kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Тернистый путь к славе Крылова И. А."

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФВИЫДЛтПИДЫЛТВАДЛЫАПвтПИОЧТЯЧАТОЫВАТЧОВТАТИОТВОЯТАОТ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Тернистый путь к славе Крылова И. А."»

Литературная гостиная


Учитель русского языка и литературы: Крыкпаева Р.К.

«Коррекционная школа-интернат №1» УО ВКО.

г. Алтай

Восточно-Казахстанская область



Тернистый путь к славе.

(13 февраля 2019 года исполнилось 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова)


Цель: расширение знаний обучающихся о творчестве И.А. Крылова, речевое развитие,

формирование интереса к художественному слову.

Задачи:

Образовательные: познакомить с биографией И.А.Крылова; обобщить и систематизировать

знания учеников о творчестве писателя.

Развивающие: развитие художественно-речевых исполнительских навыков при чтении к

жанру басен; выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им

возможности для самовыражения.

Воспитательные: воспитывать интерес к читательской деятельности через классную и

внеклассную работу, через библиотеку; воспитывать положительные черты

характера, дружелюбие, товарищество, сотрудничество.

Оформление: портрет автора, презентация, выставка книг «…Его басни переживут века….»


Ход мероприятия


Ведущий 1:

Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы отпраздновать юбилей великого русского баснописца писателя, которого вы все знаете с ранних лет – это Иван Андреевич Крылов.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

М. В. Исаковский.

Действительно, кто не знает басен Ивана Андреевича Крылова? Их учили ваши прадеды и деды, а теперь и вы, обратившись к басням, постигаете житейскую мудрость.

Басни Крылова помнят наизусть, любят в народе. Фразы из них вошли в нашу речь, стали в ней пословицами, поговорками, которые и мы с вами зачастую употребляем: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», «Слона-то я и не приметил», «А ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест» и др.

Вот уже больше 100 лет дети читают басни Ивана Крылова. Читают и любят их.

И вы ребята знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком.

Творчество Ивана Андреевича Крылова постоянно живо и драгоценно для нас.

Чтец 1:

Мужик на лето в огород

Наняв Осла, приставил

Ворон и воробьев гонять нахальный род.

Осёл был самых честных правил:

Ни с хищностью, ни с кражей незнаком,

Не поживился он хозяйским ни листком

И птицам, грех сказать, чтобы давал потачку;

Но Мужику барыш был с огорода плох.

Осёл, гоняя птиц, со всех ослиных ног,

По всем грядам и вдоль и поперек

Такую поднял скачку,

Что в огороде все примял и притоптал.

Увидя тут, что труд его пропал,

Крестьянин на спине ослиной

Убыток выместил дубиной.

«И ништо! – все кричат,- скотине поделом!

С его ль умом за это дело браться?!

А я скажу, не с тем, чтоб за Осла вступаться;

Он, точно, виноват (с ним сделан и расчет),

Но, кажется, не прав и тот,

Кто поручил Ослу стеречь свой огород.

Ведущий 2: ученик класса.

В первой половине XIX века одним из самых читаемых писателей в России был Иван Андреевич Крылов. Басни его расходились десятками тысяч экземпляров – тиражи по тому времени неслыханные. Басни Ивана Крылова являются самым значительным достижением русской литературы. В них сочетаются суровая, правда с глубокой мыслью и живописностью языка. Краткие и меткие крыловские изречения давно перешли в пословицы и поговорки, стали народным достоянием еще при жизни баснописца. Издание каждой новой книги басен становилось событием в культурной жизни страны.

Чтец 2:

Орёл пожаловал Кукушку в Соловьи.

Кукушка, в новом чине,

Усевшись важно на осине,

Таланты в музыке свои

Высказывать пустилась;

Глядит – все прочь летят,

Одни смеются ей, а те ее бранят.

Моя Кукушка огорчилась,

И с жалобой на птиц к Орлу спешит она.

«Помилуй! – говорит, - по твоему веленью

Я Соловьем в лесу здесь названа;

А моему смеяться смеют пенью!»-

«Мой друг! – Орел в ответ,- я царь, но я не бог.

Нельзя мне от беды твоей тебя избавить.

Кукушку Соловьем честить я мог заставить;

Но сделать Соловьем Кукушки я не мог».

Ведущий 1:

Крылов был необыкновенной личностью. Даже те современники, кто не разделял общего восхищения его баснями, отдавали должное обширному уму и оригинальному острословию великого баснописца. Нет другого значительного русского писателя, который, прожив долгую жизнь, умудрился бы столь же мало рассказать о себе окружающим. Он не оставил ни записок, ни одной автобиографической строчки. В течение последних пятидесяти лет своей жизни он вообще не писал в прозе ничего, что позволило бы судить о фактах личной жизни, настроениях, житейских и литературных воззрениях. И при этом И.Крылов всячески уклонялся от помощи своим биографам.

Ведущий 2:

Самые ранние детские воспоминания Крылова связаны с оренбургским краем, где его отец служил помощником коменданта Яицкой крепости. В эти тревожные дни в осажденном Оренбурге жил со своей матерью, Марией Алексеевной, маленький Крылов. Мальчику было пять лет. Он еще мало видел на своем коротком веку, и ярчайшими впечатлениями его раннего детства остались огонь пожаров и ночной набат.

В 1775 году Крыловы переехали в Тверь, и отец будущего писателя перешел из военной службы в гражданскую. Отца Крылова Андрея Прохоровича назначают председателем Тверского губернского магистра. Отец писателя был добросердечным, честным и скромным. Он много читал. Тогда не было общественных библиотек, существовали только частные, но ими владели вельможи или образованные аристократы, - и к их сокровищам Андрей Прохорович не мог иметь доступа. Поэтому отказывая себе во многом, он каждый месяц откладывал деньги на приобретение книжек. Стоили они по тем временам очень дорого. Но покупая книги, отец писателя был самым счастливым человеком. Для бедного офицера покупка была настоящим праздником. Драгоценные книги хранились под замком, в кованном походном сундучке. Мария Алексеевна вначале не разделяла его любви к книгам. Однако Андрей Прохорович в свободные часы читал ей занятные интересные истории о дальних краях и незнакомых людях, стихи, приключения, сказки. Так Мария Алексеевна пристрастилась к книге и с помощью мужа научилась читать. Выросшая в небогатой мещанской семье, она знала цену каждой копейке и умела создать уют, готовить вкусный обед, угостить товарищей мужа.

Ведущий 1:

Путь Ивана Крылова к народной славе был непрост.

2 февраля 1769 года в семье Крыловых родился сын. И назвали его Иваном.

Средь нужды, нищеты и горя,

Как средь бунтующего моря,

Я взрос от самых юных дней-

И днесь от бедства не избавлен,

Как лист иссохший, я оставлен

Среди ярящихся огней.

Мария Алексеевна пристрастила своего первенца к учению. Осилив грамоту, мальчик был вознагражден сверх всякого ожидания. Ему открылся новый мир – мир отцовских книг с удивительными героями и приключениями. Но самое большое впечатление производили на маленького Ивана Крылова стихи. Поэзия казалась ему удивительным и чудесным искусством. Пользуясь домашней свободой, мальчик с жадным любопытством бродил по площадям и улицам города, любуясь красивыми зданиями, знакомясь с новыми интересными людьми. Особенно нравились ему шумные народные зрелища: качели и балаганы на ярмарках, кулачные бои, яркие базары, крикливые перебранки городских прачек на Волге. Здесь он слышал меткие шутки, острые словечки, анекдоты о градоначальниках, чиновниках-взяточниках, бездельниках-дворянах и хитрых мужиках.

Три Мужика зашли в деревню ночевать.

Здесь, в Питере, они извозом промышляли;

Поработали, погуляли и путь теперь домой на родину держали.

А так как Мужичок не любит тощий спать,

То ужинать себе спросили гости наши.

В деревне, что за разносол: поставили пустых им чашку щей на стол,

Да хлеба подали, да, что осталось, каши.

Не то был в Питере,- да не о том уж речь;

Все лучше, чем голодным лечь.

Вот Мужички перекрестились и к чаше приютились.

Как тут один, посметливей из них, увидя, что всего немного для троих,

Смекнул, как делом тем поправить

(где силой взять нельзя, там надо полукавить).

«Ребята, - говорит вы знаете Фому, ведь в нынешний набор забреют лоб ему».-

«Какой набор?» - «Да так. Есть слух – война с Китаем.

Наш Батюшка велел взять дань с Китайцев чаем».

Тут двое принялись судить и рассуждать

(Они же грамоте, к несчастью, знали: Газеты и, подчас, реляции читали),

Как быть войне, кому повелевать. Пустилися мои ребята в разговоры,

Пошли догадки, толки, споры; а наш того, лукавец, и хотел:

Пока они судили, да рядили, да войска разводили,

Он ни гугу – и щи, и кашу, все приел.

Иному, до чего нет дела, О том толкует он охотнее всего,

Что будет с Индией, когда и от чего, так ясно для него;

А поглядишь – у самого деревня между глаз сгорела.

Ведущий 2:

Однажды Андрей Прохорович был приглашен к знатному тверскому помещику Львову. Вместе с отцом отправился и юный Иван Крылов. У Львовых были гости. Хозяин рассчитывал, что бывший капитан развлечет общество интересными рассказами о Пугачеве, об осаде городка. Ведь он знал все это не по слухам, а сам был участником обороны. Но расчеты не оправдались. Андрей Прохорович смущался, рассказывал скучно, буднично. В глазах гостей Львова он был типичным неудачником. Сын совсем не походил на отца. Не по годам начитанный, живой, смышленый мальчуган удивил гостей блестящей памятью и чтением итальянских стихов. Дети Львова, узнав о его способности «разговаривать на голоса» и представлять в лицах смешные истории, упросили его показать свое искусство, а когда услышали, что он умеет играть на скрипке, то тут же притащили инструмент и заставили сыграть несколько пьесок. Взрослые шумно аплодировали юному артисту. Они уже благосклонно поглядывали на отца: нелегко в наше время дать ребенку такое воспитание. Андрей Прохорович растерянно улыбался, разводил руками. Он сам не ожидал от сына такого проворства. Львов предложил ему, чтобы мальчик занимался вместе с его детьми у него дома.

Ведущий 1:

Так началось учение маленького Ивана Крылова. Вначале мальчик с жаром осваивал заданные уроки, удивляя учителей своим рвением. Особенно любил Иван Крылов арифметику. Он решал задачи, не очень над ними задумываясь. Геометрия привлекла его своей стройностью и ясностью – с ней он был уже знаком благодаря книжкам из заветного отцовского сундучка. Крылов с удовольствием рассматривал непонятные математические формулы и убеждал себя, что сможет их осилить, как осиливал любую книжку. Только французский язык давался ему с трудом. Он готов был даже отказаться от него, но тут вмешалась Мария Алексеевна. Она помогала сыну, как могла, внимательно выслушивала его переводы с французского. Француз – гувернер ставил маленького Крылова в пример своим воспитанникам. Интерес к маленькому Крылову в барской семье быстро угас. Его способности уже не радовали, а раздражали сверстников. Богатые и знатные указывали ему настоящее его место.

Ведущий 2:

По обычаям того времени восьмилетнего сына Андрея Прохоровича определили помощником канцелярии в Калязинский уездный суд, а затем в Тверской магистрат, где служил его отец. Поначалу мальчик лишь числился на службе, но вскоре ему пришлось и в самом деле являться в присутствие и переписывать бумаги. Много лет спустя Крылов, рассказывая об этом, сознавался, что был нерадивым чиновником. День и ночь занимался чтением, он часто пренебрегал службой ради книг. Семейные же заботы, а с ними и расходы увеличились, когда родился второй сын, Левушка. Едва Левушке исполнился год, как умер отец, когда Ивану Крылову не исполнилось еще и десяти лет. Андрей Прохорович оставил в наследство сыну сундук с книгами. По тем временам в чиновничьей среде даже небольшая библиотека была редкостью.

В 13 лет будущий писатель уже понимал, что самое опасное для человека – это покорность судьбе. Люди любят мечтать, но не умеют желать как следует, и потому отступают перед первыми, же трудностями. В раннем детстве Крылов был упрямым. В юности упрямство сменилось упорством и настойчивостью. Впоследствии это качество – умение добиваться своей цели – стало одной из основных черт его характера.

С желанием на свет мы рождены.

На что же ум и чувства нам даны?

Уметь желать – вот счастья совершенство!

Препятство злом напрасно мы зовем;

Цена вещей для нас лишь только в нем:

Препятством в нас желанье возрастает;

Препятством вещь сильней для нас блистает.

Ведущий 1:

Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что злой и грубый начальник – не раз бил его. Умный и наблюдательный от природы мальчик начинал постепенно понимать, где, правда. Он присматривался к тому, что делали, о чем говорили его сослуживцы, видел, как они обманывали людей, как всегда богатый оставался правым, а бедняк оказывался виноватым. Службу и своего начальника Крылов все больше ненавидел и всегда с нетерпением ждал конца занятий.

Здесь Крылов прослужил три года. Оставаться в Твери он больше не хотел и уговорил мать уехать в Петербург, где надеялся еще поучиться, познакомится с писателями, увидеть настоящий большой театр.

Зимой 1782 г. Крылов с матерью и братом переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. Платили очень мало, жить было трудно, чем в Твери, но Крылов нашел в Петербурге то, о чем мечтал: образованных людей, книги, возможность учиться, театр, которым он особенно увлекался.

Как зачарованный ходил Крылов по улицам Петербурга, по набережной Невы, был на Сенатской площади, у памятника Петру I, видел Эрмитаж, новый, только что построенный Большой театр. С чувством особенной радости входил он первый раз в театр. Казалось, втайне он уже был связан с ним – у него была готова комическая опера в стихах «Кофейница», и в глубине души тлела надежда увидеть ее когда-нибудь здесь на сцене.

Ведущий 2:

Пьеса не была напечатана, но неудача не смутила Крылова – он был настойчив, умел работать терпеливо, упорно. Он продолжал писать пьесы для театра, писал стихи, переводил – он хорошо знал французский и итальянский языки. Его пьесы проходили в театре, актерам и зрителям нравились пьесы, но не нравились театральному начальству. Вернее, не нравился их автор – мелкий чиновник, который не умел молчать, когда его оскорбляли, был остро насмешлив, не выносил барского к себе отношения.

Крылов понимал, что работать в театре ему не дадут и надо приниматься за что-то другое. Он задумал издавать журнал. Но журнал пришелся не по вкусу начальству. На издателя, который сам был и автором статей в журнале, стали смотреть подозрительно. Не прошло и года, как журнал был закрыт.

Ведущий 1:

Время было очень тревожное. Повсюду вспыхивали крестьянские восстания. Оставаться в Петербурге становилось опасным, и он решил уехать.

Из жизни Крылова ушел лучший друг, «первая радость, первое счастье моей жизни» это его мать.

Для Крылова начались годы странствий, он жил в Москве, в Нижнем Новгороде, в Тамбове, В Саратовской губернии, на Украине, жил в городах, в помещичьих усадьбах. Узнал много новых мест, новых людей, увидел, как и чем живут все эти люди вдали от столицы.

Шли месяцы, годы. Крылов продолжал трудиться: писал стихи, пьесы, переводил басни. Однажды решил показать свои переводы известному баснописцу Ивану Дмитриеву. Дмитриев пришел в восторг от басен, он понял, что в этом призвание Крылова.

И в журналах одна за другой стали появляться его басни: «Ворона и Лисица», «Лягушка и Вол», «Волк и ягненок».

Через несколько лет, в 1809 году вышла и первая книга басен Крылова. В ней было 23 басни. Крылову в это время было 40 лет. Жизнь проходила в трудах. Легкие и простые басни писались нелегко и не просто. Свои басни Крылов переделывал, переписывал множество раз, работал упорно, долго, подыскивая нужные слова, радуясь, когда строка, над которой он бился иногда целые месяцы, начинала звучать просто, как живая речь. Никто и не подозревал, как много труда вкладывал он в каждую свою басню.

И зимой и летом, несмотря ни на какую погоду, рано утром ходил купаться в канале у Летнего сада. Большой, сильный, он никогда не болел. Много ходил пешком, и ему нравилось, как в ранней юности, бродить по рынкам и торговым рядам, вмешиваться в разговоры людей, запоминать интересные слова, выражения. Вечерами любил посидеть в гостях, слушать споры, разговоры, а сам все больше молчал. Он часто бывал в театре, не пропускал ни одного концерта, ходил на заседания литературных обществ.


Ведущий 2:

И. Крылов был не только талантливым писателем, но и прекрасно играл на скрипке, хорошо рисовал. В нем особенно явственно чувствовалась богатырская природа русского человека, его трезвый и ясный ум. Дедушка Крылов – так ласково и уважительно называли его современники. По характеру это был скромный и добродушный человек. В любых обстоятельствах он вел себя свободно, естественно и оставался самим собой. Будучи полным и неуклюжим от природы, он сам подшучивал над своей неповоротливостью. В светских салонах вел себя по-домашнему: мог вздремнуть после обеда по старинному русскому обычаю.

Слава Крылова росла. Басни его переводили на многие европейские языки.

«Ни один литератор не пользуется такой славой, как ты: твоих басен вышло более десяти изданий», - сказал как-то Крылову один из его друзей.

«Что же тут удивительного? – отвечает Крылов.- Мои басни читают дети, а это такой народ, который истребляет все, что ни попадется в руки. Поэтому моих басен много и выходит».

Дети всегда читали, и будут читать басни Крылова. Так же как взрослым, эти басни помогают им узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться со своими недостатками.

Разве нет и среди наших ребят таких беспечных лентяев, как Стрекоза в басне «Стрекоза и Муравей», таких ребят, которые никак не могут понять, что такое дружная работа, и которым нам хочется напомнить басню «Лебедь, Щука и Рак»….

Ведущий 1:

Он любил Петербург, город Петра, недавно построенный на месте болот и лесов. Ему нравились широкие, прямые проспекты, просторные площади, яркая зелень Летнего сада ранней весной, Нева, закованная в гранитные берега.

Не раз заходили Пушкин, Жуковский и многие друзья и знакомые – писатели, актеры, художники – В Петербургскую Публичную библиотеку, где с 1812 года и почти до самой смерти работал Крылов библиотекарем.

9 ноября 1844 года Иван Андреевич Крылов умер.

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его,-

так сказал в стихотворении, обращенный к Крылову, поэт Михаил Васильевич Исаковский в тот день, когда народ отмечал сто лет со дня смерти великого, мудрого баснописца.

В годы радости и в часы тревоги, в раздумье и в гневе Крылов всегда, а с нами – он помогает нам жить, смеяться, бороться и побеждать.


Ведущий 2:

Басни Крылова – это наше детство, наше отрочество, наша зрелость; образы этих басен, мораль их отдельные выражения вошли в нашу культуру, влились в язык и мышление нашего народа. Сегодня вновь встретившись с баснями Ивана Крылова, мы прикоснулись к неиссякаемому источнику народной мудрости. Его басни переживут века!


Из каких басен эти строки! (Литературная игра во время мероприятия)


  1. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица»)

  2. Хоть я и гнусь, но не ломаюсь. («Дуб и Трость»)

  3. Попался, как ворона в суп! («Ворона и Курица»)

  4. А Ларчик просто открывался. («Ларчик»)

  5. У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок»)

  6. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. («Волк и Ягненок»)

  7. Ты всё пела? Это дело:

Так, поди же, попляши! («Стрекоза и Муравей»)

  1. Избави бог и нас от этаких судей. («Осел и Соловей»)

  2. Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона! («Слон и Моська»)

  3. Трудишься много ты, да пользы в этом нет. («Обезьяна»)

  4. А Васька слушает да ест. («Кот и Повар»)

  5. Да наши предки Рим спасли! («Гуси»)

  6. Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его. («Орел и Крот»)

  7. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь! («Квартет»)

  8. Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам; Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»)

  9. Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем. («Скворец»)

  10. Услужливый дурак опаснее врага. («Пустынник и Медведь»)

  11. Таланты истины за критику не злятся. («Цветы»)

  12. Слона-то я и не приметил. («Любопытный»)

  13. Сильнее кошки зверя нет. («Мышь и Крыса»)

  14. Вперед чужой беде не смейся, Голубок. («Чиж и Голубь»)

  15. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна»)

  16. И Щуку бросили – в реку! («Щука»)

  17. Сам себя вини: что ты посеял, то и жни. («Волк и Кот»)

  18. Не попусту в народе говорится:

Не плюй в колодезь, пригодится

Воды напиться. («Лев и Мышь»)

26.За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку. («Кукушка и Петух»)

  1. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое. («Лев и Человек»)

  2. Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! («Кошка и Соловей»)

  3. Хоть видит око, да зуб неймет. («Лисица и Виноград»)

  4. Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку. («Две Бочки»)

  5. А мне чего робеть? И я его лягнул: пускай ослиные копыты знает! («Лисица и Осёл»)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Тернистый путь к славе Крылова И. А."

Автор: Крыкпаева Руслана Коксегеновна

Дата: 05.02.2020

Номер свидетельства: 538526


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства