Учитель задает вопрос, предваряющий начало анализа произведения: Скажите, что такое дар и подарок? Учитель просит учеников нарисовать в тетради таблицу, состоящую из двух столбцов: «Дар» и «Подарок». Учитель показывает учащимся определения слов «дар» и «подарок», взятых из Толкового словаря С. И. Ожегова, и вместе с учениками сравнивает их. (Слайд 5) Учитель спрашивает учеников: «А любите ли вы дарить подарки? Может, вы больше любите их получать? Какие подарки вы любите дарить/получать? Жертвовали ли вы когда-нибудь чем-нибудь дорогим ради кого-то?» Далее следует анализ текста. Учитель: «Делла и Джеймс тоже дарят друг другу подарки. Давайте посмотрим, что они друг другу дарят. А как выглядят эти вещи? Давайте найдем в тексте описание цепочки и гребня. Но наши герои ведь чем-то пожертвовали. Кто найдет описание того, чем пожертвовали Джеймс и Делла?» Учитель: «Как вы думаете, правильно ли они поступили? Почему? Могли ли они поступить иначе? Ради чего они пожертвовали своими дарами? Почему они жертвуют самым дорогим, что у них есть? Что они подарили друг другу? Анализ последнего абзаца. Учитель просит одного из учеников прочитать последний абзац вслух, а остальных – внимательно слушать. Задает классу вопросы: Как вы думаете, почему автор называет Джеймса и Деллу мудрейшими? Почему он сначала называет их детьми? Учитель подводит итог, спрашивая: «Ради чего Джеймс и Делла жертвуют всем?» Учитель вводит новое понятие – новелла: «Рассказ, который мы с вами прочитали, называется новелла». (Слайд 6) | Ученики отвечают на вопрос, делают предположения. Ученики рисуют таблицу в тетради, записывают в нее свои ответы. Ученики смотрят слайд и сравнивают то, что у них получилось, с данными учителем определениями. Вместе с учителем делают выводы. Примерные ответы: «Я люблю дарить», «А я все равно больше люблю получать подарки». Предполагается активное участие всех учеников в обсуждении. Ответы учеников: цепочка для часов и набор гребней. Ученики находят описание цепочки и набора гребней в тексте. Ответы учеников: волосы и часы. Ученики находят описание часов и волос в тексте. Ученики высказывают свое мнение, поясняя его. (предположительно, ключевыми словами в их ответах будут слова любовь, преданность). Ученик читает вслух последний абзац, одноклассники слушают его. Ученики пытаются ответить на вопросы учителя. (Примерный правильный ответ: «Мудрейшие, потому что любят и готовы жертвовать. Глупые они только для тех, кто не понимает этой жертвы и живет только в мире денег»). Ученики отвечают на вопрос, вместе с учителем подводят итог обсуждения. Ученики записывают в тетрадь определение новеллы и ее черты. | 27 мин. |
Домашнее задание | Учитель диктует домашнее задание, объясняет его, при необходимости отвечает на вопросы учеников. На выбор: 1) нарисуй подарок, который ты бы хотел(-а) получить/ подарить, и напиши, почему ты хотел(-а) бы получить/ подарить именно это? (2-3 предложения) 2) письменно ответь на вопрос: какой самый необычный, неожиданный подарок ты получил(-а)/подарил(-а)? | Ученики слушают и записывают, спрашивают, если есть вопросы. | 3 мин. |