У: Одним из самых интересных рассказов, написанных писателем для детей, - «Васюткино озеро». Может быть, кто-нибудь знает, как был написан этот рассказ? Сейчас мы познакомимся с историей его создания. Кто прочитал, как появился рассказ «Васюткино озеро»? (Савченко А.) До войны в детском доме он написал сочинение о любимом озере, где ловил рыбу, где впервые познал счастье общения с природой. Сочинение похвалил строгий учитель. Вот как об этом говорит будущий писатель: «Учитель взял тетрадь, бережно развернул – у меня сердце замерло в груди, жаром всего пробрало. Прочитав вслух моё сочинение притихшему классу, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места. Долго, пристально вглядывался и наконец молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!» Учитель: Астафьев не забыл своё школьное сочинение и позже написал рассказ «Васюткино озеро». «Васюткино озеро» - это автобиографический рассказ, появился из школьного сочинения «Жив!» в 1956 году. Автор вспоминает о нескольких днях, проведённых в тайге, когда он заблудился. То есть рассказ «Васюткино озеро» основан на реальных событиях жизни автора. Что мы знаем о термине АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ? (Захаров Никита) Запишем термин в рабочих листах этот термин (слайд № 10) Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. А теперь вспомним содержание этого рассказа. - - Кто главный его герой? Сколько ему лет? Чем занимались его родители? Давайте посмотрим диалог, матери и сына, подготовленный ребятами (инсценировка диалога): Затеси- Ребята, вы просмотрели эпизод из рассказа, ответьте на вопросы: -Почему мама так говорит Васютке? -Каков старинный порядок? (Идёшь в лес – бери еду, бери спички.) -Почему Васютка не стал спорить? Давайте прочитаем ещё раз тему урока и скажем, что мы должны рассмотреть в Васютке? - А что же такое характер? Какой он, у всех бывает или нет? В рабочих листах у вас записано определение слова характер, но вы должны выделить ручкой только то, что подходит к нашему уроку. Характер 1. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении (сильный, волевой, твёрдый, смирный). 2. Отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. Затяжной характер болезни. Беседа делового характера. Характер местности. Теперь, ребята, чтобы нам точно сказать, какой же характер нашего маленького героя, мы должны вместе с ним отправиться в лес и проследить за поведением мальчика. Для этого вы сейчас сидите по группам. Каждая группа получит задание, вам необходимо составить план пребывания Васютки в лесу в тот день, который у вас указан на карточках-заданиях (страницы указаны). Итак, мы вместе с Васюткой отправляемся в лес. Но путь немалый, и поэтому я предлагаю вам отдохнуть. 8. ФИЗМИНУТКА Представим, что мы тоже в лесу, только в отличие от Васютки, мы не одни, а с компанией друзей, погода тёплая, настроение у нас отличное. Все здоровы! На зарядку солнышко Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде "раз." А над нами весело шелестит трава. Опускаем руки мы По команде "два." Соберем в корзинки мы Ягоды, грибы, Дружно наклоняемся По команде "три". На "четыре" и на "пять" Станем дружно мы скакать. Ну, а по команде "шесть" Всем за парты тихо сесть! 9. Практическая работа. Итак, каждая группа получила задание, на одном листе вам нужно составить план того дня, который указан у вас на карточках. Сформулируйте вывод. Принимайтесь за работу (10 минут) Время прошло, давайте посмотрим, что же у вас получилось, как хорошо вы знаете текст. Пока 1 группа отвечает, остальные внимательно слушают и готовятся, если что исправить недочёты и сделать оценку отвечающим. 10. Выводы групп: Что он сделал в первую очередь, когда понял, что заблудился? О чём это свидетельствует? - Как мальчик приготовил себе еду? - В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать? -Что сделал, поев? О чём говорит такое поведение мальчика в тайге? - Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? -Чему можно поучиться у Васютки? -Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали? 11. Игра «Мешок успеха» Давайте поможем Васютке в следующий раз не допустить таких ошибок и соберём ему в мешок всё то, что необходимо иметь в лесу. У вас на столах лежит по мешочку и предметы, из которых вы должны выбрать только самые необходимые, то, что может пригодиться Васютке в лесу. Вперёд, собирайте в дорогу мешочек успеха. Итак, продемонстрируйте свои мешочки, все собрали, хорошо. А мне интересно, у вас что-нибудь осталось из предметов, что вы не положили в мешок. Обоснуйте свой выбор. 12. Язык рассказа. Теперь обратитесь снова к своим рабочим листам. У вас есть задание, в котором вам нужно соединить слово с его признаком. Если вы внимательно читали текст, то вспомните что означают эти эпитеты. Приступайте. Узнайте по эпитетам, о чем говорится: (лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый; (тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая; (озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской; (туман) молочный, клейкий, неподвижный; (звезды) далёкие, таинственные, мерцающие; (на доске изображены картинки)слайд № 13 - И всё это оказалось вокруг нашего героя. Какие у вас возникли вопросы к Васютке? Что вы хотели бы у него узнать? - Немало пережил мальчик за эти дни, изменился он за это время или нет? 13. Закрепление и обобщение. Давайте снова вернёмся к нашему эпиграфу и подумаем, в чём прав Астафьев. 14. Синквейн. Итак, ребята, кто же был предметом нашего разговора сегодня? На доске изображение Васютки. Давайте выберем из предложенных характеристик, которые есть у вас на столах, те, что соответствуют нашему герою рассказа. Один от группы подойдёт к доске с листком бумаги. Мы посмотрим, таким ли мы представляли себе Васютку или нет. ВАСЮТКА ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный. умеет трудиться, преодолевает, побеждает Вывод: яркий пример для подражания, герой | адеты открывают учебник, стр124, читают судьба «Васюткино озеро», или слушают кадета. Кадеты вспоминают, все что знают об этом термине,записывают в рабочих листах. инсценировка диалога: — К ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь. — Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Должен. Охота ведь рыбакам пощёлкать вечером. — «Охота, охота»! Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе… Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой? — Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу. — Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать. Черты характера. Ребята высказывают свою точку зрения. Кадеты подчёркивают необходимое. Кадеты перечитывают эпизод нужного дня, составляют план, готовятся отвечать. 1 день: Погнался за глухарём. Заблудился, не нашёл затеси. Увидел муху-плевок в тенетах.Отчаялся. Разжигает костёр. Испугался, когда в темноте не увидел корень-выворотень. 2 день: Отыскал неизвестное озеро, богатое рыбой. По-прежнему борется с одиночеством, тоской, страхом. Мысли постоянно о работе, надеется вырваться из плена тайги. 3 день: Этот день принёс спасение. «Мальчик брёл, падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух перехватило – так красива, так широка была его родная река!..» 4 день: 5 день: Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.) (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой). 13-летний мальчик понял, что теперь надеяться не на кого – далеко ушел в тайгу. И выживет ли он, выберется ли из тайги – зависит теперь только от него. Теперь он много думает, взвешивает, анализирует, старается выбраться из тайги осознанно. Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Ребята наклеивают предметы на бумажный мешок. Кадеты объясняют, почему они не положили в мешок некоторые вещи. Кадеты распределяют слова, а по одному человеку от группы у доски находят соответствующие картинки и раскладывают их над Васюткой Мальчик изменился, он стал ответственнее, как будто повзрослел, И Васютка показал себя как наблюдательный, способный к рассуждению герой, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таёжных законов, законов жизни. Да, природа действительно воспитала мальчика, дала ему много знаний и воспитала в нём выдержку, терпение, научила бороться со страхом. 14. Васютка и его поведение в лесу. Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный. |