В обучении, на сегодняшний день, технологическая карта урока рассматривается как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. В дидактическом (отдел педагогики, излагающий общие методы обучения) контексте она представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от цели до результата. В рамках недели открытых уроков по ФГОСу, мною был проведён урок по теме: Эвенкийская народная сказка «Умусликэн».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся + УУД |
Этап №1 Организационный | Приветствует учащихся (обращает внимание на морозное утро за окном, которое не должно повлиять на их хорошее настроение и тёплую атмосферу на уроке). | Личностные УУД: способность к мотивации в работе. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. |
Этап №2 Постановка учебно-практической задачи | Слово учителя. Ребятам, как в сказке, с помощью трёх подсказок надо будет определить тему урока. | Знакомство с поставленной учителем задачей. Личностные УУД: развитие самостоятельности и ответственности в работе. Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока. |
Этап №3 Реализация проблемной ситуации | 1) Презентация + видео (материал о жизни эвенкийского народа). 2) Автор произведения (беседа о наличии автора к произведению). 3) Отрывок из сказки (чтение отрывка из сказки «Умусликэн» с муз. сопровождением). Направляет и координирует учеников | Познавательные УУД: восприятие нового материала с выбором нужной информации. Класс внимательно слушает все подсказки учителя, догадавшиеся фиксируют в свою рабочую таблицу. |
Этап №4 Обсуждение проблемной ситуации | Учитель спрашивает о теме урока Анализирует работу учащихся, обсуждают совместно недочёты | Личностные УУД: осознание полноты или неполноты знаний по проблемной ситуации. Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Ученики формулируют ответ. Высказывают свое мнение по сформулированной ими теме урока (осознание собственной степени подготовленности к выполнению работы). Фиксируют все данные в рабочую таблицу. |
Этап №5 Постановка и реализация частных задач | Слово учителя (объяснение) Учащимся предстоит устная работа с текстом сказки «Умусликэн», которую они читали дома. Анализ эвенкийской народной сказки «Умусликэн»: Вопросы: 1 задача: Доказать, что данное произведение сказка… 2 задача: К какому виду относится данная сказка… 3 задача: Комментарий к заглавию сказки + характеристика главного героя. | Учащиеся слушают практическую задачу. Совместная работа с учителем (осознание собственной степени подготовленности к выполнению работы).
Работа с текстом сказки (примеры). Личностные УУД: проявление интереса к новому материалу, умение работать индивидуально и коллективно (выслушивать устные ответы). Познавательные УУД: работать с текстом сказки «Умусликэн», осуществление анализа, умение осуществлять поиск нужной информации; Коммуникативные УУД: работать индивидуально и коллективно, отвечая устно и выслушивая других учеников. |
Этап №6 Физминутка = Проверка Д/З | Объяснение: Запись пожелания эвенкийскому народу на рисунках (Д/З) + запечатать в конверт. Конверт подписать (связь с повседневной жизнью) | Оформление рисунков (пожелание). Каждый, выполнивший домашнее задание, кладёт свой рисунок в конверт. Желающий подписывает большой конверт, класс помогает. Личностные УУД: умение работать индивидуально и коллективно. |
Этап №7 Итог + Рефлексия | Вопросы учителя по уроку | Делают выводы, что нового они узнали о бактериях. Заполняют таблицу. Осуществляют взаимооценивание и самооценивание деятельности. Заполняют рабочую таблицу (оценка) Личностные УУД: формирование положительного отношения к учёбе; способность к взаимооценке и самооценке. Регулятивные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Этап №8 Инструктаж домашнего задания | Объяснение: По сложности (по выбору учащихся) 1. Прочитать эвенкийскую сказку «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай» (стр. 32 – 39) и сделать письменно анализ (материал сегодняшнего урока) 2. Письменная характеристика главного героя сказки «Умусликэн». 3. Отчитать любой эпизод сказки «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай» (стр. 32 – 39) , письменно прокомментировать свой выбор. | Учащиеся изучают домашнее задание. Сами оценивают свои возможности – выбирают. Личностные УУД: формирование способности к адекватному оцениванию своих знаний и способностей. |
Как видим, технологическая карта отражает деятельность учителя, деятельность учеников . Сама структура карты нацеливает учителя на осознанный подход к планированию процесса формирования образовательных результатов. В карте в целостном и наглядном виде представлен весь процесс деятельности и достаточно детально прописаны отдельные действия учителя и учеников в последовательности от цели к результату.