Деятельность педагога Слайд №1 Тема урока (пропущено слово «любви») Слайд №2 Цели урока Слайд №3 Портрет И.С.Тургенева I. Ребята, сегодня мы продолжаем работать по творчеству И.С.Тургенева 1. Вспомните произведения этого писателя, которые вы читали, знаете? Мы привыкли Тургенева воспринимать как прозаика, но сегодня он предстанет перед нами поэтом. На дом вам было задано выразительное чтение стихотворения «В дороге» И.С.Тургенева, и прежде чем начать разговор о нем, я предлагаю повторить литературные термины, которые будут работать на уроке. - Методом исключения, выберите и запишите в тетрадь только те, которые нам сегодня понадобятся на уроке при анализе стихотворения.
Слайд №6. Электронный текст стихотворения. В дороге. Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное, далёкое, Слушая ропот колёс непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Ноябрь, 1843 г. Выразительное чтение стихотворения учителем. Каким настроением проникнуто стихотворение? Чтобы понять это, нужно вдуматься в стихотворение, в этом нам помогут знания риторики.
- Начнем с заголовка. Почему так называется? -Как же зачин помогает нам погрузиться в состояние грусти, печали?
- Как этот прием называется? С какой целью он используется?
- Какова роль концовки?
Вывод: итак, во время пути, в дороге лирический герой переживает что-то очень личное, тайное, вызывающее не только у него чувство грусти, но и у читателя. - А как вы думаете, кто здесь лирический герой? Прежде чем преступить к анализу основной части, я предлагаю провести упражнение на психологическую разгрузку.
II. Анализ основной части. Ребята, в колледже можно многое услышать, мне пришлось услышать диалог двух студентов. Один другому говорит: «Нам задали анализировать стихотворение Тургенева «В дороге», учительница говорит оно о любви, а я думаю, оно о старости, потому что только пожилые люди погружаются в воспоминания». А как вы думаете? - Давайте решать, так о чем же это стихотворение?
-Определите, лексическое значение выражений. - Разлука с кем? -- Что же больше всего запомнилось лирическому герою? - Так как вы думаете, о чем это стихотворение: о любви или о старости? - Какое основное художественное средство использует Тургенев? - Стихотворение было написано в 1843 г. Сколько лет было Тургеневу? Так кто же прав: ученик или учитель?
- Как вы думаете, характер чтения стихотворения изменится после разговора? Какие нотки появляются кроме грусти? Слово учителя.
А вы хотите узнать, кто стал музой И.С.Тургенева? - Я предлагаю познакомиться с отрывками из воспоминаний.
-Возвратимся к началу урока, к повторению литературных терминов. III. Фаза рефлексии. – Лирический герой – кто он? - Значит стихотворение это какое? Почему? - Тема какая? (О любви).
3) Какой художественный прием использовал автор? 4) Какое основное средство выразительности? IV. Стихотворение И.С.Тургенева положено на музыку. - Каков жанр этого музыкального произведения Евгения Смольянинова? V. Итоги урока.
VI. Д/з. Выучить наизусть стихотворение.
| Деятельность учащихся Ответы учащихся: Повесть «Ася», «Первая любовь», «Муму», сборник рассказов «Записки охотника» и т.д. Слайд №4. Словарная работа Романс – небольшое вокальное произведение лирического характера. Слайд №5. Повторение терминологии Лирика Лирическое стихотворение Лирический герой Тема Строфа Сюжет Эпитет Мораль Повторы Инверсия Ответы студентов. Стихотворение проникнуто грустью Слайд №7. Сильные позиции текста. 1.Заголовок. 2.Зачин. 3.Ключевое слово (слова). 4.Концовка. . (Человек как правило один, наедине со своими мыслями). (автор даёт пейзаж). Нивы печальные – эпитет, подготавливает читателя к пониманию внутреннего состояния лирического героя. Печаль – синоним к слову грусть. Такой приём называется повтор, используется для усиления эмоционального состояния человека, погрузившегося в свои воспоминания. Концовка перекликается с заголовком, именно в дороге человек может погрузиться в воспоминания под ропот колес, задумывается о чем-то важном для него. Скорее всего, образ лирического героя совпадает с образом самого И.С. Тургенева. Студенты выполняют упражнение –здоровьесберегающая технология. Чтение стихотворения по Кушниру: первый шаг – следить пальцем по тексту (у каждого свой текст: звучит аудиозапись) находить слышимое слово, затем предлагаю студентам читать шёпотом вместе с диктором, а в последующем обгонять диктора. Следует обратить внимание, что слабые ученики не мешают двигаться вперёд сильным, а сильные не создают для слабых ситуацию неуспеха. Все слишком заняты: интересный сюжет, аудиозапись постоянно поддерживает ритм работы. Слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяет им активно участвовать в обсуждении, быть успешными при оценке прочитанного текста. систематическое использование этих упражнений ,приёмов, методов – этот результат будет положительным для здоровья. Работа в парах. Выпишите в тетрадь предметный ряд, что же вспоминает лирический герой? Обязательно с определениями. Слайд №8 Вспомнишь лица позабытые, страстные речи, взгляды робко ловимые, первые, последние встречи, голоса звуки любимые, разлуку с улыбкою. Странной, родное - далекое. Лексическая работа. Слайд №9 Страстные речи – чувственные, проникнутые чувством любви, пылкие (страсть сильно выраженное чувство). Робко ловимые – несмелые, украдкой, со стороны, лелеющие тайные надежды.
С родителями, друзьями, любимой. (Тихого голоса звуки любимые).
Аргументированные ответы студентов
(Эпитеты: одни передают внутреннее состояние лирического героя, другие рассказывают о его чувстве любви). Автору было 25 лет. Учитель, т.к. стихотворение о любви (вписывается слово в тему урока), а воспоминания свойственны людям разного возраста.
(Нежности, любви, т.к. вызывает не только грустное, но и сладостное воспоминание).
Слайд №10 Портрет Полины Виардо. Подготовленный ученик зачитывают воспоминания. «1 ноября 1843 г. В доме на Невском проспекте, свершилось событие, которое Тургенев назвал «священным днем своей жизни» В этот день его познакомили с известной певицей Полиной Виардо. А впервые увидел он ее в октябре в театре. Сосед в ложе, увидев её, сказал: «Некрасива». «В самом деле», - подумал я. Вдруг совершило что-то необыкновенное! Раздались такие восхитительные, бархатные ноты, каких, казалось, никто никогда не слыхивал. Это было великое торжество искусства! Помню только, что я сам и все кругом меня кричало, хлопало, неистовствовало. И Эту любовь И.С.Тургенев пронес через всю жизнь». 1) (Молодой человек, 25 лет, вероятно, сам поэт, переживающий чувство любви в своих воспоминаниях) 2) (Лирическое, наполненное чувствами). . 3) (Повтор). 4) (Эпитет, инверсия). - Прослушивание романса. романс |