карта Татарстана. О Чистополе. (ветра, дожди.)
Использование пестицидов в с/х, удобрений на полях, что приводит к снижению численности животных и растений.
Загрязнение территории нефтью.
Слайд. ЗОЖ. Человек-часть природы. Мы сами должны беречь своё здоровье. (Пословицы объяснить)
Здоровью цены нет.
Здоровье не купишь.
Ум да здоровье дороже всего.
Ищи в жизни добро и удаляйся от зла.
Вино сначала веселит, а потом без ума дела творит.
Курить – здоровью вредить.
Тесты к теме:
Что можно делать, чтобы быть Человеком?
Активная жизненная позиция – это
охрана природы (растений, животных)
охрана человека.
Итог урока. Оценки.
Слайд. Астафьев утверждал: «Кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен и жесток к человеку».
Его волновали вопросы:
«Как быть человеком, каким быть, как жить по правде и по совести».
Домашнее задание.
Д.З.Подготовить небольшой рассказ с ответом на этот вопрос.