kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Саша Черный "Что ты тискаешь утенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения  в 3 классе соответствует программе УМК «Школа России» по теме: «  Саша черный. Что ты тискаешь утенка». В соответствии с темой урока, целью и задачами были определены формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

 При составлении технологической карты урока урока были учтены возрастные, психологические, индивидуальные особенности детей, их возможности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Саша Черный "Что ты тискаешь утенка"»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урока литературного чтения,

проведенного в 3 «А» классе

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Гулиной Натальей Андреевной




Учитель: Лавренцова Н.А.

Методист: Котенко А.А.

Подпись





Зерноград

2016



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема урока: Саша Черный. «Что ты тискаешь утёнка»

Класс: 3 «А»


Цель: познакомить учащихся с творчеством Саши Черного.


Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- осознавать познавательную задачу, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщение, выводы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе выразительного чтения стихотворения;

- доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей;

- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- осознание значимости чтения для личного развития;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение элементарными приемами анализа художественных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведения


Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник

Материалы для учителя: презентация, колонки, проектор, учебник.







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД (формируемые

на данном этапе урока)

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Наталья Андреевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Приветствуют учителя.

Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- На уроках литературного чтения вы знакомились с самыми разными произведениями русских писателей.

- Скажите, какие произведения вам понравились, остались в памяти?


- Ребята вспомните у какого героя над головой огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучив глаза и оскалив зубы, приятно улыбается?

- Правильно.

- А какой герой у Паустовского был постоянно растрепанный? Маленький такой, серенький.

- Правильно.

- А кто из героев был огромных размеров, но в гостях был очень аккуратен, и ничего не сломал.

- Верно, вы вспомнили.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомится с авторами и их произведениями.

- Авторы учебника предлагают нам удивительно интересный раздел, и называется он «Поэтическая тетрадь».

- А какие бывают тетради?

- А кто же мог писать в поэтической тетради?

- А кто такие поэты?

- А что же такое стихи?


- Ребята, а что же такое поэтическая тетрадь?


- Что же предлагает нам поэтическая тетрадь? Откроем учебник, давайте прочитаем.

- Мы познакомимся ……. .

Верно, это прекрасные поэты.

Мы научимся …… . Чему?



- Мы будем учиться …… Прочитай пожалуйста.



- Вот такая интересная работа предстоит нам на уроках литературного чтения.





- «Растрепанный воробей», «Слон».


- У Евсейки.



- Воробей



- Слон






- Толстые, тонкие, цветные, большие, маленькие.

- Дети, поэты.

- Это те, кто сочиняют стихи.

- Это рифмованные предложения.

- Тетрадь где поэты писали свои стихи.



- Со стихотворениями Саши. Черного, Александра Блока, Сергея Есенина.

- Находить в стихотворение яркие, образные слова и выражения.


- Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему, самостоятельно придумывать стихотворные тексты.


Метапредметные: осознавать познавательную задачу, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщение, выводы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе выразительного чтения стихотворения;


3. Этап выявления места и причины затруднения

- Но, прежде чем обратиться к стихам, мы проведем с вами речевую разминку. А для чего?

- Поскольку мы говорили о животных, о наших добрых браться по планете, мы и в речевую разминку попробуем включить вот такого симпатичного героя. (слайд)

- Вы знаете что это за птица?

- Ребята, это тот самый папа перепел.

- Вы догадываетесь как будут звать маму?

- А детей?

- А где они живут?

- Они живут в небольшом местечке, которое называется перелесок. Перелесок – это небольшой лесочек. Эта очень пугливая птичка.


- Для того, чтобы правильно, быстро и бегло читать.




……….???


- Перепелка

- Перепелята

…..?????

Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей;


4. Этап построения проекта выхода из затруднения

- Итак, начнём.

Перепел перепелку и перепелят

Прятал в перелеске от ребят.

- Интересная скороговорка?

- А теперь прочитаем ее с веселой интонацией

- 1 ряд прочитайте с сердитой интонацией, 2 ряд с грустной интонацией, 3 ряд очень быстрой интонацией, и еще раз все вместе с радостной интонацией.

- Как вы думаете ребята, почему перепел перепелят прятал от ребят?

- Конечно, он думал, что они могут навредить перепелятам.




- Да

- Дети читают




- Он боялся что их поймают

Метапредметные: читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.


5. Этап реализации построенного проекта
























Физминутка


- Мы не случайно заговорили о перепеле, о том страхе который появился у папы. Вот и Саша Черный рассказал нам историю маленького беззащитного существа, свидетелем которого он стал.

- Но кто такой Саша Черный? Вам известно имя русского поэта?

- Перед вами портрет Саши Черного. (слайд)

Саша Черный – это псевдоним. Настоящая фамилия Александр Михайлович Клигберг. Он родился давно, около ста лет назад, в 1880 году, в Одессе. Ему довилось жить в трудные времена: революция, война, но он очень любил писать стихи. Как и многие поэты он был своеобразен: больше любил слушать чем говорить, и когда в душе накапливались мысли, чувства о жизни он рассказывал в стихах. В те времена не все поэты были образованными, но Саша Черный в то время получил очень хорошее образование. Он был человеком замкнутым, гордым, беспокойным, и лишь в присутствии детей его не знавшее улыбки лицо светлело, а в черных печальных глазах зажигалась радость. Однажды, возвращаясь домой от соседа, он услышал крик «Пожар!» и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов после сильного сердечного приступа скончался. Все что он наблюдал в жизни, он отражал в своих стихах. Вот и сегодня автор учебника предлагает нам познакомиться с его стихотворением.

Вглядитесь в портрет поэта. Каким вам представляется поэт? Обратите внимание на высокий лоб, внимательный взгляд, лицо серьезное, но мягкое. Он как будто смотрит на нас и очень хочет, чтобы мы поняли почему он написал это стихотворение и чем о поделился с маленькими читателями, но об этом поговорим после физминутки.

- Повторяем движение.






- Нет.























Повторяют движение вместе с учителем.

Предметные: осознание значимости чтения для личного развития;

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- А теперь вернемся к стихотворению.

- Откройте учебник на стр. 46. Перед вами стихотворение. Обратите внимание, есть ли название у стихотворения?

А как же нам познакомиться с ним?

Это стихотворение было написано более 100 лет назад и поэтому в нем встречаются слова не всегда понятные нашим современникам. Уточним их значение. Прочитаем их. (слайд)

- Какие из этих слов вам знакомы?

- Какое удивительное слово «тискать». Что оно значит?

- Покажите, как это, тискать?

- А как вы понимаете словосочетание «рвется прочь», «брыкаться», а ну ка покажите мне как вы умеете брыкаться, только потихонечку, «снести», «притиснешь», а какое слово «капут», оно стоит самым последним. Как вы понимаете значение этого слова.

- Это слово пришло к нам из немецкого языка.

Читаю стихотворение, (после прочтенья сделать шаг в сторону).

- Вам понравилось стихотворение? И мне оно очень нравится.

Анализ стихотворения

- О ком это стихотворение?

- Правильно, это все герои, но к кому же обращен вопрос в первой строке стихотворения?

- Первое четверостишье начинается с вопроса, так бывает не всегда. Что же волнует автора?

- Какие слова передают беспокойство?

- А как в поведение утёнка автор показал его страх?

- Ну ка, покажите движение утенка.


- Хорошо, вы прям как артисты показали его поведение.

-Человеку всегда бывает понятнее, когда одно сравнивают с другим. Какое же сравнение представляет нам автор во втором четверостишье?

- Толстый бегемот? А бегемоты бывают худыми? - - А вы знаете сколько весит бегемот? 3 тонны, это всех нас поставить на весы, но он все равно перевесит, вы представляете какой он огромный? (слайд)Как же играл этот толстый бегемот с мальчиком?


Что было бы самое неприятное попавшему к бегемоту в лапы?

Представляете, вот такой язычище шершавый тебя лижет.

Он бы спрашивал бы тебя, можно взять тебя или нет??

- Как вы думаете, есть ли общее между содержанием 1 и 3 четверостишья? (смотрите утенок рвется, а мальчик брыкается).

- А что еще похоже в 1 и 3 куплете?

-Вспомним, многоточие ставится, когда автор просит нас задуматься, и да ребята, это повод поразмышлять.

А почему в 4 строке 3-го четверостишья есть вопросительный знак?

- А что же дальше?

- Обратите внимание какой глагол использует автор в нвчале четвертого четверостишья?

-А этот глагол с каким значение?

- Зачем?

А зачем купаться?

-Каждый ли человек мог бы не ругая, не грозя, так обратиться к мальчику?

- И автор ставит точку, а потом как будто бы подумавши дописывает еще 2 строчки.

Прочитаем их.

- Лапы мальчика, почему лапы, а почему не руки? Мы можем заменить лапы на руки? Прочитаем.

- Почему автор оставил лапы?




- Вот мы и дошли до последней строчки стихотворения. И наступил момент, который очень приятен автору.

- А какой момент приятен автору?

Конечно же когда читают его стих.

Подумаем с какой интонацией нужно читать его?

- Где ! с чувством, на , остановка, а ---- пауза побольше, ………. Пауза.

-И собственно слово капут , как вы думаете с какой интонацией автор произносил слово.

Прошу 2-3 человека прочитать стихотворение, затем благодарю

-Спасибо, мне понравилось как ты прочитал(а) стихотворение», «я услышала интонацию автора», «у тебя так хорошо получилось». Как по- твоему автор относится к героям стихотворения?

- Он боится бегемота?

- Что помогло вам понять стихотворение и представить героев. Посмотрите внимательно на страницу.

- Конечно рисунки.

- Удалось ли художнику передать поведение и настроение мальчика, а посмотрите какой бегемот, большая голова, туловище маленькое, оно просто не поместилось на странице.

- Спасибо, я думаю поэту бы понравилось каким уважением и чувством вы читали его стихотворение.

- А теперь после прочтения, каким вам кажется поэт?

- Мы узнаем автора по портрету, но еще мы его узнаем по его произведениям.

- Как вы думаете, зачем он написал это стихотворение?




- Нет.

- Прочитать его.






Ответы детей.




Ответы детей.








- О мальчике, о утенке, слоне.

- К мальчику.



- Он малыш, а ты большой.


- Он задрал головенку


Показывают движение утенка.




Читают 2 четверостишье.





Читают 3 четверостишье.


- Он бы языком стал лизать.



- Нет, не спрашивал бы.



Ответы детей.

- Есть знак многоточие



- Потому что бы мальчик как и утенок кричал и брыкался.




- Приказа, повеления.

- Пусть идет купаться.

- Так он же утенок.

Ответы детей.







- Потому что как и для бегемота ребенок в лапы попал, так и утенок чувствует себя в руках мальчика, в чужих больших лапах.




- Когда читают его стихи.




- Со страхом, ужасом.







- Нет.





- Удалось.




Ответы детей.




Ответы детей.

Личностные: умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Метапредметные: читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение элементарными приемами анализа художественных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведения

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

- У меня появилась мысль и я попрошу подумать вас над нею со своим соседом по парте.


Слушают учителя.


8. Этап включения в систему знаний и повторения

- Посовещайтесь, подумайте, чтобы утенок рассказ прибежав домой, если бы вырвался из рук мальчика?

- Ух какой растрёпанный мальчик. Мальчик на рисунке соответствует стихотворению

- А вот чтобы бегемот рассказал?

- О чем бы могло рассказать слово капут?

Ответы детей.

Метапредметные:

доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей;


9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Итак ребята, мы прожили целый час литературной жизни.

- На этом мы прощаемся с нашими героями и будет правильно выучить дома наизусть стихотворение и рассказать его в классе, выразительно, выразительно. Это ваше домашнее задание.

- Скажите, а какой был для вас этот час?

- Вам понравилось ваше участие в уроке?

- сегодня на уроке вы были очень активны. Хочу похвалить ………., молодцы, за урок вы получаете 5.




Слушаю домашнее задание.




Ответы детей.

Личностные: воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гулина Наталья Андреевна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 288251


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства