kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по литературному чтению "Бумажная победа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литературному чтению, для 4 класса! на тему: Изучение рассказа "Бумажная победа" Улицкая Л.И

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению "Бумажная победа"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






Технологическая карта урока

литературного чтения

на тему «Изучение рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа»»






___________Гааг Ксении Сергеевны____________



















Тюмень, 2017



Предмет: литературное чтение.

Автор УМК: А. Л. Чекин, Р.Г. Чуракова.

Тема урока: Изучение рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: ознакомление с рассказом Л. Улицкой «Бумажная победа».

Задачи урока:

Общеобразовательные:

- познакомить учащихся с творчеством Людмилы Улицкой;

- проанализировать рассказ с позиции определённой целью урока.

Развивающие:

- развитие умения читать про себя в процессе ознакомительного, выборочного чтения, высказывать оценочные суждения о героях произведения, тактично воспринимать мнения одноклассников;

- развитие умения читать вслух прозаический текст в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения, определять отношение автора к герою;

- формирование умения видеть совпадение позиции героя рассказа и автора.

Воспитательные:

- воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.

Формируемые УУД:

Личностные:

- ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание понимать друг друга», «принимать позицию другого»

- проявляют интерес к содержанию и форме художественного произведения, интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе.

Познавательные:

- находить в тексте ответ на заданный вопрос; произвольно строить устные высказывания с учетом учебной задачи.

Регулятивные:

- выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи

Коммуникативные:

- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге;

- использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- проявляют устойчивый интерес к общению в совместной работе.

Методы работы: словесный, практический, наглядный, коммуникативно-ориентированное чтение.

Методы контроля: устный, письменный.

Оборудование:

- солнышко с лучиками для рефлексии в начале урока;

- портрет Л. Улицкой;

- анкеты для рефлексии в конце урока.

Литература: Литературное чтение. Чуракова Н.А. 4 класс, толковый словарь русского языка Ожегов С.И..
























План оформления доски




«Как сладко звучит это слово, оно всегда ласкает слух. Она хороша большая и маленькая, в соревнованиях или над собой - в любом случае она окрыляет и укрепляет веру в себя»








18 апреля.

Классная работа.

























Ход урока:


Этап урока

(задача каждого этапа)

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Предполагаемый результат

1.Организационно –. Задача: организовать детей на учебную деятельность, проверить готовность к уроку.

Метод: Словесный

Прием: беседа

Время: 1 мин

В который раз звенит звонок

Пришли ребята на урок

На партах всё у них в порядке

Лежат учебники, тетрадки.

Лежит пенал и карандаш

Пора начать урок уж наш.

Выпрямитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Активизация учащихся на продуктивную деятельность на уроке

2. Мотивационный

Задача: мотивация к учебной деятельности

Метод: Словесный, наглядный

Прием: беседа, иллюстрация

Время: 1 мин

- Ребята, у вас на партах лежат лучики солнца. Давайте создадим радостное хорошее настроение. Соединим лучики к солнцу (на доске). И от наших лучиков солнышко засветит еще ярче и веселее. Передайте своё настроение соседу по парте, улыбнитесь.

- Соединяют лучики с солнышком, улыбаются друг другу

Настроены на работу на уроке

3. Актуализация знаний

Задача: повторить, проверить

ранее изученный материал.

Метод: словесный, практический

Прием: беседа, кроссворд

Время: 3 мин

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с кроссвордом, прежде чем приступить к новой теме, давайте разгадаем этот кроссворд, и узнаем фамилию автора произведения, которое мы сегодня будем изучать

1. Великий русский поэт

2. В каком жанре написано произведение «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

3. Какие произведения по жанру особенно любил писать Г.Х. Андерсон

4. Это достанется в придачу к царевне (Сказка Сивка-Бурка)

5. Как звали дочь старика из сказки «Морозко»

6. Как звали царя, которому принадлежала Жар-птица (сказка Иван Царевич и серый волк)

7. Чем Хаврошечка угостила сильного человека ( сказка Крошечка Хаврошечка)

- Молодцы, вы узнали фамилию автора произведения, которое мы сегодня будем изучать, и вспомнили произведения пройденные ранее.








П

У

Ш

К

И

Н






Б

Ы

Л

И

Н

А



С

К

А

З

К

И





П

О

Л

Ц

А

Р

С

Т

В

А

Н

А

С

Т

Е

Н

Ь

К

А








А

Ф

Р

О

Н








Я

Б

Л

О

Ч

К

О

М

Разгадывают кроссворд





- Фамилия автора Улицкая



Умеют работать с кроссвордом

2. Подготовка к первичному восприятию

Задача: Создать эмоциональный настрой перед чтением и анализом литературного произведения

Метод: словесный, наглядный

Прием: Беседа, рассказ, иллюстрация, слово о авторе, работа в парах

Время: 5 мин

-Подумайте, о каком слове и понятии идет речь. (запись на доске)

«Как сладко звучит это слово, оно всегда ласкает слух. Она хороша большая и маленькая, в соревнованиях или над собой - в любом случае она окрыляет и укрепляет веру в себя»

-Найдем в толковом словаре лексическое значение данного слова.










- Работая в паре подберите 2-3 прилагательных, подходящих к слову «победа». Объясните свой выбор.

-Никто из вас не назвал словосочетание «бумажная победа». А Людмила Евгеньевна Улицкая назвала свой рассказ именно так: «Бумажная победа». (портрет автора на слайде)

-Что необычного в этом названии? Почему эти слова не совсем сочетаются на первый взгляд?

-Давайте познакомимся с краткой биографией автора и сделаем предположения по содержанию произведения.

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 21 февраля 1943 года в городе Давленканово (Башкирия). Сейчас живёт в Москве. По профессии - биолог. Но она давно оставила свою специальность. Прозаик, сценарист, драматург. Книги писательницы переведены на 17 языков. Людмила Улицкая названа лучшей писательницей 2004 года. Многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в детские годы. С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».

- Предположите содержание рассказа «Бумажная победа».




- это победа


- ПОБЕДА, -ы, ж. 1. Успех в битве, войне при полном поражении противника. Одержать победу. Вернуться с победой. День Победы (9 мая - праздник победы в Великой Отечественной войне). 2. Успех в борьбе за что-нибудь, осуществление, достижение чего-нибудь в результате преодоления чего-нибудь || прилагательное победный, -ая, -ое

- настоящая, долгожданная, радостная







- предположения учащихся




















Умеют делать предположения





Умеют работать с толковым словарем










Умеют работать в парах































3. Первичное восприятие текста

Задача: Знакомство с новым литературным произведением

Метод: Коммуникативно-ориентированное чтение

Прием: Выразительное чтение учителем

Время: 14 мин

- Я начну читать рассказ «Бумажная победа», а вы внимательно слушайте.

Во время чтения учитель проводит лексическую работу

Отбросы - Негодные остатки чего-нибудь

Ветошь - Прошлогодняя трава, опавшие листья

Кутерьма — суета, беспорядок

Лапта́ — русская народная командная игра с мячом и битой

Катар - Воспаление слизистой оболочки какого-нибудь органа

Фанты - Игра, участники которой исполняют какие-л. - обычно шуточные - задания, назначаемые по жребию владельцу фанта.

- Слушают рассказ, следят по тексту

Умеют внимательно слушать, следить по тексту







4. Проверка первичного восприятия

Задача: Проверить какой эмоциональный отклик вызвало это произведение

Метод: Словесный, коммуникативно-ориентированное чтение

Прием: Беседа, работа с учебником, цитирование

Время: 5 мин

Анализ главного героя.

-Кто главный герой рассказа?

- Когда мы узнаем, как звали героя? Прочитайте.










-Чем интересна его фамилия?

-Посмотрим в словарь, найдем толкование слова «переплетчик».

- Какие приёмы использует автор для создания образа главного героя?




- Дайте характеристику главного героя




- Что вы можете сказать об отношении окружающих к Гене?


- А как автор относится к Гене?


-Почему Геня был чужим для всех ребят во дворе?

-Найдите и прочитайте в рассказе все причины «нелюбви» ребят к Гене.














-Как вы думаете, изменилось бы отношение ребят к мальчику, будь у него другая фамилия?

- Что вы можете сказать о характере Гени?




-Какое самое страшное испытание было для мальчика?

-Как вы думаете, что он чувствовал в эти минуты?


-Найдите в тексте слова, характеризующие ребят со двора

-С каким словом ассоциируется фамилия мальчика Айтыр? (Возможно, богатырь).

-Действительно, в словаре Даля есть слово батырь - богатырь, силач)

-Что значит «на побегушках»?


- Давайте немного отдохнем и выполним физминутку

- Геня Пираплетчиков

Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья - ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков.

- она необычная

- ПЕРЕПЛЁТЧИК, переплётчика, муж. Специалист по переплету книг

- Портрет, характеристику героя другими персонажами, характеристику героя через

его действия и поступки

- прыгающая походка, всё время заложен нос, «в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под неё платком и в длинном зелёном шарфе, обмотанном вокруг шеи».

- дети во дворе относилась к нему с неприязнью

- автор относится к Гене с сочувствием

- он был не такой как все

- Он нелепый и болезненный мальчик, и даже отца у него нет не потому, что он, как у других ребят, погиб на фронте, а потому что мать с ним рассталась.

- Причиной постоянных насмешек были и нелепая фамилия Гении.

- Смешная походка Гении.

- У него всегда был заложен нос.

- Из- за постоянных простуд. Мальчик был нелепо одет, это и было поводом для насмешек.

- Ребята смеялись над мальчиком, потому что старенькая бабушка постоянно водила Геню за ручку в школу и из школы.

- Геня очень тихий, никогда не дает сдачи, когда его обижают ничего не говорит в ответ, а сразу убегает домой, он не считает себя талантливым, считает свою фамилию унижением

- предположение учащихся

- Встреча с ребятами во дворе

- Страх, обиду, ему хотелось быстрее убежать



Женька Айтыр: Ловкий и бесстрашный

Ребята со двора: на побегушках у Женьки

- На побегушках

нареч. разг.

- В подчинении у кого-л., в готовности исполнить любое его желание.


Умеют работать с текстом



Умеют выразительно читать







Умеют работать со словарем




























5. Физминутка

Задача: восстановление физических и духовных сил.

Метод: практический

Прием: упражнение

Время: 1 мин

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физминутку, повторяя движения за учителем.

Активизировать учащихся

6. Постановка учебной задачи

Задача: сформулировать задачу урока

Метод: Словесный, проблемный

Прием: беседа, работа с учебником

Время: 1 мин

- Как вы думаете, почему автор назвала этот рассказ именно «Бумажная победа», а не как-нибудь по-другому?

-А узнаем мы, кто же из вас был прав тогда, когда откроем учебники на продолжим работу.

- предположения учащихся




Умеют делать предположения


Умеют работать с учебником


7. Вторичное чтение. Анализ текста

Задача: способствовать полноценному восприятию произведения, его анализу

Метод: Словесный, коммуникативно-ориентированное чтение

Прием: беседа, работа с учебником, цитирование, выразительное чтение по ролям

Время: 8 мин

-Как вы считаете, правильным ли было решение мамы: пригласить ребят со двора на праздник?

-Что нового вы узнали о семье мальчика?







-У кого он научился этому мастерству?

-Как вы думаете, почему Геня стеснялся всего этого?

-Опишите ребят, которые пришли на день рождения Гени.


-Какое же время описывает Л. Улицкая?

-Найдите в рассказе приметы послевоенного времени.

-Какое открытие сделали ребята на дне рождении?


-Почему это их так удивило?



-Как они слушали музыку? Прочитайте




















-А как они вели себя, когда мама играла во второй раз?

-Как вы думаете, что потрясло ребят больше: сама музыка или то, что ее исполняет Генина мама - человек, которого они считали совершенно обыкновенным?

-Можно ли предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки?




-Как ребята отнеслись к Гениному искусству складывать бумажные игрушки?



-А с какой целью Геня делал эти игрушки: чтобы показать, на что он способен, или чтобы обеспечить игроков фантами?




-Важно ли, что Геня не хвастается своим искусством?

-Изменилось ли отношение ребят к Гене? Найдите подтверждение в тексте



-Как характеризует Айтыра то, что он не завидует Гениному таланту, не относится к нему с пренебрежением, а тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки?


- Много ли бумажных фигурок умел делать Геня?



Победа, о которой идет речь в рассказе, настоящая или нет?

-Можно ли сказать, что у Гени есть талант?

-Случалось ли в вашей жизни, что вы плохо думали о человеке, мало его зная, а потом, узнав больше, изменили свое мнение?

- правильным


- Мама талантливая пианистка, дома было пианино, в семье читали книги, потому что в комнате находился книжный шкаф, портрет немецкого композитора Бетховена, а сам Геня был мастером бумажного искусства

- «Веселый час» М. Гершензон. Мама, бабушка

- предположения учащихся

- Одеты плохо, на столе самая простая еда, ребята набросились на конфеты


- После войны 1949 год

- Оно было трудное, голодное

- Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже


- Потому что никто из них не умел играть, и наверное, ни у кого не было такого инструмента

- Видно, что когда музыка заиграла в первый раз, это было неожиданностью для детей: Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется. Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки

- Все сидели тихо, никто не смеялся; все слушают и смотрят на сильно разбегающиеся руки; сестрички завороженно смотрят; двенадцать человек сидят в полном молчании


- Скорее всего, ребят потрясло не только и не столько сама музыка, но то, что ее исполняет Генина мама…

- Они искренне восхищаются его талантом, они тянули к нему руки, и все улыбались, и все его благодарили



- Он просто хотел всех обеспечить фантами, он считал свой талант не интересным, не придавал ему никакого значения

- Да


- Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос - и никто не обратил на это внимания, даже он сам


- Человек любознательный и не стыдящийся учиться чему-то новому, способный восхищаться чужим талантом без зависти

- да, он мог сделать : лодку, кораблик, кораблик с парусом, стакан, солонку, хлебницу, рубашку, человечка, собачку

- настоящая


- да у Гени есть талант


- ответы учащихся

Умеют четко и логично излагать свою точку зрения








Умеют находить нужные строки в тексте
























Умеют выразительно читать текст




































Умеют высказывать свою точку зрения










8. Обобщение

Задача: осмысление результатов совместной деятельности учителя и учащихся

Метод: Словесный

Прием: Рассказ, беседа

Время: 3 мин

- Если бы вы составили план этого рассказа, на сколько частей вы бы разделили это произведение?

- Составьте в тетрадях план этого рассказа

Проверка













- В каком жанре написано это произведение?

-Традиционно произведение начинают с представления героя. Соблюдена ли эта традиция в прочитанном рассказе?

- Обратите внимание, какие происходят изменения, буквально преображение всех детей, находящихся в этой атмосфере. Сам Геня превращается в нечто значимое, творящее, причастное к этой музыке и к этому бумажному творчеству. И выходят у него не пули, не орудия борьбы, что было привычно и понятно детям послевоенного времени, а чудо создания, которое потрясает опаленное войной детское сознание. Меняются дети: «Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые»

Как вы думаете, почему автор так назвала свой рассказ?

- на 10 частей


  1. Геня Пираплетчиков

  2. Ребята кидаются грязью в Геню

  3. Решение мамы устроить детский праздник

  4. Приглашение мамой ребят на праздник

  5. Приход гостей

  6. Игра мамы на пианино

  7. Обсуждение Бетховена

  8. Игра в фанты

  9. Бумажные чудеса

  10. Счастливый мальчик



- это рассказ, т.к. Произведение небольшое по объёму, мало действующих лиц, нет больших описаний.


- да










- Потому что благодаря своему таланту Геня смог одержать “бумажную победу”. Победа была настоящая, с помощью музыки, доброты и творчества.

Умеют делить произведение на части



Умеют определять жанр произведения

9. Итог урока

Задача: Подвести итоги и оценить свою работу.

Метод: словесный

Прием: беседа

Время: 2 мин

- Вспомним название рассказа.

-Почему он так называется?

-Какие чувства вы испытали, читая рассказ?

-Отличается ли детство, описанное в рассказе, от сегодняшнего?

-Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая?






-Сделайте вывод.





-Как вы изменились после прочтения рассказа?

- «Бумажная победа»

- Потому что герой рассказа, мальчик Геня смог с помощью своего таланта подружиться с ребятами, которые его невзлюбили. Он одержал настоящую победу.

- отличается

- автор хотела донести до читателей важность доброго отношения к другим людям

- С помощью бумаги Геня совершил победу над неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана Геней с помощью его «чепухового» таланта и добра его матери.

- ответы учащихся

Получение учащимися информации о реальных результатах учения

10.Домашнее задание

Задача: дать установку на закрепление знаний дома

Метод: словесный

Прием: беседа

Время: 1 мин

- Ребята, домашнее задание: написать мини-сочинение «Чему учит рассказ «Бумажная победа»»

Записывают домашнее задание

Использовать полученные знания для выполнения домашнего задания

11. Рефлексия

Задача: определить степень успешности деятельности обучающихся на уроке.

Метод: словесный, наглядный

Прием: беседа, анкета

Время: 1 мин

- Ребята, на партах у вас лежат анкеты, оцените свою работу на уроке


Оценивают свою работу на уроке

Получение обратной связи от учащихся



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по литературному чтению "Бумажная победа"

Автор: Гааг Ксения Сергеевна

Дата: 08.10.2017

Номер свидетельства: 431348


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства