kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "М.Ю. Лермонтов. Утёс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока: учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.

Задачи урока.

Предметные:

- продолжать знакомить детей с творчеством М.Ю. Лермонтова,

- формировать навыки выразительного чтения и умение интонацией передавать настроение.

Метапредметные:

- ставить учебные цели и задачи,

 - планировать способы и пути достижения учебных целей,

- развивать воображение, творческое мышление, память, речь, обогащать  словарный запас.

Личностные:

- воспитывать интерес и любовь к родному языку, к русской поэзии.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Технологическая карта урока

1. Самоопределение к деятельности.Орг.момент.

Учитель. Приветствует учащихся; настраивает на работу.

Ученики. Проверяют готовность к уроку.

УУД: регулятивные, личностные, коммуникативные.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 Разминка.

Учитель. Предлагает составить пословицы и объяснить их смысл.

Задание на формирование умений читательской деятельности

Ученики. Составляют пословицы и объясняют их смысл.

УУД. Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.

3. Постановка учебной задачи.

- Уберите одинаковые согласные буквы, чтобы узнать, что сегодня будем читать.

- Определите, с творчеством какого поэта продолжим знакомиться сегодня на уроке.

Ученики. Выполняют практические действия, исключая одинаковые согласные буквы и определяют, что будем читать на уроке.

Определяют тему и задачи урока.

УУД. Регулятивные, познавательные, коммуникативные

4. Подготовка к чтению стихотворения.

Речевая разминка.

Ученики. Читают стихотворение, проговаривая выделенные слова.

Отвечают на вопросы учителя.

УУД. Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

5. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Демонстрирует картину А.Куинджи.

- Перед вами репродукция картины А.Куинджи

- Что вы видите на картине?

(гору, скалу)

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Словарная работа

- Что такое утёс?

(Утёс – это высокая скала (гора)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Михаила Юрьевича Лермонтова «Утёс».

Учитель. Предлагает детям послушать стихотворение М.Ю.Лермонтова. Создает эмоциональный настрой. Подготавливает учащихся к выразительному чтению стихотворения. Знакомит с интерпретацией художественного текста.

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Почему?

- Посмотрите на картину А.Куинджи. Совпадает ли настроение, которое вызывает это стихотворение с настроением, переданным в картине? Докажите.

Учитель. Предлагает ученикам прочитать стихотворение.

Жужжащее чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение и выберите интонацию, с которой будете читать стихотворение.

 Чтение стихотворения вслух.

(Читают 3-5 учеников)

Ученики. Рассматривают картину. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение.

Прослушивают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения.

Читают стихотворение, стараясь передать настроение.

УУД: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные

6. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Формулирует проблемный вопрос:

- Почему поэт называет тучку «золотой»?

- Если представить, что тучка – живое существо, то как она себя ведёт?

Подтвердите строками из стихотворения.

Работа в парах.

- Найдите слова, которые описывают утёс.

- Как вы думаете, какие морщинки могут быть у утёса?

- Что означает «влажный след» в морщинках?

Ученики. Высказывают предположения, подтверждают строками из стихотворения.

УУД: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.

7. Реализация построенного проекта.

- Образный язык стихотворения помогает нам представить этот старый, изрезанный расщелинами утёс, лучи заходящего солнца, маленькую тучку, сверкающее голубое небо.

- Но разве только об этом стихотворение?

- Закройте первые две строки стихотворения в первом и во втором четверостишиях. Прочитайте, что получилось.

- О ком можно рассказать этими словами?

- О каких этапах в жизни людей мы узнаём из стихотворения?

( О молодости и старости)

- Согласны ли вы со мной, что мы с вами увидели, что слова, которыми поэт описал утёс и тучку, подходят и к людям? Докажите.

- Давайте подумаем над словом «пустыня». Может, всё это происходит в настоящей пустыне? (Нет, т.к. есть утёс)

- Почему же утёс чувствует себя как в пустыне?

Ученики. Рассуждают, высказывают предположения, анализируют.

Доказывают свою точку зрения.

УУД: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.

8. Рефлексия учебной деятельности.

- Как вы думаете, что могло происходить в жизни поэта, когда он писал это стихотворение? Какое чувство он испытывал?

- Кто в нашей жизни порой остаётся одиноким?

Одиночество – это самое страшное на земле. Пусть никто и никогда не испытает это чувство.

Продолжите высказывания:

На уроке я узнал.

Было интересно.

Я понял, что.

Теперь я могу.

Ученики. Высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт.

УУД: регулятивные, личностные, коммуникативные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "М.Ю. Лермонтов. Утёс" »

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
М.Ю. Лермонтов "Утёс"


Цель урока: учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.

Задачи урока.

Предметные:

- продолжать знакомить детей с творчеством М.Ю. Лермонтова,

- формировать навыки выразительного чтения и умение интонацией передавать настроение.

Метапредметные:

- ставить учебные цели и задачи,
- планировать способы и пути достижения учебных целей,

- развивать воображение, творческое мышление, память, речь, обогащать словарный запас.


Личностные:

- воспитывать интерес и любовь к родному языку, к русской поэзии.


Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Технологическая карта урока


















Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности.

Орг.момент.

Приветствует учащихся; настраивает на работу

- Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Проверяют готовность к уроку

Регулятивные, личностные, коммуникативные

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Разминка.

Предлагает составить пословицы и объяснить их смысл.

Задание на формирование умений читательской деятельности


Составляют пословицы и объясняют их смысл.

Регулятивные,

познавательные, личностные, коммуникативные

3

Постановка учебной задачи.


1) -Уберите одинаковые согласные буквы, чтобы узнать, что сегодня будем читать.

С Н К П Р

Ф Т П И Ф

Р К Х Н И









- Определите, с творчеством какого поэта продолжим знакомиться сегодня на уроке.

Учитель читаем несколько фактов из биографии поэта.



"Биография М.Ю. Лермонтова"

+ презентация, подготовленная учителем

Выполняют практические действия, исключая одинаковые согласные буквы и определяют, что будем читать на уроке.

Определяют тему и задачи урока.






Регулятивные, познавательные, коммуникативные

4

Подготовка к чтению стихотворения. Речевая разминка.

Учитель предлагает прочитать стихотворение

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всё понятно.

- Прочитайте медленно, проговаривая каждое слово.

(Читают 3 – 5 учеников)

- О чём это четверостишие?

(Ответ: о том, как нужно правильно разговаривать)

- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые главные слова.

(Ответ: разговаривать, выговаривать, правильно и внятно, всё понятно)

- Прочитайте медленно, выделяя интонацией главные слова.

(читают 3-5 учеников) - Прочитайте быстрее.

- Как вы считаете, почему я взяла именно это четверостишие?



- Как нужно читать стихотворения?

Читают стихотворение, проговаривая выделенные слова.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

5

Выявление места и причины затруднения.




Демонстрирует картину А.Куинджи.

- Перед вами репродукция картины А.Куинджи

- Что вы видите на картине?

(гору, скалу)

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Словарная работа

- Что такое утёс?

(Утёс – это высокая скала (гора)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Михаила Юрьевича Лермонтова «Утёс».



Предлагает детям послушать стихотворение М.Ю.Лермонтова. Создает эмоциональный настрой. Подготавливает учащихся к выразительному чтению стихотворения. Знакомит с интерпретацией художественного

текста.



- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Почему?



- Посмотрите на картину А.Куинджи. Совпадает ли настроение, которое вызывает это стихотворение с настроением, переданным в картине? Докажите.



Предлагает ученикам прочитать стихотворение.

Жужжащее чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение и выберите интонацию, с которой будете читать стихотворение.



Чтение стихотворения вслух.

(Читают 3-5 учеников)










Рассматривают картину. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение.






Прослушивают стихотворение.






Отвечают на вопросы учителя. доказывают свою точку зрения.










Читают стихотворение, стараясь передать настроение.

Регулятивные,

познавательные, личностные, коммуникативные

6

Построение проекта выхода из затруднения.


Формулирует проблемный вопрос:

Почему поэт называет тучку «золотой»?

- Если представить, что тучка – живое существо, то как она себя ведёт?

Подтвердите строками из стихотворения.



Работа в парах.

- Найдите слова, которые описывают утёс.

- Как вы думаете, какие морщинки могут быть у утёса?

- Что означает

«влажный след» в морщинках?




Высказывают предположения, подтверждают строками из стихотворения.











Высказывают предположения.

Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.

7

Реализация построенного проекта.

- Образный язык стихотворения помогает нам представить этот старый, изрезанный расщелинами утёс, лучи заходящего солнца, маленькую тучку, сверкающее голубое небо.

- Но разве только об этом стихотворение?

- Закройте первые две строки стихотворения в первом и во втором четверостишиях. Прочитайте, что получилось.

- О ком можно рассказать этими словами?

- О каких этапах в жизни людей мы узнаём из стихотворения?

( О молодости и старости)

- Согласны ли вы со мной, что мы с вами увидели, что слова, которыми поэт описал утёс и тучку, подходят и к людям? Докажите.

- Давайте подумаем над словом «пустыня». Может, всё это происходит в настоящей пустыне? (Нет, т.к. есть утёс)

- Почему же утёс чувствует себя как в пустыне?



Рассуждают, высказывают предположения, анализируют.

Доказывают свою точку зрения.

Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.

8

Рефлексия учебной деятельности.

- Как вы думаете, что могло происходить в жизни поэта, когда он писал это стихотворение? Какое чувство он испытывал?

- Кто в нашей жизни порой остаётся одиноким?



Одиночество – это самое страшное на земле. Пусть никто и никогда не испытает это чувство.



Продолжите высказывания:

На уроке я узнал...

Было интересно...

Я понял, что...

Теперь я могу...

Высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт.

Регулятивные,

личностные, коммуникативные




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме "М.Ю. Лермонтов. Утёс"

Автор: Варюхина Галина Владимировна

Дата: 23.06.2015

Номер свидетельства: 221168


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства