Мотивация к учебной деят. Время: 2 мин. | - Ровно встали, тихо сели, на меня все посмотрели. На уроке не зевать, а работать и читать. - Чему мы учимся на уроках литературного чтения? - А для чего вам нужны эти знания? - Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок. | - приветствие учителя. - Читать. Изучаем виды фольклора, узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов. - Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок. - хлопают в ладоши. | | Личностные: Формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательный деятельности Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности. |
Актуал. знаний и фиксир-е затруднений Время: 2 мин. | - Перед тем как начать работу, хочу вас сказать, что за правильные ответы на вопросы и хорошее поведение на уроке, я буду раздавать жетоны. У кого будет большое количество, те смогут заработать хорошие отметки. Желаю вам удачи! - Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. Прочитайте пословицу (Слайд 1) - Объясните ее смысл. - Прочитайте орфографически. - А теперь с ускорением. - Молодцы. Теперь я уверенно, что вы с легкостью будете работать на уроке. | - Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать. - выражают свое мнение. - читают, выделяя «опасные» места в словах | | Личностные: развитие речевого аппарата |
Выявление места и причины затруднения Время: 3 мин. | (Слайд 2) - Ребята, вспомните название нового раздела. - Какое необычное название нашего раздела! Что это? - Какой смысл заключен в ней? - Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить? - Я не зря начала сегодняшний урок тоже с пословицы. И вы это скоро поймете. | - «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». - Пословица. - Только кропотливый и упорный труд может привести к ожидаемому результату. - предположение обучающихся. | | Познавательные: Моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы. |
Построение проекта выхода из затруднения Время:4 мин. | (Слайд 3) - Расшифруйте полное имя писателя, чье произведение будем сейчас читать: SБOWIPИLCS BIGИKTLOIPOBИGЧ ШEPLGГИHW - Откройте с. 124 учебника и прочитайте название рассказа, который мы будем читать. - Рассмотрите иллюстрацию к нему. Можете ли вы предположить, о чем этот рассказ? - Хорошее предположение. А о чем именно этот рассказ, мы узнаем после прочтения. Но чтобы начать читать произведение, что мы должны узнать? - Верно! | - Борис - Викторович - Шергин - «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». - О бабушке и мальчике. - Биографию писателя. | | Регулятивные: Умение формулировать тему и цель урока. |
Реализация построенного проекта Время: 17 мин. | (Слайд 4) - Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.) Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем. - В каком году и где родился писатель? - Посчитайте, сколько лет он прожил? - Где учился писатель и почему? - Молодцы, вы очень внимательно слушали биографию. Словарная работа. - В тексте вам встретятся слова штукатурное, малярное. Найдите значение этих слов в словаре учебника. - Кто желает прочитать? (Слайд 5) - Еще вам встретятся такие слова как: Академия - высшее учреждение. Вылощил волчьим зубом – натёр до блеска. Паркетчик – мастер, который составляет из дощечек узоры. Физминутка. - Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте, Встаньте на носок, на пятку, Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И читать, друзья, начните. Первичное чтение. -Послушайте произведение и ответьте на вопрос: Какой совет дал мастер Мите? - Кто начнет чтение? Проверка восприятия. - Ваши впечатление от прочитанного? - Кто ответит, какой же совет дал мастер Мите? - Помог ли Мите совет мастера? - Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о бабушке. Какая она? - Найдите в тексте момент, когда Митя любуется своей незаконченной работой - Я вижу, что вы хорошо ориентируетесь в тексте. Работа с пословицами и фразеологизмами. - Какую особенность вы заметили в тексте? - Приведите пример. - А как вы понимаете эти пословицы и фразеологизмы? - Молодцы ребята, вы очень внимательные. Работа с иллюстрацией. (Слайд 6) - Рассмотрите изображение на с. 124. Кто на ней изображен? - Что они делают? - Как вы думаете, о чем они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? Зачитайте его. (Слайд 7) - Верно. А теперь откройте с. 127. Кто изображен на ней? - Чем они занимаются? - Видел ли Ваня на самом деле работы Мити? - А как он узнал о них? - Молодцы, ребята, все верно. Физминутка для глаз. (Слайд 8) - Посмотрите на вверх, влево, вправо, вниз (8 раз). - Круговые движения глазами. В правую сторону (3 раза). В левую. - Моргание. | - В 1896 г. в г. Архангельске. - 77 лет. - В Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски». - находят толкования слов в словаре учебника. - выполнение действий. - чтение произведения. (по 1 абзацу по цепочке) - выражают свое мнение. - Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше, ни больше. - Да. За сутки раньше срока Митя закончил работу. - зачитывают первый абзац (с 1 по 4 предложение). - читают с. 126 абзац 4. - В произведение встретилось много посл. и фразеологизмов. - «Глаза страшатся, руки делают», «Руки золотые», «Вылощил волчьим зубом». - выражают свое мнение. - Бабушка и ее внук Ваня. - Беседуют. - зачитывают диалог бабушки и Вани на с. 125. - Бабушка, Ваня и Митя. - Бабушка и Ваня наблюдают за работой Мити. - Нет. - Ему рассказала бабушка. - выполнение физминутки для глаз. | - узнают биографию Б.В. Шергина; - пополнят свой словарный запас; - познакомятся с новым произведением. | Коммуникативные: - формулировать ответы на вопросы учителя; - умение высказывать свою точку зрения. Познавательные: перерабатывают полученную информацию; - находить ответы на вопросы, работать с текстом.
|
Включение в систему знаний и повторение Время: 10 мин. | (Слайд 9) - Предлагаю вам в паре, восстановить цепь событий. Но для начала давайте вспомним правила работы в паре: 1. Выслушивай товарища до конца. 2. Говори только по делу. 3. Работай дружно. 4. Изберите, кто будет представлять результат работы. 5. Хорошее настроение – успех в работе. - Работаем на листочках. 1. «И в один день закончил верхний угол». 2. «За неделю работа не продвинулась на ни полмизинца». 3. Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу. 4. «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь». 5. Бабушка закончила свой рассказ словами «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». - Проверим ваши ответы. - Вы правильно восстановили цепь событий. Вот вам еще одно задание. Тест. Поставьте в колонке «Ответ ученика» плюс, если вы согласны с высказыванием, а если нет, то минус. (Слайд 10) - Проверим. Сверяясь со слайдом, в следующей колонке поставьте верный ответ. - У кого всё верно? Поднимите руки. (Слайд 11, 12, 13) - Поиграем в игру «Кузовок». Вам необходимо продолжить пословицы. 1. Что посеешь (то и пожнешь). 2. Без труда (не выловить и рыбку из пруда). 3. Сделал дело (гуляй смело). 4. За двумя зайцами погонишься (ни одного не поймаешь). 5. Любишь кататься (люби и саночки возить). 6.Слово не воробей (вылетит – не поймаешь). - Какие умные ребята. Посчитайте, сколько у вас получилось жетончиков. - Подойдите после урока ко мне, я вам поставлю оценки. - Какая была цель урока? - Вы ее достигли? | - вспоминают правила работы в паре. -работают в паре. - 3, 1, 2, 4, 5. - выполнение теста (Приложение 1). - проверка. - получают жетоны за все верные ответы. - продолжают пословицы. - считают количество жетонов. - Познакомиться с произведение Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». - Да. | | Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: Применение полученных знаний на практике. |