3. Совместное исследование проблемы. Анализ начала рассказа | Поиск решения учебной задачи. | - Начало рассказа размеренное, неторопливое. С чего начинается рассказ? - Предполагали ли вы, о чем пойдет речь в рассказе после описания природы? - Наверное, Е. Носов так начал свой рассказ неслучайно. Какую же роль играет описание природы в начале рассказа? Предлагаю вам 2 фрагмента пейзажной зарисовки из рассказа. Внимательно прочитайте, проанализируйте, сравните два фрагмента и ответьте на мой вопрос. | - С описания природы. - Нет. Можно подумать, что пойдет речь о природе или о встрече двух знакомых людей. Учащиеся читают и обсуждают в группах. Затем фрагменты выразительно читают и анализируют. 1 фрагмент. - Пейзажная зарисовка наполнена ощущением «праздничности и радости бытия». Картина осени, но в природе тепло и солнечно по-летнему. Кругом гармония, и даже листопад не вызывает сожаления, а только напоминает о закономерностях в природе. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов и звуков. Автор использует олицетворение («воздух остер и крепок»,метафору («звездочки цикория»), сравнение(«листом…, похожим на … сеймскую рыбку»). 2 фрагмент. - Вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло». Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность картины. Мрачная картина – результат бездумного хозяйствования человека ( «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей»). -Е.И. Носов хотел показать, к чему приводит безответственное поведение человека. |
4. Анализ образа главного героя | Знакомство с героем рассказа, поиск точек соприкосновения с рассказчиком | – На примере прочитанного описания природы, подумайте, какая проблема поднимается Носовым? Кто такой Акимыч? Чем он занимается?
Как Акимыч воспринимает то, что происходит в его родном селе? – Расскажите об Акимыче. Что объединяет главного героя с рассказчиком? _ | - 1.экологическая проблему; проблема бездушного и безответственного отношения человека к природе) (когда-то работал на перевозе, заядлый рыбак, фронтовик. Сейчас садовник, сторож, сидеть без дела не может) Акимыч сильно переживает. Для него это боль. - Рассказчик говорит о том, как он познакомился с Акимычем, как много их объединяет: «На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он в Углич». «Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом острые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо» |
5. Актуализация знаний. Викторина по жизни и творчеству Е.И. Носова | Контроль знаний | - Война покалечила главного героя. Эта тема близка писателю. Давайте вспомним биографию Е.И. Носова. - Откуда родом Е. Носов? - Сколько лет было Е.И. Носову, когда он ушел на войну? - В каких войсках воевал Е. Носов? - Что случилось с Е. Носовым в конце войны? - «…я был старше их на целую войну». О ком и в связи с чем так писал Е. Носов? - Какая тема является неизменной в творчестве Е.И. Носова? | - Из деревни Толмачево Курской области. - Е.И. Носов ушел на фронт в 1943 году. Значит, ему было 18 лет. - Писатель воевал в составе противотанковой бригады. Был тяжело ранен и Победу встретил в госпитале. - После войны Е.И. Носов вернулся в школу. Он писал о школьниках, которые воспринимали его как учителя, а не как ученика. «Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета» (Ю.А. Дворяшин). «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию» (Е.И. Носов) Для писателя Родина, родная земля священна. Ее необходимо любить и защищать. |
6. Анализ рассказа. Поиск нравственной проблематики рассказа. | Осмысление проблематики произведения | -О какой жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой) 2)Какой факт помимо случая с куклой говорит о том, что в мирное время проявляется жестокость (Кто-то сжёг шалаш Акимыча, скорее всего, сжёг от скуки, от нечего делать, не подумав о том, какую боль нанесёт человеку). Зачитайте описание куклы. В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой. 3. Какое чувство вызывает этот отрывок? (Страх, жалость, возмущение) Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? 4) Как вы думаете, почему описанию пейзажа посвящено 20 строк, куклы - всего 8.? (Создать контраст, показать, что мы в своей праздности не замечаем серьезных вещей)
Физминутка для глаз «Кукла» – Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? – Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страшным? – 7) Из рассказа Акимыча мы узнаем, что многие люди проходит мимо куклы. Назовите их? А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. 8)Какую второю проблему ставит Носовом перед нами? «Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей» 9)А как вы понимаете, что такое равнодушие? Равнодушие – молчаливое согласие на зло, безразличие к окружающему 10) Чья безучастность поражает больше всего Акимыча. Почему? Зачитайте!( Безучастность учителей. « Чему же ты нас научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя слепа» - с горечью восклицает герой. 11)Как сам Акимыч объясняет причину людского равнодушия. ( Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят). 12) К чему может привести равнодушие? (к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению) 13)О чем больше всего горюет герой? (Прежде всего, о людях, потерявших ценность человеческой жизни). – Словарь литературоведческих терминов дает такое определение: «Равнодушие – это молчаливое согласие на зло». Как вы поняли, что значит равнодушие? – Выразительное чтение учителя Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там….. 18. Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? (Он любит жизнь, переживает за все окружающее. Человек должен относится ко всему бережно и уважительно). 19.Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»?(Зла много, в одиночку с ним не справиться) – – Этот рассказ был сначала назван «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название?
| - Над ней кто-то жестоко и цинично издевался: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой». - Как серьезную трагедию, ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски». - Он напомнил Акимычу военное время: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растерзанная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Акимыч решил похоронить куклу. Для этого он выкопал настоящую могилку, охапкой сена выстлал днище ямы, аккуратно положил туда куклу, сверху прикрыл охапкой сена и только тогда закопал. Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться. - - «Нынче многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Большое зло начинается с малого. Самое страшное – привычка к злу, равнодушие.
- Не закопать все зло, которое происходит на Земле. (Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой, то есть на проблеме равнодушия. |
7. Рефлексия | Подведение итогов урока. Закрепление полученных знаний | - Чтение стихотворения Случевского. (Выразительно читает подготовленный ученик) Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась. Стукнулась глухо о землю и навзничь упала. Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала. Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась, Руки раскинула. Ясные очи закрыла. На человека ты, кукла, вполне походила! Учитель: Есть ли связь между этим стихотворением и рассказом «Кукла»? В чем она? (Большое зло начинается с малого. Родителям с малых лет важно учить своих детей бережному отношению к игрушкам) -Какую третью нравственную проблему поднимает Носов?(Проблема 3 «Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения Этап 7 Рефлексия. - Итак, ребята, подходит к концу наш урок. Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости. Продолжите, пожалуйста, предложения. Хорошая жизнь – это…. Самое главное в жизни… Нельзя прожить без… На уроке я задумался о… В конце урока я хочу поделиться своими чувствами… Поставьте себе оценку за урок в нижнем прямоугольнике. У кого совпали оценки? Какие нравственные уроки дает нам писатель Евгений Носов? - Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах, которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию.Об этом стихотворение современной поэтессы Ирины Волобуевой. Пусть оно станет для вас заповедью на всю жизнь. Речка Равнодушия Ты знаешь эту речку необычную, В которой слишком сглаженное дно? Пожухли травы – речке безразлично. Темно ли в окнах – речке всё равно. С ней вровень берега её бескровные, На них лежат бездумные пески. Впадают в речку медленные, ровные, Сговорчивые слишком ручейки. Весна её не делает безбрежною, Морозы не заковывают в лёд, И нрав её, такой уравновешенный, Застойностью болотной отдаёт. И пусть в тебе горят тревоги душные, Пусть жажда сердца мучает века, Не пей, не пей из речки Равнодушия, Молю тебя, ни капли, ни глотка. - Что нового вы открыли для себя на уроке? - Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? - Кому поставим сегодня отметки? | Учащиеся отвечают на вопросы. - Не будь равнодушным, не проходи мимо зла и жестокости. Ответы учащихся |