3. Работа по теме урока. Анализ персонажей рассказа.
Физминутка Работа над анализом персонажей рассказа (работа в группах)
| - Жизнь и творчество А.П.Чехова. Выступление учащихся (творческая группа). А.П.Чехов - знаменитый русский писатель. Родился он 29 января 1860г на берегу Азовского моря в г.Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице. В этом доме Антон Чехов начинал постигать мир, делал первые шаги, произносил первые слова. Отец, Павел Егорович, был купцом и имел бакалейную лавку. Мать, Евгения Яковлевна – домохозяйка. Открыта лавка была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Правда, Антон не блистал в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был занят в церковном хоре и отцовской лавке. В 1879г. Окончив гимназию, Антон поступил на медицинский факультет Московского университета. В 80-е г.г. Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”, “Осколках”. После окончания в 1884 г. университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. В круг детского чтения вошли рассказы и повести «Ванька», «Беглец», «Мальчики», «Каштанка», «Налим» и др. Последнее десятилетие жизни А.П.Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898 -1904 г. Он жил на даче в Ялте. 15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Похоронено на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы его отца. (Слайд№2) Преступим к выполнению следующей задачи. а) - Дома вы были в роли читателей. -Что можете сказать об этом рассказе? (рассказ интересный, вызывает чувство жалости волчиха, интересный щенок) -Какое настроение вызвал рассказ? - Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем? - Давайте проверим. Вам будут предложены иллюстации из текста. А вы зачитайте отрывок подходящий к ней. (Слайд№3,4,5) б) - Вы молодцы, были внимательные, а теперь восстановим хронологию событий, но прежде определим жанр произведения. Схема на доске.
СКАЗКА ПОВЕСТЬ РАССКАЗ - К какому жанру вы отнесёте произведение А.П.Чехова “Белолобый”? (самые разные ответы детей, предположения) - Вы считаете, что это рассказ? -В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр) -Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров? -Докажите, поработав в карточке, выделив основные признаки жанра.
Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя. ( работа по словарю)
Задание "Верно - неверно". Поработай в паре найди неправильные характеристики жанра рассказ. Рядом с предложениями, если оно правильное ставьте +, если неверно -. Проверка по слайду: (Слайд№6) Рассказ: -небольшой обьем произведения -в основе одно событие -не знаем прошлого героев -1-2 героя + действующие лица в) - Назовите главных героев и действующих лиц.
Главные герои: Волчица и Белолобый. Действующие лица: Игнат, Человек, Арапка, волчата (Слайд№4) Выполняют физминутку для зрения. - Чтобы проанализировать произведение нам необходимо дать характеристику героям. 1. Работа над образом волчицы. -Какие чувства вызывает у вас волчица? Проследите по тексту, как её изображает автор, как он выразил своё отношение к ней? (волчица была слабого здоровья, мнительная, вздрагивала от малейшего шума, думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат, всё её пугало; была уже не молода, чутьё у неё ослабело, иногда сбивалась с дороги, питалась одной падалью) -Найдите в тексте слова, которые показывают, что автор понимает заботы волчихи и её трудности, что он очень хорошо знает её повадки, особенности поведения. (Волчица вызывает у нас чувство жалости. Так Чехов умел писать о животном — нам становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но она у нас вызывает не злобу, не ненависть , а чувство жалости.)
2. Работа над образом Белолобого. Выборочное чтение. -Почему автор щенка назвал Белолобым? Найдите описание щенка в тексте. - Кто наблюдает за игрой малышей? (За игрой малышей, с одной стороны, с беспокойством наблюдают вороны, а с другой стороны, спокойно наблюдает волчиха.) - Почему она спокойна? - Кто считает, что Белолобый глупый? ( щенок скорее маленький, а не глупый) - Неужели щенок действительно очень глупый? Второй раз щенка обвиняют в глупости странник и сторож Игнат. - Найдите диалог сторожа и странника. Прочитайте. -Справедлив ли их вывод о щенке? ( Щенок совершенно не виноват в том, за что его наказывает Игнат.) -А как бы вы поступили на месте сторожа? (Ответы детей). 3. Работа над образом действующих лиц. Игнат — герой рассказа “Белолобый”. – Как Чехов относится с Игнату? С каким чувством его изображает? Высказывания детей. – Он добрый, и глупый. – Он совсем не думает — ведь щенок-то не мог сделать такую дыру в крыше. – А все-таки Чехов над ним подсмеивается не зло.
Дети дают характеристики и выставляют основные понятия на доску.
- Прежде чем мы преступим к последнему этапу нашего урока я хочу предложить вам посмотреть фрагмент мультфильма. – Кто же герой рассказа? – А почему рассказ назван “Белолобый”? – Белолобый — причина неудачной охоты. Он главный герой потому, что без него не было бы рассказа. – Да, так, ребята, на действиях Белолобого держится рассказ. Прочитаем о Белолобом. – Хорошо, что вы почувствовали, что Чехову нравится этот глупый щенок, он пишет о нем с добрым чувством, с улыбкой. – А в конце рассказа жаль Белолобого. – Почему? – Игнат не разобрался, что дыру в крыше сделал не щенок. Щенок спас ягненка. -Расскажи об отношении Белолобого и волчат. -Кто наблюдает за их игрой? -Кто считает, что Белолобый глупый? А еще кто? Щенок действительно очень глупый? -Видишь ли ты какое-нибудь сходство в рассказах «Гриша» и «Белолобый»? -Трудно ли в мире быть маленьким? | Ставит учебную задачу. Ставит учебную задачу. Ставит учебную задачу. Ставит учебную задачу. Задаёт вопросы. | Воспринимают информацию Оценка собственной деятельности. Следят по ходу чтения. Ответы на вопросы
Пробуют определить жанр произведения
Решают учебную задачу через раздаточный материал. Принимают учебную задачу Оценивание одноклассников Отвечают на вопрос. Выполняют работу Оформлять свои мысли в устной речи | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: -способность к самооценке Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: - уметь читать по ролям; оценивать одноклассников. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: - уметь находить текст по вопросам, читать, работать в паре. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; |