kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Тема родины в стихотворениях Н.М.Рубцова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы "Тема родины в стихотворениях Н.М.Рубцова" разработан для учащихся 6 класса. Направлен на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в ходе анализа произведений поэта учащимися, их поисково-исследовательской деятельности, а также выполнения ими творческих работ. Школьники учатся анализировать стихотворения поэта с помощью выделения ключевых слов (прием кластера), проводят доступный в 6 классе анализ концепта и концептосферы поэта. Творчество Н.М.Рубцова не всегда вызывает живой интерес учащихся, однако благодаря задействованию межпредметных связей, использованию нестандартного теоретического материала, включению учащихся в творческую деятельность (создание собственных плейкастов), данный урок на практике показывает свою эффективность: дети активны, довольны собственными результатами, мотивированы на дальнейшую работу как в рамках данной темы, так и вне её, с использованием усвоенных способов действий. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Тема родины в стихотворениях Н.М.Рубцова" »

Завильская Ксения Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №64

Технологическая карта урока

Предмет: литература

Класс: 6

Тип урока: урок формирования умений и навыков


Тема

Тема родины в стихотворениях Н.М.Рубцова.

Цель

Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может достигнуть следующих результатов

Планируемые результаты обучения

Личностные

развитие нравственно-эстетических представлений о связи человека с родиной;  

развитие эстетического сознания через освоение отечественного культурного наследия; 

осознание российской идентичности;

воспитание любви к родному языку, укрепление интереса к средствам создания образности в поэтическом тексте;

воспитание любви к малой родине, к родной природе;

формирование коммуникативной компетентности.

Метапредметные

совершенствование смыслового чтения; 

развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезы, строить логическое рассуждение, делать выводы, приводить аргументы для подтверждения собственной позиции, умения определять и классифицировать понятия, проводить аналогии; 

совершенствование умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

формирование умения организовывать и оценивать свою деятельность.

Предметные

умение анализировать стихотворения поэта с помощью выделения ключевых слов (проводить доступный в 6 классе анализ концепта и концептосферы поэта);

выявлять особенности лирики Рубцова о родине, характеризовать образно-поэтический язык его стихотворений;

развитие интереса к его творчеству, осознание влияния биографии на становление творческой личности поэта;

совершенствование речевых умений, навыков выразительного чтения;

овладение ключевыми понятиями и умениями, необходимыми для анализа и  интерпретации поэтического  текста.

Понятия

плейкаст, ключевое слово, концепт, концептосфера, родина (малая родина/Родина), эпитет, олицетворение, метафора

Ресурсы

доска; мультимедиапроектор, маркерная доска; учебник «Литература. 6 класс» (авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова, под ред. Г.И.Беленького); распечатки стихотворений Н.М.Рубцова; презентация учителя; плейкасты, выполненные учащимися; запись песни «В горнице моей светло» (исполнитель: Пелагея).

Формы организации

учебной деятельности

Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа. Работа с тетрадью, с текстами произведений, со словарями.





Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Содержание этапа урока

Действия учащихся

Формирование УУД

1.Организационный этап.

(2 мин)

Привлечение внимания. Создание благоприятной обстановки для дальнейшей эффективной работы.

Вступительное слово по теме урока. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, дорогие ученики, учителя, гости нашего сегодняшнего урока! Рада вас видеть и верю, что наша встреча сегодня будет плодотворной!

На прошлом уроке мы начали говорить о творчестве русского поэта Николая Михайловича Рубцова. (Слайд 1) Знакомились с его биографией (для вас было открытием творчество этого поэта), прочитали несколько его известных стихотворений. Сегодня мы продолжим изучать творчество Рубцова, обратимся к теме, которая была особенно близка поэту. Какая это тема – вы позже мне скажете сами. Наш урок пройдет в содружестве различных искусств, этим, я думаю, он будет для вас особенно интересен.

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

Личностные:

формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

формирование желания выполнять учебные действия; смыслообразование.

2.Актуализация знаний. Подготовка к работе.

(7-9 мин)

Демонстрация домашнего задания (плейкастов).

Устный опрос и актуализация ранее изученного.

Формулирование темы урока.


Домашним заданием к уроку было создание плейкаста, что в буквальном переводе означает «музыкальная открытка» (Слайд 2). Для вас же это было нечто большее, чем открытка, вы создавали своё собственное произведение, вдумываясь в образы, рожденные Рубцовым, подбирали музыку, соответствующую настроению стихотворения, добавляли изображения к определенным строкам. Сегодня на уроке мы увидим наиболее удачные работы, надеюсь, они нам помогут вспомнить ранее изученное, а также сделать новые открытия.

Скажите, пожалуйста, какое стихотворение Рубцова на прошлом уроке мы определили как автобиографическое (с него мы начали изучение творчества Рубцова)? («Детство», в нём достаточно подробно и правдиво описаны детские годы жизни Рубцова).

Первый плейкаст – «Детство» – подготовили ... (просмотр Плейкаста – 1,5 мин). *Плейкасты можно посмотреть на сайте https://sites.google.com/site/uchitelmk (Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Завильской Ксении Геннадьевны).

Ваши плейкасты я бы назвала сотворчеством. Вы добавили образы зрительные и слышимые в дополнение к образам словесным, созданным автором.

Итак, плейкаст вам напомнил то, о чём мы говорили на прошлом уроке.

- Что вы вспомнили о детстве поэта? Какие слова вам показались ключевыми? К ним как раз и были подобраны изображения (мать умерла - похороны, отец на фронте, детдом). Какой была жизнь поэта в детские годы? (жизнь грустна и неприглядна – скуден паёк, сырость, холод) Обратили внимание и на музыку, она тоже задает настроение. Но, несмотря на тяжелое детство, что помнит больше всего поэт из тех времен? Процитируйте заключительные строки (Я лучше помню ивы над рекою и запоздалый в поле огонёк… До слёз теперь любимые места!) О чём это говорит? (Воспоминания детства – это воспоминания о поэту местах, где он вырос, дорогих ему, родная природа, родной уголок).

Хочется, чтобы вы услышали ещё и чтение наизусть и ответили, какая тема была особенно близка Рубцову на протяжении всей жизни. После чтения я спрошу, какое слово в стихотворении вы считаете ключевым, оно и будет его темой. Одно из самых известных стихотворений Рубцова прозвучит в исполнении ... (чтение, на столах тексты стихотворения «Тихая моя родина»).

Какая строка рефреном повторялась на протяжении стихотворения? (Тихая моя родина). Ключевое слово – родина. (Слайд 3)

О чём же мы будем говорить на уроке? Какая тема важна для Рубцова? Она с детства стала темой его жизни. (Тема родины).

Сформулируйте тему урока.

Запись в тетрадях даты и темы урока – Тема родины в стихотворениях Н.М.Рубцова.

А как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы раскрыть данную тему? (Увидеть родину поэта с помощью анализа его стихотворений; понять, из чего складывается понятие «родина» у Рубцова).

Смотрят и слушают исполнение плейкаста. Формулируют «первичное» восприятие произведения (на какие изображения, слова обратили внимание, какое настроение придала музыка).

Вспоминают ранее изученное, анализируя стихотворение.



















Слушают чтение наизусть и пытаются найти ключевое слово.




Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь.


Формулируют задачи урока.


Регулятивные: целеполагание, планирование. Личностные: смыслообразование.

Познавательные: постановка задач урока

3. Работа по теме урока. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

(15 мин)

Работа с концептом «родина». Определение компонентов-деталей концепта.

Анализ изобразительно - выразительных средств.

Мы записали в теме урока слово «родина» со строчной буквы. Иногда это слово пишется и с заглавной. Оно может быть употреблено в двух значениях. Каких? (в большом значении – Россия, в малом – место, где человек родился)

- О каком значении пойдет речь? (слово в малом значении, место, где родился поэт – моя родина).

- Придумайте ряд однокоренных слов к слову родина. Гнездо слов нам поможет в понимании данного слова.

Родина – родной, род, родственники, родился, родители, родня.

Запишите ряд ключевых слов – понятий, который образуют вашу родину, понятий, главных для вас, дорогих сердцу конкретных предметов, обозначающих людей, место, где вы любите бывать, деталей пейзажа.

В центре тетрадного листа – «родина». От слова расходятся лучи: Родители – друзья – школа – место отдыха – цветы… Мама – дом – семья – деревня бабушки – река…

Мама – березы – река - друзья в школе – сад и т. д.

Вывод: общими для многих учащихся будут слова: ….

Родина в вашей картине мира – это родной дом, мама, уголок природы, школа и т.д.

Посмотрим, что было родиной для Рубцова. Найдите в тексте стихотворения «Тихая моя родина» ключевые слова – компоненты родины. Из чего складывается родина у Николая Рубцова? Согласитесь, компоненты совпадают с ключевыми словами стихотворения «Детство».

Ивы - река – соловьи – мама – храм – избы – школа (запишем в тетради).

Почему этот ряд похож на ваш? Это вечные понятия. Они почти у всех одинаковы.

Вы даже не догадывались, что сейчас вы поработали с концептом «родина». Слово «концепт» для вас новое. (Слайд 4) Концепт – это ключевое понятие для понимания нашей культуры, то есть русской культуры, русского менталитета (склада ума русского народа). Концепты «мать», «любовь», «дом», «дружба», «родина» и другие складываются у нас в единую картину, и то, как мы представляем их, говорит о нас как о русских людях. Родина, действительно, ключевое понятие нашей культуры – оно является жизненной ценностью для всех нас. Благодаря стихотворениям Николая Рубцова, русского душою поэта, мы понимаем, что такое родина для русского человека, из чего это понятие складывается.

Концепт проявляется и на языковом уровне. Давайте посмотрим, какие изобразительно-выразительные средства использует автор.

Какой эпитет подобран к слову «родина»? (тихая) Найдите другие эпитеты в стихотворении (тихо ответили, тихо проехал) Наверное, таково восприятие Рубцовым родины, что он не использует ярких, сочных красок, громких слов при её описании. Лишь трава у Рубцова – яркая, из цветов в стихотворении – только зеленый простор, опять же травы). Найдем олицетворение – оно в обращении к родине (тихая моя родина, я ничего не забыл). Да, герой стихотворения, несмотря на все изменения в родном селе, навсегда сохранил его в своей памяти.

Красочными эпитетами завершается стихотворение. Как связан поэт со своей родиной, с её элементами? (связь эта жгучая, смертная).

Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет поддерживать его связь с детством, с родителями, школой.

Такова родина Рубцова, родина русского человека.

Работа с понятием «родина», подбор однокоренных слов, ключевых понятий, связанных с представлением родины у каждого.

Знакомятся с понятием «концепт». Определяют составляющие концепта «родина» у Рубцова.

Определяют выразительные средства в стихотворении, их роль.




Личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ, построение логической цепи рассуждении. Коммуникативные: умение слушать и вступать в  диалог.

4. Закрепление учебного материала

(7 мин)

Представление текста для последующего его самостоятельного анализа учащимися. Осуществление корректировки деятельности учащихся.

Концепт «родина» - это понятие, не только применимое к художественной литературе. В других видах искусства творческие люди тоже выражают то, как воспринимают родину. Оказалось, что восприятие родины совпало у поэта Николая Рубцова и у художника Исаака Левитана (Слайд 5). Однажды увидев картину «Вечерний звон», Рубцов не смог не поделиться переполнявшими его душу чувствами. (Слайд 6) Каким покоем наполнена картина, как точно живописует русскую природу Левитан! Все замерло. Гладь реки спокойна. Церковь золотится в лучах заходящего солнца. Окружающая природа и люди как будто околдованы звоном колоколов собора. Само собой на ум приходит песня «Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он…». Этими думами делится с нами Рубцов.

Многие из вас создали плейкасты на это стихотворение, объединив задушевную музыку, картины Левитана и строки стихотворения Рубцова. Ваша задача сейчас – найти ключевые слова, т.е. определить компоненты концепта «родина» в данном стихотворении.

Плейкаст «Левитан» (1 мин).

Ваша самостоятельная работа будет заключаться в поиске ключевых слов, относящихся к понятию родина. Откройте с. 229 учебника, если затрудняетесь вспомнить все ключевые слова.

(В центре тетрадного листа – родина, в скобках можно сделать уточнение – Русь).

Почему именно «Русь» (не Россия, не Советский Союз)? (Русь – древнее название, уходящее своими корнями в далекое прошлое, время идет, но красота не меняется).

Проверка записанных ключевых слов:

Бревенчатые лачуги – колокольчиковый луг – собор – колокола – звон – луга.

Работа с лексикой (Слайд 7): Лачуга (от др.-русск. алачуга, олачуга «палатка, хижина») — маленькое, бедное, жалкое жилище.

Вывод: родина для Рубцова – это Русь, с её многовековыми традициями, с её бедными крестьянскими селеньями, богата родина соборами и лугами, всё это звонит (соборы звонят в колокола – когда? – когда хотят оповестить жителей о начале службы или о радостном дне, а луга звонят – средство выразительности? – метафора), иначе говоря – тоже звучат, дают о себе знать всем вокруг.

Найдите эпитеты к слову звон (заокольный и окольный, колокольный и колокольчиковый).

Работа с лексикой: Околица (от околъ «окружность, близость») — изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 

Т.е. звон и колоколов (окольный, в деревне) и лугов (заокольный, на природе) – вот она, Русь, во всей своей красе.

Работа с текстом, самостоятельный анализ концептосферы поэтического текста (выделение ключевых слов).

Письменное и устное представление результатов исследования текста.

Регулятивные: контроль, оценка, 

саморегуляция. 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, определение основной и второстепенной информации; анализ, построение логической цепи рассуждении. Коммуникативные: умение слушать и вступать в  диалог

5. Подведение итогов. Рефлексия.

(3 мин)

Обобщение. Устный опрос.

Помог ли вам поиск ключевых слов при анализе стихотворений Рубцова? Сделайте вывод о раскрытии темы родины в стихотворениях Рубцова посредством анализа концептов (концептосферы).

Какие чувства вызвали у вас стихотворения Рубцова?

Что, на ваш взгляд, показалось трудным? Что удалось? Достигнута ли цель занятия?


Высказывают свою точку зрения, аргументируют её



Аргументируют свое мнение.



Высказывают свое мнение, дают оценку.

Коммуникативные: владение речью, умение оценивать речевые действия партнера, коррекция речи.

Личностные: самоопределение, нравственно - эстетическое

оценивание. Коммуникативные: владение связной речью,

Регулятивные: оценка деятельности, осознание того, что получении и что необходимо сделать.

6. Домашнее задание.

(4 мин)

Творческое представление текста для последующего анализа учащимися.

Предлагаю вам дома самостоятельно проанализировать стихотворение Николая Рубцова «В горнице моей светло». (Слайд 8). Опирайтесь на ключевые слова. Вспомните изученные нами стихотворения «Детство», «Левитан», «Тихая моя родина», «Звезда полей». Убедитесь, что ключевые слова переходят из стихотворения в стихотворение. Зарисуйте лучи-ключевые слова вокруг главного концепта – «родина». Отметьте средства выразительности и сделайте вывод (какой представляется в этом стихотворении родина).

Многие стихи Рубцова положены на музыку, я предлагаю вам послушать стихотворение для домашнего анализа в исполнении современной певицы Пелагеи. На мой взгляд, с музыкой, оно обрело ещё большую задушевность.

Прослушивание стихотворения «В горнице моей светло», положенного на музыку, в исполнении Пелагеи (1,5 мин).

На этой, в прямом смысле, ноте наше занятие заканчивается. Я желаю вам дальнейших успехов в понимании русской поэзии и русской культуры. (Слайд 9)

Прослушивают музыкальную композицию. Записывают задание.

Познавательные: обработка информации, представление информации в продукте.





Приложение


Николай Михайлович Рубцов


Тихая моя родина

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.








Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.














В горнице моей светло


В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе...






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Тема родины в стихотворениях Н.М.Рубцова"

Автор: Завильская Ксения Геннадьевна

Дата: 03.09.2015

Номер свидетельства: 228418


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства