kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Тема Праведничества в рассказе А.И.Солженицына "Матренин двор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор" для 11 класса

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А.И.Солженицына, учить их самостоятельно добывать знания, формулировать тему и  идею произведения, развивать логическое мышление, воспитывать добро, милосердие, любовь к людям, ответственность за происходящее вокруг.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Тема Праведничества в рассказе А.И.Солженицына "Матренин двор" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 60» г. Брянска









Методическая разработка урока литературы

в 10 классе

(По рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)















Учитель МБОУ СОШ № 60 г. Брянска

русского языка и литературы

высшей категории

Габура С.А.



Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».


Оборудование:

  • Портрет писателя А.И. Солженицына

  • Выставка его книг

  • Словарь С. Ожегова

  • Иллюстрации учащихся к рассказу


Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А.И. Солженицына; учить их самостоятельно добывать знания, формулировать тему и идею произведения; развивать логическое мышление, учить учащихся мыслить, анализировать, делать выводы; воспитывать добро, милосердие, любовь к людям, ответственность за происходящее вокруг нас.


Все мы жили рядом с ней

и не поняли, что есть она тот

самый праведник,без которого,

по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.

А. И. Солженицын





I. Слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о судьбе русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить лучшие человеческие качества: добро, милосердие, способность любить и помогать людям.

Это героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» - Матрена Васильевна Григорьева.

Название рассказа из – за цензурных препонов придумал А. Твардовский, редактор журнала «Новый мир», где в 1963 году было впервые опубликовано это произведение. Первоначальное название – «Не стоит село без праведника».

II. Аналитическая беседа.

  1. Кто же такой праведник? Какого человека мы можем назвать праведным?

(Такого, который верит в Бога, любит людей…)


  1. Объясним лексическое значение слова «праведник» по толковому словарю С.И. Ожегова:

«Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный».


  1. Что же прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

(Христианская вера, Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми обусловливают его миропонимание).


Итак, что же сопровождает жизнь праведника?

Праведник

Грешник

Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении, непритязательность, неприхотливость, выносливость.

Зло, недоброжелательство, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство – «добро» в значении имущество, злопамятность, эгоизм.

  1. Обратимся к эпиграфу урока. Можно ли согласиться с писателем, что героиня рассказа Матрена Григорьева – праведник?

(Доказательства учащихся: Да, добрая, бескорыстная, жила для людей, благородство души).


  1. Сформулируйте тему сегодняшнего урока по проблеме.

(Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»).


  1. А цель урока?

(Проследить за судьбой русской женщины, доказать, что мы можем считать ее праведником). Учитель корректирует ответы учащихся и сообщает цель урока.


III. Учитель.

М

На экране портрет А. Солженицына

ы с вами еще не изучали творчество Александра Исаевича Солженицына. Кто он? Пророк, наставник или заступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни. Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века, затем исчезло на многие года. Почему? Потому что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создал произведения, которые вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы». Рассказы о лагерной жизни, документально – художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ», повесть «Раковый корпус», роман «В круге первом» - произведения, в основу которых легли страшные воспоминания о тех, кто уцелел после сталинских репрессий. Не случайно А.И. Солженицына назвали классиком «лагерной» прозы. 1970 год в жизни писателя знаменательный. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Но в феврале 1974 года (в связи с выходом 1 тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») писатель был насильственно выслан из России. В немецкий город Франкфурт – на – Майне приземлился самолет с единственным пассажиром. Солженицыну было 55 лет.


IV. Жизнь и творчество

(

Слайд 2

Сообщение 4-х учащихся)


Учитель. 1994 год. «Диссидент № 1» - Александр Исаевич Солженицын- возвращается на родину, чтобы жить и работать во имя будущего России. Он много пишет, работает с молодыми талантами, учреждает собственную литературную премию (25 тысяч долларов). Первым лауреатом становится филолог В.Н. Топоров.


V. Учитель.

А теперь обратимся к рассказу «Матренин двор», написанному в 1959 году, а действие в рассказе происходит в 1956 году. произведение во многом автобиографичное. Известно, что Солженицын, вернувшись из лагерей, работал в одной из школ, преподавал математику, физику и астрономию.

Итак, тема урока вами определена.


VI. Аналитическая беседа.


  1. Кто же из русских писателей 19 века обращался к этой теме?

(Н.С. Лесков, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский).

Н.С. Лесков писал: «Народ не расположен жить без веры…»


  1. Как изображена в рассказе религиозность героини?

(Матрена соблюдает традиции и правила жизни воцерковленного человека: «святой угол в чистой избе», «иконка Николая Угодника». Она зажигает лампадку «во время всеношной» (ночная служба) и с утра по праздникам). Текст: «Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки, та – мышей душила». Игнатич, постоялец Матрены, говорит, что всякое дело она начинала «С Богом».


  1. Расскажите, что еще узнал Игнатич о Матрене?

(Матрена Васильевна – пожилая женщина, вдова, всю жизнь проработала в колхозе, «не за деньги, а за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетника». Но пенсии так не заработала ни рубля. Жизнь героини трудная. Она потеряла на фронте мужа, похоронила детей. Родные ей почти не помогали. Но самое страшное – она «решила добиваться пенсии», так как, по словам автора, «Наворочено было много несправедливостей с Матреной»). Текст.


  1. О чем еще поведала Матрена? Что рассказала о себе постояльцу?

(Текст)


  1. Какие художественные детали создают картину быта Матрены?

(Текст. Неравнодушна к красоте – фикусы).


  1. Понаблюдаем за речью героини.

(Речь Матрены – это речь крестьянской женщины из глубинки. «Не умемши, не варемши – как утрафишь», - предупреждала она квартиранта. Текст, стр.37)


  1. Ребята, есть ли в рассказе развернутый портрет героини? Почему?

(В описании внешности Матрены Солженицын опирается на христианские и эстетические традиции).


  1. Но на каких портретных деталях Матрены сосредоточено внимание писателя? Какова роль деталей?

(стр.34. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от нее внутренний свет).


  1. Как вы понимаете фразу автора «У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей»?

(текст, стр.34)


  1. Анализ эпизода «Матрена слушает музыку».

(Текст, стр.34)


  1. А какой мы видим героиню в работе?

(Матрена Васильевна – труженица. В работе она находит смысл жизни. Ни одна пахота в селе не обходилась без нее. Никому она не могла отказать в помощи. Оставляя свою работу, шла помогать соседке. Текст. Говорила без зависти: «Ах, Игнатич, и крупная картошка же у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось…» Вот такая она – редкой доброты человек).


  1. Кого из героинь литературы 19 века напоминает Матрена? Что общего у этих героинь?

(Матрену Тимофеевну Корчагину из поэмы Некрасова… «Терплю, а не ропщу!»)

Слайд 3. Сравнительная характеристика Матрены Корчагиной

и Матрены Григорьевой






Матрена Тимофеевна Корчагина

Матрена Васильевна Григорьева

«… Пал на сердце Филипп!» - замуж вышла, полюбив.

За любимого Фаддея «без малого не вышла… Война германская началась».

Дай башмаки Оленушке (золовке), //Жена! – сказал Филипп. //А не вдруг ответила. //Корчагу подымала я, //Такая тягость: вымолвить //Я снова не могла. //Филипп Ильич прогневался, // Подождал, пока поставила Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок!

«Меня сам ни разику не бил… То есть бил таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил»… Все мешки были мои, по пять пудов тяжестью не считала…»

(Еще раз сосчитаем: 16 * 5 = 80 кг!)

Пять сыновей и погибший первенец Демушка.

Шесть детей, умерших во младенчестве. (Ср.: шестеро детей у второй Матрены – жены Фаддея. Из них – Кира, отданная в приемыши).

Потуги лошадиные //Несли мы; погуляла я, //Как мерин, в бороне!

«Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На это и звали Матрену в помощь».



  1. А чем отличается мир людей, живущих радом с Матреной?

(Текст, стр.35)



VII. Работа в группах.

1-я группа – мир тальновцев

2-я группа – образ автора

3-я группа – роль художественных деталей

4-я группа – роль пейзажей

Эксперты

VIII. Развитие речи. Рассказ учащихся по заранее подготовленным рисункам к рассказу «Матренин двор» - «Линия судьбы Матрены Григорьевой».

Учитель:

1) Как же сама Матрена принимает свою судьбу? Держит ли она обиду на людей?

(Матрену Васильевну несправедливо обидела судьба, люди, власть… ее не понимали ни сестры, ни жители села – не похожая на других. Несмотря ни на что, она не ожесточилась; эта женщина, добрая и бескорыстная, сохранила способность любить…)

2) Как заканчивается судьба Мартены?

(Трагически).

3) Кто виноват в смерти героини?

(Матрену убила чужая корысть, жадность, алчность).

Учитель: Лучше всего о своей героине сказал автор: «все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Это и есть идея рассказа.

IX. Мини – сочинение:

Можно ли Матрену Григорьеву считать праведницей?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Тема Праведничества в рассказе А.И.Солженицына "Матренин двор"

Автор: Габура Светлана Анатольевна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 145136

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства