kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема преступления и наказания в сказке «Белая цапля» Н. Телешова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цели урока:

                          Обучающая -  продолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героини с её поступком;

                          Развивающая рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке;

                           Воспитательнаявовлечь учащихся в размышление о «нравственном выборе», использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, милосердие.

Методические приёмы:

                              Аналитическая беседа, чтение отдельных эпизодов сказки, индивидуальные задания, самостоятельная работа.

Словарная работа: нравственность

Оборудование:

                              Портрет писателя Н.Телешова, иллюстрации учащихся,

                               план-схема к сказке, эпиграф к уроку:

                                          Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только

                                          что совершён, а когда, спустя долгое время, вспомина-

                                           ешь его, потому что память о нём не угасает.

                                                               Жан-Жак Руссо.                                               

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема преступления и наказания в сказке «Белая цапля» Н. Телешова. »

Тема преступления и наказания

 Тема преступления и наказания

                               в сказке «Белая цапля» Н.Телешова.

 

 Цели урока:

                          Обучающая -  продолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героини с её поступком;

                          Развивающая рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке;

                           Воспитательнаявовлечь учащихся в размышление о «нравственном выборе», использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, милосердие.

Методические приёмы:

                              Аналитическая беседа, чтение отдельных эпизодов сказки, индивидуальные задания, самостоятельная работа.

Словарная работа: нравственность

Оборудование:

                              Портрет писателя Н.Телешова, иллюстрации учащихся,

                               план-схема к сказке, эпиграф к уроку:

                                          Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только

                                          что совершён, а когда, спустя долгое время, вспомина-

                                           ешь его, потому что память о нём не угасает.

                                                               Жан-Жак Руссо.                                                 

  До урока ученики получают индивидуальные  задания: 

                        Урок начинается со словарной работы. Запись в тетрадях:

     Нравственность – правила, определяющие поведение, душевные и духовные

     Качества человека, необходимые в обществе.

     

Это слово, ребята, сегодня нам очень понадобится, а урок многое сможет вам прояснить, кому-то поможет повзрослеть, иначе посмотреть на жизнь. И поможет нам в этом писатель Н.Д.Телешов. (Сообщение о Н.Телешове в приложении).   Сегодня на уроке мы обратимся к сказке Н.Телешова «Белая цапля», попробуем рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке.

              - Какое впечатление произвела на вас эта сказка? (На душе стало грустно…                                                    

  Хотелось плакать, когда убивали птиц… )

               -О чём эта сказка? О том, что человек должен любить и беречь природу или она имеет более глубокий смысл? (Нельзя убивать даже одну птицу… О добром отношении ко всему живому…)

                - А какой же более глубокий смысл она имеет? (Это сказка о серьёзном отношении к жизни, о смысле жизни, о назначении человека.)

                - Обратимся к началу сказки и прочитаем описание королевства. Что отмечает в нём автор?

                (Зима была длинная, а лето короткое… Мало зелени и цветов.. Круглый год в холодных сумерках… Дикие скалы ненадолго были покрыты седыми мхами…)

                 - На что обращает наше внимание автор?

               («Люди… любили и ценили всякую жизнь…»)

                 - Почему автор особо подчёркивает эти слова?

                (Принцесса Изольда впоследствии нарушила этот нравственный закон своей родины – любовь ко всему живому на земле.

Обычно в сказках на жестокость способны только злые герои. Н.Телешов отступает от обычного сказочного «шаблона». Для чего он это делает? (Наверное, автор хочет сказать, что и добрый человек может совершить жестокость, если не будет задумываться над последствиями своих поступков)

В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, когда мы стоим перед выбором.

           - Перед каким нравственным выбором стоит принцесса Изольда?

  (Или лишиться красивого головного убора («…развёрнутые веером тончайшие белые веточки, нежные  как пух и белые, как снег, а среди них сверкали и искрились чуть видимые алмазы…») или «убить одну птицу…» )

              -Какой эпизод сказки изображён на рисунке? (На доске рисунок-иллюстрация ученика, изображающая принцессу Изольду перед принятием решения)

             



- Как автор описывает душевное состояние Изольды при принятии ею решения?

  («Всю ночь не спалось Изольде. Она знала, как огорчился бы отец, если бы она согласилась.»  «Только одну… только одну убить…И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким страшным делом, как вначале; ведь всё равно птица умрёт- немного раньше или немного позднее. Зато как хорош будет её свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир! Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда!»)

             Желание иметь красивый свадебный убор пересиливает голос совести.

   Итак, с молчаливого согласия Изольды совершено преступление – убийство «жестоким стариком» одной птицы – белой цапли.

                 -Какой эпизод сказки изображён на  этом рисунке? (На доске рисунок-иллюстрация, на которой изображены цапли у изголовья принцессы, явившиеся  к Изольде во сне, явственно рисуют ей картину убийства птиц. Ужас  охватывает принцессу, когда она слышит слова жестокой правды.

     Работа с художественным текстом

   -Найдите в тексте и выпишите, как жили птицы ДО убийства, что происходит ВО ВРЕМЯ  убийства, что стало с ними ПОСЛЕ убийства.

Мудрые птицы понимают, что Изольда действовала по недомыслию, неведению, но только не по злому умыслу, поэтому они говорят с ней « с горечью, но без ненависти»: «Знала ли ты об этом, принцесса?» «Знаешь ли ты это, принцесса?» «Ты не думала об этом, принцесса?» Эти грустные птицы учат принцессу серьёзно относиться к жизни, нести ответственность за свои поступки.   Любое, даже не умышленное преступление влечёт наказание.

 - Какие же наказания несёт принцесса Изольда за своё преступление? Найдите их

в тексте и выпишите.

 Принцесса Изольда терзается тем, что сделано, просит у отца совета, как загладить ей свой проступок.

          -Что отвечает король дочери?  («Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо. Мало – не делать зла: нужно делать добро».

         -Какое решение принимает Изольда? («В народе много было горя. И этому горю она решилась помочь, забывая себя и все свои удовольствия»)

         -Какие уроки для себя выносит она из случившегося? («Всё на свете должно быть добром»).     Жизненный принцип короля «Нужно делать добро».


Скажите, если бы каждый человек усвоил эту простую истину, что изменилось бы в нашей жизни? (Рассуждения учеников)

        Так о чём же сказка Н.Телешова «Белая цапля»?  (Размышления учеников)

       На доске записан эпиграф  к уроку. Как он перекликается с сегодняшним разговором? (Рассуждения учеников)

                                           Обобщающее слово учителя:

        Каждый человек на своём жизненном пути по легкомыслию может совершать ошибки, но всегда, прежде чем сделать свой выбор, нужно подумать, к каким последствиям эти ошибки приведут: ведь результат может быть непоправимым.

          Это сказка об ответственности человека за всё, что происходит вокруг нас, о высоком назначении человека на земле, о выборе жизненной позиции, о нравственности – от этого зависит судьба человека.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Тема преступления и наказания в сказке «Белая цапля» Н. Телешова.

Автор: Федяева Людмила Ивановна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127325


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства