kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: В.П. Астафьев Рассказы из сборника»Затеси»( «Хвостик», «Костёр возле речки», « И милосердия…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 9 классе специальноной (коррекционной) школы VIII вида.

Цель:

Продолжать работать над осознанным чтением, умением размышлять, высказывать свои мысли.

Воспитывать любовь к родному краю, к природе, чувство активной жизненной позиции, гражданственность.

Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, активизации мыслительной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: В.П. Астафьев Рассказы из сборника»Затеси»( «Хвостик», «Костёр возле речки», « И милосердия…» »

Методическая разработка

урока литературного чтения в 9 классе

учителя - дефектолога ГБС(К)ОУ «Чистопольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 VIII вида»

Потаповой Галины Владимировны

Е-mail: [email protected]

Тема: В.П. Астафьев Рассказы из сборника»Затеси»( «Хвостик», «Костёр возле речки», « И милосердия…»

Цель:

Продолжать работать над осознанным чтением, умением размышлять, высказывать свои мысли.

Воспитывать любовь к родному краю, к природе, чувство активной жизненной позиции, гражданственность.

Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, активизировать мыслительную деятельность.

Оборудование: Презентация. Портреты писателей, биографические сведения, пословицы, высказывания поэтов и писателей.


I.Орг. момент. Речевая разминка. Пословицы – «Мало уметь читать – надо уметь думать», «Живи всяк своим умом».(объяснить).

С. Михалков «Будь Человеком!»-наизусть.

II.Слайд. М.Ю. Лермонтов. Портрет поэта. «Три пальмы».

Чтение стихотворения, заранее подготовленное детьми (наизусть).

Слайд. Сравнить:

печальных, бесплодной, знойной

гордые, высоко

-О чем это стихотворение? Чему оно учит? Словарь-оазис в пустыне.

- Каким было место, где росли три гордые пальмы?

Слайд. Ойкос – дом, жилище, обиталище.

Cлайд. Экология –

1.Это взаимоотношения организмов с окружающей средой.

2.Наука о человеке.

3.Наука о животных.

4.Наука о растениях.

Слайд. - Экология – это …

  1. Наука, изучающая взаимоотношение живых организмов, в условиях окружающей среды.

  2. Взаимоотношение организмов с окружающей средой.

Как же человек сосуществует с природой?

III. Объявление темы. Слайд. «Будь человеком, человек, ты на земле своей»

Слайд. 1.Человек. Человек-это великолепно, это звучит гордо». М.Горький

- Как связано стихотворение «Три пальмы» с нашей темой?

- Можно ли сказать, что Лермонтов призывает людей быть милосердными к природе?

Значит, и 160 лет назад, и сейчас, в особенности, тема взаимоотношения человека и природы была очень важной.

Слайд. «Охранять природу - значит охранять Родину» (М. Пришвин).

«Будь Человеком, человек, ты на земле своей» (С. Михалков)

Слайд.В.Н. Астафьев. Портрет писателя. Краткая биография.

Виктор Петрович Астафьев. 1924 – 2004гг.

С. Овсянка, Красноярский край, дет. дом, в 7 лет лишился матери (утонула в Енисее)

1942г. ВОВ, ранения, работа на Урале

1953г. Первый сборник рассказов.

1975г. государственная премия РСФСР имени М.Горького

1978г. Гос. Премия СССР за рассказ «Царь-рыба»

Астафьев утверждал: «Кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен и жесток к человеку». Его волновали вопросы: «Как быть человеком, каким быть, как жить по правде и по совести».

4.Чтение рассказа «Хвостик» учителем.

Беседа по вопросам:

-Как относятся люди к природе?

- Какое отношение людей к природе в рассказе «Хвостик»? Варварское.

- Какое чувство вызывает этот рассказ?

- Как вы думаете, испытывает ли писатель чувство уважения к дачникам, приезжающим в Заречье?

Чтение рассказа учащимися.

1 абзац – Где видно негативное, отрицательное отношение писателя?

2 абзац перед чтением – выделить голосом глаголы, характеризующие дела, действия человека.

Человек, что он делает?

Работает, учится, думает, помогает, заботится … а в рассказе?

Расползаются, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят (как о самом низком существе).

IVч. Чтение

-Что вы можете сказать о людях, которые убили суслика и его кровью написали «Отклик»? Можно их назвать людьми? Какие они?

-Чему учит это рассказ?

«Костер возле речки»

Чтение учителем.

Закончите пословицы и поговорки.

«Чисто не там, где убирают, а там где не …»

«Человек от лени болеет, а от труда …»

- «Моя хата с краю …»

Поговорка не права – это … слова.

- Найдите на слайде пословицу, которая может охарактеризовать героев рассказа.

- Найдите и прочитайте, кого встретил автор?

- Чем были заняты люди? (чтение)

-Каково отношение к профессору и его жене? Найдите, где видно, что шофёр плохо воспитан, груб?

- Как вы понимаете фразу «Да разве за нами, за …. ? Понимает ли шофер, что и сам делал плохо?

Активная жизненная позиция.

Нравственное, доброе, милосердное отношение к природе должно быть каким?

  1. Что вы делаете? (Посадил деревья, клумбы, леса)

  2. «Миллион добрых дел» для чего?

  3. Кама? «Красная книга»? (купания, машины …, выбросы в воздух – дождь.)

  4. Что делается? Экологическая полиция.

  5. Карта Татарстана. О Чистополе. (ветра, дожди.)

  6. Использование пестицидов в с/х, удобрений на полях, что приводит к снижению численности животных и растений.

  7. Загрязнение территории нефтью.

Слайд. ЗОЖ. Человек-часть природы. Мы сами должны беречь своё здоровье. (Пословицы объяснить)

  1. Здоровью цены нет.

  2. Здоровье не купишь.

  3. Ум да здоровье дороже всего.

  4. Ищи в жизни добро и удаляйся от зла.

  5. Вино сначала веселит, а потом без ума дела творит.

  6. Курить – здоровью вредить.

Тесты к теме:

Что можно делать, чтобы быть Человеком?

Активная жизненная позиция – это

  • охрана природы (растений, животных)

  • охрана человека.

Итог урока. Оценки.

Слайд. Астафьев утверждал: «Кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен и жесток к человеку».

Его волновали вопросы:

«Как быть человеком, каким быть, как жить по правде и по совести».

Домашнее задание.

Д.З.Подготовить небольшой рассказ с ответом на этот вопрос.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Потапова Галина Владимировна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117555


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства