Тема любви к природе, добра и красоты в рассказе Алексея Смирнова «Черника — хранитель тысячелетий»
Тема любви к природе, добра и красоты в рассказе Алексея Смирнова «Черника — хранитель тысячелетий»
Тема любви к природе, добра и красоты в рассказе Алексея Смирнова «Черника — хранитель тысячелетий»
Цели урока:
Познакомиться с произведением современного писателя. Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. Научиться выявлять авторское отношение к описываемому событию. Самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос. Создавать устные высказывания о прочитанном произведении. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
1. Подготовка к восприятию.
Конкурс загадок
Я красна и кисла,
На болоте росла. Ответ: Клюква
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. Ответ: Черника
Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет -
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с. (малиной)
Конкурс «Угадай ягоду» (ученики с закрытыми глазами пробуют ягоду и на вкус определяют ее).
2. Что вы знаете о чернике?
О лечебных свойствах черники людям было известно очень давно. Еще в древней Руси лекари и травники широко использовали это растение в лечебных целях. Примечательно, что в лечебных целях используют как ягоды, так и листья черники.
Специфический вкус этих ягод обусловлен присутствием сахарозы (больше известной нам как сахар) и некоторых органических кислот, в частности, лимонной и яблочной. Лечебные свойства черники в основном объясняются наличием в плодах растения дубильных веществ. Целебное воздействие черники также во многом зависит от присутствия в этих ягодах пектиновых веществ, которые освобождают кишечник от продуктов гнилостного разложения. Железо, содержащееся в ягодах черники, намного лучше усваивается организмом человека по сравнению с железосодержащими лекарственными средствами. Это объясняется присутствием в ягодах аскорбиновой кислоты, облегчающей усвоение железа.
Свежие ягоды черники рекомендуется принимать при нарушении работы желудка и кишечника, при ревматизме, подагре. Кроме того, черника обладает способностью повышать остроту зрения. Отвар и чай, приготовленные из ягод черники, также проявляют лечебные свойства и используются в качестве мочегонного и вяжущего средства. При экземе, ожогах и язвах на коже чернику применяют как наружное средство. При этом свежие ягоды растирают и выкладывают толстым слоем на поражённые участки кожи.
Несмотря на то, что черника имеет выраженные лечебные свойства, здоровые люди вполне могут употреблять эту вкусную ягоду в довольно больших количествах. Блюда с использованием этих ягод очень вкусные – всем хорошо известны черничное варенье или пироги с черничной начинкой. Однако наибольшую пользу для здоровья принесёт свежая черника, которую при оформлении в виде десертного блюда можно просто посыпать сахарной пудрой.
3. Знакомство с рассказом А.Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»
Вопросы на выявление эмоциональной реакции:
Было ли вам интересно читать и слушать фрагмент рассказа А. Смирнова?
Как вы думаете, любит ли автор рассказа таежную жизнь и таежные
растения?
Вопросы на выявление точности восприятия:
В какой местности весной полыхал таежный пожар?
Почему некоторые ягодники считают, что лесной пожар полезен?
За сколько лет в горах Сибири образуется слой почвы толщиной в десять сантиметров?
За какое время дождь смыл верхний слой почвы и открыл почву, которая образовалась во времена Римской империи?
5. Почему почва под кустами черники не разрушилась?
Вопросы на осмысление содержания:
1. Что вы узнали о жизни тайги?
2. Почему рассказ А. Семенова называется «Черника — хранительница тысячелетий»?
3. Как автор рассказа убедился в том, что лесные пожары вредны для ягодных кустарников?
4. Итог урока. Домашнее задание. Нарисовать плакат в защиту леса от пожаров. Защита плакатов в группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема любви к природе, добра и красоты в рассказе Алексея Смирнова «Черника — хранитель тысячелетий» »
Тема любви к природе, добра и красоты в рассказе Алексея Смирнова «Черника — хранитель тысячелетий»
Цели урока:
Познакомиться с произведением современного писателя. Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. Научиться выявлять авторское отношение к описываемому событию. Самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос. Создавать устные высказывания о прочитанном произведении. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
1. Подготовка к восприятию.
Конкурс загадок
Я красна и кисла,
На болоте росла. Ответ: Клюква
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. Ответ: Черника
Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет -
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с ... (малиной)
Конкурс «Угадай ягоду» (ученики с закрытыми глазами пробуют ягоду и на вкус определяют ее).
2. Что вы знаете о чернике?
О лечебных свойствах черники людям было известно очень давно. Еще в древней Руси лекари и травники широко использовали это растение в лечебных целях. Примечательно, что в лечебных целях используют как ягоды, так и листья черники.
Специфический вкус этих ягод обусловлен присутствием сахарозы (больше известной нам как сахар) и некоторых органических кислот, в частности, лимонной и яблочной. Лечебные свойства черники в основном объясняются наличием в плодах растения дубильных веществ. Целебное воздействие черники также во многом зависит от присутствия в этих ягодах пектиновых веществ, которые освобождают кишечник от продуктов гнилостного разложения. Железо, содержащееся в ягодах черники, намного лучше усваивается организмом человека по сравнению с железосодержащими лекарственными средствами. Это объясняется присутствием в ягодах аскорбиновой кислоты, облегчающей усвоение железа.
Свежие ягоды черники рекомендуется принимать при нарушении работы желудка и кишечника, при ревматизме, подагре. Кроме того, черника обладает способностью повышать остроту зрения. Отвар и чай, приготовленные из ягод черники, также проявляют лечебные свойства и используются в качестве мочегонного и вяжущего средства. При экземе, ожогах и язвах на коже чернику применяют как наружное средство. При этом свежие ягоды растирают и выкладывают толстым слоем на поражённые участки кожи.
Несмотря на то, что черника имеет выраженные лечебные свойства, здоровые люди вполне могут употреблять эту вкусную ягоду в довольно больших количествах. Блюда с использованием этих ягод очень вкусные – всем хорошо известны черничное варенье или пироги с черничной начинкой. Однако наибольшую пользу для здоровья принесёт свежая черника, которую при оформлении в виде десертного блюда можно просто посыпать сахарной пудрой.
3. Знакомство с рассказом А.Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»
Вопросы на выявление эмоциональной реакции:
Было ли вам интересно читать и слушать фрагмент рассказа А. Смирнова?
Как вы думаете, любит ли автор рассказа таежную жизнь и таежные растения?
Вопросы на выявление точности восприятия:
В какой местности весной полыхал таежный пожар?
Почему некоторые ягодники считают, что лесной пожар полезен?
За сколько лет в горах Сибири образуется слой почвы толщиной в десять сантиметров?
За какое время дождь смыл верхний слой почвы и открыл почву, которая образовалась во времена Римской империи?
5. Почему почва под кустами черники не разрушилась?
Вопросы на осмысление содержания:
1. Что вы узнали о жизни тайги?
2. Почему рассказ А. Семенова называется «Черника — хранительница тысячелетий»?
3. Как автор рассказа убедился в том, что лесные пожары вредны для ягодных кустарников?
4. Итог урока. Домашнее задание. Нарисовать плакат в защиту леса от пожаров. Защита плакатов в группах.