kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературы по теме: «Борис Годунов» А.С.Пушкина как историческая драма. Новаторство и традиции в драме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается технологическая карта урока по теме: «Борис Годунов» А.С.Пушкина как историческая драма. Новаторство и традиции в драме. 

Тип урока: Комбинированный

Цель урока:

Предметные: рассмотреть основные проблемы трагедии и их освещение Пушкиным

Личностные: развивать интерес учащихся к истории России (через изучение произведений русской классической литературы); воспитывать чувства патриотизма и гуманности

Метапредметные: выявить связь литературы и истории

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы по теме: «Борис Годунов» А.С.Пушкина как историческая драма. Новаторство и традиции в драме »

Технологическая карта урока


Учебный предмет

Литература

Класс

10

Тема урока

«Борис Годунов» А.С.Пушкина как историческая драма. Новаторство и традиции в драме.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Предметные: рассмотреть основные проблемы трагедии и их освещение Пушкиным

Личностные: развивать интерес учащихся к истории России (через изучение произведений русской классической литературы); воспитывать чувства патриотизма и гуманности

Метапредметные: выявить связь литературы и истории


Основные термины

и понятия

Драма, трагедия, классицизм, реализм

Образовательные

ресурсы

Презентация, толковые словари, учебник по литературе (Лебедев Ю. В.), текст произведения, карточки с заданиями


Планируемые результаты

Предметные результаты

Умение анализировать текст, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею текста, характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; умение вести диалог; владение литературоведческой терминологией.


Личностные результаты

Формулирование собственного отношения к произведению, собственная интерпретация, совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации находить её, использовать в самостоятельной деятельности.










ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Формирование

конкретного образовательного результата

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды и формы организации деятельности учащихся

Этап 1. Организация урока – 1 минута


Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.


Доброе утро, ребята, присаживайтесь! Сегодня нам с вами предстоит очень серьезная и довольно сложная работа, мы раскроем новые таланты Пушкина как драматурга, для этого мы должны познакомиться с драмой А.С.Пушкина «Борис Годунов».

Эпиграф урока:

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,

чтобы оно объяснило нам настоящее

и намекнуло о нашем будущем.

В.Г.Белинский


«Борис Годунов» - поэтическое откровение народной эпохи.

Павел Анненков

Слушают и осмысливают.

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала и изучение нового материала - 20 мин.




Умение воспринимать информацию на слух, анализировать и выделять главное.












Умение отвечать на поставленные вопросы.
































































Умение отвечать на поставленные вопросы.

































































Слово учителя

Трагедия «Борис Годунов» писалась А.С.Пушкиным во время ссылки в Михайловское (декабрь 1824 – ноябрь 1825). В ней, воссоздавая картины прошлого, поэт, говоря его собственными словами, хотел «воскресить минувший век во всей его истине».

А удалось ли это поэту, и почему у него возник интерес к веку минувшему, мы сегодня и попытаемся выяснить, сопоставляя исторические факты с художественными.

Самым приемлемым жанром для подобного изображения Пушкин считал трагедию. Именно в трагедии «можно показать зависимость судьбы человека от судьбы народа», решить вопрос о политических судьбах страны.

Беседа:

- Что такое драма в широком и узком понимании?














- Какие драматические произведения вы читали?


- В чём главное отличие драмы от трагедии?




Работа с терминами (запись в тетрадь):

Драма – Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собою произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене.


Трагедия - вид драмы, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Трактовка образов (реальных исторических лиц) у Пушкина идёт вслед за Карамзиным. Хотя ещё в 17 веке первый исследователь жизни Годунова Иван Тимофеев, автор «Временника», - признал, что не может уразумить, что преобладало в Борисе Годунове: добро или зло. Тот же вывод сделан и три столетия спустя академиком Платоновым в книге «Борис Годунов»: «До сих пор исторический материал, касающийся личной деятельности Бориса, настолько неясен, а политическая роль Б.Годунова настолько сложна, что нет возможности уверенно высказаться о мотивах и принципах его деятельности и дать безошибочную оценку его моральных качеств».

А.С.Пушкин не является первооткрывателем данной темы в русской литературе, ещё в 18 веке была написана популярнейшая в то время трагедия «Димитрий Самозванец» (А.П.Сумароков). Но это был период классицизма в русской литературе.


- Вспомните, что такое классицизм? Каковы его главнейщие черты в литературе?












- Что же мы видим в драме А.С.Пушкина?








Всё это позволяет обнаружить скрытые пружины исторических событий. То, что совершается во дворце, объясняется тем, что происходит в боярских хоромах, а последнее обусловлено тем, что творится на площади.

В «Борисе Годунове», не имеющем центральной любовной интриги, обязательной для поэтики классицизма, огромное количество действующих лиц (около 60), представителей всех слоёв тогдашнего общества.

- Кто же является главным героем пушкинской драмы? Почему нельзя сказать, что Годунов – главное действующее лицо трагедии?














- Каким образом Пушкину удалось показать, что именно русский народ является главным героем? Докажите свою мысль, опираясь на текст произведения.


Итак, трагедия Пушкина «Борис Годунов» является одной из первых реалистических трагедий в русской литературе.


- Дайте определение РЕАЛИЗМУ.


- Что значит «типические характеры» и «типические обстоятельства» применительно к конкретному произведению?


































Значение слова Драма по Ефремовой:
Драма - 1. Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собою произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене.
2. Один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с самим собой. // Произведение такого жанра, предназначенное для постановки на театральной сцене; пьеса.


А.Островский «Гроза», «Бесприданница» и др.



В отличие от трагедии, в драме отсутствует трагический исход. Драма изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького).








































КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Герой в трагедиях классицизма. Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени. (Сумароков, Фонвизин)


Вместо одних суток действие охватывает период около 7 лет (1598-1604гг) . Отброшен принцип единства места: действие переходит из дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, их палат патриарха на поля сражений, даже переносится из одной страны в другую – из России в Польшу.










Вопреки традициям здесь нет и главного действующего лица. Трагедия называется именем царя Бориса, но она не только не завершается его смертью, но и фигурирует он всего лишь в 6 сценах из 23.

Вся пёстрая и многоликая Русь эпохи «многих мятежей» («смутного времени») проходит перед нами в живой и движущейся , полной событий панораме. Русь к .16 - н.17 вв. и является главным действующим лицом трагедии.





Работа с текстом







В основе реализма лежит познание социальных связей человека и общества, правдивое, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их многосторонней взаимообусловленности.

Основной особенностью реализма является художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно отобразить закономерности общественного развития.

Борис Годунов сочетает в себе и положительные, и отрицательные черты: он не только «цареубийца», через кровь Димитрия пришедший к власти, но и умный, мудрый правитель, и любящий отец (сцены с Фёдором и Ксенией.

С таким же разнообразием, многосторонностью разработан образ его противника – Самозванца.

Этап 3. – 17 минут

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.


РАБОТА В ГРУППАХ (характеристика Годунова и Самозванца, Шуйского, Пимена)


- Охарактеризуйте данных действующих героев по плану:

Литературная характеристика состоит из следующих компонентов:

  • Определение места героя среди других персонажей.

  • Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

  • Наличие прототипов и автобиографических черт.

  • Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

  • Речевая характеристика.

  • Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

  • Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

  • Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

  • Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

  • Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

- Народная трагедия Пушкина «Борис Годунов» является вместе с тем и трагедией народа. Только благодаря народной поддержке противникам Бориса удалось одолеть его, но самому народу легче от этого не стало. Последняя ремарка в трагедии: «Народ безмолвствует». Какое, по вашему мнению, вложено содержание в эти слова? Аргументируйте свою мысль.






Делятся на группы, работают над составлением характеристикой героев произведения.




























Явно «безмолвствие» это враждебное. Оно свидетельствует, что так будет не всегда. Ведь народ увидел, что и Димитрий Самозванец идёт «кровавым» путём к власти. В этом безмолвии народа – не только судьба Самозванца, в нём затаён грозный гул грядущих крестьянских восстаний и войн под предводительством Болотникова, Разина, Пугачёва

Этап 4. Подведение итогов. Рефлексия - 5 минуты

Умение высказывать свое мнение и аргументировать его.

Можно ли считать трагедию «Борис Годунов» историческим произведением, а основой реализма Пушкина – историзм? Свой ответ аргументируйте.


Можно ли назвать произведение Пушкина «поэтическим откровением одной народной эпохи»? Свой ответ аргументируйте.

Справедливо ли высказывание В.Г.Белинского (см. эпиграф) по отношению к трагедии «Борис Годунов»?


Какие высказывания показались вам интересными? Свой ответ аргументируйте.


Что запомнилось особенно? Ваши впечатления от урока?


Отвечают на вопросы

Этап 5. Задание на дом- 2 минут


Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.










1. Написать сочинение на тему:

а) Новаторство и традиции в трагедии «Борис Годунов» А.С.Пушкина

б) Народ и власть в трагедии «Борис Годунов» А.С.Пушкина

2. Закончить характеристику персонажей (те группы, которые не успели сделать это на уроке).


Выставление оценок за урок









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ефимкина Алёна Васильевна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144296


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства