kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока. Литература. 5 класс. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Принцип построения сюжета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке: мы говорим о принципах построения сказочного сюжета на примере сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой  задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме,  либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Литература. 5 класс. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Принцип построения сюжета. »

Технологическая карта урока

Предмет: Литература

Класс: 5

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Принцип построения сюжета.


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока



На данном уроке: мы говорим о принципах построения сказочного сюжета на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1.Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.




2. Работа с текстом во время чтения.


3. Работа с текстом после чтения.









































































- Скажите, вы любите сказки?

- А что вы считаете в сказках главным?

Формулируем тему урока: как строится сказка





- Читаем текст на стр. 159-160, отвечаем на вопросы:



- Чем отличается сказка и фантастика?

- Имеет ли сказка свои законы?

- Как вы думаете, какие приёмы, характерные для сказки, существуют?

- Давайте перечислим сказки, которые мы помним (перечисляем, записываем).

- Давайте определим, какие из этих сказок народные, какие – литературные.

- Пишем определение литературной сказки и народной сказки (работа в парах, один пишет народную, другой – литературную, потом – взаимная проверка).

-Давайте вспомним, из каких частей состоит сказка (зачин, основная часть, концовка)

Отличительные особенности литературной сказки (сложный сюжет, отсутствие фольклорных приёмов, сложные предложения, определённый автор)

Отличительные особенности фольклорной сказки (анонимность, много вариантов одного сюжета, приёмы, повторяющиеся эпизоды, заданное построение – от «жили-были» до «и я там был, мёд-пиво пил».


Информация для учителя:

Слово «сказка» в письменных источниках появилось в XVII веке (вероятно, от слова «казать»). Ранее использовалось слово «баснь» (от «баять» - говорить), до того – кощуна («коштуна» - аналог древнегреческого слова «миф»)

Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни. И сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.

Миф связан с ритуалом. Сказка выделилась и начала опираться на сюжет.

Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику.

1.Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;

«И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»,

«Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал.

2. Общие эпизоды:

Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами:

вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.;

описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;

перемещение героя на «ковре-самолёте»;

Общефольклорные эпитеты «красна девица», «добрый молодец».

Три условия фольклорной сказки: устность, коллективность, анонимность.

В сказке чудеса нечто само собой разумеющееся, без них нет сказ-

ки, но слушатели знают, что всё это выдумка. Фантастика как вид

литературного творчества не имеет «установки на вымысел», напротив, всё фантастическое преподносится нам как реальное, служит вспомогательным средством для передачи авторской идеи («элементы чудесного являются вспомогательными»).


В основе части сказок лежат записи А.С. Пушкина, в которых он излагает сюжеты народных сказок, услышанных им от

Арины Родионовны. «Сказка о мёртвой царевне...» основана на седьмой и последней из этих записей:

«Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой – убирает его.

Двенадцать братьев приезжают. «Ах, – говорят, – тут был кто-то –

али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной

али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра...» Сии

братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они

оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровью нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят они сном богатырским. Первый раз 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель... и проч.

Мачеха её приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на

цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та

надев умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми

цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп... и проч.»

Составляем сюжетную схему сказки

Читаем сказку Пушкина, соотносим части сказки с записанной сюжетной линией.

Делаем вывод: из каких частей строится сказка?

III. Итог урока.

Сказка строится из зачина, введения, основной части, заключения, концовки. Внутри основной части – кульминация.


IV. Домашнее задание

В качестве домашнего задания учащиеся письменно отвечают на вопрос: какой момент сказки можно назвать кульминационным?


Литература

За основу урока взяты материалы с сайта издательства «Баллас»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Деревянко Галина Александровна

Дата: 27.07.2015

Номер свидетельства: 223687


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства