kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Пьеса А.Н. Островского «Гроза» – как центральное произведение его творчества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока Пьеса Островского ГРОЗА была разработана

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Пьеса А.Н. Островского «Гроза» – как центральное произведение его творчества»»

Тема урока: «Пьеса А.Н. Островского «Гроза» – как центральное произведение его творчества»

Тип урока повторительно-обобщающий, комбинированный

Форма урока Урок-беседа, урок-практикум

Цель урока Повторить и обобщить знания о творчестве и биографии А.Н. Островского, выявить значение пьесы «Гроза» во всем художественном наследии А.Н. Островского

Задачи:

Образовательные:

·        Формировать умение применения теоретических знаний по типологии конфликтов в литературном произведении на конкретном тексте;

·        Определить жанровые особенности пьесы «Гроза» (понятие «Драма»).

Развивающие:

·        Развитие коммуникативных навыков, расширение активного и пассивного словарного запаса;

·        Формировать навыки самостоятельной работы, самооценки, исследовательские умения (анализ, сопоставление, классификация, формулирование выводов - обобщение);

Воспитательные:

·        Воспитывать культуру общения в рамках официально-делового стиля, речевого этикета;

·        Воспитывать личностно-ценностное отношение к социальным и семейным традициям.

Методическая цель: расширять и углублять «клиповое» сознание студентов через активные формы работы на уроках гуманитарных дисциплин.

Межпредметные связи Литература – История – Русский язык – обществознание - литературоведение.

Методы обучения:

·        Наглядно-демонстративный;

·        Исследовательский.

Дидактическая цель урока – создать условия:

·        для повторения и обобщения знаний о творчестве А.Н. Островского

·        для совершенствования умения работать в коллективе;

·        для развития умений делиться своими идеями и мнениями.

 

Форма организации учебной деятельности:

·        Коллективная;

·        Индивидуальная

План урока:

I.                   Организационный момент (1 минута);

II.                Опрос домашнего задания (5 минут);

III.             Проблемная актуализация материала и мотивация студентов (2 минуты);

IV.            Этап усвоения новых знаний (25-27 минут);

V.               Этап закрепления новых знаний (5-7 минут);

VI.            Домашнее задание (1 минута);

VII.         Подведение итогов урока (рефлексия) (2 минуты).

Ход урока.

1.                  Организационный момент

  • Выполнение задания на знание имен героев произведений Николая Васильевича Гоголя создает ситуацию успеха;

  • Преподаватель диагностирует, насколько прочно усвоены знания;

  • Актуализируются знания, которые потребуются для повторения и обобщения темы урока (понятия литературных терминов).

·        Анализ произведения;

 Сравнение с современной действительностью.

Здравствуйте, ребята, наше занятие сегодня посвящено изучению произведения А.Н. Островского «Гроза».

Что, по вашему мнению, при изучении нового для вас литературного произведения, может быть важным на данном занятии?

Вы правы, знание полного объема текста поможет в проблемном анализе; с каждым прочтением текста вы расширяете границы своего сознания и можете проводить сопоставление с современной социальной действительностью.

Словесный метод

Прием целеопределения

2.                  Опрос домашнего задания

  • Проверяем наличие и правильность выполнения домашнего задания;

  • Формируем навык самопроверки и взаимооценки;

  • Совмещаем организационный момент и проверку домашнего задания;

  • Добиваемся корректности задаваемых студентам вопросов, объективного оценивания.

  • На дом было задано чтение полного объема драмы «Гроза», сравнить две драмы: «Гроза» и «Бесприданница», акцентируя внимание на образах главных героев и общих линиях сюжета

Пересказывают содержание драмы «Гроза», уточняют, что схожего и что различного между драмами «Гроза» и «Бесприданница».

Переходим к работе по тексту.

Что было задано на дом?

Выясним знание полного объема текста.

Расскажите, что вы нашли общего между драмами и какие выявили различия?

III. Проблемная актуализация материала и мотивация

Работа в суде; путешествие по Верхней Волге.

Он совершил эту экспедицию, чтобы понаблюдать за жизнью и бытом, характерами русских людей, изучить традиции, обычаи; собрать фольклорный материал для своих произведений.

В школьном курсе литературы вы уже изучали биографию А.Н. Островского; вспомним некоторые факты жизни и творчества драматурга; Островский – автор таких произведений, как «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Снегурочка» и многих других.

Остановимся на биографическом факте путешествия по Верхней Волге.

С какой целью драматург совершал это путешествие?

- Правильно, а теперь, внимание, ваша логика – вам в помощь: творческая история «Грозы».

В течение длительного времени считалось, что сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло, нашумевшее в Костроме на исходе 1859 года дело Клыковых. Никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе». Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что «Гроза» была написана до трагедии Клыковой. Работу над «Грозой» он закончил в октябре 1859 года, а тело Клыковой нашли 10 ноября 1859 года, а опубликована она лишь в январском номере журнала «Библиотека для чтения» 1860 года.

О чем говорят эти факты?

Действительно, Островский обладал талантом изображения внутреннего состояния человека, т. е. владел авторским психологизмом.

Терминологическая работа (определение понятия в литературоведческом словарике, в тетради)

IV. Этап усвоения новых знаний (изучение нового учебного материала)

Записывают в тетрадь определение понятия

Драма – род и жанр литературы, основу которого составляет действие.

Реализм – это литературное направление, в основе которого правдивое изображение действительности.

1.                  Социальный конфликт: патриархальный уклад, домострой;

2.                  Семейно-бытовой конфликт: брак не по любви, измена, конфликт поколений;

3.                  Психологический: внутренняя несвобода, ограниченные свидания с родными, богобоязненность.

- Демократический строй, свобода выбора.

Сохранение семейных традиций, обычаев, почитание старших, бытовые рекомендации, нравственные постулаты.

Предположения студентов.

Вы продемонстрировали отличное знание текста, а теперь назовите жанр произведения.

Для чего пишется драма?

Поднимите руки, кто последовал моей рекомендации и посмотрел драматическую постановку?

У вас есть возможность высказать свое мнение как читателя, так и зрителя, сопоставить восприятие двух разных видов искусства: литературного и театрального.

Островский работает в литературном стиле реализма. Вспомним определение понятия «Реализм».

В связи с этим определением я ознакомлю вас с одним историко-литературным памятником Руси: «Домострой» (выдержки из текста).

Теперь мы можем говорить о проблематике, заложенной в тексте. Проблемный анализ мы проведем через типологию конфликтов. Какие типы конфликтов прослеживаются в драме?

V. Этап закрепления новых знаний

·        Часть работы выполняется совершенно самостоятельно;

·        Осуществляем самопроверку и взаимопроверку;

·        Преподаватель оказывает индивидуальную помощь тем студентам, которые затрудняются.

Давайте закрепим полученные знания. Какие понятия мы использовали при анализе текста?

О каких нравственных качествах мы задумываемся после прочтения и анализа драмы?

Сформулируйте выводы по изученному произведению.

Что нового вы узнали?

Какой материал оказался наиболее интересным?

Что оказалось для вас наиболее важным на сегодняшнем занятии?

Прием рефлексии.

VI. Домашнее задание

Записывают домашнее задание.На доске преподаватель выписывает домашнее задание (переворачивает боковую доску с написанным домашним заданием: написать сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза» на тему «Мир, в котором нет любви»)

VII. Подведение итогов урока (рефлексия)

 Отвечают на вопросы, опираясь на знания, полученные на уроке.

А теперь, ребята, подведем итоги нашего урока сегодня:

·        С какой целью в 21 веке мы изучаем произведение, которому более 100 лет?

·        Какова необходимость знания полного объема текста?

·        Действительно, эти тексты на долгие годы остаются в памяти человека, в отличие от краткого содержания или пересказов, они оказываются вашей интеллектуальной собственностью и помогают развитию анализа, синтеза, сопоставления, классификации, обобщения и правильных выводов в реальных жизненных ситуациях. Самым ценным для человека вне зависимости от времени и пространства остаются гуманные отношения друг к другу: любовь, верность, уважение, свобода, жизнь.

Спасибо за активную работу на уроке, оценки за урок озвучьте самостоятельно.

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Исрапова Калимат Магомедовна

Дата: 03.09.2019

Номер свидетельства: 519010

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства