kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по уроку литературы в 5 классе А.С.Пушкин "Руслан и Людмила"(по программе Г.С. Меркина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по программе Г.С.Меркина. Тема : А.С.Пушкин "Руслан и Людмила"( отрывок). 

Планируемые результаты:

Предметные:

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

- понимание ключевых проблем произведение русской литературы XIX века;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и современного их звучания;

- умение анализировать литературное произведение;

- создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные:

- целеполагание и планирование своей деятельности; 

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов;

-умение находить информацию, анализировать,  использовать ее в самостоятельной деятельности

- умение строить речевые высказывания

Личностные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание чувства любви к Отечеству;

- воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа;

- использование для познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по уроку литературы в 5 классе А.С.Пушкин "Руслан и Людмила"(по программе Г.С. Меркина) »

Приложение № 1.

Хабибуллина Ирина Николаевна


Технологическая карта по уроку литературы в 5 классе по программе Г.С. Меркина



Тема: А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»(отрывок)

Тип: урок «открытия» новых знаний

Задачи:

  • - сформировать у учащихся умения реализовывать способы действия, помогающие анализировать поэтический текст

  • - способствовать развитию навыков выразительного чтения, речевых умений;

  • - способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать  информацию и делать выводы;

  • - содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;

  • - совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

- понимание ключевых проблем произведение русской литературы XIX века;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и современного их звучания;

- умение анализировать литературное произведение;

- создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные:

- целеполагание и планирование своей деятельности;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов;

-умение находить информацию, анализировать, использовать ее в самостоятельной деятельности

- умение строить речевые высказывания

Личностные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание чувства любви к Отечеству;

- воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа;

- использование для познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.).


Межпредметные связи: история, ИЗО, культуроведение





Ресурсы урока:

Информационно-методические:

  1. учебник литературы под редакцией Г.С.Меркина, методическое пособие, рабочая тетрадь к учебнику под редакцией Ф.Е.Соловьёвой

  2. портрет автора,

  3. аудиохрестоматия по литературе 5 класса.

  4. карточки со словами, таблица (раздаточный материал),

Материально-технические:

  1. компьютер,

  2. мультимедийный проектор,

  3. мультимедийная презентация.



Предварительное задание к уроку: 5 учащихся готовят сообщения на темы:

  1. Леший

  2. Кащей

3. История создания поэмы «Руслан и Людмила»

4.Дуб

5. Баба Яга









Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Мотивация познавательной деятельности

Приветствуют учителя и слушают эпиграф.



Формулируют интерпретацию

высказывания А.С.Пушкина:

-

Приветствует учеников и читает эпиграф к уроку:

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.

А.С.Пушкин

- Как вы понимаете смысл высказывания А.С.Пушкина? (Л)

Актуализация познавательной деятельности

Учащиеся строят предположения и делают вывод: эпиграфа недостаточно для точного ответа.

Определяют связь между словами на карточках:

сказка кот Леший дорожки царевна волк

Возможны разные варианты: сказка о царевне, волк на дорожке, Леший у кота, сказка про кота, волк и царевна и т.д.







- В эпиграфе поэт говорит о произведении, в котором будет описано много материалов из прошлого

- В поэме «Руслан и Людмила»

- Достаточно ли эпиграфа к уроку, чтобы понять, какова его тема? (Р)

- Для того чтобы понять, как связан эпиграф с темой нашего урока, обратимся к карточкам на ваших столах. Слова, написанные на них, служат разгадкой к определению темы нашего урока. (Р)

- Найдите в парах найти связь между словами. Ответить можно в виде словосочетания. (К)

- Работа в парах завершена. Поблагодарите друг друга за работу! (К)



- Как связан эпиграф со словами, данными вам? (Р)

- В каком произведении А.С.Пушкина повествуется о Лешем, царевне, коте?(Р)

Определение темы и постановка целей урока

-Изучение отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Учащиеся формулируют цели урока:

- узнать об истории создания поэмы,

- уметь определять тему и идею произведения,

- развивать навыки анализа произведения.


- Сформулируйте тему урока. (Р)

- Исходя из эпиграфа и темы урока, определите цели, поставленные сегодня на уроке. Можно начать со слов:

- узнать…

- уметь…

- развивать… (Р)




Организация познавательной деятельности



  1. Составьте вопросы на основе сообщений одноклассников.

-выступления детей о истории создания поэмы «Руслан и Людмила», Лешем, дубе, Бабе Яге, Кащее

Карточка № 1.

Вопрос

Ответ

Оценка (+)

1




2




3




4














III .Прослушивание выразительного чтения отрывка в электронном приложении.











-Серый волк, царевна, Баба Яга, кот ученый, Леший, русалка, избушка на курьих ножках, 30 морских витязей и их дядька, царь Кощей

-…



-Чудеса, которые там происходят



IV. Словарная работа.

-Соедините линией слова и их определения.

Карточка № 2.

Слово

Значение

Оценка (+)

Лукоморье

Поэма





витязь

пленяет



видение

крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала

излучина морского берега

призрак, привидение

воин, богатырь

берет в плен




Учащиеся сверяют ответы с эталоном на доске и оценивают свою работу.



V. Выразительное чтение части пролога от начал до слов «…налево – сказку говорит».

- читает 1 хорошо читающий ученик



VI. Беседа с учащимися по тексту стихотворения.

-мимоходом –

- пленять

-тужит

- дядька

- дол



-Как известно, А.И.Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», ставшее для А.С.Пушкина источником творческого вдохновения и некоторых исторических фактов. Киевские князья постоянно вели войны с лукоморскими половцами. «Слово о полку Игореве» и русские летописные своды конкретно указывают имена ханов и местность, где в 11-12 веках кочевали половцы, то есть Лукоморьем названа территория Северного Приазовья. Таким образом, излучин между нижним течением Днепра и Азовским морем и была историческим лукоморьем, воспетым Пушкиным.

-эпитеты: неведомых дорожках,невиданных зверей, из вод ясных















VII. Выразительное чтение части пролога от слов «Там чудеса…» до слов «Там русский дух…там Русью пахнет!».



VIII. Работа со статьей учебника


-чтение статьи «Рифма»

Рифма – созвучные окончания стихотворных строк.

1

2

3

4

IX. Работа с иллюстрациями.

-Обучающиеся рассказывают об иллюстрациях Н.А. Рамазанова , Г.Г.Гагарина, К.В.Изенберга, Р.Л.Белоусова, И.Н.Крамской, В.М.Васнецова, И.Я.Бибилина

-Обсуждение иллюстраций.



X. Рефлексия. (Р)

Учащиеся называют цели, которых достигли.





  1. Работа по таблице. Выступления учащихся.

- Для того чтобы достигнуть целей урока, нам необходимо больше узнать об истории создания произведения. Ваши одноклассники подготовили сообщения на эти темы. Но здесь вам необходимо не просто слушать, но и самим выступить в роли учителя, составив по одному вопросу к каждому выступлению одноклассников. (П, Р)





- Молодцы! Теперь обменяйтесь карточками со своим другом по парте. Устно ответив на вопросы, запишите ответы в третью колонку. (П, К)

- Снова обменяйтесь карточками. Оцените ответы друг друга, поставив плюсы в четвертой колонке. Поблагодарите друг друга за работу! (Р, К)

II.Физкультминутка.



III .Прослушивание выразительного чтения отрывка в электронном приложении.

- «Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями и бытовыми фрагментами. Сюжет поэмы – сказочный, в нем все дышит молодостью и здоровьем. «Руслан и Людмила»-это поэма, в которую тесным образом вплетены сказочные мотивы. «У Лукоморья дуб зеленый…» - вступление к поэме «Руслан и Людмила».

-Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке? Запишите в рабочую тетрадь (задание №1).

-Назовите сказки, в которых действуют эти персонажи, запишите ответ в рабочую тетрадь(задание№2).

-Что вам запомнилось более всего в этих сказках?



IV. Словарная работа. (П,Р)

-Какие слова из пролога вам были не совсем понятны?

-Соотнесите слова из левого столбика и значение из правого.





























- Проверьте себя. Внимание на доску. Оцените свою работу, поставив плюс, если ответ является верным.(Р)





V. Выразительное чтение части пролога от начала до слов «…налево – сказку говорит».





VI. Беседа с учащимися по тексту стихотворения.(П,Р)

-Объясните значение слов: мимоходом, пленять, тужит, дядька, дол запишите их значения в рабочие тетради (задание №3).







-Какой картиной начинается пролог? Как вы ее себе представляете?



-Что послужило поэту источником для названия местности «лукоморьем» в прологе к «Руслану и Людмиле»?

-Коротко запишите ответ в рабочую тетрадь (задание №4)









-Выпишите эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. В каких произведениях встречаются такие эпитеты?

-Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень.

-Укажите чередование гласных и согласных звуков: злато, позолота, позлащенный, золотить, золотой; брег, побережье, прибрежный.

-Используя словарь синонимов, продолжите синонимические ряды:

А)…кот ученый все ходит…; идет на право; леший бродит; ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой;

б)…песнь заводит; сказку говорит; сказку эту поведаю теперь я свету…

-Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Какой становится нарисованная поэтом картина?


VII. Выразительное чтение части пролога от слов «Там чудеса…» до слов «Там русский дух…там Русью пахнет!».




VIII. Работа со статьей учебника


-Запишите в тетрадь определение термина «рифма»

-Найдите рифмы во вступлении к «Руслану и Людмиле».

-с.138 вопрос 2: внимательно прочитайте отрывок из знакомого вам стихотворения «Зимний вечер». Найдите рифмующиеся строки.



IX. Работа с иллюстрациями.

-Ваши одноклассники подготовили материал по иллюстрациям к прологу «Руслан и Людмила», приглашаем вас на заочную экскурсию

- Обратите внимание на доску. Используя новые слова, определите, что или кого изображает каждая иллюстрация. (П,Р)

-сравните картины… и ….. Как художники нарисовали данный эпизод? В чем сходство? В чем различие?



X. Рефлексия. (Р)

- Вернитесь к целям урока. Каких целей урока вы достигли?

Я узнал (а)…

Я научился(ась)…

Я могу рассказать другу о …

Подведение итогов

-Автор восхищается историей своей страны

-Картины пролога проникнуты чувством единства русского духа, воплощенного в сказках

-Автор проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и делая нестрашными все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой.

- Как относится автор к изображаемому?

- Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

- Какой смысл приобретают финальные строчки пролога?(Р, Л)

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

  2. Подготовить выставку репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога»

  3. Лексическая работа: объясните значения слов: версты, родной, долгий.

Дополнительные индивидуальные задания: подготовить сообщение о романсе А.А. Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога»







Сообщения учащихся

  1. Леший –хозяин леса, лесной дух, лешак, лесовик, дедушка-лесовой – в мифологии восточных славян хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц. Представления о Лешем сильно развиты у русских (особенно на Русском Севере). Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим – плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.



  1. Кащей – в восточнославянской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, часто представляется скаредным и скупым.

3. История создания поэмы «Руслан и Людмила» - поэма написана в 1818-1820, после выхода из Лицея, Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы, едва ли текст. Ведя после выхода из Лицея в Петербурге жизнь «самую рассеянную», Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней. Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам»Неистового Роланда». Непостредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории госмударства российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех троих соперников Руслана (Рагдай, Ратмир и Фарлаф).

4.Дуб – История утверждает, что именно в Гурзуфе находится тот самый дуб, который вдохновил Пушкина на эти строки во время его пребывания здесь в 1820 году. На право владения "пушкинским дубом" претендовали и некоторые другие места (Одесса, Симферополь, Кавказ), но ни в одном из них нет "лукоморья" - морского залива с впадающей в него рекой. Только в Гурзуфе речка Авунда, впадая в Чёрное море, образует подобие лука со стрелой - лукоморье. Дабы спасти дуб от излишнего внимания поклонников Пушкина, он никак не обозначен и ничем не выделяется от других деревьев гурзуфского парка.

5. Баба Яга - персонаж славянской мифологии и фольклора(особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса, в избушке на курьих ножках (или подпёртой блинами), окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). В сказке «Иван-царевич и Марья Моревна» живёт Яга Ягишна (баба Яга, костяная нога) «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой», где владеет табуном славных кобылиц.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хабибуллина Ирина Николаевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198658


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства