kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема зависти в трагедии А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери”(9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Урок современный, глубокий, аналитический, основан на деятельностном подходе к обучению. Может быть использован при подготовке к ОГЭ - написании сочинения-ассуждения 9.3

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема зависти в трагедии А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери”(9 класс)»

Тема зависти в трагедии А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери”(9 класс)

- познакомить с трагедией,  с двумя типами мировосприятия, олицетворенными в персонажах пьесы;

- совершенствовать навыки анализа драматического произведения и сравнительной характеристики героев, выразительного чтения фрагмента произведения;

- воспитывать нравственное отношение к человеку и его таланту, к произведениям искусства;

- развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

- продемонстрировать возможность использования материала для написания сочинения- рассуждения ОГЭ.

  1. Формулирование темы.

Притча о зависти.

Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже — сребролюбец или завистливый, — потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел он призвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:
— Просите у меня каждый, что вам угодно; только знайте, что второй получит вдвое больше того, что попросит первый.
Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить первым, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первым. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:
— Государь! Прикажи мне выколоть глаз.
Удивлённый царь спросил, для чего он изъявил такое желание.
Завистливый ответил:
— Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть два глаза.

- Определите тему урока. Тема зависти в трагедии Пушкина. (Первоначальное название «Зависть»)

- Сформулируйте вопросы к теме? Мы определились с целью и планом работы.

1. Что такое зависть? ОГЭ

2. Какой человек может стать завистником?

3. К чему может привести зависть? В каком случае?

4. Чем опасна зависть? ОГЭ

2. Подготовка к восприятию темы. Сообщения учащихся.

1) «Из истории создания «Маленьких трагедий»

В 1830 году в Болдино в течение 2 недель Пушкин написал четыре пьесы: ?.. («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»). Замысел цикла трагедий возник в Михайловском. «Маленькие трагедии» - не пушкинское название. Оно возникло при публикации и основывалось на фразе из письма Пушкина к Плетневу. Пушкин сообщал, что вместе с другими произведениями он создал «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий», где словосочетание «маленькие трагедии» употребляется в буквальном смысле. Литературоведы предлагают трактовать название как трагедии маленького человека. Авторские варианты: «Драматические очерки», «Опыт драматических изучений». «Моцарт и Сальери» окончен 26 октября, это единственная пьеса, поставленная при жизни Пушкина: впервые была показана на сцене Александринского театра 27 января 1832 года. Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей.

Для «Маленьких трагедий» характерно:

* быстрое развитие действия,

* острый конфликт,

* глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью,

* характеры правдивые, многогранные, с индивидуальными и типическими чертами.

В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:

  • гордость, презирающая всех;

  • жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;

  • зависть, доводящая до злодеяния;

  • чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к увеселениям;

  • гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.

2) Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.

Героями трагедии являются реальные люди.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с 4 лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.

Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др. «Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным.

Антонио Сальери (1750-1825) - итальянский композитор, дирижер, педагог. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Фальстаф»…

С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери. Вопрос об отравлении Моцарта не решен до сих пор. Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.

- Почему А.С. Пушкин выбрал реальных лиц? (Остро поставить проблему… ? зависти!)

3. Анализ произведения.

  • Первый монолог «Исповедь Сальери». Выразительное чтение. Аналитическая беседа.

– Что мы узнаем о жизни Сальери, о его прошлом?

!«Ремесло поставил я подножием искусству; я сделался ремесленник?»  

Искусство – создание нового произведения, открытие, требующее дара. Ремесло – мелкий ручной труд, требующий мастерства. Можно произвести высококачественные, часто высокохудожественные изделия. То есть музыку Сальери воспринимал как ремесло – изучил её как сумму технических приёмов. Это для него наука - «алгеброй поверял гармонию».

- Талантлив ли он? (Да, он талантлив: * развил трудом свои способности и пишет блестящую музыку; * особый талант в трудолюбии, в самоотверженном труде, титанический упорный труд в овладении тайнами музыки.)

- Какое чувство вызывает исповедь Сальери? Почему его жалко?

(Несчастен, мрачный: * аскет - ради музыки отказался от удовольствий жизни, материальных благ; * он любит музыку, понимает, что его музыка – ремесло: красота, гармония, лёгкость, вдохновение покидают его; * у него душа болит – в ней поселилась зависть).

А ныне — сам скажу — я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую.

- В чём причина? (Моцарт - гений: его музыка не в награду трудов, усердия, молений. Это вдохновение – дар Божий, она как будто диктовалась свыше: Лёгкость! Красота! Гармония! Свет! Доброта! Моцарт свободно творит, не опираясь на теорию).

- Найдите слова зависти, протеста, обращённые к богу. Объясните, что такое зависть (смертельный грех), которая поселилась в душе Сальери.

Но правды нет и выше.

О, небо! Где же правота,

Когда священный дар,

Когда бессмертный гений

Не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан,

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?

(* желание обладать тем, чего у тебя нет: талантом Моцарта!

* реакция на несправедливость: «гуляка праздный», легкомысленный (не ценит своего таланта), а пишет легко и непринуждённо! Этот дар пришёл неизвестно откуда и неизвестно за что – вот в чём несправедливость. Дар должен быть в награду за труд. Мир, который создал и считал правильным, разрушен. Зависть Сальери – это бунт против несправедливости).

Сальери

Моцарт

Музыка, «святая к музыке любовь»

Ремесло - упорный, тяжёлый труд

Искусство - Божественный дар вдохновения

Талант – развитый природный дар.


Гений – высшее проявление таланта.

«Ты Моцарт Бог, и сам того не знаешь!»


Гений – нравственное начало: добрый, светлый, любящий жизнь, щедрый.

«гений и злодейство – две вещи несовместимые»

«Это зависть таланта к гению» (Белинский)

  • Сцена с уличным скрипачом. Пересказ. Аналитическая беседа.

- Какова роль сцены в пьесе?

(* важна для раскрытия душевного мира свободного и непосредственного во всех своих проявлениях жизнелюбца Моцарта.

* показывает, что Моцарт популярен, его произведения исполняются на улицах.)

- Посмотреть на вопрос 2. Кто становится завистником? Найти строки.

( Гордость - самоуважение, чувство собственного достоинства, сознание собственной ценности. Гордыня - непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм, нетерпение упрёков и жажда похвал.)

- Что относится к Сальери? Выбрать и доказать примерами.

(Для него оскорбительно, что высокую музыку исполняет нищеброд, в каком-то трактире. Он с презрением говорит, как можно радоваться, что твою музыку исполняют простолюдины.)

- В чём ещё гений Моцарта, по Пушкину? (Нравственное начало: он светлый (рад, что его музыка нравится), щедрый (дарит всем людям, не избранным), добрый, любит жизнь. Как ребёнок! В этом величие души Моцарта).

  • Разговор в трактире.

- Тема разговора? О чем сообщает Моцарт Сальери? (О том, что к нему пришел человек и заказал Реквием).

Реквием – высокий жанр церковной, духовной музыки; траурная, заупокойная месса в католицизме. Трагическая, высокая музыка!

- Что удивило Сальери? (Он воспитан на церковной музыке (серьёзная, глубокая, духовная), считает её вершиной творческих исканий, а заказали «гуляке праздному» и «жизнелюбцу»!

- Как Сальери оценил новое произведение Моцарта? (БОГ!)

-А сам Моцарт? (Самоирония - свидетельство бодрости, крепости духа)

-Однако Моцарт сознаётся Сальери, что "Реквием его тревожит"?

(* он живёт чужим горем, принимает его в себя;

* подлинное чувство тревоги: сон! - "виденье гробовое", чёрный человек. чёрный человек? Это выразительный символический образ враждебного мира. Образ будет у Достоевского, Чехова, Есенина).

- Какой эпизод является кульминацией пьесы? (Исполнение Моцартом «Реквиема»)

-Играя Реквием, Моцарт как бы отпевает сам себя. Почему он так слеп?

(Это его трагедия. Как истинный гений, он доверчив по-детски, добр, щедр. Более того, глубоко убеждён, что "гений и злодейство - две вещи несовместные ").    Это его нравственное кредо.

- Почему Сальери плачет: «Эти слезы впервые лью, и больно, и приятно…»?

(* душа в смятении;

* понимает, что Моцарт – гений, оставит наследство на века…

* понимает, что убивая Моцарта, избавит себя от мучительных страданий, но в то же время лишит себя и других величайшей радости- наслаждения той музыкой, которую мог бы сотворить… Гибель выдающейся личности, истинного гения - это покушение на счастье всего человечества.

* глубоко в душе понимает, что, убив Моцарта, он никогда не станет гением, потому что он злодей.)

- Сожалеет ли Сальери о содеянном? (Нет. Считает, что исполнил «тяжкий долг». В конце пьесы он пытается оправдать себя по аналогии с другим убийцей …)

- Обратить внимание на стилистическое оформление ключевой фразы. Почему во фразе Сальери нет тире? (Нет нравственных преград. Он оправдывает свои действия и разрешает себе преступление, утверждая " Я избран". Страстью – завистью!) 


4. Обобщающие выводы.

- Какие два типа восприятия жизни представляет Пушкин. Подобрать антонимы.

Светлый

Жизнелюбец

Щедрый

Возвышенность

Смелость

Новатор

Мрачный

Аскет

Завистливый

Расчётливость

Ограниченность

Догматик


- К чему может привести зависть? В каком случае? (Может погубить душу и как следствие к злодейству – преступлению, убийству, если в человеке нет нравственного начала: он одержим гордыней и завистью).

- Как понять мысль: «В «маленькой трагедии» содержится две больших»?

(Трагична и судьба убийцы. Духовный его конец наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. Но музыка Моцарта остается, а вместе с ней жив и сам Моцарт.)

- Имена Сальери и Моцарта стали нарицательными лишь после того, как эти реальные имена оказались творчески преображенными поэтом.

В искусстве два типа художника:

Сальери – ощущает и ведёт себя как гений: искусство – это храм, в который нельзя просто войти и жить в нем, каждая минута творчества божественна, велика и торжественна.

Моцарт - не стремится выглядеть как гений, но при этом именно он живет в искусстве, это его стихия, он чувствует себя органично.

В обычной жизни:

Сальери – завистник, человек узкий, ограниченный, догматик, даже фанатик, способный на злодейство «по убеждению».

Догматик – человек, опирающийся на положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах

Фанатик – человек, до исступления преданный своей религии, вере.

Моцарт – гений особого склада. «Моцартовское начало» - сочетание глубоких созидательных творческих сил с внутренней свободой и гармонией, с беззаботным восприятием жизни и детской доверчивостью к людям. (Есенин!)

- Почему Пушкина можно нарицательно можно назвать Моцартом? (Гений, созидатель, «прекрасное должно быть величаво» - нравственное кредо!, внешне «гуляка праздный», легкомысленный. Зависть и гибель!)

- Почему Пушкин изменил заглавие «Зависть»? (Это касалось бы одного персонажа. А история двоих людей превращается у Пушкина во вселенскую трагедию, вместившую судьбу самого А.С.Пушкина).

- Чему учит трагедия А.С.Пушкина сегодня? (Не нужно завидовать, нужно быть нужно быть смелым, свободным - действовать по-человечески).

5. Рефлексия

- Работа в парах. «Круги на воде» или «Синквейн»

М- многогранный

О- открытый , одаренный

Ц- цельный

А- артистичный

Р- радостный

Т- талантливый

С- самовлюбленный, себялюбивый,

А- амбициозный

Л- лицемерный

Ь Е-

Р- расчетливый, рациональный

И - испорченный

Сальери.

Талантливый, завистливый.

Трудится, мучается, решается.

Гений и злодейство несовместны!

Мёртвая душа!

Д/з. Чем опасна зависть? Написать 9.3 (Без аргумента 1)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема зависти в трагедии А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери”(9 класс)

Автор: Санакоева Галина Анатольевна

Дата: 24.12.2021

Номер свидетельства: 596053


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства