kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А.П.Чехов "Белолобый"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал является методическим пособием к уроку литератуного чтения. Будет интересен педагогам как пособие для подготовки к открытому уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А.П.Чехов "Белолобый"»

Конспект урока литературного чтения

Класс

Тип урока

обобщение и систематизация знаний

Тема:

А. П. Чехов “Белолобый”.

Цель:

формировать у учащихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.

Задачи:

  1. формировать умение определять главную мысль произведения и умения работать с текстом

  2. формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников

  3. создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

  4. учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Планируемые результаты

Регулятивные:

  • формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • формировать адекватно воспринимать предложения учителя, сверстника

  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативные:

  • формировать умения строить понятные для партнёров высказывания;

  • формировать договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные:

  • содействовать в понимание чувств других людей и сопереживание к ним.

  • формировать адекватную оценку и самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы

  • создание проблемной ситуации;

  • поисковый;

  • наглядно-иллюстративный;

  • словесный.

Формы деятельности

индивидуальная, групповая, парная, фронтальная

Технологии

  • проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);

  • развивающего обучения (УМК Л.В.Занкова)

  • информационно-коммуникативный.

Оборудование

Учебник "Литературное чтение" для 4 класса, проектор, презентация, индивидуальные карточки.


Ход урока:


Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

- Поприветствуем наших гостей.

-Проверим готовность к уроку.

- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам, опираясь на схему?

Помните,

Что глаза смотрят и видят,

Уши слушают и слышат,

Сначала думаю, потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

(Слайд№1)


Приветствует

учащихся, проверяет готовность к уроку.

Проверяют свои рабочие места, наличие учебных принадлежностей к уроку. Самоконтроль готовности.

Настрой на работу (чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;



2. Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока.

-Ребята, посмотрите, в нашем классе появились следы?
Чьи это следы? (волка и собаки)

-Как вы думаете, почему они у нас появились?
Тема урока: А. П. Чехов “Белолобый”.
Цель: проанализировать художественное произведение.

Задачи:
1.Уточнить сведения об авторе и создании произведения

2.Повторить содержание произведения

3. Определить жанр этого произведения

4. Выделить главную мысль произведения

(на доске)

-Задачи послужат планом нашего урока, итак преступим к его выполнению.


Ставит учебную задачу.


С помощью учителя ставят цель и задачи урока.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.


Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

3. Работа по теме урока.

Анализ персонажей рассказа.



























































































Физминутка



Работа над анализом персонажей рассказа (работа в группах)






















- Жизнь и творчество А.П.Чехова.

Выступление учащихся (творческая группа).

А.П.Чехов - знаменитый русский писатель. Родился он 29 января 1860г на берегу Азовского моря в г.Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице. В этом доме Антон Чехов начинал постигать мир, делал первые шаги, произносил первые слова. Отец, Павел Егорович, был купцом и имел бакалейную лавку. Мать, Евгения Яковлевна – домохозяйка. Открыта лавка была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Правда, Антон не блистал в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был занят в церковном хоре и отцовской лавке.
В 1879г. Окончив гимназию, Антон поступил на медицинский факультет Московского университета.  В 80-е г.г. Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”, “Осколках”. После окончания в 1884 г. университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание.
В круг детского чтения вошли рассказы и повести «Ванька», «Беглец», «Мальчики», «Каштанка», «Налим» и др. 
Последнее десятилетие жизни А.П.Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898 -1904 г. Он жил на даче в Ялте.
15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Похоронено на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы его отца.

(Слайд№2)


Преступим к выполнению следующей задачи.

а) - Дома вы были в роли читателей.

-Что можете сказать об этом рассказе? (рассказ интересный, вызывает чувство жалости волчиха, интересный щенок)

-Какое настроение вызвал рассказ?

- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем?
- Давайте проверим. Вам будут предложены иллюстации из текста. А вы зачитайте отрывок подходящий к ней.

(Слайд№3,4,5)

б) - Вы молодцы, были внимательные, а теперь восстановим хронологию событий, но прежде определим жанр произведения.

Схема на доске.










СКАЗКА ПОВЕСТЬ РАССКАЗ

- К какому жанру вы отнесёте произведение А.П.Чехова “Белолобый”? (самые разные ответы детей, предположения)

- Вы считаете, что это рассказ?

-В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)

-Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

-Докажите, поработав в карточке, выделив основные признаки жанра.

Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя. ( работа по словарю)

Задание "Верно - неверно". Поработай в паре найди неправильные характеристики жанра рассказ. Рядом с предложениями, если оно правильное ставьте +, если неверно -.

Проверка по слайду: (Слайд№6)

Рассказ:
-небольшой обьем произведения
-в основе одно событие
-не знаем прошлого героев
-1-2 героя + действующие лица

в) - Назовите главных героев и действующих лиц.

Главные герои: Волчица и Белолобый.
Действующие лица: Игнат, Человек, Арапка, волчата

(Слайд№4)

Выполняют физминутку для зрения.

- Чтобы проанализировать произведение нам необходимо дать характеристику героям.

1. Работа над образом волчицы.

-Какие чувства вызывает у вас волчица? Проследите по тексту, как её изображает автор, как он выразил своё отношение к ней? (волчица была слабого здоровья, мнительная, вздрагивала от малейшего шума, думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат, всё её пугало; была уже не молода, чутьё у неё ослабело, иногда сбивалась с дороги, питалась одной падалью)

-Найдите в тексте слова, которые показывают, что автор понимает заботы волчихи и её трудности, что он очень хорошо знает её повадки, особенности поведения.  (Волчица вызывает у нас чувство жалости. Так Чехов умел писать о животном — нам становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но она у нас вызывает не злобу, не ненависть , а чувство жалости.)

2. Работа над образом Белолобого.


Выборочное чтение.

-Почему автор щенка назвал Белолобым? Найдите описание щенка в тексте.

- Кто наблюдает за игрой малышей?

(За игрой малышей, с одной стороны, с беспокойством наблюдают вороны, а с другой стороны, спокойно наблюдает волчиха.) 
- Почему она спокойна? 

- Кто считает, что Белолобый глупый? ( щенок скорее маленький, а не глупый)
- Неужели щенок действительно очень глупый?  Второй раз щенка обвиняют в глупости странник и сторож Игнат.

- Найдите диалог сторожа и странника. Прочитайте.

-Справедлив ли их вывод о щенке?

( Щенок совершенно не виноват в том, за что его наказывает Игнат.)

-А как бы вы поступили на месте сторожа? (Ответы детей).

3. Работа над образом действующих лиц.

Игнат — герой рассказа “Белолобый”.

– Как Чехов относится с Игнату? С каким чувством его изображает? Высказывания детей.

– Он добрый, и глупый.

– Он совсем не думает — ведь щенок-то не мог сделать такую дыру в крыше.

– А все-таки Чехов над ним подсмеивается не зло.

Дети дают характеристики и выставляют основные понятия на доску.

- Прежде чем мы преступим к последнему этапу нашего урока я хочу предложить вам посмотреть фрагмент мультфильма.
– Кто же герой рассказа?

– А почему рассказ назван “Белолобый”?

– Белолобый — причина неудачной охоты.

Он главный герой потому, что без него не было бы рассказа.

– Да, так, ребята, на действиях Белолобого держится рассказ.

Прочитаем о Белолобом.

– Хорошо, что вы почувствовали, что Чехову нравится этот глупый щенок, он пишет о нем с добрым чувством, с улыбкой.

– А в конце рассказа жаль Белолобого.

– Почему?

– Игнат не разобрался, что дыру в крыше сделал не щенок. Щенок спас ягненка.

-Расскажи об отношении Белолобого и волчат.

-Кто наблюдает за их игрой?

-Кто считает, что Белолобый глупый? А еще кто? Щенок действительно очень глупый?

-Видишь ли ты какое-нибудь сходство в рассказах «Гриша» и «Белолобый»?

-Трудно ли в мире быть маленьким?

Ставит учебную задачу.



































Ставит учебную задачу.

































Ставит учебную задачу.





Ставит учебную задачу.





















Задаёт вопросы.




Воспринимают информацию




































Оценка собственной деятельности.



Следят по ходу чтения.


Ответы на вопросы


























Пробуют определить жанр произведения



Решают учебную задачу через раздаточный материал.




Принимают учебную задачу


Оценивание одноклассников












Отвечают на вопрос.

Выполняют работу




Оформлять свои мысли в устной речи



Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.




























Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Личностные:

-способность к самооценке


Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;


Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.



Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

- уметь читать по ролям; оценивать одноклассников.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;


Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья




Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

- уметь находить текст по вопросам, читать, работать в паре.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;



5. Домашнее задание

  1. Пересказ по плану.

  2. К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и перескажите этот эпизод.


1) Пересказ по плану.

2) К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.


6. Рефлексия.


А теперь подведём итоги нашего урока.

Урок:

-взволновал…..

-заставил задуматься…….

-навёл меня на размышления……….

А. П. Чехов сумел проникнуть в чувство и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов “очеловечивает” животных. В изображение животных у Чехова присутствуют два чувства — жалости и юмора. Чехов — добрый, мягкий человек. Да, таким он был.

Помогает сформулировать выводы.





Формулируют выводы.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А.П.Чехов "Белолобый"

Автор: Андреева Татьяна Владимировна

Дата: 14.03.2017

Номер свидетельства: 400132


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства