Мотивационно- целевой этап учебного занятия Операционально- содержательный этап | Организационный Приветствует студентов. Создаёт рабочую обстановку проведением проверки присутствующих и отсутствующих перекличкой и пометкой в журнале. Обращает визуально внимание на подготовленность рабочего места студента – наличие учебников, текстов произведения И. Бунина Господин из Сан_Франциско». Целеполагание. На этом уроке мы завершаем изучение творчества Ивана Алексеевича Бунина и одного из его философских произведений – рассказа «Господин из Сан-Франциско». Прочитав и проанализировав рассказ, мы пришли к заключению: в нём, как и во многих произведениях писателя, остро встаёт вопрос о назначении человека, о его месте в этом мире и смысле существования. Сегодня мы ответим на заданный вами на предыдущем занятии вопрос. Напомните его. Постановка цели урока. Вот на эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить; они и заставят нас проанализировать, в чём состоит бездуховность существования героев рассказа «Господин из Сан-Франциско». Актуализация знаний с помощью слова преподавателя. География путешествий И.А.Бунина временного промежутка с 1910 по 1913 гг. обширна: Франция, Алжир, Египет, Цейлон, Трапезунд, Константинополь, Бухарест и трижды на острове Капри. Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях «Суходол», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско» (1916г.). Первоначальное его название, как вы помните, «Смерть на Капри». Рассказ “Господин из Сан-Франциско” продолжал традицию великого классика Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, которые и выявляют истинную цену личности. Индивидуальное проектное задание для создания эвристической ситуации. Ответьте на вопросы: - Что происходило в это время в мире? - Почему Бунин обратился к теме жизни и смерти рядового жителя Земли? Обобщение преподавателя: Примером проявления данной концепции служит сюжет рассказа Бунина, который построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого “никто не запомнил”. Наряду с философской линией в данном произведении Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. - Что же такое духовный мир человека? Оценивание продукта проектной деятельности. Создаёт ситуацию коллективной учебной деятельности заданием: Перед вами два понятия - духовность и бездуховность. Ваша задача: распределить предложенные характеристики таким образом, чтобы раскрыть сущность каждого из них, возможно, вы дополните данный список своими признаками. Организую просмотр слайда №1 с целью выполнения задания. Проверка выполнения задания. - А теперь в течение трех минут попробуйте сформулировать определение понятий “духовность” и “бездуховность”. Преподаватель делает вывод: ДУХОВНОСТЬ - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности - истина, добро, красота.... БЕЗДУХОВНОСТЬ - это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что-то ценное, что бы оставило след в памяти даже близких ему людей. Закрепление знаний. Бунин в рассказе использует символы для отображения конкретно взятой ситуации. Одна из наших студенток провела исследовательскую работу Анализ рассказа.- Обратимся к содержанию рассказа. Вы сказали, что многопалубный корабль – макет устройства общества. Каким показано общество в рассказе? Вывод преподавателя: В памяти всплывают мудрые строки Шекспира из «Гамлета»: Что значит человек, Когда его заветные желанья – Еда и сон? Животное - и всё. Наверно, тот, кто создал нас с понятьем О будущем и прошлом, дивный дар Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы.” - Я согласна, это искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой. Но эти комфортные условия ведь кем-то созданы. В рассказе есть «подводная утроба парохода», она подобна преисподней. Следовательно, есть и ад. Слайд 3. Посмотрите на эту схему и найдите в тексте подтверждение данному утверждению. Работа в парах с текстом рассказа «Господин из Сан-Франциско» - Какой мотив начинает звучать в этих строках? Применение знаний. Творческая лаборатория. - Всё это нужно Бунину, чтобы подготовить читателя к кульминационному моменту повествования – смерти героя, о которой тот не задумывается, мысль о которой вообще не проникает в его сознание. Ведь он один из них, один из тех, кто … Пожалуйста, закончите начатое мной предложение. Вывод преподавателя: И, что ужаснее всего, он не один такой – целый корабль Господ. За всю прожитую жизнь, в которой были и самоуверенная деловитость, и жестокая эксплуатация других людей, и бесконечное накопление богатств, и убеждённость, что все вокруг призваны служить ему, предупреждать его малейшие желания, таскать его вещи, за отсутствие какого-либо живого начала казнит его Бунин и казнит жестоко, беспощадно. Человек смертен, причём, неожиданно, как скажет потом Булгаков. Не надо забывать о бренности всего сущего и в то же время надо уметь видеть прекрасное, наслаждаться живой жизнью, а не в богатстве искать счастья. На данном литературном примере показана тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченное на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. Дело каждого из нас – сделать свой выбор: “Я хочу быть таким, как “господин”, либо могу стать “Лоренцо”. Либо раб эпохи, либо – хозяин жизни”. - Попробуйте сейчас сформулировать не менее пяти категорий, которые будут отражать то общество, в котором вы хотели бы жить. | Приветствуют преподавателя. Участвуют в перекличке. Готовят тексты рассказа Бунина "Господин из Сан-Франциско», рабочие тетради. Формулируют цель урока вопросами: - Что хотел сказать нам автор этим произведением? - О чём хотел предупредить? Записывают в рабочие тетради тему урока. Показывают на карте маршрут путешествий писателя. Рассматривают красочные открытки городов, стран –мест пребывания И.А. Бунина. Слушают ответ первого студента. - Шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Где война ведется не ради развития, а ради наживы - ярко прослеживался кризис духовности буржуазного общества. Слайд 1 Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводило к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения. Слайд 2. Буржуазное общество “паразитировало”. Вечные общечеловеческие ценности в нем не были приоритетными, они отвергались, т.к. на их смену приходили такие ценности, как положение в обществе, нажитый капитал, власть, которые ценились гораздо выше общечеловеческих ценностей. Слайд 3. Конечно, война никогда не несёт добро, красоту. Она выгодна лишь малой толике людей, которые используют её в целях наживы, упрочнения власти и так далее. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Слайд 4. Несправедливость такого развития общества приводила к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения. Слайд 5.Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность, а вследствие этого - неотвратимость гибели этого мира. Распределяют предложенные характеристики на два понятия – духовность и бездуховность, чтобы раскрыть сущность каждого. Дополняют список своими примерами. Проверяют правильность выполнения. Сверяют со слайдом № 2. Отвечают более сильные студенты. -уважение - красота души - любовь - стремление к высоте идеалов -толерантность -гуманность -щедрость | -унижение человеческого достоинства -идеализация денег -экспл-ция челов.труда -агрессия -стяжательство -уважение не за лич.качества, а за богатство -способность ради наживы пойти на преступление | Запись в тетрадь определений понятий «духовность» и «бездуховность» в сжатом виде. Сообщение студентки, которая провела исследование: Символы: Многопалубный корабль – макет устройства общества (верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя). Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, - символ подавления человеческой души. Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха; олицетворение человека буржуазной цивилизации. Символическое название парохода «Атлантида» в расшифровке: легендарный мифический континент, потонувший в Западном океане, столица которого была построена на концентрических кругах земли и воды. Страна, первоначально напоминавшая своего рода рай, существовала до той поры, пока ее жители не стали надменными и безнравственными, боги решили уничтожить остров. Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности в буржуазном обществе. Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии. Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью. Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил. Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы. Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования. Коллективное выполнение задания. Студенты делают собственные выводы. Другие подтверждают текстом произведения: пересказывают или зачитывают. Работа в парах с текстом рассказа «Господин из Сан-Франциско». Предполагаемый ответ обучающегося : от слов « … в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена… -до- … в сладостно-бесстыдной печали молила всё об одном, всё о том же…». В этих строках звучит мотив гибели. Создают творческие ответы в рабочих тетрадях. По желанию озвучивают. Варианты ответов: 1. Один из тех … кто до пятидесяти восьми лет работал не покладая рук, чтобы стать похожим на богатых людей, которых когда-то взял себе за образец; 2. Один из тех …кто не жил, а лишь существовал, зарабатывая деньги, не жалел ни своих рабочих, ни семью и возлагал надежды на будущее; 3 Один из тех …. кто уже не человек, его жизнь течет автоматически: без потрясений, без сюрпризов, размеренно, он автоматически выполняет весь распорядок дня, никогда ничего не меняет; 4. Один из тех … кто надеялся, что его деньги дают ему положение в обществе и власть над другими людьми и обстоятельствами. 5. Один из тех, … кто всегда был убежден, что удовольствие можно купить, и теперь, когда у него много денег, будет много удовольствий. 6. Один из тех, … кто за всю жизнь он не научился радоваться жизни, солнцу, утру, а заставляет закрыть окно. Схематично в тетради, устные ответы. | Рабочие тетради Географическая карта Презентация второго студента «О первой мировой войне». Фотографии – 3й студент. Презентация «Рассказ «Господин из С-Ф» -философское произве дение Бунина» Рабочие тетради Текст художественно го произведения Схема Текст рассказа Рабочая тетрадь |