Эстетический – художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте и её восприятию. Одухотворённый – проникнутый возвышенным чувством, чувством красоты, высокой мыслью. Философский – разумный, рассудительный, глубокомысленный, спокойный.
Ш. Постановка задачи.
Учитель. Прочитайте тему урока, определите задачи на сегодняшний урок. О чем будем говорить? Какой теоретический вопрос нужно повторить? Итак, что такое образ?
- Образ – вид, облик; живой наглядное представление о ком-либо; обобщенное художественное отражение действительности.
- Посмотрим, как раскрывается это понятие в учебнике. Как же создается образ? Тургенев словно нарисовал для нас картину леса. Но нарисовал не красками, а словами. Он словами изОБРАЗил летний лес. Образ – это то, что изображено. Создать образ – значит совершить, по крайней мере, три действия: воОБРАЗить, преОБРАЗить, изОБРАЗить. Итак, образ – это не только воображение, изображение, но и преображение реальных, настоящих людей, животных, предметов, явлений природы и событий.” Основной вопрос: Как создается образ?
- Вообразить, преобразить, изобразить.
- Значит, словом “образ” называют характер, созданный средствами поэтического искусства, определенными приемами. Какие приемы создания образа вы знаете?
- Портрет, речь, поступки, авторские описания, описания обстановки.
- Итак, когда дана тема типа “образ”, мы можем поставить только один вопрос: как, какими средствами рассказывается характер данного героя? Если мы поставим вопрос как-то по-другому, не затрагивая средств создания образа героя, мы не раскроем понятие “образ”, оторвем содержание от формы, т. е. разговора о художественном творении не получится. (Недопустимо подменять понятие “образ” понятием “характеристика”. Образ = характеристика + приемы создания). Но это не значит, что автор сочинения, раскрывая подобную тему, не может быть самостоятельным. Его самостоятельность проявится в следующем:
- самостоятельно определить средства, с помощью которых раскрывается характер героя;
- самостоятельно анализирует и делает вывод о характере героя;
- самостоятельно определяет типичность или не типичность, идейный смысл образа.
- Итак, какая наша задача на сегодняшний урок?
- Определить черты характера автора-рассказчика, мальчиков. Определить приемы, с помощью которых создается образ автора-рассказчика, образы мальчиков.
I.Словарная работа.
Эстетический – художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте и её восприятию. Одухотворённый – проникнутый возвышенным чувством, чувством красоты, высокой мыслью. Философский – разумный, рассудительный, глубокомысленный, спокойный.
II. Постановка задачи.
- Прочитайте тему урока, определите задачи на сегодняшний урок. О чем будем говорить? Какой теоретический вопрос нужно повторить? Итак, что такое образ?
- Образ – вид, облик; живой наглядное представление о ком-либо; обобщенное художественное отражение действительности.
- Посмотрим, как раскрывается это понятие в учебнике, (стр. 8, в учебнике “В мире литературы” под редакцией А. Г. Кутузова, 7 класс, М., Дрофа, 2002г.) Как же создается образ? Тургенев словно нарисовал для нас картину леса. Но нарисовал не красками, а словами. Он словами изОБРАЗил летний лес. Образ – это то, что изображено. Создать образ – значит совершить, по крайней мере, три действия: воОБРАЗить, преОБРАЗить, изОБРАЗить. Итак, образ – это не только воображение, изображение, но и преображение реальных, настоящих людей, животных, предметов, явлений природы и событий.” Основной вопрос: Как создается образ?
- Вообразить, преобразить, изобразить.
- Значит, словом “образ” называют характер, созданный средствами поэтического искусства, определенными приемами. Какие приемы создания образа вы знаете?
- Портрет, речь, поступки, авторские описания, описания обстановки.
- Итак, когда дана тема типа “образ”, мы можем поставить только один вопрос: как, какими средствами рассказывается характер данного героя? Если мы поставим вопрос как-то по-другому, не затрагивая средств создания образа героя, мы не раскроем понятие “образ”, оторвем содержание от формы, т. е. разговора о художественном творении не получится. (Недопустимо подменять понятие “образ” понятием “характеристика”. Образ = характеристика + приемы создания). Но это не значит, что автор сочинения, раскрывая подобную тему, не может быть самостоятельным. Его самостоятельность проявится в следующем:
- самостоятельно определить средства, с помощью которых раскрывается характер героя;
- самостоятельно анализирует и делает вывод о характере героя;
- самостоятельно определяет типичность или не типичность, идейный смысл образа.
- Итак, какая наша задача на сегодняшний урок?
- Определить черты характера автора-рассказчика. Определить приемы, с помощью которых создается образ автора-рассказчика.
- “весело и величаво... поднимается могучее светило”
- облака “насквозь проникнуты светом и теплотой”
- “ цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый...”
- “краски все смягчены; светлы, но не ярки... печать кротости”.
- “пахнет пылью, сжатой рожью, гречихой”.
- В этом описании есть “я” автора?
- Конкретного “я”, присутствия героя нет. Дана картина природы. Отношение автора к природе высказано не прямо, он словно со стороны любуется картиной июльского дня. Так может любоваться природой человек, который понимает прекрасное. Природа рождает у автора поэтическое восприятие, одухотворенное, доброе чувство. Автор испытывает эстетическое наслаждение, любуясь июльским днем. Ему ничего от этого дня не нужно – бескорыстное любование.
- Для чего в начале рассказа введен пейзаж?
- Выполняет роль зачина.
– Дает характеристику автору-рассказчику: так создать описание может только человек, понимающий прекрасное, с поэтическим восприятием пейзажа, с эстетическим отношением к природе.
Приемы
Черты характера
1. Описание июльского дня.
Понимает прекрасное, поэтически воспринимает пейзаж, эстетическое отношение к природе, бескорыстное любование картиной июльского дня.
- Когда появляется конкретное “я” автора как действующего лица
- “... охотился я ...”, “... я нашел и настрелял ...”, “... я решился ...”
- Может по первым фразам определить его социальное положение?
- Дворянин; см. “такой погоды желает земледелец для уборки хлеба; человек не работает на земле, свободен, в такой удачный для уборки хлеба день – и на охоте. Охота – увлечение, охотится в свободное время.
2. Сообщение об охоте. (Повествование)
Социальное положение: дворянин.
- Что произошло с рассказчиком?
- Заблудился.
- Почему заблудился автор?
- Наступила ночь.
- Как наступила ночь?
- “Ночь росла как грозовая туча”.
- Оправдано ли такое сравнение?
- Сравнение строится на быстроте действия. Гроза несет страх, жуткое состояние, становится темно.
- Есть ли чувство страха у автора?
“На землю ложится мгла. Природа, такая кроткая, ясная и приветливая днем, становится совсем другой. И сразу меняется настроение охотника. Он заблудился в знакомых местах! Вот какими словами он передает свои ощущения: “недоумение”, “неприятная сырость”, “как-то жутко”, “таинственно”, “пугливо”, “угрюмый мрак”, “странное чувство”, “немо и глухо”, “уныло”, “жалобно”, ... “очутился над страшной бездной...”.
Где здесь описание природы, а где – описание душевных переживаний охотника? Отделить одно от другого невозможно”.
- Жутко”, т.е. неприятно, испытывает тревогу, страх, ощущение таинственности вызывает тревогу (упоминание о запоздалом ястребке). Характер автора-рассказчика раскрывается через ощущения заблудившегося человека.
- Каков хронологический путь блужданий героя?
- “Я слишком забрал вправо...”
“... пошел, забирая влево”(“Да где же я?”)
“... теперь опять вправо нужно взять...”(“Да где же это я?”)
“Я отчаянно устремился вперед”.
“... тут, я окончательно уверился в том, что заблудился совершенно...”
- Чувство одиночества усиливается, когда автор оказывается в лощине :”Казалось, что отроду не бывал в таких пустых местах”, “... очутился над бездной...”
3. Ощущения заблудившегося в ночи человека.
Испытывает страх, тревогу, угрюмое настроение вызвано чувством одиночества. Ночь рождает ощущение таинственности. Одиночество рождает философское размышление о жизни: человек -часть природы, маленькая песчинка, затерянная во вселенной, не имеющей конца и предела.
- Как меняется психологическое состояние автора-рассказчика?
- Психологическое состояние автора меняется, когда он получает способность ориентироваться в пространстве; когда увидел огни костра и мальчиков около костра.
- Рассказывает ли охотник мальчикам что-либо о себе?
- Нет. Сказал, что заблудился. На вопрос мальчиков ответил откуда он.
- Далее Тургенев для характеристики автора-рассказчика использует прием – роль наблюдателя и слушателя. Как проявляется наблюдательность автора в описании внешнего вида мальчиков?
- Рассказчик наблюдателен: определяет материальное положение каждого; по портрету определяется характер, возраст.
- Как автор реагирует на рассказы мальчиков?
- Слушает, не перебивает.
- Верит ли он этим рассказам?
- Нет. Понимает, что страшное и таинственное навеяно образом ночи. Мальчики суеверны, и все, что непонятно, воспринимается ими как таинственное, а за таинственным им чудится страшное начало жизни.
- Какое отношение автора к мальчикам и их рассказам?
- Это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
- Какие черты характера автора-рассказчика раскрываются в сцене у костра?
- Автор наблюдателен, хорошо знает жизнь крестьянских детей, видит их даровитость, индивидуальность, трудолюбие, с симпатией относится к этим даровитым детям.
4. Роль наблюдателя и слушателя.
Наблюдательность проявляется в описании мальчиков: определяет материальное положение, по портрету определяет характер; возраст мальчиков. В рассказах ребят есть серьезное и наивное. Знает быт крестьянских детей. Говорят, подражая взрослым, верят в народные поверья. Автор делает вывод, что это даровитые, способные дети. Ночь вносит смятение в душу человека, рассказы мальчиков передают это смятение, автору понятен их страх.
- Через чье восприятие дается наступление утра?
- “... по моему лицу...”, “... я открыл глаза...”, “... тело мое...”
- Каково настроение автора в этой сцене?
- Настроение автора бодрое, веселое, восход солнца восстанавливает свет и гармонию. Потоки солнечного света возрождают к жизни.
5. Описание наступления утра, восходящего солнца.
Бодрое, веселое настроение, радость от наступления нового дня жизни.
IV. Выводы.
- Каким же предстает перед нами автор?
- Наблюдательным, любознательным; хорошо знающим и понимающим природу, ее красоту; хорошо знающим быт крестьянских детей; человек и природа взаимосвязаны.
- Какие приемы использует Тургенев для создания образа автора?
- Описание природы; ощущения заблудившегося человека; роль наблюдателя и слушателя; описание наступающего утра и восходящего солнца.
Теперь поговорим об образах двух мальчиков – Илюши и Павлуши.
- Какой вид портрета использует автор?
- Что по портрету узнали об этих мальчишках?
Составление сравнительной (Т-таблицы) характеристики двух образов-персонажей.
Портрет
Рассказанные истории.
Источник истории.
Отношение к своим рассказам.
Рассказ об одном и том же событии – светопреставлении.
Отношение к рассказам других мальчиков.
Отношение к непонятным, странным происшествиям, звукам у костра.
Авторское отношение к персонажу.
1У. Применение. Формирование умений и навыков.
Сделайте вывод, охарактеризовав мальчиков с помощью имен прилагательных.