1. Мотивация к учебной деятельности | Мотивационная, эмоциональная подготовка учащихся к уроку. - Урал-наш отец. И наш дед. И наш прадед. Незримо он нашими судьбами правит… Тут корень и прошлой, и будущей эры. И я его сын. Потому без прикрас О каменном Поясе будет рассказ. (К Шишов) Урал- издавна рабочий край, поэтому фольклор создавался преимущественно рабочими. Если посмотреть на карту, то он располагается почти посередине, через Урал проходит граница между Европой и Азией. Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие. | Слушают учителя, участвуют в диалоге | Фронтальная Индивидуальная. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: планируют действия Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения; задают вопросы | Устные ответы |
2.Актуализация и пробное учебное действие | - Сюжетно- образную оригинальность прозы определяет своеобразие уральской природы, народ, населяющий Урал. В жанровом составе уральского устного творчества есть: песни частушки поговорки пословицы предания сказки обрядовый фольклор легенды - Сегодня мы познакомимся с некоторыми малыми жанрами уральского фольклора. - Работа с таблицей сказка | Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях, приключениях | предание | Рассказ о местных чем-то выдающихся людях или событиях прошлого, который использует фольклорный мотив | поговорка | Принятое, ходячее выражение, иносказательное | пословица | Краткое образное законченное изречение, ритмичное по форме | частушка | Четверостишие лирического или злободневного или шутливого содержания, исполняемое на определенный напев | - Мы познакомимся с башкирскими народными сказками. (Чтение башкирских сказок «Большая Медведица», «Калым».) - В Западном Приуралье живут коми-пермяки и удмурты. Вот их сказки «Пятна на Луне» и «Горы и долы» (чтение). - На Северном Урале живут ханты и манси, и вот какие сказки рассказывают они: «Как землю выловили», «О кривой берёзе» (чтение). - Чтение предания «Три памяти о Пугачеве в Верхнем Уфалее» | Диалог с учителем Работают в тетрадях со схемой Работа с таблицей | Фронтальная Работа в паре Индивидуальная. Работа в группе | Познавательные: осуществляют решение учебной задачи, осуществляют причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков | Устные ответы Вопросы для уточнения информации Выполнение заданий |
3. Закрепление изученного | - Игра «Конструктор» Задание: К определениям малых жанров фольклора подберите соответствующие термины Песня, которой убаюкивают ребёнка | Потешки | Приговоры, первые сознательные движения ребенка | Заклички | Песенки и стишки для ребенка | Колыбельные песни | Смешной небольшой рассказ | Пестушки | Обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы | Скороговорки | Стихотворное обращение к живым существам | Приговорки | Произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры | считалки | Вид фольклора, представляющий собой вопрос, который требует разгадки | прибаутки | Фраза, в которой собраны труднопроизносимые слова | загадка | - Беседа по прочитанным произведениям. -Работа с иллюстрациями к сказкам и преданию. - Знакомство с костюмами народов, населяющих Урал. | Слушают учителя Отвечают на вопросы Работа с таблицей Работа с иллюстрациями | Индивидуальная Работа в паре Работа в группе | Регулятивные: контролируют учебные действия Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют отвечать на вопросы, комментируют ответы, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения Личностные: осваивают новые виды деятельности Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления | Работа с таблицей Устные ответы |
4. Рефлексия учебной деятельности | Составление топонимического словаря | Слушают учителя Подбирают материал | Групповая работа | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; стремятся узнать что-то новое. Регулятивные: оценивают свою работу, дополняют материалом | Работа со словарём |