Цель урока: учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.
Задачи урока.
Предметные:
- продолжать знакомить детей с творчеством М.Ю. Лермонтова,
- формировать навыки выразительного чтения и умение интонацией передавать настроение.
Метапредметные:
- ставить учебные цели и задачи,
- планировать способы и пути достижения учебных целей,
- развивать воображение, творческое мышление, память, речь, обогащать словарный запас.
Личностные:
- воспитывать интерес и любовь к родному языку, к русской поэзии.
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Технологическая карта урока
1. Самоопределение к деятельности.Орг.момент.
Учитель. Приветствует учащихся; настраивает на работу.
Ученики. Проверяют готовность к уроку.
УУД: регулятивные, личностные, коммуникативные.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Разминка.
Учитель. Предлагает составить пословицы и объяснить их смысл.
Задание на формирование умений читательской деятельности
Ученики. Составляют пословицы и объясняют их смысл.
УУД. Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.
3. Постановка учебной задачи.
- Уберите одинаковые согласные буквы, чтобы узнать, что сегодня будем читать.
- Определите, с творчеством какого поэта продолжим знакомиться сегодня на уроке.
Ученики. Выполняют практические действия, исключая одинаковые согласные буквы и определяют, что будем читать на уроке.
Определяют тему и задачи урока.
УУД. Регулятивные, познавательные, коммуникативные
4. Подготовка к чтению стихотворения.
Речевая разминка.
Ученики. Читают стихотворение, проговаривая выделенные слова.
Отвечают на вопросы учителя.
УУД. Регулятивные, познавательные, коммуникативные.
5. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Демонстрирует картину А.Куинджи.
- Перед вами репродукция картины А.Куинджи
- Что вы видите на картине?
(гору, скалу)
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Словарная работа
- Что такое утёс?
(Утёс – это высокая скала (гора)
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Михаила Юрьевича Лермонтова «Утёс».
Учитель. Предлагает детям послушать стихотворение М.Ю.Лермонтова. Создает эмоциональный настрой. Подготавливает учащихся к выразительному чтению стихотворения. Знакомит с интерпретацией художественного текста.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Почему?
- Посмотрите на картину А.Куинджи. Совпадает ли настроение, которое вызывает это стихотворение с настроением, переданным в картине? Докажите.
Учитель. Предлагает ученикам прочитать стихотворение.
Жужжащее чтение стихотворения.
- Прочитайте стихотворение и выберите интонацию, с которой будете читать стихотворение.
Чтение стихотворения вслух.
(Читают 3-5 учеников)
Ученики. Рассматривают картину. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение.
Прослушивают стихотворение.
Отвечают на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения.
Читают стихотворение, стараясь передать настроение.
УУД: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные
6. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Формулирует проблемный вопрос:
- Почему поэт называет тучку «золотой»?
- Если представить, что тучка – живое существо, то как она себя ведёт?
Подтвердите строками из стихотворения.
Работа в парах.
- Найдите слова, которые описывают утёс.
- Как вы думаете, какие морщинки могут быть у утёса?
- Что означает «влажный след» в морщинках?
Ученики. Высказывают предположения, подтверждают строками из стихотворения.
УУД: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.
7. Реализация построенного проекта.
- Образный язык стихотворения помогает нам представить этот старый, изрезанный расщелинами утёс, лучи заходящего солнца, маленькую тучку, сверкающее голубое небо.
- Но разве только об этом стихотворение?
- Закройте первые две строки стихотворения в первом и во втором четверостишиях. Прочитайте, что получилось.
- О ком можно рассказать этими словами?
- О каких этапах в жизни людей мы узнаём из стихотворения?
( О молодости и старости)
- Согласны ли вы со мной, что мы с вами увидели, что слова, которыми поэт описал утёс и тучку, подходят и к людям? Докажите.
- Давайте подумаем над словом «пустыня». Может, всё это происходит в настоящей пустыне? (Нет, т.к. есть утёс)
- Почему же утёс чувствует себя как в пустыне?
Ученики. Рассуждают, высказывают предположения, анализируют.
Доказывают свою точку зрения.
УУД: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Как вы думаете, что могло происходить в жизни поэта, когда он писал это стихотворение? Какое чувство он испытывал?
- Кто в нашей жизни порой остаётся одиноким?
Одиночество – это самое страшное на земле. Пусть никто и никогда не испытает это чувство.
Продолжите высказывания:
На уроке я узнал.
Было интересно.
Я понял, что.
Теперь я могу.
Ученики. Высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт.
УУД: регулятивные, личностные, коммуникативные.