kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 5 классе на тему «Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения. Групповая форма работы с дифференцированным подходом в обучении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 5 классе на тему «Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова».»



Титовская Лариса Сергеевна,

учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения-

«Уваровская средняя общеобразовательная школа»


Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 5 классе на тему

«Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова».

Тип урока:

 Внеклассное чтение

Авторы УМК:

Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2015

Цели урока:

-расширить представление учащихся о многообразии русской поэзии XIX в.;

- создать условия для полноценного восприятия учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы;

-раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века;

-учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

-воспитывать через чтение произведений русских поэтов XIX века чувство любви к Родине;

- развивать эстетический вкус и интерес к поэзии.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.

Метапредметные:

Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.

Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

Оборудование:

 мультимедийная установка для демонстрации презентации; карточки с заданием; детские проекты.

Образовательные ресурсы:

 учебник, ч. 1; тетрадь по теории литературы; фонохрестоматия к учебнику литературы для 5 класса




Ход урока

1.Организационный (настрой на урок)- 1мин.

Сегодня мы с вами снова попадем в мир поэзии. Стихотворения – это музыка литературы, и сегодня мы с вами убедимся в этом ещё не раз.

Цели этапа: 1) регулятивные: волевая саморегуляция; 2) личностные: смыслообразование; 3)коммуникативные: настрой на учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний – 2 мин.

Цели этапа: 1) личностные: развитие познавательной активности учеников; 2) познавательные: формирование умения оценивать прочитанное; 3) регулятивные: развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.

-Ребята, давайте вспомним, каких поэтов XIX века мы знаем, какие их произведения вам запомнились? Чем они интересны для вас?

-Какова тематика стихотворений поэтов XIX века?

-Стихотворения на какие темы вам интересны? Почему?

Вспоминают известные им стихотворения, их авторов; рассказывают, чем интересно каждое из названных стихотворений.

Называют любимые стихотворения, аргументируя свой выбор.


Мотивация познавательной деятельности– 2 мин.

Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему диалогу на основе личностного

жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.

Сегодня мы продолжим формировать умение анализировать поэтические тексты. Как вы считаете, для чего современным школьникам понадобится это умение?

Что нужно знать, чтобы уметь грамотно и глубоко проанализировать лирическое произведение?

Какие вопросы обязательно должны рассматриваться при анализе лирического произведения?

Вникают в цель и задачи урока, определяют виды деятельности, предлагают план действий.

Принимают участие в обсуждении вопроса о значимости умения анализировать поэтический текст

Ведут диалог с учителем, рассказывают о своём понимании того, какие

вопросы следует рассматривать при анализе лирического произведения.


Целеполагание– 2 мин.

Цели этапа: 1) регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; 2) познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; 3) общеучебные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

1.Итак, о чём же мы с вами будем сегодня заниматься? Почему? Зачем нам это нужно? Зачем нам нужно говорить о стихотворениях, которые были написаны 200 лет назад?

2.А теперь рассмотрите план анализа лирического произведения у вас на столах. (Приложение 1) Сравните с тем планом, который у нас был записан в тетради по теории литературы в начале года (Приложение 2). Что здесь добавлено? Предположите, что предстоит нам сегодня узнать нового, чему научиться?

1.Учащиеся сами ставят цели к уроку (аргументированно):

Познакомиться с произведениями поэтов, продолжить работу над выразительным чтением. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи. Эти стихотворения и сейчас интересны.

2.Самостоятельно знакомятся с планом анализа лирического произведения. Отмечают, какая информация им пока неизвестна, указывают, какие пункты плана показались особенно интересными. Высказывают свои предположения о том, чему они сегодня научатся.

Организация познавательной деятельности -27 мин.

Цель учителя на данном этапе – превратить учеников из объектов в субъектов учебной деятельности, что должно обеспечить целесообразность, организованность и правильность их дальнейшей деятельности.

1) личностные: развитие познавательной активности учеников; 2) коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли; 3) познавательные: умение выделить необходимую информацию.

И сейчас мы поговорим о произведениях замечательных русских поэтов: И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. Какие-то из этих имен нам уже знакомы, какие-то вы слышите впервые. Но всех этих поэтов объединяет любовь к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы.


- Вы провели большую предварительную работу. Прошу её представить.


-Пожалуйста, аргументируй выбор именно этой художественной композиции.










Учитель просит выступающего назвать тему стихотворения, а того ученика, который подобрал музыку, спрашивает, почему именно эта композиция прозвучала.









Учитель просит выступающего проанализировать какой – нибудь пункт разбора стихотворения по усложненному плану. Затем предлагает другому участнику группы объяснить, почему именно эта репродукция нарисована им к данному стихотворению.






В середине урока учитель предлагает провести физкультминутку. См. Приложение 3.

- А теперь я предлагаю вам провести небольшую игру. См. Приложение 4.

Примечание:

К этому уроку учащиеся заранее были разделены на 5 групп, каждая из которых подготовила выступление по творчеству одного из поэтов: И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.







I. На экране появляется слайд, который подготовил участник группы: ФИО поэта, его фотография; ФИ участников этой группы; репродукция картины (например, В.Д.Поленов «Золотая осень»).



Учащийся – автор слайда – объясняет.


II. По одному человеку из каждой группы учащиеся выполняют следующие действия:

1.Второй участник группы читает стихотворение наизусть. В это время звучит музыка, которую подобрал к данному стихотворению другой учащийся (например, «Метель» Г. В. Свиридова или «Времена года» П.И. Чайковского).






Ученики аргументированно отвечают.


2. Третий участник читает другое стихотворение этого же поэта выразительно. В это время на экране учащиеся видят репродукции, которые подготовили другие участники. Затем на экране демонстрируется слайд с анализом стихотворения (по упрощенной схеме), подготовленный тем школьником, который читал стихотворение.






Ученики дают ответы.



По данной схеме свою работу представляют все группы учащихся.


Во время неё учащиеся отдыхают, делятся позитивными эмоциями (улыбаются друг другу).

Ученики по очереди называют авторов и стихотворения. Победит тот, кто в установленное время последним скажет правильный вариант по предложенной теме. Учащиеся вспоминают стихотворения, следят за временем, при этом стараясь назвать свой вариант ближе к финалу игры.

Подведение итогов – 4 мин.

Цели этапа:1) Познавательные: - умение структурировать знания;- оценка процессов и результатов деятельности. 2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция; - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

- Спасибо за прекрасный урок. А теперь я попрошу вас рассказать о том, что нового вы узнали сегодня на уроке. Что особенно удалось, а над чем нам предстоит еще работать?

- Какие впечатления остались у вас от встречи с русской поэзией ХIХ века ?

- Кому из авторов вы бы посвятили слова признательности и благодарности? Почему?

-Захотелось ли вам прочитать другие стихотворения этих авторов? Почему?

-Какова главная тема поэзии русских поэтов ХIX  века?

-Мне хочется завершить наш урок словами литературоведа Ю. Селезнева (эпиграф записан на доске): «Нельзя любить весь мир, не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства, духовного родства со своей землей, со своим народом, с его миропониманием».

-Прошу на бланке поставить оценки ребятам из других групп (каждой команде дается список, и они выставляют оценки).

Осмысливают свои действия, оценивают, насколько удалось выполнить анализ лирических произведений, называют действия, без которых нельзя правильно выполнить задание.

Осмысливают действия одноклассников, оценивают их работу.

Куратор группы подводит итог, работа какой команды понравилась больше всего и почему.

Проектирование дифференцированного домашнего задани-2 мин.

Цели этапа: стимулировать стремление каждого учащегося к активному личному созиданию; развитие творческих способностей каждого учащегося; активизация познавательной деятельности учащихся; устранение перегрузки учащихся.

I.Какую домашнюю работу вам захотелось выполнить после нашего урока?

Предлагаю вам, ребята, и свои варианты (записаны на доске):

1. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений для членов своей семьи и объяснить, почему именно это стихотворение вы выбрали. По возможности, обсудить с членами своей семьи то, что особенно взволновало вас при чтении стихотворения. Записать видеосюжет.

2. Написать сочинение-миниатюру или создать презентацию «Особенности лирики моего любимого поэта XIX века».

3. Сочинить стихотворение.

4. Подготовить альбом с иллюстрациями к стихотворениям.

5. Составить кроссворд или тест по стихотворениям.

6. Выполнить анализ лирического стихотворения, используя более сложную схему.

7. Создать фонотеку с записями стихотворений в исполнении профессиональных актеров.


II. На следующий урок принесите заполненные таблички «Самоанализ». Приложение 5.

Предлагают варианты домашней работы, обсуждают то, что захотелось сделать после урока.

Приложение 1.


План анализа лирического произведения.

  1. Автор, история создания стихотворения

  2. Тема (о чём?)

  3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении (комментарий)

  4. Художественно-выразительные средства языка и их роль в тексте.

  5. Основная мысль (что хотел сказать поэт?)

  6. Мои впечатления о стихотворении (о чём заставило задуматься, что представляется или вспоминается)



























Приложение 2


Анализ лирического стихотворения

1. Какие чувства возникают при чтении стихотворения. Какие ассоциации у вас рождаются? Какие картины вы представляете?

2. Попробуйте истолковать смысл названия стихотворения. Какие ожидания вызывает у читателя название? Как оно связано с содержанием стихотворения? Если у стихотворения нет названия, попробуйте озглавить его сами. Тему или идею вы отразите в названии?

3. Определите тему стихотворения (о чём оно?). Какие слова помогли вам понять тему?

4. Можно ли отнести стихотворение к известному вам жанру (послание, баллада, песня, пейзажная лирика, философская, гражданская)? Как жанровые особенности проявляются в стихотворении?

5. Каким вы представляете лирического героя? Назовите его основные качества. Ответ мотивируйте. Или: охарактеризуйте основное авторское настроение. Чем вызвано это состояние (настроение)? Каковы чувства, мечты, желания лирического героя (или автора)? Как в стихотворении меняются настроения и переживания?

6. Рассмотрите композицию стихотворения. На какие части можно разделить текст? Как они связаны друг с другом, чем различаются? Содержится ли в стихотворении антитеза? Объясните, почему стихотворение построено именно так?

7. Медленно перечитайте каждую часть стихотворения. Назовите ключевые образы. Какие образы вам кажутся самыми выразительными? Почему? Какие образы имеют, на ваш взгляд, символический смысл? В каких других произведениях искусства вы с ними встречались? Какие строки запоминаются? Как вы думаете почему?

8. Подумайте, какие художественные средства помогают поэту создать настроение, нарисовать образы, передать авторское отношение к изображаемому:

-звукопись, цветопись;

-тропы (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы);

-поэтический синтаксис (риторические обращения и восклицания, ряды однородных членов, инверсии, анафоры);

-особенности ритма, метра, рифмовки, строфики.

9. Сформулируйте идею стихотворения. Поразмышляйте, что дало вам знакомство с данным стихотворением.












Приложение 3.



Физкультминутка «Представьте себя деревьями…»


  1. Во время сильного осеннего ветра.

  2. Зимним морозным днем.

  3. Во время весеннего теплого дождя.

  4. Летним знойным вечером.



Учащиеся выполняют произвольные движения.
























Приложение 4.





Игра «Кто последний – тот и победитель»


Ученикам предложена тема, например, стихотворения о малой родине. В течение минуты желающие по очереди называют авторов и стихотворения. Победит тот, кто в установленное время последним скажет правильный вариант по предложенной теме. Учащиеся вспоминают стихотворения, следят за временем, при этом стараясь назвать свой вариант ближе к финалу игры.


























Приложение 5.


Дома предлагаю каждому заполнять такую табличку по уроку.


Рефлексия

Достижения

Сложности

Предложения

































7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Титовская Лариса Сергеевна

Дата: 05.12.2017

Номер свидетельства: 442428


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства