Тема: Главная проблема произведения Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» - проблема доброты.
Цели:
Метапредметные:
Развивать личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.
Развивать коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её; строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.
Формировать познавательные УУД: уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.
Формировать регулятивные УУД: уметь ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.
Предметные цели:
-Совершенствовать навыки анализа художественного текста с точки зрения использования средств речевой выразительности;
-Совершенствовать навыки выразительного чтения;
-Расширить знания о реальном и фантастическом (вымышленном) в художественном тексте.
Тип урока: изучение нового материала и закрепление знаний.
Оборудование: учебник В. Я.Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина. Литература 5 класс в двух частях, мультимедийный проектор, использование ИКТ, компьютерная презентация.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
У:На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией писателя Константина Георгиевича Паустовского и работали над его произведением «Тёплый хлеб».Сегодня мы продолжим с вами эту работу.
Для начала давайте вспомним содержание этого произведения
Чтобы вспомнить, ответьте на вопросы теста
1) Почему конь остался в деревне? А) Его ранили.
Б) Так захотел Панкрат.
В)Конь не захотел идти дальше.
2) Какая кличка была у Фильки? А) «Ничего не знаю».
Б) «Да ну тебя!».
В) «Все вы умные».
3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата.
Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? А) Началась метель.
Б) Было наводнение.
В) Случилось землетрясение.
5) Как Филька искупал свою вину? А) Он не хотел меняться.
Б) Накормил всех.
В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6) О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер.
Б) О том, что Филька – плохой человек. В) О том, что она самая умная.
7) Когда заработала мельница? А) Вечером.
Б) Она сломалась навсегда.
В) Летом, когда потеплело.
8) Как Филька помирился с конем? А) Попросил у него прощения
Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
В) Он покормил его морковкой.
Проверка. Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б,
У.Посмотрите на тему сегодняшнего урока. О чём мы сегодня будем говорить ?Обратите на каждое слово, которое является ключевым.( Главная проблема произведения - ) Говорить будем о главной проблеме произведения и о жанре произведения. Начнём с жанра.
-Чем является по жанру?
- Какой сказкой является это произведение?
-По этому вопросу провела небольшую исследовательскую работу…(Выступление обучающегося Автором является конкретное лицо –, писатель Произведение существует в письменной форме У сказки только один вариант)
Переходим к следующему ключевому слову. Будем говорить о главной проблеме сказки. Но сначала определим её. Прежде чем вы дадите ответ, прослушайте внимательно песню. (Песня «Дорога добра»)
-Так какая же главная проблема сказки «Тёплый хлеб» (Проблема доброты)
Учитель: А давайте, ребята, вспомним типы сказок.( Волшебная сказка, сказка о животных, социально-бытовая сказка).
Учитель: К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»?(Социально-бытовая сказка)
Учитель: Хорошо. Типы сказок вспомнили. Раз это сказка социально-бытовая, то главные герои такой сказки люди. На поступках какого героя в этом произведении раскрывается проблема доброты?(Филька) Именно какие герои помогают раскрыть её глубже. Составить на доске кластер(Филька, конь, бабушка, Панкрат, жители Бережков)
--С чего начинается основное действие, где завязка конфликта?(Ф. обидел коня)Продолжите
Грехи Фильки. Продолжи предложения: 1) обзывал (коня) «дьяволом», «христарадником»; 2) ударил по губам; 3) кинул хлеб на землю; 4) не поделился с голодным и нуждающимся – Как вы оцениваете поступок Фильки? (Филька все сделал не задумываясь, потому что был неласковым, равнодушным к окружающим, недаром прозвали «Ну тебя», у него было холодное сердце). – Что последовало за его злобным поступком? (За людскую злобу природа наказала жителей деревни: наслала лютый мороз, грозя неминуемой смертью от холода и голода) Именно с этого момента начинается трудный путь Фильки к добру. - Можно ли изменить зло? (Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить). -Когда же Филька понял, что он злой, жестокий? (Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике). Давайте вспомним, о чём поведала бабушка.(Один ученик рассказывает бабушкину притчу). - Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку? (Он себя сравнил со злым мужиком). - А как мальчик вёл себя? (Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину).
Почему умер злой мужик? (от охлаждения сердца)
А у какого сказочного героя ещё было ледяное сердце? Но Кая спасла Герда.
У Фильки бы тоже «замерзло сердце», если бы он…. Не понял свою ошибку, не осознал свою вину. . Что произошло с Филькой после рассказа бабушки? (Он задумался, заплакал, просил совета). Паустовский показывает, если осознать свою вину, можно каким-то образом ее исправить. - Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату? (Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня). - А почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться? (Она сказала: «…надеяться надо». Значит, и бабушка поверила внуку, она надеется, что он исправит свою вину, а самое главное – поймёт: только добрые поступки могут искупить зло. |
– Совершить зло очень легко, а раскаяться, искупить вину могут лишь немногие.
-как же это делает Филька?(Рассказ о посещении Ф. Панкрата и его дальнейшие действия)
РАБОТА НАД ФИНАЛОМ СКАЗКИ.
1.Выразительное чтение отрывка.(4 человека)
-- Ребята, тяжело просить прощение, прощать?
-Легко Фильке было это сделать?
- простил Фильку конь?
- У Л.Н.Толстого есть выражение «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.
Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь.
---- Изменился ли Филька?
!!! (Да, он стал добрее, ответственнее, научился переживать за всех жителей деревни, жить с ними в мире).
Перед вами лежат заготовленные части таблиц, которые нам нужно будет сейчас заполнить на доске. Прикрепите свою заготовку в нужный столбик.(Да ну тебя –Филька, невежа, злой, вредный, : любовь, чуткость, доброта, сердечность, отзывчивость, милосердие, забота, помощь, человечность ,жестокий,.. молчаливый. Недоверчивый, деятельный,)
Как хорошо, что Филька понял, что натворила его грубость, и был готов исправить совершенное им зло. Нелегкое ему предстояло дело — изобрести спасение от стужи, однако мальчик справился с ним.
Филька нашел спасение, помирился с конем, и зло отступило. Как ни трудна была борьба мальчика с самим собой, он правильно понял, что корни зла всегда сидят внутри человека и руководят его словами и действиями. Я думаю, конь преподал мальчику хороший урок, и Филька теперь будет гораздо добрее и внимательнее к себе и к другим
Итак, ребята, что победило в сказке: добро или зло?
Чему нас учит это произведение?
Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому
Нужно быть добрыми, отзывчивыми.
: Не причинять другим вреда, обиды.
: Отвечать за свои поступки, слова.
: Не бояться просить прощения, прощать
детское сердце не должно становиться холодным,
-надо всё делать сообща,
-совершать добрые поступки,
-надо быть милосердными, добрыми.
Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы соотнести с поступками героев этой сказки. Выберите те, которые , по вашему мнению, относятся к теме сегодняшнего урока.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Делу-время, потехе- час.
Встречают по одёжке, проважают по уму
Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.
Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.
6. Нет ничего отважнее, чем победа над собой
. В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа.)
Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
Человек становится добрым только среди добрых людей.
Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
Злой человек вредит прежде всего самому себе
Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.
--Перед вами карточки и цветные карандаши, дайте цветовую характеристику героям.Звучит песня кота Леопольда
Конь
Да ну тебя
Филька
Панкрат
Заполните карты самоконтроля.
Фамилия, имя
Мои ответы
Я ставлю себе за работу
Тема урока понятна/ непонятна
Урок для меня полезен / бесполезен
Я понял, что___________________________________________________
- Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня).
Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова (всего их 7).
Нагретый, дающий или содержащий тепло.
Не знающий морозов, южный.
Хорошо защищающий тело от холода.
Имеющий отопление.
Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу,
- В каком значении употреблено слово "тёплый" в названии сказки?
- Какой приём использует автор? (эпитеты). Хлеб – это общее дело, это объединение людей в трудную минуту, это доброта, которая так нам необходим
ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе.
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, всё же
Мы вслух произносим его.
VI.Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
Разгадывание кроссворда
Вопросы
Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя? (Филька).
За что бабка часто выговаривала Фильке? (Неласковость).
Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег? (Злорадный)
Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки? (Жестокость)
Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик? (Страх)
Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? (Совет)
Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан? (Помощь)
Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела? (Тепло)
Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом? (Дружба)
Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки? (Доброта)
Вопросы
Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя?
За что бабка часто выговаривала Фильке? .
Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег?)
Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки?
Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик?
Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью?
Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан?
Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела?
Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом?
Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки?
Фамилия, имя
Мои ответы
Я ставлю себе за работу
Тема урока понятна/ непонятна
Урок для меня полезен / бесполезен
Я понял, что___________________________________________________
____________________________________________________________________________
Фамилия, имя
Мои ответы
Я ставлю себе за работу
Тема урока понятна/ непонятна
Урок для меня полезен / бесполезен
Я понял, что___________________________________________________
________________________________________________________________
Фамилия, имя
Мои ответы
Я ставлю себе за работу
Тема урока понятна/ непонятна
Урок для меня полезен / бесполезен
Я понял, что___________________________________________________
Фамилия, имя
Цветовая характеристика героев
Конь
Да ну тебя
Филька
Панкрат
___________________________________________________________
Фамилия, имя
Цветовая характеристика героев
Конь
Да ну тебя
Филька
Панкрат
_________________________________________________________________
Фамилия, имя
Цветовая характеристика героев
Конь
Да ну тебя
Филька
Панкрат
_____________________________________________________________
Фамилия, имя
Цветовая характеристика героев
Конь
Да ну тебя
Филька
Панкрат
. В каком из предложений содержится главная мысль сказки
К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?
(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
2…Человек становится добрым только среди добрых людей.
3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
4. Злой человек вредит прежде всего самому себе
______________________________________________________________
. В каком из предложений содержится главная мысль сказки
К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?
(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
2…Человек становится добрым только среди добрых людей.
3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
4. Злой человек вредит прежде всего самому себе
______________________________________________________________
. В каком из предложений содержится главная мысль сказки
К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?
(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
2…Человек становится добрым только среди добрых людей.
3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
4. Злой человек вредит прежде всего самому себе
______________________________________________________________
. В каком из предложений содержится главная мысль сказки
К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?
(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
2…Человек становится добрым только среди добрых людей.
3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
4. Злой человек вредит прежде всего самому себе
______________________________________________________________
. В каком из предложений содержится главная мысль сказки
К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?
(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
2…Человек становится добрым только среди добрых людей.
3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
4. Злой человек вредит прежде всего самому себе
______________________________________________________________вредный
Любовь
Чуткость
доброта
сердечность
отзывчивость
милосердие
забота
помощь
человечность
жестокий
молчаливый
Недоверчивый
Да ну тебя
Филька
Невежа
Злой
- Какой сказкой является это произведение? Доказать.
Пересказать бабушкину притчу
(Рассказ о посещении Фильки Панкрата и о его дальнейших действиях)
Виды сказок
Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату?
Изменился ли Филька в конце сказки ?Как?
Чему нас учит это произведение?