kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературы по теме "Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлено обобщенно-графическое планирование педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, отражен сценарий урока, основа его проектирования, средства представления индивидуальных методов работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы по теме "Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско".»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ФИО педагога Бондарькова Татьяна Викторовна

  2. Цикл учебных дисциплин: общеобразовательные

  3. Название учебной дисциплины: Русский язык и литература. Литература

  4. Раздел программы: «Русская литература на рубеже веков»

  5. Тема учебного занятия «Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

  6. Тип учебного занятия комбинированный

  7. Планируемые результаты обучения:

Предметные: - умение применять предметные знания при анализе и оценке художественного произведения;

- глубина освоения идейно-художественного содержания произведения.

Метапредметные: - способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме;

- умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

- способность извлекать информацию из различных источников.

Личностные: - совершенствование духовно-нравственных качеств;

- уважительное отношение к русской литературе.

  1. Цель учебного занятия:

Анализ текста, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.



  1. Задачи:

1.Сформулировать понятия «духовность» и «бездуховность» человека в обществе.

2. Раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

3. Сформировать ценностное отношение к духовному миру человека, нравственным ценностям в обществе на примере анализа рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».



  1. Образовательные технологии: элементы исследовательской технологии, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение, личностно-ориентированное.

  2. Информационно-образовательные ресурсы: учебник «Русская литература ХХ века» под редакцией В.В. Агеносова, фотографии

о событиях Первой мировой войны, презентация « Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - философское произведение И.А. Бунина»;

презентация «О первой мировой войне», текст художественного произведения писателя.

  1. Оборудование и материалы: компьютер, доска, экран, мультимедийное оборудование.


Характеристика деятельности

учебно-методическое

обеспечение

педагога

обучающихся


Мотивационно-

целевой

этап учебного

занятия



























Операционально-

содержательный

этап



Организационный

Приветствует студентов. Создаёт рабочую обстановку проведением проверки присутствующих и отсутствующих перекличкой и пометкой в журнале. Обращает визуально внимание на подготовленность рабочего места студента – наличие учебников, текстов произведения И. Бунина Господин из Сан_Франциско».

Целеполагание.

На этом уроке мы завершаем изучение творчества Ивана Алексеевича Бунина и одного из его философских произведений – рассказа «Господин из Сан-Франциско». Прочитав и проанализировав рассказ, мы пришли к заключению: в нём, как и во многих произведениях писателя, остро встаёт вопрос о назначении человека, о его месте в этом мире и смысле существования.

Сегодня мы ответим на заданный вами на предыдущем занятии вопрос. Напомните его.


Постановка цели урока.

Вот на эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить; они и заставят нас проанализировать, в чём состоит бездуховность существования героев рассказа «Господин из Сан-Франциско».








Актуализация знаний с помощью слова преподавателя.

География путешествий И.А.Бунина временного промежутка с 1910 по 1913 гг. обширна: Франция, Алжир, Египет, Цейлон, Трапезунд, Константинополь, Бухарест и трижды на острове Капри. Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях «Суходол», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско» (1916г.). Первоначальное его название, как вы помните, «Смерть на Капри». Рассказ “Господин из Сан-Франциско” продолжал традицию великого классика Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, которые и выявляют истинную цену личности.

Индивидуальное проектное задание для создания эвристической ситуации.

Ответьте на вопросы:

- Что происходило в это время в мире?

- Почему Бунин обратился к теме жизни и смерти рядового жителя Земли?






























Обобщение преподавателя: Примером проявления данной концепции служит сюжет рассказа Бунина, который построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого “никто не запомнил”.

Наряду с философской линией в данном произведении Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

- Что же такое духовный мир человека?

Оценивание продукта проектной деятельности.

Создаёт ситуацию коллективной учебной деятельности заданием:

Перед вами два понятия - духовность и бездуховность. Ваша задача: распределить предложенные характеристики таким образом, чтобы раскрыть сущность каждого из них, возможно, вы дополните данный список своими признаками. Организую просмотр слайда №1 с целью выполнения задания.


Проверка выполнения задания.


- А теперь в течение трех минут попробуйте сформулировать определение понятий “духовность” и “бездуховность”.

Преподаватель делает вывод:

ДУХОВНОСТЬ - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности - истина, добро, красота....

БЕЗДУХОВНОСТЬ - это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что-то ценное, что бы оставило след в памяти даже близких ему людей.

Закрепление знаний.

Бунин в рассказе использует символы для отображения конкретно взятой ситуации. Одна из наших студенток провела исследовательскую работу





































Анализ рассказа.- Обратимся к содержанию рассказа. Вы сказали, что многопалубный корабль – макет устройства общества. Каким показано общество в рассказе?

Вывод преподавателя: В памяти всплывают мудрые строки Шекспира из «Гамлета»:

Что значит человек,

Когда его заветные желанья –

Еда и сон? Животное - и всё.

Наверно, тот, кто со­здал нас с понятьем

О будущем и прошлом, дивный дар

Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы.”

- Я согласна, это искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой.

Но эти комфортные условия ведь кем-то созданы. В рассказе есть «подводная утроба парохода», она подобна преисподней. Следовательно, есть и ад.


Слайд 3.

Посмотрите на эту схему и найдите в тексте подтверждение данному утверждению. Работа в парах с текстом рассказа «Господин из Сан-Франциско»

- Какой мотив начинает звучать в этих строках?


Применение знаний. Творческая лаборатория.

- Всё это нужно Бунину, чтобы подготовить читателя к кульминационному моменту повествования – смерти героя, о которой тот не задумывается, мысль о которой вообще не проникает в его сознание. Ведь он один из них, один из тех, кто …

Пожалуйста, закончите начатое мной предложение.















Вывод преподавателя: И, что ужаснее всего, он не один такой – целый корабль Господ. За всю прожитую жизнь, в которой были и самоуверенная деловитость, и жестокая эксплуатация других людей, и бесконечное накопление богатств, и убеждённость, что все вокруг призваны служить ему, предупреждать его малейшие желания, таскать его вещи, за отсутствие какого-либо живого начала казнит его Бунин и казнит жестоко, беспощадно. Человек смертен, причём, неожиданно, как скажет потом Булгаков. Не надо забывать о бренности всего сущего и в то же время надо уметь видеть прекрасное, наслаждаться живой жизнью, а не в богатстве искать счастья.

На данном литературном примере показана тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченное на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. Дело каждого из нас – сделать свой выбор: “Я хочу быть таким, как “господин”, либо могу стать “Лоренцо”. Либо раб эпохи, либо – хозяин жизни”.


- Попробуйте сейчас сформулировать не менее пяти категорий, которые будут отражать то общество, в котором вы хотели бы жить.

Приветствуют преподавателя. Участвуют в перекличке. Готовят тексты рассказа Бунина "Господин из Сан-Франциско», рабочие тетради.
















Формулируют цель урока вопросами:

- Что хотел сказать нам автор этим произведением?

- О чём хотел предупредить?

Записывают в рабочие тетради тему урока.





Показывают на карте маршрут путешествий писателя. Рассматривают красочные открытки городов, стран –мест пребывания И.А. Бунина.










Слушают ответ первого студента.

- Шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Где война ведется не ради развития, а ради наживы - ярко прослеживался кризис духовности буржуазного общества. Слайд 1 Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводило к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения. Слайд 2. Буржуазное общество “паразитировало”. Вечные общечеловеческие ценности в нем не были приоритетными, они отвергались, т.к. на их смену приходили такие ценности, как положение в обществе, нажитый капитал, власть, которые ценились гораздо выше общечеловеческих ценностей.

Слайд 3. Конечно, война никогда не несёт добро, красоту. Она выгодна лишь малой толике людей, которые используют её в целях наживы, упрочнения власти и так далее. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство.

Слайд 4. Несправедливость такого развития общества приводила к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения. Слайд 5.Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность, а вследствие этого - неотвратимость гибели этого мира.














Распределяют предложенные характеристики на два понятия – духовность и бездуховность, чтобы раскрыть сущность каждого. Дополняют список своими примерами.


Проверяют правильность выполнения. Сверяют со слайдом № 2.

Отвечают более сильные студенты.

-уважение

- красота души

- любовь

- стремление к высоте идеалов

-толерантность

-гуманность

-щедрость





-унижение человеческого достоинства

-идеализация денег

-экспл-ция челов.труда

-агрессия

-стяжательство

-уважение не за лич.качества, а за богатство

-способность ради наживы пойти на преступление


Запись в тетрадь определений понятий «духовность» и «бездуховность» в сжатом виде.











Сообщение студентки, которая провела исследование: Символы:

  • Многопалубный корабль – макет устройства общества (верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя).

  • Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, - символ подавления человеческой души.

  • Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха; олицетворение человека буржуазной цивилизации.

  • Символическое название парохода «Атлантида» в расшифровке: легендарный мифический континент, потонувший в Западном океане, столица которого была построена на концентрических кругах земли и воды. Страна, первоначально напоминавшая своего рода рай, существовала до той поры, пока ее жители не стали надменными и безнравственными, боги решили уничтожить остров.

  • Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности в буржуазном обществе.

  • Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии.

  • Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью.

  • Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил.

  • Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы.

  • Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования.


Коллективное выполнение задания. Студенты делают собственные выводы. Другие подтверждают текстом произведения: пересказывают или зачитывают.













Работа в парах с текстом рассказа «Господин из Сан-Франциско».

Предполагаемый ответ обучающегося :

от слов « … в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена… -до- … в сладостно-бесстыдной печали молила всё об одном, всё о том же…».











В этих строках звучит мотив гибели.


Создают творческие ответы в рабочих тетрадях. По желанию озвучивают. Варианты ответов: 1. Один из тех … кто до пятидесяти восьми лет работал не покладая рук, чтобы стать похожим на богатых людей, которых когда-то взял себе за образец;

2. Один из тех …кто не жил, а лишь существовал, зарабатывая деньги, не жалел ни своих рабочих, ни семью и возлагал надежды на будущее;

3 Один из тех …. кто уже не человек, его жизнь течет автоматически: без потрясений, без сюрпризов, размеренно, он автоматически выполняет весь распорядок дня, никогда ничего не меняет;

4. Один из тех … кто надеялся, что его деньги дают ему положение в обществе и власть над другими людьми и обстоятельствами.

5. Один из тех, … кто всегда был убежден, что удовольствие можно купить, и теперь, когда у него много денег, будет много удовольствий.

6. Один из тех, … кто за всю жизнь он не научился радоваться жизни, солнцу, утру, а заставляет закрыть окно.

























Схематично в тетради, устные ответы.
























Рабочие тетради






Географическая карта












Презентация второго студента

«О первой

мировой войне».

Фотографии – 3й студент.







































Презентация «Рассказ

«Господин из С-Ф» -философское произве

дение Бунина»

















Рабочие тетради



















































Текст художественно

го произведения

















Схема


Текст рассказа
















Рабочая тетрадь

Рефлексивно-

оценочный этап

Теперь, я считаю, вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале урока: Что хотел сказать нам автор этим произведением? О чём предупредить?

Выполнили ли мы задание?

Какие знания и умения пригодились в работе?

Что узнал нового? Чему научился?

Слово преподавателя:

Завершаю урок словами святителя Иоанна Златоуста, так как они помогают понять смысл бунинского рассказа: «Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол; предаваясь блуду, ты свинья или конь неистовый; живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно, ты осёл; когда ты покорен и бесчувственен, ты камень. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию».

Оценивание.

Дача домашнего задания и его комментирование.

Творческое задание:

Напишите эссе на тему “Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”, (Л.Н.Толстой.), «Человек, будь человеком…»



Устные ответы на вопросы







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Бондарькова Татьяна Викторовна

Дата: 30.10.2017

Номер свидетельства: 435531


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства