Учитель: Таким образом, мы рассмотрели, как поэты разных эпох смотрели на тему родины, и как эта тема была отражена в их поэзии. Приходим к выводу, что тема родины, отраженная в их стихотворениях, зависела, прежде всего, от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей действительности, то есть от той эпохи, в которой жил каждый из поэтов. Поэзия С. Есенина и Н. Рубцова способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала.
Какую же обложку мы нарисуем к сборнику, в котором будут напечатаны эти два стихотворения?
Ученик: Природа, дом, родная улица детства (Продуктивная: устное словесное рисование, поисковая: защита эскизов обложки))
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема Родины в русской поззии »
Тема урока: Тема Родины в русской поэзии.( Сопоставительный анализ стихотворений С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» и Н. Рубцова «Тихая моя родина!..» )
Цели урока:
Предметные: формировать умение анализировать литературное произведение, понимание авторской позиции, сопоставлять лирических героев нескольких произведений
Личностные: воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
Метапредметные: формировать умение самостоятельно организовывать свою деятельность
Оборудование.
Справа (на экране или бумажном носителе) портреты С.Есенина и Н.Рубцова. Слева репродукции с картин И.Левитана «Над вечным покоем» и С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». На доске написана тема урока и названия стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная» (1924г.), «Тихая моя родина!..» (1965г.)
На партах у каждого ученика отпечатанные тексты вышеуказанных стихотворений.
эпиграф к уроку: «Можно исповедовать одни и те же идеи, но восторгаться, чувствовать, сопереживать, возгораться и гаснуть каждый обречен самостоятельно».
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Постановка целей и задач урока
Сегодня в соответствии с темой, которую вы видите на доске, мы будем продолжать учиться сопоставлять, сравнивать, проводить аналогии, видеть различия, наблюдая за художественными особенностями творчества двух поэтов Есенина и Рубцова. Делать это мы будем на примере двух стихотворений (называю). В конце урока должны ответить на вопрос: Какой предстает родина в стихотворениях Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» и Рубцова «Тихая моя родина!..».(Поисковая: самостоятельный поиск на проблемный вопрос) Еще мы должны будем подумать, какую обложку можно нарисовать к сборнику, в котором будут напечатаны оба стихотворения.
(Звучит музыка)
Что вы услышали в музыке? (Что-то грустное,нежное)
Что вы почувствовали? Что представили себе?
На столе у вас у каждого тексты. (Ученики читают наизусть вслух, было задано на дом).(Продуктивная: выразительное чтение стихотворения) Разделите лист тетради пополам. Это наше «поле исследования». Слева записывайте ассоциации, связанные с есенинским стихотворением, справа - с рубцовским.
Учитель: Скажите, то, чем мы будем сегодня заниматься, имеет отношение только к предмету «литература» или к чему-то еще, связанному с интеллектуальными умениями? (играми разума)
Ученик: Это связано с мыслительными операциями: анализ и синтез, сходства и различия.
Учитель: Каким образом это будет связано с литературой, искусством слова?
Ученик: Мысли – это одна сторона человеческой личности, а чувства уникальны, у каждого они свои. Поэзия отражает не только реальную сущность жизни, но и идеальную мечту, например
Учитель: Прочитайте эпиграф к уроку. Что он помогает осознать человеку?
Ученик: Эпиграф помогает осознать неповторимую индивидуальность каждого из поэтов.
Учитель:(К концу урока мы можем и должны подойти к этому осознанию. Запишите эпиграф в тетрадь.
III. Усвоение новых знаний
Учитель: Как вы думаете, почему я предложила для сопоставления эти два стихотворения?
Ученик: Они на одну тему: тему родины. Оба поэта принадлежат ХХ веку.
Учитель: Но есенинское стихотворение - из раннего творчества (Сборник «Радуница».1914г.), написанное за одиннадцать лет до смерти поэта. Стихотворение Рубцова написано в 1965 г, за 6 лет до смерти. Можно ли сравнивать раннее и позднее творчество?
Ученик: Если вчитаться еще раз в эпиграф, то можно сделать вывод о том, что сравнивать можно все. И разве время может помешать этому?
Кроме того, цель урока сопоставление, размышление о том, есть ли общие точки соприкосновения, которые объединяют, а, может, разъединяют этих больших поэтов.
Учитель: Я просила подобрать вас высказывания Есенина и Рубцова относительно любимых тем в их творчестве. Что вам удалось найти? (комментируем и оцениваем ответы)
Ученик: у Есенина это: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». У Рубцова:
«Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали, истории и современности».
Учитель: Найдите в толковом словаре значения слов погост, обитель
Ученик: Погост – кладбище, обычно сельское. В старину церковь с прилегающим участком и кладбище. Обитель – 1. То же, что монастырь. -2. Место, где кто-то живет, жилище.
Учитель: Какие архаизмы встретились в стихотворении Н. Рубцова?
Лехи – полевые полосы, обоз – повозки, едущие друг за другом.
Учитель: Давайте погрузимся в чтение стихотворений. (Можно читать вслух учителю). По мере прочтения запишите в тетради ваши ассоциации, которые возникают в душе. (Исследовательская: сравнительный анализ стихотворений, репродуктивная: составление учащимися таблицы - «поле исследования»)
Учащиеся записывают ассоциации, связанные с есенинским стихотворением, справа – с рубцовским.
Есенин: устное народное творчество, ясный день, чистое небо, купол церкви, лечу на самолете и вижу этот край: поля, леса, деревни, удаль, задор.
Рубцов: тишина, воспоминания детства, деревенская школа, странствие в прошлое, грусть, теплота, щемящая боль, память сердца.
Учитель: Что делает стихи такими разными? Что их роднит?
Ученик: У Есенина - это восторженное восприятие (Гой), связанное с юным молодым задором. «Синь сосет глаза», т.е. как бы впивается в глаза, полностью поглощает взгляд. Праздничное состояние души у героя и у крестьян («гудит веселый пляс», «прозвенит девичий смех»). Даже тополя «чахнут», но «звонно». (Оксюморон) Лирический герой ощущает себя в ладу с окружающими: девичий смех звенит ему «навстречу». У Рубцова – чудесная песнь русской души к родине. Первое впечатление – удивительно простое и ясное, понятно всякому, кто хранит в душе тепло детских воспоминаний и материнских прикосновений. Невозможно читать эти строки громко: кажется, помешаешь, вспугнешь человека, оглядывающего родную деревню. С нежностью и печалью признающего: «Тихая моя родина, Я ничего не забыл».
Учитель: Найдите примеры цветового изображения, с чем ассоциируются эти цвета?
Ученик: Для Есенина, как и для древнерусской иконописи, характерны три главных цвета: голубой, синий – символ устремленности к небу, как к чему-то недосягаемому, идеальному, высокому и чистому. Золотой цвет присутствует скрытно. Ведь это картина ранней осени (яблочный и медовый спас, осенние карогоды ...) Красный цвет – любви, горения, страсти. В этом стихотворении его нет. Но хороводы (корогоды), которые водят крестьянки, могут отливать пестротой красного сарафана.
Учитель: Синий цвет в сознании поэта, как мы многократно убеждались, ассоциируется обычно с душевной умиротворенностью, пусть грустной, а все же успокоительной, ассоциируется в художественном сознании с Богородицей. Цвет для поэта – один из компонентов в создании успокоительного, умиротворяющего. Синий, голубой – постоянные спутники матери-родины, Руси. Что вы можете сказать о примерах цветового изображения в стихотворении Н. Рубцова?
Ученик: Оттенок черного: «словно ворона веселая, сяду опять на забор!»
Учитель: Русь в стихотворениях поэтов олицетворена, найдите примеры.
Ученик: В стихотворении Н. Рубцова
…Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать…
В стихотворении С. Есенина
Учитель: Но мы не только видим ее, но и слышим. Приведите примеры звукового образа
Ученик: Звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звонко, прозвенит (звон, в других стихотворениях встречаются: неологизм – стозвонный, «белый перезвон», этот ряд можно продолжить. Поэт использует прием аллитерация: повторение звуков з,б,ц передают слуховую картину колокольного звона. «как захожий богомолец…»
Если прочтем шепотом строки «Тихая моя родина», «мать моя здесь похоронена». Слышим звуки, с помощью которых рождается тишина.
Учитель: Таким образом, через движение, звуки, цветопись Есенин и Рубцов вновь и вновь говорят о любви к родине.
почему я выбрала стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина!»?
Ученик: Наверное, восторгаться и страдать каждый обречен самостоятельно. В нем поэтическая судьба, что всегда первозданна.
Учитель: Тихая моя родина!
Ивы, река, соловья…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои…
Эта интонация слов выстрадана. Так писать мог только один человек, а именно – Николай Рубцов. Это его кровные слова, это его состояние души. Каким чувством проникнуто стихотворение?
Ученик: У Рубцова, несмотря на обилие восклицательных знаков, основной тон – это тон грусти, трагичической судьбы («Мать моя здесь похоронена в детские годы мои») Воспоминания детства и юности ( а стихотворение это , как и есенинское , - путешествие в прошлое) не приносят облегчения.
Учитель: Еще раз перечитайте стихотворения. Что их отличает? Есть ли слияние лирического героя с родной землей?
Ученик: Есенин, судя по впечатлениям от прочтения первых трех строф, смотрит на родные места как бы с высоты птичьего полета, а герой Рубцова странствует по земле. И простор он видит с высоты школьного забора, и удаль выражается как-то неуверенно и странно.
Учитель: Как раскрыта тема памяти?
Ученик: Тема памяти звучит в том и другом стихотворении. У Рубцова с оттенком непринятия, сожаления об изменениях, которые увидел его лирический герой («Купол церковной обители яркой травою зарос», «Между речными изгибами вырыли люди канал», «Тина теперь и болотина там, где купаться любил…»). И, хотя напрямую, вроде, не выражено осуждения, косвенно - очень красноречиво выглядит умолчание в виде многоточия после глагола прошедшего времени «любил».
Учитель: Проанализируйте речевой строй стихотворений.
Ученик: Назывные предложения и глаголы прошедшего времени в стихотворении. Рубцова говорят о глубоко потаенной мятежной грусти и сожалении по невозвратимому. Лексические антонимы «забор» - «простор» передают всю нелепость наивных ожиданий счастья при возвращении на родину. Он чувствует «жгучую» «смертную связь» с тем, чего не вернешь, не потому, что это закон времени, а потому, что время это было наполнено не тем содержанием, которое способствует сохранению, а не забвению. Поэтому образы тихих «жителей» производят впечатление нереальных, неузнаваемых, фантастических людей. Поэтому почти угрожающе звучит фраза: «Я ничего не забыл». Фраза, которая разъединяет поэта с тем, что он видит у себя на родине
В лексике стихотворения Есенина использованы только глаголы настоящего и будущего времени, что примиряет лирического героя поэта с родиной, расстилающейся перед его взором, что позволяет ему с верой смотреть в будущее.
Учитель: Какие литературные приемы используют поэты для выражения чувства любви к родине?
Ученик: У Есенина: эпитеты: «родная», «мятой стёжке»,
метафоры: «синь сосёт глаза».
сравнения: «как захожий богомолец»
у Рубцова: эпитеты: «тихая», трава «яркая»
сравнения: «словно ворона веселая сяду опять на забор»
Учитель: Что вы заметили при сопоставлении ритма и размера стихотворений?
Ученик: В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» - это двусложный хорей, звучащий экспрессивно и динамично, а в стихотворении Рубцова это «рыдающий» дактиль.
Учитель: Чем же наполняется выражение мыслей и чувств лирического «я»?
Ученик: Выражение мыслей и чувств лирического «я» передается через личную сопричастность с родной землей
Найдите в тексте строки, которые подошли бы к этим картинам. (Вывешиваются картины на доску.)
Тихая моя родина // Ивы, река, соловьи…
Тина теперь и болота // Там, где купаться любил…
Там, где я плавал за рыбами // Сено гребут в сеновал…
Новый забор перед школою // Тот же зеленый простор..
Учитель: Посмотрите на репродукции, какой пейзаж ближе стихотворению Рубцова? Какой - стихотворению Есенина?
Ученик: «Над вечным покоем» ближе лирике Рубцова. В картине «Над вечным покоем» тяжело нависают над землёй свинцовые облака. Широкое озеро, открывающееся за утёсом, выглядит мрачно и сурово. Левитан писал, что чувствует «себя одиноким с глаза на глаз, с громадным водным пространством, которое просто убить может…».
Вода и небо на картине захватывают, поражают человека, будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни. На крутом высоком берегу стоит одинокая деревянная церковь, рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами. Ветер качает деревья, гонит облака, затягивает зрителя в бесконечный северный простор. Мрачному величию природы противостоит только крохотный огонёк в окне церквушки.
С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» -ближе лирике Есенина. Среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка (старицы Клязьмы), дышит поэзией и сказкой. Художник изобразил церковь в солнечный летний день. Вокруг раскинулись бескрайние российские просторы. А храм возвышается на холме как величественный белокаменный страж, устремивший свою главу в лазурные небеса с белыми, легкими облаками. Яркое солнце освещает сооружение, и оно сверкает своей белизной, выделяясь на фоне окружающей его зелени деревьев и синевы небес. Создается впечатление, что церковь выросла из земли вместе с холмом, на котором стоит. А отражение в воде – ее причудливое и таинственное продолжение. (Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи)
Учитель: Прочитайте ваши записи и дайте устное ( письменно все уже написано в тетради в соответствующей таблице) краткое определение того, что вы можете сказать о лирике двух талантливейших поэтов ХХ века.
IV. Обобщение
Учитель: Ответьте на вопрос: Какой предстает родина в изученных стихотворениях и сделайте вывод, есть ли общность в размышлениях о родине Есенина и Рубцова?
Ученик: Есенин и Рубцов – выдающиеся поэты ХХ столетия. Их талант сыграл большую роль в развитии поэтического стиля своего времени. Художественная лирика Есенина щедра на краски, и словесная кисть Рубцова способна передать тончайшие оттенки окружающего мира, движения человеческой души. В их творчестве вполне справедливо находили немалое сходство. В юности наследие Есенина действительно оказало огромное влияние на становление таланта Рубцова. Под влияние Есенина Рубцов нащупывал «лирическое чувствование» и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам. В лирике Рубцова «есенинское», прежде всего, дает о себе знать в нежном и трепетном чувстве родной природы, полном элегической грусти и скрытого драматизма, вызванных ощущением борьбы между жизнью и смертью, преходящим и вечным.
Учитель: Таким образом, мы рассмотрели, как поэты разных эпох смотрели на тему родины, и как эта тема была отражена в их поэзии. Приходим к выводу, что тема родины, отраженная в их стихотворениях, зависела, прежде всего, от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей действительности, то есть от той эпохи, в которой жил каждый из поэтов. Поэзия С. Есенина и Н. Рубцова способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала.
Какую же обложку мы нарисуем к сборнику, в котором будут напечатаны эти два стихотворения?
Ученик: Природа, дом, родная улица детства (Продуктивная: устное словесное рисование, поисковая: защита эскизов обложки))
V. Рефлексия
Как вы думаете, урок достиг поставленных в его начале целей? Вспомним эти цели.
VI. Домашнее задание дифференцируется:
1-й группе: сопоставить стихотворения Н. Рубцова “Звезда полей” со стихотворением Есенина “Край любимый, сердцу снятся…”.
2-й группе: сопоставить стихотворение “Фета “Печальная береза” и Есенина “Береза”.
3-й группе: подготовить сообщение «Тема родины в творчестве С. Есенина и Н. Рубцова»
4-й группе: подготовить чтение наизусть стихотворений о родине (на выбор).
Литература
Бараков В. Лирика Николая Рубцова. Вологда. 1993
Бондаренко М. А. «А душу можно ль рассказать?» Поэзия Сергея Есенина в школе. Литература в школе. 2003. № 10
Гулин А. В. «В сердце светит Русь». Духовный путь Сергея Есенина. Литература в школе. 2001. № 6
Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. - М.1996.
Павловский А.И. Время и родина в лирике Николая Рубцова. Русская литература. 1986, № 1
Тропа к Есенину: нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность. Автор-составитель Е. М. Кучерян. Волгоград. Учитель, 2009