Актуализация субъект-ного опыта опорных знаний и способов действий. Обеспече-ние мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Учитель организует погружение в проблему. Учитель: - На уроках литературы мы с вами много говорим о красоте родной природы, необъятных просторах Родины, воссоздании её образов писателями и поэтами. Красота родной земли предстаёт во многих произведениях. Ребята, а какие произведения вы можете назвать? /учащиеся называют запомнившиеся произведения/ Учитель: - Перед вами стихотворение (Слайд 1). Вчитайтесь и вслушайтесь в его строки. /чтение стихотворения учителем/ - О чём стихотворение? - Как поэт выражает свои чувства? /ответы учащихся/ - Автор стихотворения И.А. Бунин. О его творчестве мы сегодня будем говорить на уроке. Реализация домашнего задания. Учитель: - Какое домашнее задание было задано к сегодняшнему уроку? /Д/з: прочитать статью учебника о Бунине./ - В своих группах посоветуйтесь, составьте и запишите вопросы к тексту. (Примерные вопросы: К какому роду принадлежал И.А. Бунин? Где прошло детство писатель? Какое образование получил И.А. Бунин? Когда вышла первая книга стихов поэта? и др.) Вопросы представителями групп вывешиваются на отдельных листах на доске. Учитель: - Я предлагаю вам самим ответить на поставленные вопросы. Учитель: также к уроку нужно было прочитать рассказ И.А. Бунина «Косцы». | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. Работают в группе, обсуждают предлагаемые варианты, защищают свой вариант вопроса. Анализируют варианты, предложенные другими группами. Принимают и сохраняют учебные цель и задачу. | | Познавательные: структурирование собственных знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осуществление целеполагания. Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности. |
Поиск решения учебной задачи | Учитель организует работу над анализом произведения. Учитель: Эпиграф «Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души» (И.А. Бунин) Как вы понимаете эти слова? (Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость). История создания рассказа. Ученик читает на стр.10 учебника. В написанных заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин сделал такую запись: «Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге... и все говорили: „Так... могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес». Учитель: «Косцы» — это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет четко описанных героев. Это – рассказ – воспоминание, раздумья писателя о судьбе Родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Он похож на описание картины, однажды увиденной и навсегда запечатлённой в сердце. Учитель: Ребята, а какие микротемы мы можем выделить в рассказе? О чём это произведение? Составление кластера. Работа с микротемами по группам. Природа - Какой же предстает перед нами природа? Зачитаем отрывок со слов «Кругом нас были поля…» Записываем в тетради комментарии к микротеме. «…берёзовый лес…звучно откликался им», «старая дорога, заросшая кудрявой муравой…», «…изрезанная…следами давней жизни наших отцов и дедов…». «…небо уже золотилось…», «…казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – или благословенной – Богом стране». Косцы и их труд Учитель: А теперь поговорим о самих косцах и их труде. - Обратимся к иллюстрациям. - Что можем сказать о косцах? (Слайд 7) - Анализ картины Г. Мясоедова «Косцы» -Кто изображён на картине? - Чем картина близка рассказу? - А вообще, легко косить? - Почему же такие светлые картины? - Какое чувство объединяет косцов? (Любовь к родине, чувство единения). -Понаблюдаем, как трудятся косцы в рассказе (Отрывок «…»Неделю тому назад…» -Запишем ключевые фразы. «они были «дальние», рязанские», «беззаботны, дружны», «…были «охочи к работе», неосознанно радуясь ее красоте и спорости», «…косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли…вольной, ровной чередой…», «…передвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы…», «… делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное…», « и прекрасны совершенною особой, чисто русской красотой были те чувства, что раскрывали они своими вздохами». - В этой микротеме встречаются непонятные слова. Мы не можем не обратить внимание на них. Толкование слов мы можем найти в словаре. Словарная работа. Бахилы - вид крестьянской обуви. Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень). Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой. Колея - канавка, углубление от колёс на дороге. Дебри – место, заросшее непроходимым лесом. Жбан – кувшин с крышкой. Подпасок- подросток, помогающий пастуху. Портки – штаны. Батрак - наемный сельскохозяйственный работник. - Какие из этих слов уже не встречаются в вашей речи? Учитель включает запись песни «Уж ты поле, моё поле……» - Что вы испытываете, когда слушаете русскую народную песню? -Как вы думаете, почему включила эту запись? Народная песня – третья микротема рассказа. - Какое слово повторяется многократно в описании песни? (Прелесть) - Что оно означает? (Пока учащиеся дают свое толкование слова, двое учащихся ищут значение этого слова в словаре С.И. Ожегова) Словарь: обаяние, очарование, привлекательность, приятные, пленяющие явления, впечатления. - А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова). Такой композиционный приём называется лексический повтор - повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова. Запишите в тетрадь термин: лексический повтор. В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос. Учитель: Найдем в отрывке «Прелесть её была в откликах….» и выпишем в дневник ключевые фразы. «…не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни…», «…она была связана со всем, что видели, чувствовали все мы…», «…кровное родство…», «…мы были дети своей родины…», «…только её душа могла петь так…», «…прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были чувства…» - Зачитаем слова песни. - Настроение какое? - Почему появляется настроение безнадёжности? Учитель: Что вы можете сказать о двух последних абзацах текста? Чему они посвящены? Родина – четвёртая микротема рассказа. - Как называет рассказчик Родину? «…родимая сторонушка…», «…Эта родина, этот наш общий дом - Россия», «…беспредельная родная Русь…», «…кровно близок он с этой глушью…», «… нет подлинной разлуки с нею…», «… куда бы ни забросила доля, будет…родное небо, а вокруг – беспредельная родная Русь», «…бесконечно счастливы мы были в те дни…» - Послушаем последний абзац. - Какое здесь настроение? Учитель: Жизнь И.А. Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А. Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А. Бунин свою Родину? (Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину). “Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я - очень русский человек. Это с годами не пропадает”. | Составляют кластер: все ответы детей в два-три слова записываются на доске гроздью. Начинают ведение дневника в тетрадях. Осуществляют анализ прозаического произведения Работают в парах Участвуют в обсуждении содержания прозаического произведения во фронтальном режиме . Работают в тетрадях Осуществляют анализ предложенных вариантов ответов, выбирают верный. В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста рассказа Продолжают работать в группах Учатся работать со словарем. Продолжают работать в группах Развивают приемы выразительного чтения. Строят речевое высказывание в устной форме с обоснованием своего мнения. На основе записей учащиеся, обобщая, представляют монологический ответ. | | Познавательные: выделять существенную информацию из текста рассказа; уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать детали текста в зависимости от поставленной цели. Личностные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения, учатся понимать на слух ответы обучающихся, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач; уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных задач; уметь формулировать собственную позицию и собственное мнение Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. |