Тема зависти в трагедии А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери”(9 класс)
Тема зависти в трагедии А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери”(9 класс)
Урок современный, глубокий, аналитический, основан на деятельностном подходе к обучению. Может быть использован при подготовке к ОГЭ - написании сочинения-ассуждения 9.3
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема зависти в трагедии А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери”(9 класс)»
Тема зависти в трагедии А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери”(9 класс)
- познакомить с трагедией, с двумя типами мировосприятия, олицетворенными в персонажах пьесы;
- совершенствовать навыки анализа драматического произведения и сравнительной характеристики героев, выразительного чтения фрагмента произведения;
- воспитывать нравственное отношение к человеку и его таланту, к произведениям искусства;
- развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
- продемонстрировать возможность использования материала для написания сочинения- рассуждения ОГЭ.
Формулирование темы.
Притча о зависти.
Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже — сребролюбец или завистливый, — потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел он призвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им: — Просите у меня каждый, что вам угодно; только знайте, что второй получит вдвое больше того, что попросит первый. Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить первым, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первым. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю: — Государь! Прикажи мне выколоть глаз. Удивлённый царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый ответил: — Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть два глаза.
- Определите тему урока. Тема зависти в трагедии Пушкина. (Первоначальное название «Зависть»)
- Сформулируйте вопросы к теме? Мы определились с целью и планом работы.
1. Что такое зависть? ОГЭ
2. Какой человек может стать завистником?
3. К чему может привести зависть? В каком случае?
4. Чем опасна зависть? ОГЭ
2. Подготовка к восприятию темы. Сообщения учащихся.
1) «Из истории создания «Маленьких трагедий»
В 1830 году в Болдино в течение 2 недель Пушкин написал четыре пьесы: ?.. («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»). Замысел цикла трагедий возник в Михайловском. «Маленькие трагедии» - не пушкинское название. Оно возникло при публикации и основывалось на фразе из письма Пушкина к Плетневу. Пушкин сообщал, что вместе с другими произведениями он создал «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий», где словосочетание «маленькие трагедии» употребляется в буквальном смысле. Литературоведы предлагают трактовать название как трагедии маленького человека. Авторские варианты: «Драматические очерки», «Опыт драматических изучений». «Моцарт и Сальери» окончен 26 октября, это единственная пьеса, поставленная при жизни Пушкина: впервые была показана на сцене Александринского театра 27 января 1832 года. Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей.
Для «Маленьких трагедий» характерно:
* быстрое развитие действия,
* острый конфликт,
* глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью,
* характеры правдивые, многогранные, с индивидуальными и типическими чертами.
В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:
гордость, презирающая всех;
жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;
зависть, доводящая до злодеяния;
чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к увеселениям;
гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.
2) Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.
Героями трагедии являются реальные люди.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с 4 лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.
Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др. «Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным.
Антонио Сальери (1750-1825) - итальянский композитор, дирижер, педагог. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Фальстаф»…
С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери. Вопрос об отравлении Моцарта не решен до сих пор. Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.
Первый монолог «Исповедь Сальери». Выразительное чтение. Аналитическая беседа.
– Что мы узнаем о жизни Сальери, о его прошлом?
!«Ремесло поставил я подножием искусству; я сделался ремесленник?»
Искусство – создание нового произведения, открытие, требующее дара. Ремесло – мелкий ручной труд, требующий мастерства. Можно произвести высококачественные, часто высокохудожественные изделия. То есть музыку Сальери воспринимал как ремесло – изучил её как сумму технических приёмов. Это для него наука - «алгеброй поверял гармонию».
- Талантлив ли он? (Да, он талантлив: * развил трудом свои способности и пишет блестящую музыку; * особый талант в трудолюбии, в самоотверженном труде, титанический упорный труд в овладении тайнами музыки.)
- Какое чувство вызывает исповедь Сальери? Почему его жалко?
(Несчастен, мрачный: * аскет - ради музыки отказался от удовольствий жизни, материальных благ; * он любит музыку, понимает, что его музыка – ремесло: красота, гармония, лёгкость, вдохновение покидают его; * у него душа болит – в ней поселилась зависть).
А ныне — сам скажу — я ныне Завистник. Я завидую; глубоко, Мучительно завидую.
- В чём причина? (Моцарт - гений: его музыка не в награду трудов, усердия, молений. Это вдохновение – дар Божий, она как будто диктовалась свыше: Лёгкость! Красота! Гармония! Свет! Доброта! Моцарт свободно творит, не опираясь на теорию).
- Найдите слова зависти, протеста, обращённые к богу. Объясните, что такое зависть (смертельный грех), которая поселилась в душе Сальери.
Но правды нет и выше.
О, небо! Где же правота,
Когда священный дар,
Когда бессмертный гений
Не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан,
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?
(* желание обладать тем, чего у тебя нет: талантом Моцарта!
* реакция на несправедливость: «гуляка праздный», легкомысленный (не ценит своего таланта), а пишет легко и непринуждённо! Этот дар пришёл неизвестно откуда и неизвестно за что – вот в чём несправедливость. Дар должен быть в награду за труд. Мир, который создал и считал правильным, разрушен. Зависть Сальери – это бунт против несправедливости).
Сальери
Моцарт
Музыка, «святая к музыке любовь»
Ремесло - упорный, тяжёлый труд
Искусство - Божественный дар вдохновения
Талант – развитый природный дар.
Гений – высшее проявление таланта.
«Ты Моцарт Бог, и сам того не знаешь!»
Гений – нравственное начало: добрый, светлый, любящий жизнь, щедрый.
«гений и злодейство – две вещи несовместимые»
«Это зависть таланта к гению» (Белинский)
Сцена с уличным скрипачом. Пересказ. Аналитическая беседа.
- Какова роль сцены в пьесе?
(* важна для раскрытия душевного мира свободного и непосредственного во всех своих проявлениях жизнелюбца Моцарта.
* показывает, что Моцарт популярен, его произведения исполняются на улицах.)
- Посмотреть на вопрос 2. Кто становится завистником? Найти строки.
( Гордость - самоуважение, чувство собственного достоинства, сознание собственной ценности.Гордыня - непомерная гордость, заносчивость,высокомерие, эгоизм, нетерпение упрёков и жажда похвал.)
- Что относится к Сальери? Выбрать и доказать примерами.
(Для него оскорбительно, что высокую музыку исполняет нищеброд, в каком-то трактире. Он с презрением говорит, как можно радоваться, что твою музыку исполняют простолюдины.)
- В чём ещё гений Моцарта, по Пушкину? (Нравственное начало: он светлый (рад, что его музыка нравится), щедрый (дарит всем людям, не избранным), добрый, любит жизнь. Как ребёнок! В этом величие души Моцарта).
Разговор в трактире.
- Тема разговора? О чем сообщает Моцарт Сальери? (О том, что к нему пришел человек и заказал Реквием).
Реквием – высокий жанр церковной, духовной музыки; траурная, заупокойная месса в католицизме. Трагическая, высокая музыка!
- Что удивило Сальери? (Он воспитан на церковной музыке (серьёзная, глубокая, духовная), считает её вершиной творческих исканий, а заказали «гуляке праздному» и «жизнелюбцу»!
- Как Сальери оценил новое произведение Моцарта? (БОГ!)
-А сам Моцарт? (Самоирония - свидетельство бодрости, крепости духа)
-Однако Моцарт сознаётся Сальери, что "Реквием его тревожит"?
(* он живёт чужим горем, принимает его в себя;
* подлинное чувство тревоги: сон! - "виденье гробовое", чёрный человек. чёрный человек? Это выразительный символический образ враждебного мира. Образ будет у Достоевского, Чехова, Есенина).
- Какой эпизод является кульминацией пьесы? (Исполнение Моцартом «Реквиема»)
-Играя Реквием, Моцарт как бы отпевает сам себя. Почему он так слеп?
(Это его трагедия. Как истинный гений, он доверчив по-детски, добр, щедр. Более того, глубоко убеждён, что "гений и злодейство - две вещи несовместные "). Это его нравственное кредо.
- Почему Сальери плачет: «Эти слезы впервые лью, и больно, и приятно…»?
(* душа в смятении;
* понимает, что Моцарт – гений, оставит наследство на века…
* понимает, что убивая Моцарта, избавит себя от мучительных страданий, но в то же время лишит себя и других величайшей радости- наслаждения той музыкой, которую мог бы сотворить… Гибель выдающейся личности, истинного гения - это покушение на счастье всего человечества.
* глубоко в душе понимает, что, убив Моцарта, он никогда не станет гением, потому что он злодей.)
- Сожалеет ли Сальери о содеянном? (Нет. Считает, что исполнил «тяжкий долг». В конце пьесы он пытается оправдать себя по аналогии с другим убийцей …)
- Обратить внимание на стилистическое оформление ключевой фразы. Почему во фразе Сальери нет тире? (Нет нравственных преград. Он оправдывает свои действия и разрешает себе преступление, утверждая " Я избран". Страстью – завистью!)
4. Обобщающие выводы.
- Какие два типа восприятия жизни представляет Пушкин. Подобрать антонимы.
Светлый
Жизнелюбец
Щедрый
Возвышенность
Смелость
Новатор
Мрачный
Аскет
Завистливый
Расчётливость
Ограниченность
Догматик
- К чему может привести зависть? В каком случае? (Может погубить душу и как следствие к злодейству – преступлению, убийству, если в человеке нет нравственного начала: он одержим гордыней и завистью).
- Как понять мысль: «В «маленькой трагедии» содержится две больших»?
(Трагична и судьба убийцы. Духовный его конец наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. Но музыка Моцарта остается, а вместе с ней жив и сам Моцарт.)
- Имена Сальери и Моцарта стали нарицательными лишь после того, как эти реальные имена оказались творчески преображенными поэтом.
В искусстве два типа художника:
Сальери – ощущает и ведёт себя как гений: искусство – это храм, в который нельзя просто войти и жить в нем, каждая минута творчества божественна, велика и торжественна.
Моцарт - не стремится выглядеть как гений, но при этом именно он живет в искусстве, это его стихия, он чувствует себя органично.
В обычной жизни:
Сальери – завистник, человек узкий, ограниченный, догматик, даже фанатик, способный на злодейство «по убеждению».
Догматик – человек, опирающийся на положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах
Фанатик – человек, до исступления преданный своей религии, вере.
Моцарт – гений особого склада. «Моцартовское начало» - сочетание глубоких созидательных творческих сил с внутренней свободой и гармонией, с беззаботным восприятием жизни и детской доверчивостью к людям. (Есенин!)
- Почему Пушкина можно нарицательно можно назвать Моцартом? (Гений, созидатель, «прекрасное должно быть величаво» - нравственное кредо!, внешне «гуляка праздный», легкомысленный. Зависть и гибель!)
- Почему Пушкин изменил заглавие «Зависть»? (Это касалось бы одного персонажа. А история двоих людей превращается у Пушкина во вселенскую трагедию, вместившую судьбу самого А.С.Пушкина).
- Чему учит трагедия А.С.Пушкина сегодня? (Не нужно завидовать, нужно быть нужно быть смелым, свободным - действовать по-человечески).
5. Рефлексия
- Работа в парах. «Круги на воде» или «Синквейн»
М- многогранный
О- открытый , одаренный
Ц- цельный
А- артистичный
Р- радостный
Т- талантливый
С- самовлюбленный, себялюбивый,
А- амбициозный
Л- лицемерный
Ь Е-
Р- расчетливый, рациональный
И - испорченный
Сальери.
Талантливый, завистливый.
Трудится, мучается, решается.
Гений и злодейство несовместны!
Мёртвая душа!
Д/з. Чем опасна зависть? Написать 9.3 (Без аргумента 1)