1.Вводный. Постановка цели, определение проблемы. 2.Подготовительный. 3.Анализ эпизодов. 4.Выступления групп. 5.Заключительный 6.Домашнее задание. | -Какие блоки проблем можно выделить в романе? (нравственные, социальные, философские) - Выделите ту проблему, которая объединяет их. Учитель читает слова Иешуа о том, что все люди добрые, до слов: «И ты проповедуешь это? – Да» -Все ли люди добры? Основная проблема – добро и зло. Что это за категории? Запись темы урока «Проблема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита». - Определите тему и цель урока (выяснить, какие силы в романе представляют добро, а какие – зло, и что побеждает.) Учитель читает слова из романа (записаны на доске): «А вам скажу, - улыбнувшись обратился он к Мастеру,- что ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы». В конце урока мы должны сказать, какие сюрпризы содержит роман, а также поставить знак препинания в конце фразы из романа: Рукописи не горят - и объяснить это. - Вы должны выбрать эпизоды и проанализировать их с точки зрения сил, представляющих добро и зло, а также подумать, что побеждает и почему. Какая форма работы для этого приемлема? (в группах) Группы выбирают эпизоды: - Бал у Сатаны. - Похождения Воланда и его свиты. - Мастер и Маргарита. - Понтий Пилат и Иешуа. Учитель задаёт дополнительные вопросы: 1 – Как понять, что женщина превращается в ведьму? Маргарита просит за Мастера. Значит ли это, что мужчины защитить себя не умеют? Почему она прощает детоубийцу Фриду? 2 – Для чего появляется Воланд в Москве? Как связан его образ с эпиграфом к роману? 3 – Почему именно в это время Мастер пишет роман об Иешуа? Его не признают, а Маргарита его оценила. Можно ли её понять? 4 – Почему Понтия Пилата приводят в бешенство слова Иешуа о том, что все люди добрые? В чём трагедия Иешуа? (у него много недругов и мало последователей). -Какие сюрпризы содержит роман для Мастера? А для читателя? (Рукопись оказалась целой. Читатель же сам определяет, что такое добро и что такое зло). -Как мы понимаем фразу «Рукописи не горят»? Какой знак поставим в конце? Почему? -Что побеждает – добро или зло? Как вы понимаете фразу Левия Матвея о Мастере: «Он не заслужил света, он заслужил покой»? -На чём Булгаков нас оставляет? (свободные люди предпочитают несвободе физическую смерть). -Обратимся к цитате (на доске): «Классической является та книга, которую некий народ или группа народов на протяжении долгого времени решают читать так, как если бы на её страницах всё было продуманно, неизбежно и глубоко, как космос, и допускало бесчисленные толкования». Х.Л.Борхес -Применима ли она к книге Булгакова? Докажите. Сочинение на тему «Проблема добра и зла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». | Проблемный Под руководством учителя Проблемный Проблемно-поисковый Практический Практический, Проблемный Проблемно-поисковый, под руководством учителя Проблемно-поисковый, под руководством учителя | Устная, фронтальная Устная, фронтальная Устная, фронтальная Групповая Групповая, Индивидуальная Групповая, фронтальная Фронтальная, устная | Делать вывод, устанавливать причинно-следственные связи. Умение поставить цель Умение определить проблему Умение выбрать форму работы Умение анализировать эпизод, выделить главное, обобщать Умение аргументированно рассуждать, делать вывод Умение сравнить, сделать вывод, объяснить свою точку зрения |