Умение воспринимать информацию на слух, анализировать и выделять главное. Умение отвечать на поставленные вопросы. Умение отвечать на поставленные вопросы. | Слово учителя Трагедия «Борис Годунов» писалась А.С.Пушкиным во время ссылки в Михайловское (декабрь 1824 – ноябрь 1825). В ней, воссоздавая картины прошлого, поэт, говоря его собственными словами, хотел «воскресить минувший век во всей его истине». А удалось ли это поэту, и почему у него возник интерес к веку минувшему, мы сегодня и попытаемся выяснить, сопоставляя исторические факты с художественными. Самым приемлемым жанром для подобного изображения Пушкин считал трагедию. Именно в трагедии «можно показать зависимость судьбы человека от судьбы народа», решить вопрос о политических судьбах страны. Беседа: - Что такое драма в широком и узком понимании? - Какие драматические произведения вы читали? - В чём главное отличие драмы от трагедии? Работа с терминами (запись в тетрадь): Драма – Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собою произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене. Трагедия - вид драмы, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. Трактовка образов (реальных исторических лиц) у Пушкина идёт вслед за Карамзиным. Хотя ещё в 17 веке первый исследователь жизни Годунова Иван Тимофеев, автор «Временника», - признал, что не может уразумить, что преобладало в Борисе Годунове: добро или зло. Тот же вывод сделан и три столетия спустя академиком Платоновым в книге «Борис Годунов»: «До сих пор исторический материал, касающийся личной деятельности Бориса, настолько неясен, а политическая роль Б.Годунова настолько сложна, что нет возможности уверенно высказаться о мотивах и принципах его деятельности и дать безошибочную оценку его моральных качеств». А.С.Пушкин не является первооткрывателем данной темы в русской литературе, ещё в 18 веке была написана популярнейшая в то время трагедия «Димитрий Самозванец» (А.П.Сумароков). Но это был период классицизма в русской литературе. - Вспомните, что такое классицизм? Каковы его главнейщие черты в литературе? - Что же мы видим в драме А.С.Пушкина? Всё это позволяет обнаружить скрытые пружины исторических событий. То, что совершается во дворце, объясняется тем, что происходит в боярских хоромах, а последнее обусловлено тем, что творится на площади. В «Борисе Годунове», не имеющем центральной любовной интриги, обязательной для поэтики классицизма, огромное количество действующих лиц (около 60), представителей всех слоёв тогдашнего общества. - Кто же является главным героем пушкинской драмы? Почему нельзя сказать, что Годунов – главное действующее лицо трагедии? - Каким образом Пушкину удалось показать, что именно русский народ является главным героем? Докажите свою мысль, опираясь на текст произведения. Итак, трагедия Пушкина «Борис Годунов» является одной из первых реалистических трагедий в русской литературе. - Дайте определение РЕАЛИЗМУ. - Что значит «типические характеры» и «типические обстоятельства» применительно к конкретному произведению? | Значение слова Драма по Ефремовой: Драма - 1. Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собою произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене. 2. Один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с самим собой. // Произведение такого жанра, предназначенное для постановки на театральной сцене; пьеса. А.Островский «Гроза», «Бесприданница» и др. В отличие от трагедии, в драме отсутствует трагический исход. Драма изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького). КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Герой в трагедиях классицизма. Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени. (Сумароков, Фонвизин) Вместо одних суток действие охватывает период около 7 лет (1598-1604гг) . Отброшен принцип единства места: действие переходит из дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, их палат патриарха на поля сражений, даже переносится из одной страны в другую – из России в Польшу. Вопреки традициям здесь нет и главного действующего лица. Трагедия называется именем царя Бориса, но она не только не завершается его смертью, но и фигурирует он всего лишь в 6 сценах из 23. Вся пёстрая и многоликая Русь эпохи «многих мятежей» («смутного времени») проходит перед нами в живой и движущейся , полной событий панораме. Русь к .16 - н.17 вв. и является главным действующим лицом трагедии. Работа с текстом В основе реализма лежит познание социальных связей человека и общества, правдивое, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их многосторонней взаимообусловленности. Основной особенностью реализма является художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно отобразить закономерности общественного развития. Борис Годунов сочетает в себе и положительные, и отрицательные черты: он не только «цареубийца», через кровь Димитрия пришедший к власти, но и умный, мудрый правитель, и любящий отец (сцены с Фёдором и Ксенией. С таким же разнообразием, многосторонностью разработан образ его противника – Самозванца. |
Умение самостоятельно организовывать свою деятельность. | РАБОТА В ГРУППАХ (характеристика Годунова и Самозванца, Шуйского, Пимена) - Охарактеризуйте данных действующих героев по плану: Литературная характеристика состоит из следующих компонентов: Определение места героя среди других персонажей. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде). Наличие прототипов и автобиографических черт. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. Речевая характеристика. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни. - Народная трагедия Пушкина «Борис Годунов» является вместе с тем и трагедией народа. Только благодаря народной поддержке противникам Бориса удалось одолеть его, но самому народу легче от этого не стало. Последняя ремарка в трагедии: «Народ безмолвствует». Какое, по вашему мнению, вложено содержание в эти слова? Аргументируйте свою мысль. | Делятся на группы, работают над составлением характеристикой героев произведения. Явно «безмолвствие» это враждебное. Оно свидетельствует, что так будет не всегда. Ведь народ увидел, что и Димитрий Самозванец идёт «кровавым» путём к власти. В этом безмолвии народа – не только судьба Самозванца, в нём затаён грозный гул грядущих крестьянских восстаний и войн под предводительством Болотникова, Разина, Пугачёва |