kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: В.Высоцкий- бард, актер, поэт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения.

Цель урока:

Обучающая: дать понятие авторской песни, познакомить с творческим наследием В.Высоцкого.

Развивающая: учить умению воспринимать поэтический текст, песню,. развивать речь и способность мыслить, рассуждать.

Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, патриотизма, формировать нравственные качества на примере песни Высоцкого «Песня о друге».

Анализ поэтического текста.Дается понятие авторской песни, знакомство с творческим наследием В.Высоцкого.

Используется групповая форма работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: В.Высоцкий- бард, актер, поэт.»

Тема урока: В.Высоцкий- бард, актер, поэт.

Цель урока:

Обучающая: дать понятие авторской песни, познакомить с творческим наследием В.Высоцкого.

Развивающая: учить умению воспринимать поэтический текст, песню, . развивать речь и способность мыслить, рассуждать.

Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, патриотизма, формировать нравственные качества на примере песни Высоцкого «Песня о друге».

Тип урока: изучение нового материала.

Ожидаемые результаты.
Личностные: развивать читательский вкус и воображение.
Метапредметные: формировать у учащихся умение анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное, высказывать свою точку зрения.
Предметные: анализ поэтического текста.

Оборудование:

Портрет и фотографии В. Высоцкого, гитара.

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран

Выставка книг, оценочные листы, билеты для групп

Презентации, кластер

Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учащихся; прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофрагментов, клипов и компьютерных презентаций; аналитическая беседа, анализ стихотворения «Песня о друге».

Предварительное домашнее задание:

Первая группа готовит сообщение о поэте Высоцком.

Вторая группа готовит сообщении о работе в театре.

Третья группа готовит сообщения о работе В. Высоцкого в кино.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Учащиеся входят по пропускам и делятся по группам

«КИНО», «ТЕАТР», «ПОЭЗИЯ» (учащиеся рассаживаются по местам)

Приветствие – актуализация.

Здравствуйте те, кто любит театр.

Здравствуйте те, кто любит кино.

Здравствуйте те, кто любит песни у костра.

Так я обращаюсь к вам не с проста, потому что сегодняшний урок мы посвятим человеку, в чьём творчестве объединились театр, кино и авторская песня.

Моя цель - заинтересовать вас авторской песней.

Я хочу, чтобы вы полюбили творчество Высоцкого так, как любят многие люди. Слайд 1

Беседа об авторской песне.

- Как понимаете выражение "Авторская песня"?

- Этот жанр имеет и другие названия – бардовская, туристская, студенческая песня, песни у костра.

- Кто же такие барды? - Что означает слово «бард»? Слайд 2

      - Я расскажу вам притчу: « Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди,
которых называли кельтами, своих мудрых учителей они называли друидами. Перед  
их  знаниями материального и духовного мира преклонялись многие. Друид должен был 20 лет обучаться у жреца, а, пройдя испытания, обучение и обряд посвящения,  избранник назывался «бард».Теперь он имел право идти в народ и петь, вселяя в него свет и истину своей песней, формируя словом образы, исцеляющие душу.

Значит, для того чтобы стать бардом, надо иметь большой житейский опыт, мудрость, знания. Бардовская песня требует большой работы – работы ума, души, чувств, сердца.

Словарная работа: слайд3

(« Бард» (от англ. и ирланд. Bard – певец) - народный певец у древних кельтских племён. В средние века бардами называли профессиональных поэтов-певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. В наши дни бардами иногда называют создателей авторской песни)

- Определяя сущность авторской песни, основоположник бардовского движения Б. Окуджава говорил, что это – «поэзия под гитару», а

В. В. Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой (обычно исполняется под гитару)

- Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными

Литературная беседа.

Звучит песня "Я не люблю" (музыкальный эпиграф к уроку). Видео1

Эта песня - своеобразное жизненное кредо её автора и исполнителя. Вы узнали его? (Ответы ребят) Рассказ учителя о жизни В. Высотского.

  Сообщение учителя « О жизни и личности В. Высоцкого » слайд 4

Владимир Высоцкий родился в 1938 году в Москве. В июле 1941 года Володе исполнилось 3 года. Немцы начали бомбить Москву. Вот что вспоминает мать поэта: «Мы с сыном спускались в убежище, а там он находил место повыше и читал стихи, громко и выразительно. Однажды после такого «выступления» пожилой мужчина подошел ко мне и сказал: «Спасибо за сына», - и поцеловал мне руку». Все детство Высоцкий провел на Большом Каретном. Несколько лет жил в Германии, где служил его отец Семен Владимирович. С детства любимой  была песня « Вставай, страна  огромная». Он называл ее песней своего детства. Володя был простой, обычный мальчишка того времени, прибегал с синяками и разбитым носом домой, играл в войну с ребятами, друзей у него было очень много. Часто превращали квартирку в военный штаб. Учился  хорошо, и родители никогда не знали с сыном проблем. Он рано начал писать стихи, занимался в школьном  драматическом кружке.

После окончания школы Володя поступает в Московский Инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева, но, не проучившись и года, бросает его и поступает в Школу-студию МХАТ имени В.И. Немировича-Данченко на актёрское отделение. Окончив студию, работает в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина, начинает сниматься в кино. В это же время пишет свои первые песни.

К песням этого поэта можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. Но мимо них нельзя пройти; и сделать вид, что их нет, тоже нельзя – сами песни не дадут этого сделать.

Предлагаю познакомиться с ним поближе, чтобы в конце урока ответить на вопрос:

Почему так популярен Высоцкий СЕГОДНЯ?

Беседа.

— Я надеюсь, что к концу урока у вас сложится мнение о Владимире Высоцком
и вы самостоятельно сможете сделать вывод, кто же такой В.Высоцкий. Сможете представить себе портрет этого человека. Мы будем слушать стихи и песни, воспоминания и отклики людей, близко знавших Высоцкого, и его собственные признания. Но главное, конечно, это его работы, его творчество, оно как нельзя лучше говорит за себя.

  Сообщение учащегося «В. Высоцкий — актёр кино» слай 5
1.- В кино В.Высоцкий сыграл около тридцати ролей. Наиболее значительные из них-геолог Максим в фильме режиссера Киры Муратовой "Короткие встречи" (1967б),Бродский в фильме Геннадия Полоки "Интервенция" (1968),поручик Брусенцов в фильме Евгения Карелова "Служили два товарища"(1968),фон Корен в фильме Иосифа Хейфица "Плохой хороший человек"(по мотивам повести Чехова "Дуэль"(19373),Ибрагим Ганнибал в фильме Александра Митты "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил"(1976),капитан милиции Глеб Жеглов в телефильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя"(1979),Дон Гуан в телефильме Михаила Швейцера "Маленькие трагедии"(1980).

Несмотря на такой относительно благополучный с виду "послужной список", судьба Высоцкого-киноактера складывалась драматично.

Некоторые фильмы с его участием были фактически .Нередки были случаи, когда после удачных кинопроб официальные инстанции не утверждали Высоцкого на роли .С большим трудом "проходили" песни Высоцкого, написанные специально для кинофильмов: большая их часть в картины не вошла.

    Высоцкий исполнил роль капитана Г. Жеглова в фильме «Место  встречи изменить нельзя». Ему удалось очень выпукло передать  характер капитана уголовного розыска, человека нелегкой судьбы, который борется с городской нечистью, хорошо ему знакомой. Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР: «…присудить Государственную премию СССР 1987 год, Высоцкому Владимиру Семеновичу (посмертно) - за создание образа Жеглова и авторское исполнение песен. 
Слово учителя.
— Театральная судьба В.Высоцкого была более счастливой, чем кинематографическая. Однако и в театре не всё было гладко и безоблачно.
Сообщение учащегося «В.Высоцкий — актёр театра». Слайд 6

Рассказ уч-ся о работе Высоцкого в театре (кадр презентации).

- Некоторое время Высоцкий работал в Театре имени А.С.Пушкина, в театре миниатюр, с 1959 года начал сниматься в кино. Но по-настоящему его актерский талант раскрылся в Театре драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова, где он работал с 1964 года до конца жизни. Высоцкий сыграл главные роли в спектаклях "Жизнь Галилея" (по пьесе Б.Брехта) и "Гамлет", участвовал в спектаклях "Добрый человек из Сезуана", "Антимиры", "Павшие и живые", "Послушайте!", "Вишневый сад", "Преступление и наказание" и др. В нескольких спектаклях со сцены звучали песни Высоцкого

Сообщение учащегося «В. Высоцкий и песня»

Читают цитату о значении песни в жизни Высоцкого.слайд 7

- "Теперь - самое главное. Если на две чашки весов бросить мою работу: на одну - театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую - только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит! Несмотря на кажущую простоту этих вещей - можете поверить мне на слово - я занимаюсь этим давно, - песни требуют колоссальной отделки и шлифовки, чтобы добиться в них вот такого, будто бы разговорного тона. Я должен вам сказать, что песня для меня - никакое не хобби, нет!"

Сообщение учащегося : «Высоцкий и поэзия» слайд 8
Владимир Высоцкий — феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Он написал более 600 стихотворений и песен, сыграл более 20 ролей в спектаклях и более 20 ролей в кинокартинах и телефильмах. Но социальная и нравственная позиция Высоцкого нашла наиболее яркое выражение в "авторской песне" (термин самого В. Высоцкого).

В своих стихах-песнях поэт откликался "на злобу дня" и обращался к историческому прошлому нашей родины; писал и пел о человеческих переживаниях и одушевлял природу; воскрешал такие вечные чувства и понятия, как любовь, дружба, честь, правда, добро, свобода. Поэт не отделял себя от своих героев, остро ощущал и как бы перекладывал на свои плечи сложную запутанность их судеб, боль и горечь переживаний. Его песни — своего рода самопознание народной души.

Слово учителя:

Для своих песен он всегда выбирает ситуации, когда люди рискуют жизнью, когда они «вдоль обрыва, по над пропастью, по самому по краю». Высоцкий на своих выступлениях часто говорил, что ему нравится писать, когда что-то происходит, маленькие происшествия из жизни и не любит писать, когда люди сидят, едят, смотрят телевизор, т.е. ни чего не делают. Хотя и это он часто высмеивал в своих шуточных песнях.

Многие из песен Высоцкого посвящены горам, альпинизму. Одна из альпинистских песен – это «Песня о друге», написанная в 1966 году к кинофильму «Вертикаль». Эта песни пронизана героизмом тех людей, которые занимаются этим опасным видом спорта. Но опять таки это только оболочка, за которой видна главная тема - дружба, взаимовыручка, мужество идти до конца и ни когда не сдаваться. Эта тема присуща всему творчеству Высоцкого.. В ней говорится о настоящей мужской дружбе, которая возникает между людьми в горах. Для альпинистов они стали как бы гимном. Строчки из этих песен выбивали на могилах погибших альпинистов их друзья.

Работа с текстом.

Читаю наизусть стихотворение «Песня о друге»

1)          Какие чувства вызывает у вас эта песня? О чем идет речь в этой песне?
- С чем сравнивает автор работу альпиниста?

Словарная работа: слайд 9

Риск - это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода

Брань – осуждающие и обидные слова, ругань.

Ныть -надоедливо жаловаться на что-нибудь.

Раскисать, раскис- терять волю, выдержку, способность действовать.

Сник, поник- ослабеть, упасть духом.

В стихотворении «Песня о друге» дружба проверяется на проч­ность самой экстремальной ситуацией: только в горах во время вос­хождения можно узнать подлинность дружбы:

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, —

Парня в горы тяни —рискни! —

Не бросай одного его:

Пусть он в связке в одной с тобой —

Там поймешь, кто такой.

Слабость, малодушие — первый признак того, что он ненадеж­ный друг. А вот если «он не скулил, не ныл», а «когда ты упал со скал», «стонал, но держал» — это настоящий друг, на которого мож­но положиться во всем.

«Песня о друге» в семидесятые годы приобрела широкую попу­лярность. Ее можно было услышать в походе у костра, на молодеж­ных стройках, в студенческих экспедициях. Она несла в себе пози­тивное начало, укрепляла веру в надежность и верность дружбы.

Работа в группах: (составление постеров, защита)

Определите тему каждой строфы.

О чем говорит Высоцкий ?

Каким человеком вы его видите ?

1 группа:

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг — а так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни — рискни! —
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.
2 группа:

Если парень в горах — не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Оступился — и в крик,
Значит рядом с тобой — чужой,
Ты его не брани — гони,
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
3 группа:

Если ж он не стонал, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него. 

Учитель:

Сила воли, целеустремленность, нежелание кривить душой, умение признавать и исправлять свои ошибки, быть надежным, верным другом – такими качествами обладал В. Высоцкий .
Закончить страницу «Знакомство» хотелось бы отрывком из интервью, которое он дал в 1970 году.

(Инсценировка 2 учениками)
2-й учащийся: Ф.И.О.
3-й учащийся: В.С.Высоцкий .
2-й учащийся: Профессия.
3-й учащийся: Актёр
2-й учащийся: Самый любимый писатель
3-й учащийся: Михаил Булгаков
2-й учащийся: Самый любимый поэт.
3-й учащийся: Бэлла Ахмадуллина.
2-й учащийся: Кто твой друг?

3-й учащийся: В.Золотухин
2-й учащийся: За что ты его любишь?
3-й учащийся: Если знать за что, то это уже не любовь, а хорошее отношение.
2-й учащийся: Что такое, по-твоему, дружба?
3-й учащийся: Когда можно сказать человеку всё, даже самое отвратительное о себе.
2-й учащийся: Черты, характерные для твоего друга.
3-й учащийся: Терпимость, мудрость.
2-й учащийся: Любимые качества в человеке.
3-й учащийся: Одержимость и отдача.
2-й учащийся: Отвратительные черты в характере человека.
3-й учащийся: Глупость, серость, гнусь.
2-й учащийся: Что тебе недостает?
3-й учащийся: Времени.
2-й учащийся: Чего хочешь добиться в жизни
3-й учащийся: Чтобы помнили и везде пускали.
2-й учащийся: Какой вопрос вы бы хотели задать самому себе?

2-й учащийся: Хочешь ли ты стать великим?
3-й учащийся: Хочу и буду.
«Хочу и буду». Эти слова Владимира Семёновича стали пророческими.

Заключительное слово учителя.

Перед нами на уроке стоял вопрос:

Почему так популярен Высоцкий СЕГОДНЯ? Какой он человек?

(Ответы учащихся. Составление кластера «Высоцкий»).

Слайд 10 «Кем он был больше? Актером? Певцом? Поэтом? Это не важно! » - сказал

Р.Рождественский.

Рефлексия.

Споем песню «Если друг оказался вдруг…»

Весь класс поет под грамзапись песни В. Высоцкого. Видео 2

- Давайте поаплодируем великому поэту-барду.

Подведение итога. Обобщающее слово учителя.
Наш урок подошёл к концу, и пора подвести итоги. Вы услышали стихи, песни, воспоминания и откровения самого Владимира Высоцкого.
Кто же такой Владимир Высоцкий?
(Личность, творчески одарённая, достойный наследник и продолжатель традиций русской классической литературы)
— Он начинал с того, что сочинял и пел для «своих», для людей его окружавших, для тех, кого он лично знал и кто знал его. А своими оказались миллионы, песни разлетелись стремительно и зазвучали в квартирах интеллектуалов, в рабочих и студенческих общежитиях, их пела молодёжь, школьники.

    Сегодня о Высоцком много пишут, выходят его книги, диски. Альпинисты называют его именем труднодоступные горные вершины. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, кинолентах, а главное в памяти людей.
В завершении нашего сегодняшнего разговора прошу вас прочитать стихи, посвящённые В.С. Высоцкому(читает наизусть ученик):

Никита Высоцкий «На смерть В.Высоцкого»
Пророков нет в отечестве моем,
А вот теперь ушла и совесть.
Он больше не споет нам ни о чем,
И можно жить, совсем не беспокоясь.

Лишь он умел сказать, и спеть умел,
Что наших душ в ответ дрожали струны.
Аккорд его срывался и звенел,
Чтоб нас заставить мучаться и думать.

Он не допел, не досказал всего,
Что было пульсом и в душе звучало,
И сердце разорвалось от того,
Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер! Да! И все же он поет,
И песни не дадут нам жить спокойно.

5. Рефлексия.

«Загляни внутрь себя!»

В конце урока ребятам раздаю листочки в форме гитары, на которых они записывают свои впечатления об уроке.

6.Оценивание: комментирование оценок(Лидеры комментируют оценки членов группы)

7. Домашнее задание:

Я предлагаю вам сборник стихов В. Высоцкого. Выберите любое стихотворение и

сделай те анализ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Тема урока: В.Высоцкий- бард, актер, поэт.

Автор: Mухамадиева Индира Калемолдиновна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250512


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства