____________________________________________________________________________________________________________________
Предметные (ПР): познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя.
Этап урока | Результаты этапа | Цель этапа | Оценка результатов этапа | Действия педагога | Действия обучающегося |
1. Самоопределение к деятельности Орг. момент | Формальная готовность к уроку. самоконтроль, самооценка | Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке) | Оценка/самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть каждого из вас! Прозвенел звонок для вас. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбкою вздохнем, Наш урок начнем Определите свою готовность к уроку. | Показывают улыбку или огорчение; рисуют в тетради смайлик настроения. |
2. Актуализация знаний, мотивация | Воспроизведенные знания и способы действия. Осознание необходимости получения новых знаний | Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний Определение границ знания и незнания | Оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач. Оценка/самооценка умения выявлять и формулировать свои затруднения при решении практических задач в незнакомой ситуации. («Я затрудняюсь …») | Я вас приглашаю в нашу сказочную мастерскую. - Да, вы не ослышались. Скажите, а вы раньше бывали в мастерской? Что там делают? Так называется наш урок литературы по сказке-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок». Где мы поговорим о Цветке неизвестном, необычном, где вы будете мастерить и руками, и словами, и как сказочники создадите свой красивый сад для неизвестного цветка Платонова. Давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке? Что вы запомнили из прошлого урока? | Отвечают на вопрос учителя. Познакомились с жизнью и творчеством А.П. Платонова. Ответ учащихся. |
3. Постановка учебной задачи | Сформулированная и зафиксированная (вербально, с помощью схемы, модели…) учебная задача (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем). Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем). | Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель, результаты и критерии их оценки, учебную задачу, планировать (предполагать) действия по её решению (по достижению результатов), формулировать тему. | Проверка домашнего задания. Читается описание героев, учащимся необходимо определить чьё это описание («он рос один на пустыре; коровы и козы туда не ходили…» стр. 45; «она жила с подругами в пионер-ском лагере…» стр. 46; «они долго стояли вокруг цветка и любовались им, как героем» стр. 48). Можем мы сказать, какая тема урока? Поставьте цели урока. Что для этого нам нужно сделать? Поработать с толковым словарем. Поработать в группах. Поработать с текстом произведения. Работа с оценочным листом | Применяя ранее полученные знания, определяют, к какому герою подходит описание. "Неизвестный цветок" А.П. Платонова. Прекрасное вокруг нас Ответы учащихся. Совместное составление плана. В оценочном листе выставляют: + - справился; ? – были затруднения. |
4. Решение учебной задачи | Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности | Оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов | Жанр произведения, с которым мы познакомимся – сказка – быль. - Почему именно быль? Подберите однокоренные слова.. - «Неизвестный цветок» - литературная сказка. «Неизвестный цветок» был назван золотом поэзии сердца. Чтобы это произве-дение так зазвучало, надо верно прочитать его. Работа с оценочным листом Мы выполнили первый пункт плана? А теперь перейдем к этапу - «Исследовательский». Разделимся на 3 группы. 1гр. Художники – эпитеты. Исследуйте описание цветка и определите, что в описании цветка – от были, а что сказочное? 2 гр. Литературоведы. Исследуйте, какой же была жизнь неизвестного цветка на пустыре? 3 гр. Критики. Определить отношение рассказчика к цветку. Найдите в тексте: слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; слова-эпитеты, изображающие, в каких условиях живет цветок. Поработайте в оценочном листе с третьим пунктом: «исследовательский». | Ответы учащихся. Делают вывод о жанре произведения. В оценочном листе выставляют: + - справился; - не справился. Работа в группах, заполнение таблицы, работа с текстом произведения. Работа в оценочном листе |
5.Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике) | Умение действовать по алгоритму, правилу | Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму | Оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов | Итак, жанр произведения выбран не случайно: именно сказка учит своего читателя добру и состраданию чужому горю, не должно быть сирот на свете. Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким цветочком - тружеником. Его друзья - лучики солнца и ветер. Но вот в жизни цветка появляется еще один друг…
- Прослушайте начало сказки. ( музыка Шостаковича к к-му «Овод») - Какое чувство звучит в этих первых строках? - Что вы чувствуете в описании? - А теперь встаньте, Закройте глаза и мысленно окажитесь на пустыре, что вы видите? Как выглядит цветок? Рисуйте словесно. - Послушайте, что о себе говорит цветок. (худ. рассказ цветка о своей жизни) - А вот и сама Даша идет Встреча Даши и цветка. Итак, они встретились: Даша и маленький беззащитный цветок. -Я чувствую, как вы сопереживаете цветочку, у которого даже нет имени. Это неизвестный цветок. - ролевая игра – Давайте выберем имя цветку - А теперь обратимся к 4 абзацу и скажем, как же начал жить наш цветок? Каким он вырос? Как вы его себе представляете? - Почему Даша оказалась около пустыря? В каком она была настроении? - Почему? - Посмотрите, встретились два одиноких существа. Могут ли они помочь друг другу? - Давайте перечислим те человеческие чувства, которые помогают нам справляться с одиночеством и грустью. - Чего же и цветку, и человеку нужно, чтобы жить? - Итак, пионеры пришли и изменили жизнь пустыря - Почему именно детям автор доверяет изменить жизнь пустыря? Вот мы и дошли до урока этой сказки. В чём же он? - Но в конце сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь не зря? Почему? Прочитайте, какой цветок вырос на месте прежнего цветка. Мы выполнили 4 пункт плана? | Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы и записывают на творческих листах Словесное рисование учащимися задания. Инсценировка, просмотр сценки. Ответы учащихся. Работа в оценочном листе |
6 . Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов | Использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности с ранее в условиях решения задач и выполнения упражений | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов | Оценка/самооценка результатов решения учебно-практических задач, предполагающих применение «нового знания» (алгоритма, правила) в системе ранее усвоенных ЗУНов, а также при решении проблем и задач в реальных жизненных ситуациях | - Мы побывали с вами в замечательной сказке о трудолюбии, доброте, любви. А теперь давайте нарисуем свою сказку, превратим пустырь в сад! | Выполняют задание |
7. Итог занятий. Рефлексия деятельности д/з | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Оценка/самооценка результатов с позиций выявления их ценности для личностного роста обучающихся. | - Посмотрите на наш пустырь – он ожил и зацвёл. Мы с вами нарисовали сказку, проделали в своем сердце работу, которую проделал маленький цветок – подарили новую жизнь этому прекрасному миру. - Положите ручку на свое сердечко. Говорят, там душа человека. Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым. Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока? Достигли ли мы их? А какие действия и знания вам помогли достигнуть цели? Ребята, посмотрите в оценочные карты. У кого в карте пять + ? Какую отметку себе поставите? У кого четыре + ? Какую отметку вы себе поставите? … Кому было трудно на уроке? Запишите домашнее задание. | Ответы на вопросы, рефлексия. Оценивают себя |