kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока в 6 классе "Рр Классное сочинение по произведениям поэтов XIX века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирует умение написания сочинения по стихам о природе Ф.Тютчева и А.Фета, которые изучаются в 6 классе. Расширяются представления учащихся о лирике Ф.И. Тютчева А.А.Фета, учащимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые на  современном  этапе  в  литературном  образовании  школьников  и  востребованные  формами итоговой аттестации,  учащиеся получают опыт самостоятельной интерпретации художественного   текста. В    процессе    урока    развиваются     речевые    умения    и   навыки. Формируется   умение планировать и реализовывать  учебную деятельность,  целеполагание,  умение  формулировать  и  ставить  себе  учебную  задачу  и реализовывать ее,  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной  деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как работать над сочинением»

Как работать над сочинением?

1. Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие границы темы.

2.Определи для себя основную мысль, наметь ход ее разви­тия.

3. Составь рабочий план.

4.Самостоятельно реши вопрос о стиле речи (если он не подсказан темой); какие типы речи понадобятся для раскрытия микротем.

5.Путем наблюдения, изучения, воссоздания в памяти и т. д. собери конкретные сведения, систематизируй материал.

6.Напиши сочинение на черновик в соответствии с составленным планом.

7.Прочитай написанное и постарайся оценить: удалось ли реализовать свой замысел, не нужно ли внести исправления, до­полнения в содержание и использованные средства языка; усовершенствовать текст.

8. Перепиши текст на чистовик.






Как работать над сочинением?

1. Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие границы темы.

2.Определи для себя основную мысль, наметь ход ее разви­тия.

3. Составь рабочий план.

4.Самостоятельно реши вопрос о стиле речи (если он не подсказан темой); какие типы речи понадобятся для раскрытия микротем.

5.Путем наблюдения, изучения, воссоздания в памяти и т. д. собери конкретные сведения, систематизируй материал.

6.Напиши сочинение на черновик в соответствии с составленным планом.

7.Прочитай написанное и постарайся оценить: удалось ли реализовать свой замысел, не нужно ли внести исправления, до­полнения в содержание и использованные средства языка; усовершенствовать текст.

8. Перепиши текст на чистовик.





Просмотр содержимого документа
«Тема Рр Классное сочинение по произведениям поэтов XIX века»

Класс 6

Предмет литература

Тема. Рр Классное сочинение по произведениям поэтов XIX века.

Тип урока. Урок развивающего контроля (первый урок)

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осмыслению прочтения лирического текста, умению построения письменного высказывания, осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: создать условия для контроля и самоконтроля умения анализировать поэтический текст. 

Метапредметные задачи урока:

            формировать      регулятивные      универсальные     учебные    действия    (УУД):   формулировать   учебную   задачу,     осуществлять рефлексию по результатам  работы;

            формировать познавательные УУД: осмыслять текст на возрастном уровне,  интерпретировать     текст   в  результате   работы    по   его   осмыслению;     создавать   собственный     текст   на   основании    имеющихся      знаний;    формировать     приемы  исследовательской   деятельности;   осуществлять   поиск   информации   для        решения   учебной задачи.  

            развивать     личностные      УУД:     воспитывать     у  учащихся     осознанное  понимание  принадлежности  к  русской  культуре;  углублять  представление  о  месте   человека и его отношениях с окружающим миром.

            развивать     коммуникативные         УУД:    осуществлять     взаимодействие     в   группе,  вести  конструктивный  диалог,   брать  на  себя  

    ответственность за деятельность группы. 

Планируемые предметные результаты :

             расширяются представления учащихся о лирике Ф.И. Тютчева А.А.Фета, учащимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые на  современном  этапе  в  литературном  образовании  школьников  и  востребованные  формами итоговой аттестации;

             учащиеся получают опыт самостоятельной интерпретации художественного   текста    

             в    процессе    урока    развиваются     речевые    умения    и   навыки.

     

        В   процессе   урока   происходит   формирование   следующих     УУД:

             умение планировать и реализовывать  учебную деятельность  

             целеполагание,  умение  формулировать  и  ставить  себе  учебную  задачу  и реализовывать ее;

             умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной  деятельности (работа в паре, в группе, ведение конструктивного диалога, презентация  результатов деятельности);

             умение работать с текстом; построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

             развитие гармоничной личности ученика.


        Оборудование:        компьютер   (презентация,      фонохрестоматия),  раздаточный   материал   (памятки,   карта   рефлексии, листы с заданиями для пар).







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1)этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности


Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»)

--Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем писать сочинение.

-- А какова же тема нашего сочинения? Чтобы узнать это, посмотрим на экран (слайды 2-8)

Демонстрирует слайды на тему «Природа» под музыку А. Вивальди «Июнь»





Приветствуют учителя





Рассматривают слайды, анализируют содержание.

Формулируют тему сочинения







Л8








Р1

П16




Р2

П13

2)этап актуализации и пробного учебного действия






Какие мысли возникли? Может быть, что-то вспомнили?

Какие стихотворные строки можете подобрать к изображенному?

Что отличает стихи Тютчева и Фета о природе?

Слайды

Демонстрирует слайды с эталоном ответа:

1)Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик...
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык

(Федор Тютчев «Не то, что мните вы, природа»)



2) В творчестве Тютчева пейзажная лирика тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни. Тютчев — это лирик-мыслитель, вдохновенный певец природы, проникновенный выразитель человеческих чувств.

3) А. Фет, как и Ф. Тютчев, признанный певец родной природы. В пейзажной лирике проявились его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей, их своеобразное, индивидуальное восприятие. А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.

-- Я предлагаю вам написать сочинение по одному стихотворению о природе. Какую цель вы поставите перед собой?






Участвуют в диалоге

Читают выразительно стихи Ф.Тютчева и А.Фета.


Высказывают свои представления о своеобразии лирики природы Тютчева и Фета



























Формулируют цель и задачи







К11

П1

Р9

К5




К11

П3








Р7

П6















Р2

3) этап локализации индивидуальных затруднений



-- Какие задачи будете решать?


Фиксируют затруднения

Р1

Л11

Физминутка

Проводит физминутку

Все в нашей Жизни имеет Смысл

Мы созданы из капелек Росы, Неба,

Звезд,(опускают руки вниз шевеля пальцами рук)

Солнца(обнимая корпус тела, руками)

Мы дети Природы

Распускаем Крылья, отправляемся в Земное Путешествие

подобно Солнечному Лучу (волнообразные движения руками)

Иногда мы попадаем в Шторм неурядиц и бурь,(потирают ладонью о ладонь)

Сильного Ветра, (дуют на руки)

И, кажется, Время останавливается, и замирает.(движения двумя руками символизирующие часы в одном направлении)

Мы оглядываемся вокруг,(повороты головой)

и видим Свет, Красоту,

Мы понимаем, что мы не одни.

Мы не одиноки.

Как прекрасна Жизнь,

Ведь Мы все Вместе!




Выполняют упражнения

Л4

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений



-- Для того чтобы разобраться в стихотворении, вы должны ответить на три основных вопроса. Какие, по-вашему, это вопросы?

(слайд)

-- А теперь прочитаем памятку «Как работать над сочинением» и будем руководствоваться ею в работе.

Участвуют в беседе.



Читают памятку (изучающее чтение) «Как работать над сочинением?»

П14






П6

5) этап реализации построенного проекта

 Организует работу в парах

-- Давайте вместе напишем одно сочинение: «Человек и природа в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся…». Распределим задания по парам.













Работают в парах. (Задания на карточках:

1 пара: определите и сформулируйте тему и основную мысль стихотворения «С поляны коршун поднялся»

2 пара: сравните, как создаются образы коршуна и человека, обратите внимание на роль глаголов

3 пара:        выберите термины, необходимые для анализа стихотворения   «С поляны коршун поднялся…»,   объясните их употребление.

 Антитеза. МетафораОлицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет. )




Индивидуальное задание

-- Как можно завершить сочинение?




Л8

Р2

К3

К4

К6

К10

6) этап обобщения затруднений во внешней речи

Организует анализ результатов работы в парах по памятке 1 с фиксацией результатов (без исправления ошибок)


-- Удалось ли полно, логично, последовательно высказать свои мысли и выразить словом чувства? Почему?


Пары поочередно зачитывают, остальные оценивают по памятке 1.

Возможные ответы:

Стихотворение – размышление о жизни человека, переданное в образной форме. Говоря о возможностях коршуна и человека, автор с горечью пишет о том, что человек не может слиться с природой.

В стихотворении важны образы  

Неба и  земли,  сильного,  мощного,  свободного  коршуна  и  человека,  привязанного  к  земле, даже как будто придавленного к земле в поте и в пыли.  В создании образов важна роль глаголов. В  1  четверостишии  4  глагола  

(поднялся, взвился, вьется, ушел)  – все они обозначают движение, а взвился и вьется –

очень активное движение, но не резкое, а плавное, мощное, красивое; то есть у Тютчева  

природа  вся  в  движении.  А  во  2  четверостишии  всего  2  глагола  (дала  –  относится  к  коршуну,   а   прирос   –    к   человеку),   и   обозначает   второй   глагол   скорее   какую-то  устойчивость, а не движение.

     Природа  в  стихотворении  Тютчева  -  живая,  динамичная,  находится  в  движении,                              а  человек  -    в  статичном  состоянии,  в  покое,  сама  возможность  движения  для  него  исключается (прирос).

         Природа – сильная, свободная (небо, небосклон),  

огромный мир, человек - не царь земли, а маленькая ее часть.

    Стихотворение  построено  на

противопоставлении     земли    и   неба,    коршуна       и   человека,     движения       (взвился)     и  неподвижности (прирос). Коршун  взвился       и  вьется, у него  два мощных, два живых крыла  (эпитеты),  и  то,  что  даже  крылья  у  него  живые,  усиливает  впечатление  красоты  и  гармонии  коршуна  с  природой.  А  человек  царь  земли,  но  прирос  к  земли.  Повторы усиливают  противопоставление образов    коршуна      и   человека,  а   также  делают стихотворение   чуточку   мрачным.         В   стихотворении   противопоставлены   небо   -     символ  

высокого,  идеального,  красоты  и  гармонии  и  земля,  от  которой  не  может  оторваться  

человек,  -  символ  повседневности,  приземленности.  Небо  -  идеал,  который недостижим  для лирического героя Тютчева.    

Это стихотворение заставляет задуматься о несовершенстве человека, недостижимости идеала, о том, что человек - не царь земли, а маленькая ее часть. И это грустно.


К12

П3

П7

П8

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой



Организует самостоятельную работу по созданию текста сочинения с учетом замечаний с последующей самопроверкой по памятке 1


Самостоятельно работают над сочинением

Проводят самопроверку

Переписывают сочинение на чистовик

П9

П5

Р8

8) рефлексия

Организует рефлексию

Заполняют карту рефлексии и самооценки ученика на уроке

Л7

.



             

                                                             

                                                   

Просмотр содержимого документа
«Как_работать_над_сочинением»

КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ
Памятка 1

1.Соответствует ли содержание текста теме?

2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?

6. Выделены ли части текста красной строкой?

7.Те ли слова отобраны для раскрытия темы?

8. Хорошо ли построены предложения?

9. Интересно и понятно ли всё написанное слушателю?

Памятка 2

1.Содержание текста должно соответствовать теме.

2. Основные мысли подтверди фактами.

3. Свои мысли излагай последовательно по плану.

4.Каждую новую часть пиши с красной строки.

     

Просмотр содержимого презентации
«pril1»

Родная природа в лирике русских поэтов ХIХ века

Родная природа в лирике русских поэтов ХIХ века

Не то, что мните вы, природа:  Не слепок, не бездушный лик...  В ней есть душа, в ней есть свобода,  В ней есть любовь, в ней есть язык…  (Федор Тютчев «Не то, что мните вы, природа»)

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик... В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

(Федор Тютчев «Не то, что мните вы, природа»)

Своеобразие  лирики природы Ф.И.Тютчева В творчестве Тютчева пейзажная лирика тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни. Тютчев — это лирик-мыслитель, вдохновенный певец природы, проникновенный выразитель человеческих чувств.

Своеобразие лирики природы Ф.И.Тютчева

В творчестве Тютчева пейзажная лирика тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни. Тютчев — это лирик-мыслитель, вдохновенный певец природы, проникновенный выразитель человеческих чувств.

Своеобразие  лирики природы А.А.Фета А. Фет, как и Ф. Тютчев, признанный певец родной природы. В пейзажной лирике проявились его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей, их своеобразное, индивидуальное восприятие. А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.

Своеобразие лирики природы А.А.Фета

А. Фет, как и Ф. Тютчев, признанный певец родной природы. В пейзажной лирике проявились его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей, их своеобразное, индивидуальное восприятие. А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.

Основные вопросы анализа Стихотворение О чем? Зачем? Как?

Основные вопросы анализа

Стихотворение

О чем?

Зачем?

Как?

Тема и основная мысль

Тема и основная мысль

Как работать над сочинением? 1.  Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие границы темы. 2.Определи для себя основную мысль, наметь ход ее развития. 3. Составь рабочий план. 4.Самостоятельно реши вопрос о стиле речи (если он не подсказан темой); какие типы речи понадобятся для раскрытия микротем . 5.Путем наблюдения, изучения, воссоздания в памяти и т. д. собери конкретные сведения, систематизируй материал. 6.Напиши сочинение на черновик в соответствии с составленным планом. 7.Прочитай написанное и постарайся оценить: удалось ли реализовать  свой замысел, не нужно ли внести исправления, дополнения в содержание и использованные средства языка; усовершенствовать текст. 8. Перепиши текст на чистовик.

Как работать над сочинением?

1.  Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие границы темы.

2.Определи для себя основную мысль, наметь ход ее развития.

3. Составь рабочий план.

4.Самостоятельно реши вопрос о стиле речи (если он не подсказан темой); какие типы речи понадобятся для раскрытия микротем .

5.Путем наблюдения, изучения, воссоздания в памяти и т. д. собери конкретные сведения, систематизируй материал.

6.Напиши сочинение на черновик в соответствии с составленным планом.

7.Прочитай написанное и постарайся оценить: удалось ли реализовать 

свой замысел, не нужно ли внести исправления, дополнения в содержание и использованные средства языка; усовершенствовать текст.

8. Перепиши текст на чистовик.

Как совершенствовать написанное 1.Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно; соответствует ли заголовок сочинения его содержанию? 2.Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства? Внесите исправления.

Как совершенствовать написанное

1.Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно; соответствует ли заголовок сочинения его содержанию?

2.Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства? Внесите исправления.

Афанасий Афанасьевич Фет  Учись у них – у дуба, у березы.  Кругом зима. Жестокая пора!  Напрасные на них застыли слезы,  И треснула, сжимаяся, кора.  Все злей метель и с каждою минутой  Сердито рвет последние листы,  И за сердце хватает холод лютый;  Они стоят, молчат; молчи и ты!  Но верь весне. Ее промчится гений,  Опять теплом и жизнию дыша.  Для ясных дней, для новых откровений  Переболит скорбящая душа.     Г. Кондратенко    Зима

Афанасий Афанасьевич Фет

Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне.

Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней,

для новых откровений Переболит скорбящая душа. Г. Кондратенко Зима

Фёдор Иванович Тютчев    Осень приходит незаметно, вкрадчиво, но кусты уже пожелтели,  на березках появились желтые прядки . Ф.И. Тютчев не скрывает своего восхищения ''дивной порой''  ''первоначальной осени''.   Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле; Но далеко еще до первых зимних бурь, И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле.    И. Левитан Золотая  о сень

Фёдор Иванович Тютчев

Осень приходит незаметно, вкрадчиво, но кусты уже пожелтели,

на березках появились желтые прядки .

Ф.И. Тютчев не скрывает своего

восхищения ''дивной порой''

''первоначальной осени''.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит

как бы хрустальный

И лучезарны вечера...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле;

Но далеко еще до первых зимних бурь,

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

И. Левитан Золотая о сень


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Маркелова Наталья Александровна

Дата: 30.12.2015

Номер свидетельства: 271422


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства