Тема: Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) Комедия «Недоросль».» (2 часа) Герои и события. Проблемы гражданственности. Нравственные проблемы.
Тема: Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) Комедия «Недоросль».» (2 часа) Герои и события. Проблемы гражданственности. Нравственные проблемы.
Цели урока:
-знакомство с пьесой Фонвизина как произведением классицизма, показать обличительную силу ее, выход за рамки классицизма.
- создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию
- воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) Комедия «Недоросль».» (2 часа) Герои и события. Проблемы гражданственности. Нравственные проблемы.»
Конспект урока по литературе в 9 классе
Тема: Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792)
Комедия «Недоросль».» (2 часа)
Герои и события. Проблемы гражданственности. Нравственные проблемы.
Цели урока:
-знакомство с пьесой Фонвизина как произведением классицизма, показать обличительную силу ее, выход за рамки классицизма.
- создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию
- воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Волшебный край. Там в стары годы,
Сатиры смелый Властелин, … Блистал Фонвизин, друг свободы…
А.С.Пушкин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока, цели.
1). Вступительное слово учителя.
Д.И.Фонвизин принадлежал к числу крупнейших русских писателей.
Лучшая его комедия «Недоросль» до сих пор не сходит со сцены, а имя одного из героев – Митрофана – давно уже стало нарицательным и обозначает ленивого, невежественного, грубого человека.
Творчество Фонвизина развивалось в тяжелое для России время.
- Чем характеризуется жизнь русского общества 18 века?
2). Сообщение подготовленного ученика о бесправном положении крепостных крестьян, о вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе.
3)Беседа.
-Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию?
Низким.
- Почему?
Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.
В 18 веке комедия была очень популярна. Из 334 театральных пьес, шедших на русской сцене во 2-1 половине 18 века , было 188 комедий, 52 трагедии, 39 драм, 32 комические оперы. Комедий было больше половины.
- Почему?
Комедия была теснее связана с жизнью, могла реальнее отразить общественно- политические проблемы. Живая жизнь все больше проникала в произведения.
В среде вельмож, в придворном кругу Фонвизин видел чудовищное злоупотребление властью, взятки, обман, раболепие перед знатью и богатством.
Правящее сословие – дворянство – коснело во мраке невежества.
Простаковы и Скотинины растили своих детей Митрофанов. Молодые дворяне, прошедшие школу у фр. кучеров и парикмахеров, не имели понятия о национальном достоинстве. Погоня за иностранными модами разоряла помещичьи гнезда. В своих стихах этой поры Фонвизин высмеивает придворную лесть и подхалимство, сомневается в целесообразности существующего на земле порядка.
Он разоблачал корыстолюбие, дикость, невежество дворян, тем самым выступая против политики правительства.
Дополнение: в комедии «Недоросль» Фонвизин выводит на сцену представителей некультурного, развращенного помещичьей властью дворянства,
показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде и заявляет свой протест против засилья Скотининых.
4) Работа над пьесой.
Учитель: Вспомним особенности пьес 18 века.
А) чтение 1-4 явления д.1
- Как раскрываются в первых сценах характеры Простаковых,
Митрофана, Скотининых ? Как они ведут себя, как говорят?
Простакова: варварское отношение к простым людям, властолюбие,деспотизм, «слепо любит сына».
Скотинин: жестокий помещик, тупой грубиян.
Митрофан: избалованный и бессовестный.
- Где видна насмешка автора над ними?
\явл. 4 – 2дрянь»
\явл. 5 – свиньи\
- Какая тема является главной в комедии Фонвизина «Недоросль»?
Учитель: Тема помещичьего произвола главная в пьесе.
В темном мирке Простаковых и Скотининых все человеческие чувства, сговоры, подчинены корысти, стяжательству, жажде наживы.
Б). Пересказать до конца первое действие.(1 группа учащихся)
Итак, соотношение сил меняется не в пользу Простаковой.
В). Кратко пересказать второе действие.(2 группа учащихся)
Г). Комментарий 3 действия, явление 1.(3 группа учащихся)
– Разговор Правдина и Стародума знакомит нас с мировоззрением передовых дворян, остро критикующих век Екатерины Второй, ее праздных вельмож, невежественных помещиков-крепостников.
-Спокойные, мудрые, благожелательные беседы, которые ведут Стародум с Правдиным и Софьей, составляют резкий контраст с отвратительной сценой потасовки Простаковой и Скотинина.
Д). /Чтение явл.3, д 3/
-Что вас поражает в этой сцене?
/Полная утрата родственных чувств\
Е) Речевые характеристики героев – большое достижение Фонвизина.
- Как говорит Простакова?
/Отрывисто, повелительно, переходит на крик, искажает слова,
оскорбляет окружающих, ласково - с сыном/
- Как говорит Стародум?
/Образован, выражения меткие и остроумные/
5.Обобщение.
Через всю комедию Фонвизина наряду с главной темой проходит тема
воспитания и обучения молодых дворян, которых глубоко волновала
драматурга. Фонвизин показывает, что воспитание, которое дает Простакова своему сыну, убивает в нем душу человеческую. Митрофан никого не любит, кроме себя, ни о чем не задумывается, с отвращением относится к учению и ждет только часа, когда станет хозяином имения и будет также, как и его матушка помыкать своими близкими и распоряжаться судьбами крепостных.
Приезд Стародуба заставляет Простакову приспосабливаться к его требованиям и менять свою тактику. Она прикидывается радушной гостеприимной хозяйкой дома, старается понравиться почтенному гостю. В разговоре с ним Простакова не упускает случая расхвалить и себя и Митрофана. В резких переходах от грубости и преувеличенной любезности сказываются коварство и лицемерие Простаковой. Даже ее обычно грубая речь становится приторно слащавой, когда она старается завоевать расположение Стародума: «Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд посмотреть , как он у нас выучен?». Но смехотворная ее попытка похвалиться «ученостью» сына терпит крах.
6.Прочитаем сцену «экзамен Митрофана» и дадим краткие пояснения к ней.
.(4 группа учащихся)
7.Затем перейдем к пересказу – анализу последних частей комедии, .(5 группа ) помогая учащимся понять, что цели Простаковых – Скотининых ничтожны и низменны /обогащения за счет страдания других людей/.
А положительные персонажи пьесы борются за торжество справедливости и подлинно человеческих чувств.
8.Под этим углом зрения рассматриваем дальнейшее движение сюжета и развитие конфликта пъесы.
9. Знаменательна последняя сцена(Д 5). Чтение, комментарий.
Простакова, потерпевшая поражение, обращается за сочувствием к сыну. Но Митрофан грубо отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка. Как навязалась…». На горестный вопль Простаковой : «Нет у меня сына.» – Стародум отвечает словами, полными глубокого смысла: «Вот злонравия достойные плоды.».
10.В итоге обзора комедии напоминаю, что согласно правилам классицизма, действующие лица сценического произведения подразделяются на «порочных» и «добродетельных», а в финале пьесы злые наказывались, добрые же торжествовали победу. У Фонвизина противопоставление «злых» и «добродетельных» - не только дань классицизму; в этом столкновении отражен глубокий социальный и нравственный конфликт передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками – крепостниками. А концовка комедии? Это только мечта писателя, урок и внушение власть имущим.
И можно ли утверждать, что комедия кончается полным посрамлением порока?
Неизвестно, какие выводы сделает Митрофан из того наказания, которое постигло его мать. Да и Скотинину удается уйти от возмездия. И наконец, по словам крепостной няни Еремеевны, Простакова «очнется».
Страхом и горечью проникнуты эти слова забитой женщины.
11. Вопрос о реализме. Созданные Фонвизиным яркие, жизненно достоверные типы помещиков, правдивость, «потрясающая очевидность» изображения крепостничества, выход за рамки классицистических схем в обрисовке человеческих характеров, мастерское использование разговорной речи – все это говорит о том, что Фонвизин – один из предшественников реализма в русской литературе.
Комедия «Недоросль» была настоящим событием как литературного, так и общественного значения. В ней драматург преднамеренно заострил отрицательные образы, достигнув этим большой убедительности в обличении крепостничества. Сатирическое звучание комедии предваряет критическую направленность будущих произведений русской реалистической литературы.
Комедию Фонвизина ценили Пушкин, Гоголь, Белинский. За смешными ситуациями пьесы они увидели беспощадную сатиру на угнетателей народа. А сатира – это не «невинное зубоскальство веселеньких остроумцев», а «гроза духа, оскорбленного позором общества» /Белинский/
VII. Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос: «Кто страшней : Простакова или Митрофан?»