Тема урока: "В человеке все должно быть прекрасно..." (Страницы жизни и творчества А.П. Чехова) конспект
Тема урока: "В человеке все должно быть прекрасно..." (Страницы жизни и творчества А.П. Чехова) конспект
Тема урока: "В человеке все должно быть прекрасно..." (Страницы жизни и творчества А.П. Чехова)
Цель урока: Обобщение и закрепление знаний о жизни и творчестве писателя.
Образовательные: Обобщить и закрепить знания по теме. Развить и углубить знания о жизни и творчества А.П.Чехова; развить умения и навыки работы с текстом литературного произведения, определяя его идейный замысел ;
Развивающие: Создавать условия для гармоничного развития личности учащихся развитие связной речи и логического мышления, развивать умение самовыражения через культуру речи;
Воспитательные: Любовь к чтению классической русской литературы, нравственное воспитание учащихся.
Вид урока: обобщение и закрепление изученного материала
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно –иллюстративный
Формы обучения: фронтальная проверка
Приемы урока: рассказ с элементами беседы, комментированное чтение, демонстрация материалов на интерактивной доске
Межпредметная связь: с русским языком, историей, географией
Опорные понятия: хронология, биография
Дидактические материалы: высказывания о А.П.Чехове, карточки, опорные схемы, тесты.
Оборудование: интерактивная доска, портрет писателя, иллюстрации к произведениям
Литература:
«Русская литература» за 10 класс……
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "В человеке все должно быть прекрасно..." (Страницы жизни и творчества А.П. Чехова) конспект »
Предмет: Русская литература
Тема урока: "В человеке все должно быть прекрасно..." (Страницы жизни и творчества А.П. Чехова)
Цель урока: Обобщение и закрепление знаний о жизни и творчестве писателя.
Образовательные: Обобщить и закрепить знания по теме. Развить и углубить знания о жизни и творчества А.П.Чехова; развить умения и навыки работы с текстом литературного произведения, определяя его идейный замысел ;
Развивающие: Создавать условия для гармоничного развития личности учащихся развитие связной речи и логического мышления, развивать умение самовыражения через культуру речи;
Воспитательные: Любовь к чтению классической русской литературы, нравственное воспитание учащихся.
Вид урока: обобщение и закрепление изученного материала
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно –иллюстративный
Формы обучения: фронтальная проверка
Приемы урока: рассказ с элементами беседы, комментированное чтение, демонстрация материалов на интерактивной доске
Межпредметная связь: с русским языком, историей, географией
Опорные понятия: хронология, биография
Дидактические материалы: высказывания о А.П.Чехове, карточки, опорные схемы, тесты.
Оборудование: интерактивная доска, портрет писателя, иллюстрации к произведениям
Литература:
«Русская литература» за 10 класс……
«Хорошо вспоминать о таком человеке,
тотчас в жизнь твою возвращается бодрость,
снова входит в нее ясный смысл….»
Ход урока
М. Горький
Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята.
-Сегодня у нас с вами необычный урок, мы будем работать в группах. В каждой группе есть капитан, который будет заполнять оценочный лист группы (на столе лежат оценочные листы)
Тема нашего урока: “В человеке всё должно быть прекрасно…”.
А сейчас я попрошу Вас обратить внимание на эпиграф к уроку (кто-нибудь из детей читает вслух).
-Выделите ключевые слова в данном эпиграфе
Вспоминать – человек – жизнь - бодрость – ясный ум
- Значит о чем мы с вами будем говорить на уроке? (вспоминать о человеке, его жизни и творчестве)
Да, действительно, Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями художественного мироощущения писателя, понаблюдаем, как формировалось мировоззрение этого талантливого человека, определим, как отразилась эпоха в его произведениях, убедимся, что всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека, подведем итоги по творчеству удивительного человека и писателя, который стал для нас, читателей, примером интеллигентности, ума, душевной мягкости, тонкого юмора в сочетании с мужественностью и силой воли.
-А как вы думаете, о ком из писателей говорил М. Горький? (А.Чехов)
Итак, начинаем наш урок, откройте тетради, запишите тему урока и эпиграф к уроку.
Сегодня мы будем говорить не только о жизни А.П. Чехова, но и конечно о его творчестве. Итема нашего урока: “В человеке всё должно быть прекрасно…”.
Для начала мы проведем разминку, которая поможет нам определить, насколько Вы знаете творчество писателя.
Разминка.
Задание 1. На интерактивной доске список произведений русских писателей.
Подчеркнуть название произведений, автором которых является Чехов. Список: «Каштанка», «Война и мир», «Степь», «Старуха Изергиль», «Гранатовый браслет», «Человек в футляре», «Станционный смотритель», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Хамелеон», «Крыжовник», «Герой нашего времени», «Тарас Бульба», «Три сестры», «Чайка».
Произведение Чехова
Другие Произведения
Задание 2. Найдите ключевые фразы к рассказу «Человек в Футляре»:
«Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»
«Человек – это великолепно! Это звучит….гордо!»
Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает человеку крылья….!»
«Как бы чего не вышло!»
«Счастливые часов не наблюдают»
Тварь ли я дрожащая или право имею?»
«Нет, больше жить так невозможно!»
Задание 3. Дописать на интерактивной доске пропущенные слова в названиях произведении Чехова: «Толстый и…..», «Дом с….», « Палата №….», «….в футляре», «Спать……», «……с собачкой», « Дядя……», «……сад».
Задание 4. на интерактивной доске соединить линиями название произведений с их героями:
Старцев «Крыжовник »
Петя Трофимов «Человек в футляре»
Чимша–Гималайский «Ионыч»
Беликов «Вишневый сад»
Проверка домашнего задания.
Дома каждая группа должна была подготовить материал о жизни и творчестве писателя.
Ваша задача, раскрыть заданную вам тему так, чтобы все остальные записали в своих таблицах основные моменты. (в тетрадях чертят таблицу)
Детские годы писателя
Начало литературной деятельности
Путешествие Чехова на остров Сахалин
Последние годы жизни А.П.Чехова
Непросто, очень непросто складывалась судьба Чехова. Но это были годы большой внутренней работы для него, голы раннего становления, когда он учился быть независимым, несмотря на трудности жизни, когда он “выдавливал из себя раба по каплям”. Но была огромная воля к жизни, был свой, чеховский юмор, душевная свобода. “Не стоять ниже уровня среды, в которую попал” - вот, пожалуй, один из девизов Чехова.
. Чехова в Москве, учебы на медицинском факультете университета, первых литературных опытов. Он начинает "по капле выдавливать из себя раба", увлекается литературой, пишет первые рассказы, печатается в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель", "Сверчок", "Осколки".
Чехова тревожит будущее страны, его волнуют политические вопросы, он проявляет интерес к общественным проблемам. В повести “Палата №6” дана законченная и бескомпромиссная характеристика современной Чехову социально-политической действительности. “Всюду палата №6”. Это – Россия…Палата – это Русь”. 3.2. Тема любви позволяет поставить этические вопросы, изучить человеческий характер во всех проявлениях (“Верочка”, “Огни”, “Огни”). 3.3.Тема футлярной жизни – одна из главных тем творчества Чехова. Писатель считает, что футляр – это собственническая сытость, самодовольство; человека не может удовлетворять только лично счастье, он должен стремиться к иной деятельности . Рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” - опровержение основ существующего общественного строя России. 3.4. ^ Тема “дворянских гнёзд” поднята и в повести “Дом с мезонином”. Здесь Чеховым резко подчёркнуты черты изжитости, дряхлости, обречённости. Главная мысль повести – любовь покидает мир, в котором люди одержимы претензиями на право владения истиной и забывают мудрость: “никто не знает настоящей правды”. - Мы ещё познакомимся с прекрасными произведениями Чехова, созданными в Мелихово, в том числе и с такими, как “Ионыч”, “Попрыгунья”, “Дуэль”, где увидим Чехова-философа, увидим, что его отрицательные персонажи не всегда однозначно плохи, положительные не во всём и всегда правы. А главное, герои не статичны, их характеры меняются. Под слоем бытовых, вроде бы не слишком интересных подробностей, скрыт глубокий философский подтекст.
Влияние каторги на человека и рассказы о поездке Чехова на Сахалин.
В 1890 году писатель уезжает на Сахалин, чтобы изучить каторгу, -- "одну из самых ужасных нелепостей, до которой мог додуматься человек". Поездка -- подвиг. Более четырех тысяч верст на лошадях по Сибири, где холод, пронзительный ветер, разливы рек, а Чехов серьезно болен и как врач знает, чем ему грозит этот путь. Впечатления от поездки стали материалом для книги очерков "Остров Сахалин" и причиной написания ряда рассказов (например "Палата . 6").
1 группа. Вы должны были подготовить сообщение на тему «Детские годы писателя»
2 группа «О начале литературной деятельности Чехова»
3 группа «Путешествие Чехова на Сахалин»
4 группа «Последние годы жизни Чехова»
Вывод: А.П.Чехов как никто другой умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве. Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости непреходящи. Художественный талант Чехова формировался в 80-е годы XIX века, в эпоху переоценки ценностей. Нельзя не обратить внимание на особый авторский почерк: его авторский голос скрыт, он изображает общую картину жизни по мельчайшим её деталям. Особенности рассказов Чехова: шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Основной лейтмотив творчества – призыв к духовной свободе и раскрепощению человека
- Капитаны не будьте оценить членов своей команды.
Работа в тетрадях.
- Обратите внимание на высказывания современников о Чехове
(с интерактивной доски):
«Он (А.П.Чехов) странный писатель: бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет. И сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» Л.Н.Толстой.
«Как стилист Чехов недосягаем, и будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что язык создали Пушкин, Тургенев и Чехов» М.Горький.
- Запишите в свои тетради.
Рефлексия РАФТ методика
Группа
1группа
2группа
3группа
4группа
Роль
Современная молодежь
Современная молодежь
А.П. Чехов
А.П. Чехов
Адресат
А.П. Чехову
А.П. Чехову
Современной молодежи
Современной молодежи
Форма
Письмо благодарность
Письмо благодарность
Письмо наставление
Письмо наставление
Тема
А. Чехов - пример интеллигентности, ума, душевной мягкости, тонкого юмора в сочетании с мужественностью и силой воли.
А. Чехов - пример интеллигентности, ума, душевной мягкости, тонкого юмора в сочетании с мужественностью и силой воли
Быть патриотами своей страны, значит глубоко переживать за судьбу страны и людей
Быть патриотами своей страны, значит глубоко переживать за судьбу страны и людей
III. Итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок, посвящённый теме: “В человеке всё должно быть прекрасно…”( по страницам жизни и творчества А.П.Чехова).Наш сегодняшний разговор не должен остаться незамеченным, потому что мы сегодня открыли Чехова-мыслителя, глубоко переживающего за судьбы людей, страны, Чехова - непримиримого борца за освобождение человека от внутреннего рабства, призывающий к духовной свободе и раскрепощению
Пятистишье со словом
А.П.Чехов
(2 прилагательных)
(3 глагола)
Фраза со именем писателя
Синоним
Пример:
Чехов
умный талантливый
воспитывает, учит, мыслит
Мне нравятся произведения Чехова
Талант
Подведение итогов. Оценивание команд по оценочному листу
А сейчас мне очень хочется отметить всех, кто готовился к этому уроку-открытию вместе со мной и помог мне его провести….
IV. Домашнее задание. А теперь задание на следующий урок: 1. Сочинение-миниатюра. “Что ценил и что отвергал Чехов в жизни?” (Опираясь на творчество писателя)