Учащиеся строят предположения и делают вывод: эпиграфа недостаточно для точного ответа. Определяют связь между словами на карточках: сказка кот Леший дорожки царевна волк Возможны разные варианты: сказка о царевне, волк на дорожке, Леший у кота, сказка про кота, волк и царевна и т.д.
- В эпиграфе поэт говорит о произведении, в котором будет описано много материалов из прошлого - В поэме «Руслан и Людмила» | - Достаточно ли эпиграфа к уроку, чтобы понять, какова его тема? (Р) - Для того чтобы понять, как связан эпиграф с темой нашего урока, обратимся к карточкам на ваших столах. Слова, написанные на них, служат разгадкой к определению темы нашего урока. (Р) - Найдите в парах найти связь между словами. Ответить можно в виде словосочетания. (К) - Работа в парах завершена. Поблагодарите друг друга за работу! (К)
- Как связан эпиграф со словами, данными вам? (Р) - В каком произведении А.С.Пушкина повествуется о Лешем, царевне, коте?(Р) |
Составьте вопросы на основе сообщений одноклассников. -выступления детей о истории создания поэмы «Руслан и Людмила», Лешем, дубе, Бабе Яге, Кащее Карточка № 1. № | Вопрос | Ответ | Оценка (+) | 1 | | | | 2 | | | | 3 | | | | 4 | | | |
III .Прослушивание выразительного чтения отрывка в электронном приложении.
-Серый волк, царевна, Баба Яга, кот ученый, Леший, русалка, избушка на курьих ножках, 30 морских витязей и их дядька, царь Кощей -…
-Чудеса, которые там происходят
IV. Словарная работа. -Соедините линией слова и их определения. Карточка № 2. Слово | Значение | Оценка (+) | Лукоморье Поэма
витязь пленяет
видение | крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала излучина морского берега призрак, привидение воин, богатырь берет в плен | |
Учащиеся сверяют ответы с эталоном на доске и оценивают свою работу.
V. Выразительное чтение части пролога от начал до слов «…налево – сказку говорит». - читает 1 хорошо читающий ученик
VI. Беседа с учащимися по тексту стихотворения. -мимоходом – - пленять -тужит - дядька - дол
-Как известно, А.И.Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», ставшее для А.С.Пушкина источником творческого вдохновения и некоторых исторических фактов. Киевские князья постоянно вели войны с лукоморскими половцами. «Слово о полку Игореве» и русские летописные своды конкретно указывают имена ханов и местность, где в 11-12 веках кочевали половцы, то есть Лукоморьем названа территория Северного Приазовья. Таким образом, излучин между нижним течением Днепра и Азовским морем и была историческим лукоморьем, воспетым Пушкиным. -эпитеты: неведомых дорожках,невиданных зверей, из вод ясных
VII. Выразительное чтение части пролога от слов «Там чудеса…» до слов «Там русский дух…там Русью пахнет!».
VIII. Работа со статьей учебника -чтение статьи «Рифма» Рифма – созвучные окончания стихотворных строк. 1 2 3 4 IX. Работа с иллюстрациями. -Обучающиеся рассказывают об иллюстрациях Н.А. Рамазанова , Г.Г.Гагарина, К.В.Изенберга, Р.Л.Белоусова, И.Н.Крамской, В.М.Васнецова, И.Я.Бибилина -Обсуждение иллюстраций.
X. Рефлексия. (Р) Учащиеся называют цели, которых достигли.
|
Работа по таблице. Выступления учащихся. - Для того чтобы достигнуть целей урока, нам необходимо больше узнать об истории создания произведения. Ваши одноклассники подготовили сообщения на эти темы. Но здесь вам необходимо не просто слушать, но и самим выступить в роли учителя, составив по одному вопросу к каждому выступлению одноклассников. (П, Р)
- Молодцы! Теперь обменяйтесь карточками со своим другом по парте. Устно ответив на вопросы, запишите ответы в третью колонку. (П, К) - Снова обменяйтесь карточками. Оцените ответы друг друга, поставив плюсы в четвертой колонке. Поблагодарите друг друга за работу! (Р, К) II.Физкультминутка.
III .Прослушивание выразительного чтения отрывка в электронном приложении. - «Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями и бытовыми фрагментами. Сюжет поэмы – сказочный, в нем все дышит молодостью и здоровьем. «Руслан и Людмила»-это поэма, в которую тесным образом вплетены сказочные мотивы. «У Лукоморья дуб зеленый…» - вступление к поэме «Руслан и Людмила». -Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке? Запишите в рабочую тетрадь (задание №1). -Назовите сказки, в которых действуют эти персонажи, запишите ответ в рабочую тетрадь(задание№2). -Что вам запомнилось более всего в этих сказках?
IV. Словарная работа. (П,Р) -Какие слова из пролога вам были не совсем понятны? -Соотнесите слова из левого столбика и значение из правого.
- Проверьте себя. Внимание на доску. Оцените свою работу, поставив плюс, если ответ является верным.(Р)
V. Выразительное чтение части пролога от начала до слов «…налево – сказку говорит». VI. Беседа с учащимися по тексту стихотворения.(П,Р) -Объясните значение слов: мимоходом, пленять, тужит, дядька, дол запишите их значения в рабочие тетради (задание №3). -Какой картиной начинается пролог? Как вы ее себе представляете? -Что послужило поэту источником для названия местности «лукоморьем» в прологе к «Руслану и Людмиле»? -Коротко запишите ответ в рабочую тетрадь (задание №4) -Выпишите эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. В каких произведениях встречаются такие эпитеты? -Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень. -Укажите чередование гласных и согласных звуков: злато, позолота, позлащенный, золотить, золотой; брег, побережье, прибрежный. -Используя словарь синонимов, продолжите синонимические ряды: А)…кот ученый все ходит…; идет на право; леший бродит; ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой; б)…песнь заводит; сказку говорит; сказку эту поведаю теперь я свету… -Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Какой становится нарисованная поэтом картина? VII. Выразительное чтение части пролога от слов «Там чудеса…» до слов «Там русский дух…там Русью пахнет!». VIII. Работа со статьей учебника -Запишите в тетрадь определение термина «рифма» -Найдите рифмы во вступлении к «Руслану и Людмиле». -с.138 вопрос 2: внимательно прочитайте отрывок из знакомого вам стихотворения «Зимний вечер». Найдите рифмующиеся строки. IX. Работа с иллюстрациями. -Ваши одноклассники подготовили материал по иллюстрациям к прологу «Руслан и Людмила», приглашаем вас на заочную экскурсию - Обратите внимание на доску. Используя новые слова, определите, что или кого изображает каждая иллюстрация. (П,Р) -сравните картины… и ….. Как художники нарисовали данный эпизод? В чем сходство? В чем различие?
X. Рефлексия. (Р) - Вернитесь к целям урока. Каких целей урока вы достигли? Я узнал (а)… Я научился(ась)… Я могу рассказать другу о … |