kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературы по теме: А. П. Чехов. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Мальчики».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:

комбинированный

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) А. П. Чехова, дать начальное представление о юморе, планировать её, формировать умение читать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

2.Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, Обогащать словарный запас детей. Развивать мышление, внимание, речь учащихся

3.Формировать умение формулировать цели деятельности, ведение диалога.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы по теме: А. П. Чехов. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Мальчики». »

Технологическая карта урока


Учебный предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

А.П. Чехов жизнь и творчество писателя. Рассказ «Мальчики».


Тип урока

комбинированный

Цель урока

1.Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) А. П. Чехова, дать начальное представление о юморе, планировать её, формировать умение читать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

2.Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, Обогащать словарный запас детей. Развивать мышление, внимание, речь учащихся

3.Формировать умение формулировать цели деятельности, ведение диалога.



Основные термины

и понятия

Юмор, сатира

Образовательные

ресурсы

Презентация, толковый словарь, текст рассказа.


Планируемые результаты

Предметные результаты

Умение анализировать текст, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею текста, характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; умение вести диалог; владение литературоведческой терминологией.















Личностные результаты


Формулирование собственного отношения к произведению, собственная интерпретация, совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты


Умение самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации находить её, использовать в самостоятельной деятельности.













ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Формирование

конкретного образова-тельного результата

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды и формы организации деятельности учащихся

Этап 1. Организация урока – 2 мин.


Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.




Этап 2.



Умение самостоятельно организовывать свою деятельность, высказывать свое мнение, вести диалог.


Этап 3.



Умение воспринимать рассказ на слух, умение отвечать на вопросы по прослушанному тексту, умение использовать толковый словарь.

Умение понимать и формулировать тему, идею рассказа. Умение вести диалог, высказывать свое отношение.





































































































Умение высказывать собственное мнение.






Умение организовывать собственную деятельность.














































































  1. Постановка учебных задач.

- Ребята, сегодня нам предстоит сложная работа, требующая вашего внимания и осмысления. Нам предстоит познакомиться с великим писателем XIX века Антоном Павловичем Чеховым, а так же с его рассказом «Мальчики».


Подготовка к восприятию нового материала-4 мин.


  1. Беседа.

- Прежде чем познакомиться с творчеством А.П. Чехова, давайте с вами поговорим о детстве. Расскажите, какое оно у вас? О чем вы мечтаете? Чем вы любите заниматься?



Изучение нового материала-35 мин.



  1. Слово учителя.

- Очень интересные рассказы о жизни детей писал Антон Павлович Чехов. Поэтому сегодня я хочу познакомить вас с творчеством этого замечательного русского писателя. Антон Павлович Чехов - один из известнейших на весь мир писателей.  Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.  Отец Чехова разорился и переехал в Москву. Антон остался один в Таганроге. Он учился в гимназии и чтобы окончить обучение, зарабатывал на жизнь частными уроками. Как видите, в детстве и юношестве ему приходилось много работать. Его писательский талант проявился уже в гимназии. Важно сказать и о том, что Чехов был не только талантливым писателем, но и врачом.

Еще студентом Чехов начинает печатать маленькие рассказы в юмористических журналах. Чехов публиковал рассказы не под своим именем, у него было множество псевдонимов: Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Брат моего брата, Балдастов, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и др. Эти произведения приносят ему популярность. В 90 – е годы Чехов стал писателем с европейской известностью, то есть его произведения были известны не только в России, но и во многих Европейских странах.

В настоящее время имя Чехова является одним из самых популярных в мировой литературе, а пьесы великого драматурга идут на сценах всех континентов.

А.П.Чехов не писал специально для детей, но много писал о детях. Сегодня мы прочтем рассказ Чехова, который называется «Мальчики». Следует заметить , что в дальнейшем мы с вами будем читать другие рассказы, в которых так же появится образы детей и образ Родины, тогда мы сможем вами сравнить эти рассказы, а сейчас приступим к чтению рассказа «Мальчики» .



  1. Комментированное чтение.

Читать начинает учитель. Дети читают цепочкой, по ходу чтения идет словарная работа. Непонятные слова отображаются в презентации с картинками.

  1. Словарная работа.

Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком.

Башлык – суконный теплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.

Сюртук – длинный двубортный пиджак, обычно в талию.

Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.

Бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык.

Пампасы – южноамериканские степи.

Мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий.

Урядник – низкий чин уездной полиции.

Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.

  1. Беседа

Понравился ли вам рассказ?

- Как вы думаете, это грустный или веселый рассказ? Объясните свой ответ.

Как мы уже знаем, Антон Павлович писал юмористические рассказы, давайте теперь выясним что такое юмор. А теперь найдите определение «сатиры».Чем отличаются эти понятия? Найдите определение из толкового словаря.

-Как автор относится к мальчикам? Подтвердите свое мнение примерами из текста.

- В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьей? Чем эти встречи отличаются, чем они похожи?

- Как вы оцениваете поступок мальчиков?

- Правильно ли поступили родители в этой ситуации?

V. Работа с учебником.

-Ответьте на 2, 3 вопросы учебника.

(Случайно ли, что осуществление замысла мальчиков совпадает с кануном Рождества? В каких других литературных произведениях основные события разворачиваются в рождественские праздники?

Какие произведения, посвященные индейской теме вы читали? ).


Этап 4. Рефлексия-2 мин.

-Захотелось ли вам прочитать другие юмористические рассказы А.П. Чехова?

Выставление оценок за урок.


Этап 5. Задание на дом-2 мин.

Прочитать рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»




Слушают и осмысляют.









Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями с классом, ведут диалог.








Слушают, смотрят портреты писателя, его семьи на презентации.





























Слушают учителя, читают текст произведения по цепочке, работают со словарем, выясняют значения непонятных слов(смотрят на презентацию с картинками).









Внимательно слушают учителя, воспринимают текст на слух, выразительно читают текст рассказа. Выясняют смысл и значение непонятных слов.

























Отвечают на вопросы, работают с толковым словарём.

САТИ́РА ж. сочиненье насмешливое, осмеяние слабости и порока. Сатирическое сочиненье. Сати́рик такой писатель.


ЮМОР м. англ. веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев


Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.





Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, аргументируют его.


















Отвечают на вопрос



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ефимкина Алёна Васильевна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144306


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства