kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока «И.С.Тургенев. Образы-персонажи в рассказе. Образ рассказчика - охотника».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «И.С.Тургенев. Образы-персонажи в рассказе. Образ рассказчика-

                       охотника».

Цель: раскрыть понятие “образ”, показать построение образов рассказа на основе анализа текста.

Задачи: - проанализировать авторское отношение к персонажам и способам создания

                 индивидуальной характеристики героев, дать сопоставительную характеристику

                  Павлуши и Илюши; повторить знания по теории литературы (портрет,

                  портретная деталь и др.);

               - развивать внимание, речь, память, отрабатывать навыки пересказа,

                 выразительного беглого чтения, связного полного ответа;

              - воспитывать любознательность, активность, доброжелательность, смелость, тягу

                 к знаниям.

Тип урока: урок применения ЗУН учащихся.

Оборудование: портреты мальчиков, презентация.

Метод: аналитический.

Форма: коллективная, групповая.

                                                             Ход урока.

  1. Организационный этап.

П.  Актуализация.

I.Словарная работа.

Эстетический – художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте и её восприятию.
Одухотворённый – проникнутый возвышенным чувством, чувством красоты, высокой мыслью.
Философский – разумный, рассудительный, глубокомысленный, спокойный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока «И.С.Тургенев. Образы-персонажи в рассказе. Образ рассказчика - охотника».»


Тема урока «И.С.Тургенев. Образы-персонажи в рассказе. Образ рассказчика-

охотника».


Цель: раскрыть понятие “образ”, показать построение образов рассказа на основе анализа текста.

Задачи: - проанализировать авторское отношение к персонажам и способам создания

индивидуальной характеристики героев, дать сопоставительную характеристику

Павлуши и Илюши; повторить знания по теории литературы (портрет,

портретная деталь и др.);

- развивать внимание, речь, память, отрабатывать навыки пересказа,

выразительного беглого чтения, связного полного ответа;

- воспитывать любознательность, активность, доброжелательность, смелость, тягу

к знаниям.

Тип урока: урок применения ЗУН учащихся.

Оборудование: портреты мальчиков, презентация.

Метод: аналитический.

Форма: коллективная, групповая.


Ход урока.


  1. Организационный этап.

П. Актуализация.

I.Словарная работа.

Эстетический – художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте и её восприятию.
Одухотворённый – проникнутый возвышенным чувством, чувством красоты, высокой мыслью.
Философский – разумный, рассудительный, глубокомысленный, спокойный.

Ш. Постановка задачи.

Учитель. Прочитайте тему урока, определите задачи на сегодняшний урок. О чем будем говорить? Какой теоретический вопрос нужно повторить? Итак, что такое образ?

- Образ – вид, облик; живой наглядное представление о ком-либо; обобщенное художественное отражение действительности.

- Посмотрим, как раскрывается это понятие в учебнике. Как же создается образ? Тургенев словно нарисовал для нас картину леса. Но нарисовал не красками, а словами. Он словами изОБРАЗил летний лес. Образ – это то, что изображено.
Создать образ – значит совершить, по крайней мере, три действия: воОБРАЗить, преОБРАЗить, изОБРАЗить.
Итак, образ – это не только воображение, изображение, но и преображение реальных, настоящих людей, животных, предметов, явлений природы и событий.” 
Основной вопрос: Как создается образ?

-  Вообразить, преобразить, изобразить.

- Значит, словом “образ” называют характер, созданный средствами поэтического искусства, определенными приемами. Какие приемы создания образа вы знаете?

- Портрет, речь, поступки, авторские описания, описания обстановки.

- Итак, когда дана тема типа “образ”, мы можем поставить только один вопрос: как, какими средствами рассказывается характер данного героя? Если мы поставим вопрос как-то по-другому, не затрагивая средств создания образа героя, мы не раскроем понятие “образ”, оторвем содержание от формы, т. е. разговора о художественном творении не получится. (Недопустимо подменять понятие “образ” понятием “характеристика”. Образ = характеристика + приемы создания). Но это не значит, что автор сочинения, раскрывая подобную тему, не может быть самостоятельным. Его самостоятельность проявится в следующем:

- самостоятельно определить средства, с помощью которых раскрывается характер героя;

- самостоятельно анализирует и делает вывод о характере героя;

- самостоятельно определяет типичность или не типичность, идейный смысл образа.

- Итак, какая наша задача на сегодняшний урок?

- Определить черты характера автора-рассказчика, мальчиков. Определить приемы, с помощью которых создается образ автора-рассказчика, образы мальчиков.

I.Словарная работа.

Эстетический – художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте и её восприятию.
Одухотворённый – проникнутый возвышенным чувством, чувством красоты, высокой мыслью.
Философский – разумный, рассудительный, глубокомысленный, спокойный.

II. Постановка задачи.

- Прочитайте тему урока, определите задачи на сегодняшний урок. О чем будем говорить? Какой теоретический вопрос нужно повторить? Итак, что такое образ?

- Образ – вид, облик; живой наглядное представление о ком-либо; обобщенное художественное отражение действительности.

- Посмотрим, как раскрывается это понятие в учебнике, (стр. 8, в учебнике “В мире литературы” под редакцией А. Г. Кутузова, 7 класс, М., Дрофа, 2002г.) Как же создается образ? Тургенев словно нарисовал для нас картину леса. Но нарисовал не красками, а словами. Он словами изОБРАЗил летний лес. Образ – это то, что изображено.
Создать образ – значит совершить, по крайней мере, три действия: воОБРАЗить, преОБРАЗить, изОБРАЗить.
Итак, образ – это не только воображение, изображение, но и преображение реальных, настоящих людей, животных, предметов, явлений природы и событий.” 
Основной вопрос: Как создается образ?

- Вообразить, преобразить, изобразить.

- Значит, словом “образ” называют характер, созданный средствами поэтического искусства, определенными приемами. Какие приемы создания образа вы знаете?

- Портрет, речь, поступки, авторские описания, описания обстановки.

- Итак, когда дана тема типа “образ”, мы можем поставить только один вопрос: как, какими средствами рассказывается характер данного героя? Если мы поставим вопрос как-то по-другому, не затрагивая средств создания образа героя, мы не раскроем понятие “образ”, оторвем содержание от формы, т. е. разговора о художественном творении не получится. (Недопустимо подменять понятие “образ” понятием “характеристика”. Образ = характеристика + приемы создания). Но это не значит, что автор сочинения, раскрывая подобную тему, не может быть самостоятельным. Его самостоятельность проявится в следующем:

- самостоятельно определить средства, с помощью которых раскрывается характер героя;

- самостоятельно анализирует и делает вывод о характере героя;

- самостоятельно определяет типичность или не типичность, идейный смысл образа.


-  Итак, какая наша задача на сегодняшний урок?

-  Определить черты характера автора-рассказчика. Определить приемы, с помощью которых создается образ автора-рассказчика.

-  С чего начинается рассказ?

- С описания июльского дня.

- Какая основная мысль описания?

- “Был прекрасный июльский день”.

- Чем он прекрасен?

Ответы учащихся.

- “заря... разливается кротким румянцем” (кроткий – незлобливый, покорный, смирный)

- “солнце... светлое и приветно лучезарное”

- “весело и величаво... поднимается могучее светило”

- облака “насквозь проникнуты светом и теплотой”

- “ цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый...”

- “краски все смягчены; светлы, но не ярки... печать кротости”.

- “пахнет пылью, сжатой рожью, гречихой”.


- В этом описании есть “я” автора?

-  Конкретного “я”, присутствия героя нет. Дана картина природы. Отношение автора к природе высказано не прямо, он словно со стороны любуется картиной июльского дня. Так может любоваться природой человек, который понимает прекрасное. Природа рождает у автора поэтическое восприятие, одухотворенное, доброе чувство. Автор испытывает эстетическое наслаждение, любуясь июльским днем. Ему ничего от этого дня не нужно – бескорыстное любование.

-  Для чего в начале рассказа введен пейзаж?

- Выполняет роль зачина.

– Дает характеристику автору-рассказчику: так создать описание может только человек, понимающий прекрасное, с поэтическим восприятием пейзажа, с эстетическим отношением к природе.

Приемы

Черты характера

1. Описание июльского дня.

Понимает прекрасное, поэтически воспринимает пейзаж, эстетическое отношение к природе, бескорыстное любование картиной июльского дня.

-  Когда появляется конкретное “я” автора как действующего лица

-  “... охотился я ...”, “... я нашел и настрелял ...”, “... я решился ...”

-  Может по первым фразам определить его социальное положение?

- Дворянин; см. “такой погоды желает земледелец для уборки хлеба; человек не работает на земле, свободен, в такой удачный для уборки хлеба день – и на охоте. Охота – увлечение, охотится в свободное время.

2. Сообщение об охоте. (Повествование)

Социальное положение:  дворянин.

-  Что произошло с рассказчиком?

-  Заблудился.

-  Почему заблудился автор?

- Наступила ночь.

-  Как наступила ночь?

- “Ночь росла как грозовая туча”.

- Оправдано ли такое сравнение?

- Сравнение строится на быстроте действия. Гроза несет страх, жуткое состояние, становится темно.

-  Есть ли чувство страха у автора? 

“На землю ложится мгла. Природа, такая кроткая, ясная и приветливая днем, становится совсем другой. И сразу меняется настроение охотника. Он заблудился в знакомых местах! Вот какими словами он передает свои ощущения: “недоумение”, “неприятная сырость”, “как-то жутко”, “таинственно”, “пугливо”, “угрюмый мрак”, “странное чувство”, “немо и глухо”, “уныло”, “жалобно”, ... “очутился над страшной бездной...”.

Где здесь описание природы, а где – описание душевных переживаний охотника? Отделить одно от другого невозможно”.

- Жутко”, т.е. неприятно, испытывает тревогу, страх, ощущение таинственности вызывает тревогу (упоминание о запоздалом ястребке).
Характер автора-рассказчика раскрывается через ощущения   заблудившегося человека.

-  Каков хронологический путь блужданий героя?

- “Я слишком забрал вправо...”

“... пошел, забирая влево”(“Да где же я?”)

“... теперь опять вправо нужно взять...”(“Да где же это я?”)

“Я отчаянно устремился вперед”.

“... тут, я окончательно уверился в том, что заблудился совершенно...”

- Чем вызвано угрюмое настроение автора?

-  Угрюмое настроение вызвано чувством одиночества.

- Когда усиливается это чувство одиночества?

- Чувство одиночества усиливается, когда автор оказывается в лощине :”Казалось, что отроду не бывал в таких пустых местах”, “... очутился над бездной...”

3. Ощущения заблудившегося в ночи человека.

Испытывает страх, тревогу, угрюмое настроение вызвано чувством одиночества. Ночь рождает ощущение таинственности. Одиночество рождает философское размышление о жизни: человек -часть природы, маленькая песчинка, затерянная во вселенной, не имеющей конца и предела.

-  Как меняется психологическое состояние автора-рассказчика?

- Психологическое состояние автора меняется, когда он получает способность ориентироваться в пространстве; когда увидел огни костра и мальчиков около костра.

-  Рассказывает ли охотник мальчикам что-либо о себе?

- Нет. Сказал, что заблудился. На вопрос мальчиков ответил откуда он.

-  Далее Тургенев для характеристики автора-рассказчика использует прием – роль наблюдателя и слушателя.
Как проявляется наблюдательность автора в описании внешнего вида мальчиков?

-  Рассказчик наблюдателен: определяет материальное положение каждого; по портрету определяется характер, возраст.

-  Как автор реагирует на рассказы мальчиков?

-  Слушает, не перебивает.

-  Верит ли он этим рассказам?

-  Нет. Понимает, что страшное и таинственное навеяно образом ночи. Мальчики суеверны, и все, что непонятно, воспринимается ими как таинственное, а за таинственным им чудится страшное начало жизни.

-  Какое отношение автора к мальчикам и их рассказам?

-  Это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

-  Какие черты характера автора-рассказчика раскрываются в сцене у костра?

-  Автор наблюдателен, хорошо знает жизнь крестьянских детей, видит их даровитость, индивидуальность, трудолюбие, с симпатией относится к этим даровитым детям.

4. Роль наблюдателя и слушателя.

Наблюдательность проявляется в описании мальчиков: определяет материальное положение, по портрету определяет характер; возраст мальчиков. В рассказах ребят есть серьезное и наивное. Знает быт крестьянских детей. Говорят, подражая взрослым, верят в народные поверья. Автор делает вывод, что это даровитые, способные дети. Ночь вносит смятение в душу человека, рассказы мальчиков передают это смятение, автору понятен их страх.

-  Через чье восприятие дается наступление утра?

-  “... по моему лицу...”, “... я открыл глаза...”, “... тело мое...”

- Каково настроение автора в этой сцене?

-  Настроение автора бодрое, веселое, восход солнца восстанавливает свет и гармонию. Потоки солнечного света возрождают к жизни.

5. Описание наступления утра, восходящего солнца.

Бодрое, веселое настроение, радость от наступления нового дня жизни.

IV. Выводы.

-  Каким же предстает перед нами автор?

-  Наблюдательным, любознательным; хорошо знающим и понимающим природу, ее красоту; хорошо знающим быт крестьянских детей; человек и природа взаимосвязаны.

- Какие приемы использует Тургенев для создания образа автора?

-  Описание природы; ощущения заблудившегося человека; роль наблюдателя и слушателя; описание наступающего утра и восходящего солнца.

Теперь поговорим об образах двух мальчиков – Илюши и Павлуши.

- Какой вид портрета использует автор?

- Что по портрету узнали об этих мальчишках?

Составление сравнительной (Т-таблицы) характеристики двух образов-персонажей.

  1. Портрет

  2. Рассказанные истории.

  3. Источник истории.

  4. Отношение к своим рассказам.

  5. Рассказ об одном и том же событии – светопреставлении.

  6. Отношение к рассказам других мальчиков.

  7. Отношение к непонятным, странным происшествиям, звукам у костра.

  8. Авторское отношение к персонажу.

1У. Применение. Формирование умений и навыков.

  1. Сделайте вывод, охарактеризовав мальчиков с помощью имен прилагательных.

Федя (какой?) ________________________

Костя (какой?)________________________

Илюша (какой?) ______________________

Павлуша (какой?) _____________________

Ваня (какой?) ___________________________

У. Информация о домашнем задании.

У1. Подведение итогов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока «И.С.Тургенев. Образы-персонажи в рассказе. Образ рассказчика - охотника».

Автор: Горбылёва Ирина Петровна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312568


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства