kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения. Стихи Токмаковой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа России. Урок открытия нового знания. Соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения. Стихи Токмаковой»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературного чтения,

проведенного 21. 04. 2017г. во 2 «Б» классе

МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Лямкиной Валерией Алексеевной




Учитель: Золотухина Т.Е.

Методист: Резникова А. А.

_______________________




Зерноград

2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


Класс: 2 «Б»

Тема урока: «Стихи Токмаковой»

Тип урока: открытия нового знания

Цель: Учащиеся познакомятся с творчеством И.П. Токмаковой

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

  1. развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  2. развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения: обучающийся научится:

  1. Формировать умения овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. Формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  3. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

направленные на достижение предметных результатов обучения: обучающиеся научатся:

  1. понимать особенности юмористических произведений И.Токмаковой;

  2. развивать навыки выразительного чтения

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник «Литературное чтение», листочки для рефлексии, письменные принадлежности

Материалы для учителя (оборудование): учебник «Литературное чтение», презентация, технологическая карта

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы обучения

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, дети. Меня зовут Валерия Алексеевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Громко прозвенел звонок – 
Начинается урок. 
Ваши ушки на макушке, 
Глазки широко раскрыты. 
Слушайте, запоминайте, 
Ни минуты не теряйте! (слайд 1)


Приветствуют учителя



Личностные:

самоопределение к деятельности

Формирование готовности восприятия учебного материала

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке?(сл.2)

- А с какими произведениями познакомились?

- Хорошо, верно.

- Откройте учебник на странице 150

- Кто-нибудь из вас выучил одно из стихотворений наизусть?

-Кто желает выразительно прочитать стихотворение «Знакомый»? Молодцы, ребята.(сл.3)

-О какой встрече рассказывает автор?

- Кто выразительно прочитает стихотворение «Путешественники»? У вас хорошо получилось. (сл.4)

-Можем ли мы назвать это стихотворение юмористическим? Почему?

-Есть ли желающие выразительно прочитать стихотворение «Кисточка»?(сл.5)

- О чем это стихотворение?

- С Валентином Дмитриевичем Берестовым

- «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»


- ответы детей


- 1 – 2 ученика читают стихотворение


-ответы детей

- 1 – 2 ученика читают стихотворение


-ответы детей


- 1 – 2 ученика читают стихотворение

-ответы детей

Коммуникативные:

использование учеником адекватных речевых высказываний



Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие



Метод повторение,

Устный опрос




Выразительное чтение стихотворений

3.Организация познавательной деятельности





3.1. Целеполагание






3.2. Открытие нового знания.




























































3.3.Первичное закрепление


3.4. Самостоятельная работа


Физминутка


3.5. Повторение и включение в систему знаний

Сейчас я предлагаю разгадать ребус (прил.1)(сл.6)

Какое слово у вас получилось?

Вам знакомо это слово?

(как вы думаете, это фамилия?)

Это детская поэтесса. (поэтесса – женщина, которая пишет стихи). Ирина Токмакова

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (сл.7) Рассказываю биографию поэтессы (прил. 2)

- Какую цель мы можем поставить на уроке? (слайд 6)

Речевая разминка (прил.3)

-Найдите страницу 153. (прил.4) Прослушайте стихотворение «Плим»

Есть ли слова, которые вам непонятны.

Кто хочет выразительно прочитать это стихотворение?

- Какое открытие сделал мальчик?

- Как вы думаете, кто мог придумать такое слово, от чьего имени писательница написала это стихотворение?

- Часто ли встречаются такие слова, которые ничего не значат? Где мы можем их встречать?

- Как надо читать это стихотворение?

Слово – это название чего-то, люди в древности придумывали их для обозначения каких-то явлений, предметов. Действий.

Встретить непонятные слова можно в считалках:

Эники-Беники-если вареники

Эники-Беники-клос

Вышел веселый матрос

-Как вы думаете, в какой стране мы можем повстречать такое интересное слово? Чудной.

Вот и Ирина Токмакова побывала в чудной стране и написала об этом стихотворение, послушайте.

- Почему обычные предметы, описанные в стихотворении, кажутся нам сказочными?

- От чьего имени написано стихотворение?

-К кому обращается Ирина Токмакова в конце стихотворения?

-Верите ли вы ей? Почему?

-Где может находиться такая страна?

-Кого вам напомнил ботинок? На кого он похож? Прочитайте, что но делает. Объясните выражение: язычок ботинка.

-Что делает картошка? Прочитайте эти строчки. На кого она похожа? Объясните выражение: глазок картошки.

-Как описывает стул поэтесса? Прочитайте. Может ли стул танцевать? С кем его сравнивает Ирина Токмакова?

-Как называется такой литературный прием, когда неодушевленные предметы оживают и действуют, как одушевленные?

- Как характеризует писательницу то, что она в простых, ничем не примечательных вещах видит необычное?

-Что еще могут обозначать слова «язычок», «глазок», «горлышко», «ножка»?

-В этом стихотворении автор использует еще один литературный прием скрытого сравнения – метафору. Вы правильно подметили, что бутылка похожа на певицу, стул – на танцора, ботинок – на кошку или щенка, картошка – на бабушку. Такой прием погружает нас в мир фантазии.

-Хотели бы вы побывать в такой стране?

-Что можно увидеть в вашей чудной стране?

- О каких словах рассуждает автор в стихотворении «Плим» и в стих-и «В чудной стране»

-Найдите эти слова в тексте.

Нарисуйте свою чудную страну.









Давайте еще раз прочитаем стихотворения Токмаковой.


Решают ребус



-Токмакова

-ответы детей

-да







-поэтесса Ирина Токмакова

-Изучить творчество Ирины Токмаковой



-слушают чтение учителя

-ответы детей

-1 – 2 ученика читают стихотворение

-ответы детей















Слушают учителя

















-волшебной, сказочной



-слушание чтение учителя







-Автора

-К детям





-Ответы детей



















-Олицетворение









Язычок – у ребенка, пирожное, глазок – дверной, ножка – у гриба, куклы, мебели





- Ответы детей













-ответы детей

Рисуют

Представляют рисунки









-1 – 2 ученика выразительно читают каждое стихотворение

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей


Познавательные: структурирование знаний,

смысловое чтение, анализ и синтез


Коммуникативные:

использование учеником адекватных речевых высказываний














Познавательные: структурирование знаний,

смысловое чтение, анализ и синтез






Коммуникативные:

использование учеником адекватных речевых высказываний




























Коммуникативные:

использование учеником адекватных речевых высказываний





Познавательные:

выразительное чтение

подводящий к теме диалог







Рассказ, метод иллюстрации




Творческое чтение


Работа с книгой


Беседа


Работа с книгой


Беседа




Рассказ











Работа с книгой

Творческое чтение






Беседа













Беседа




















Рисование

Рассказ




Творческое чтение



4. Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока

Итак, ребята, давайте подведём итог.

- С каким автором мы сегодня познакомились?

-какие произведения Ирины Петровны мы прочитали?


Предлагаю оценить работу учащихся с помощью приема «Букет настроения»

Замечательно.

А теперь закройте учебники, отложите их на край стола. Откройте дневники и запишите домашнее задание: выразительное чтение рассказа.

- Спасибо за урок, до свидания! (слайд 12)



- И.П. Токмаковой


-«Плим» и «В чудной стране»





Записывают домашнее задание



- до свидания!

Личностные

Формировать самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими; самоанализ

Беседа







Самооценка

САМОАНАЛИЗ УРОКА

  1. Тема урока: «Стихи Токмаковой»

  2. Класс активен, работоспособен.

  3. Урок проводится 6 в разделе «И в шутку и всерьез»

  4. Цель урока: учащиеся познакомятся с творчеством И.П. Токмаковой

  5. Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения решались с помощью методов: формирование готовности восприятия учебного материала, самооценка на этапах: мотивации, рефлексии.

- Задачи, направленные на достижение регулятивных результатов обучения решались с помощью методов: выразительное чтение, беседа, рассказ на этапах: актуализация опорных знаний, целеполагание.

-Задачи, направленные на достижение познавательных результатов обучения решались с помощью методовтворческое чтение, работа с книгой на этапе организация познавательной деятельности.

-Задачи, направленные на достижение коммуникативных результатов обучения решались с помощью повторения, устного опроса, беседы, рисования на этапах: актуализации опорных знаний, открытия опорных знаний, первичного закрепления.

-Задачи, направленные на достижение предметных результатов решались с помощью методов: работа по учебнику, беседа, рассказ, самостоятельная работа, анализ и синтез на всех этапах урока.

  1. Я старалась включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Я считаю, что урок достиг поставленной цели, критерием этой оценки являются освоенные демонстрируемые знания.







Приложение 1

Ребус





Приложение 2

Биография Токмаковой

Ирина Петровна Родилась в Москве. Отец — Пётр Карпович инженер, мать — Лидия Александровна детский врач, заведовала «Домом подкидышей». С детства писала стихи, но считала, что литературных способностей у неё нет, поэтому выбрала профессию лингвиста. В 24 года окончила филологический факультет МГУ, училась в аспирантуре по общему и сравнительному языкознанию. Одновременно работала переводчиком.

Художественные переводы детских стихов начались с того, что в Россию приехал по делам шведский энергетик, который, познакомившись с молодой переводчицей, узнал, что она любит шведскую поэзию, а позже прислал ей для маленького сына сборник шведских народных детских песенок. Первые переводы стихов делались для личного употребления, но муж, Лев Токмаков, отнёс их в издательство, и они были приняты.

Через год вышла первая книжка собственных стихов — «Деревья», — сделанная вместе с мужем.

Произведения для детей

  • «Времена года», 1962 (сборник стихов)

  • «Сосны шумят», 1966

  • «Сказка про Сазанчика», 1970 (сборник стихов)

  • «Женька-совёнок», 1970 (пьеса)

  • «На родной земле: Предание», 1975

  • «Летний ливень», 1980 (сборник стихов)

  • «Заколдованное копытце», 1981 (пьеса)

  • «Может, нуль не виноват?», 1984

  • "Аля, Кляксич и буква А", 1-е изд. 1968

  • «Счастливого пути...», 1985

  • «И настанет веселое утро», 1986 (повесть-сказка)

  • «Счастливо, Ивушкин!», 1991 (повесть-сказка)

  • «Чародейка»

  • «Плим», версия для радиоспектакля 2013 (повесть-сказка)



Приложение 3

Речевая разминка

Ти-ди-ти – мне домой идти

Ти-ти-ди – за руку меня веди

Те-те-де – рыба водится в воде

Те-де-те – хорошо читайте

Приложение 4

Предисловию к стихотворению «Плим»

Герой ее стихотворений – очень внимательный к окружающему миру, фантазер и выдумщик. Он очень любит игарть со словами: повторять их, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове ее стихотворение «Плим».



«Букет настроения». 

В конце урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. Учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока литературного чтения. Стихи Токмаковой

Автор: Лямкина Валерия Алексеевна

Дата: 03.11.2017

Номер свидетельства: 436594


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства