Конспект урока по чтению в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Тема: «Улетают журавли» (И.Соколов-Микитов)
Цель: развитие техники чтения, формирование умения самостоятельного, осмысленного чтения.
- Организационный момент.
Дети рассказывают об определенном изменении в природе, используя цветные карандаши (краски). Это задание развивает у детей творческое мышление.
- Работа с картинкой «Лето в лесу».
Посмотрите внимательно на картинку, скажите, что вам понадобится, чтобы из летней картинки сделать осеннюю. Краски напомнят вам, о чем говорить.
- Вступительная беседа.
А) Какую тему изучаем по чтению («Славная осень»).
Б) Назовите месяцы осени?
В) Каждому месяцу соответствует своя пора осени. Как вы думаете, какая пора осени наступила?
На доске таблички: ранняя золотая поздняя
- По каким признакам догадались, что сейчас золотая осень?
Используются картины русских художников, на которых изображен лес в разную пору осени.
Г) Работа с картинами.
- Перед вами три картины:
Поздняя осень Ранняя осень Золотая осень
картина картина картина
ранняя поздняя золотая
Найти каждой табличке своё место.
- Что изображено на этих картинках? (Лес)
- Как называется рассказ, который вы читали дома? («Осень в лесу»).
- Кто автор этого рассказа? (И.С.Соколов-Микитов).
III. Проверка домашнего задания
А) О какой поре осени рассказывает автор? (о золотой).
Б) Вспомните и подберите к данным словам-признакам, слова, обозначающие предметы из рассказа.
Хорошая проверка знания текста учащимися, читали они или нет, опора на память.
Знойное ______________________________ (лето)
Августовские _________________________ (дни)
Красноголовые ________________________ (подосиновики)
Зеленоватые __________________________(сыроежки)
Скользкие ____________________________ (грузди)
Душистые ____________________________(рыжики)
Тонконогие ___________________________(опенки)
Румяная ______________________________ (клюква)
Тонкая _______________________________ (травинка)
Прозрачное ___________________________ (небо)
Отрабатывается чтение трудных для детей слов из рассказа
В) Речевая гимнастика.
Чтение 10 слов, написанных на доске (см. выше) на время.
Это упражнение выполняется ежедневно и повышает скорость чтения.
После чтения закрыть (стереть) слова.
- Назовите первое слово? (знойное)
Последнее слово? (прозрачное)
Г) Чтение учащимися шепотом (дети читают 1 минуту, считают, сколько слов они прочитали). Оценки.
Д) Выборочное чтение.
- Как сказано в рассказе о грибах? Какие они? Прочитайте.
- Что сказано об осеннем воздухе?
- Что сказано о лесном ручье?
- Найдите и прочитайте, что говорится о небе.
Г) Чтение по замаранным окончаниям (по цепочке).
На столе у учителя карточки с 2-мя предложениями. Каждая карточка пронумерована. Ученик подходит к столу, берет нужную карточку, читает её вслух, садится, затем 2-ой ученик и т.д.
- В эти осенние дни мног…… птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрыл…… стрижи.
- Остаются зимовать рябчик…, тетерев…, куропатк…. В шумн…… стайки собираются скворц…, улета…… на юг певчие птиц…. и т.д.
Оценки с комментированием.
IV Физминутка.
V Работа над новым текстом.
Итак из рассказа «Осень в лесу» вы узнали, что скворцы улетают на юг шумной стайкой. Сейчас мы будем читать с вами рассказ того же автора, И.С.Соколова-Микитова, который называется «Улетают журавли». После чтения вы должны ответить на вопрос: «Как летят журавли?»
А) Чтение рассказа учениками вместе с учителем. (Учитель читает 1-2 фразы, ученик повторяет последнюю фразу и продолжает читать следующие 2 фразы, затем снова учитель - 2-й ученик и т. д)
- Работа с картинкой на стр. 54 «Улетают журавли»
- Ответ на вопрос: Как летят журавли? (клином, косяком).
Б) Словарная работа. Объяснение смысла слов.
Косяк – стая птиц, летящих углом.
чуткие проворные
- Скажите, какие слова в рассказе вам непонятны?
В) Беседа по тексту.
- Когда журавли улетают от нас в теплые страны?
- Как они готовятся к отлету?
- Где журавли останавливаются на отдых?
Г) Чтение по цепочке с заданием.
Такое чтение заставляет ребенка читать очень внимательно.
Простым карандашом будете отмечать слово, после которого я скажу «стоп». (Ребенок читает: «В золотые осенние дни» (стоп) (ребенок подчеркивает слово дни) и т.д.)
После чтения текста учитель задает вопрос: В какие дни? Ученик находит выделенное слово и подчеркивает «золотые осенние»
Д) Работа над интонационной стороной речи.
- Найдите в тексте предложения, которые требуют особой выразительности (последние два предложения).
- Кто сможет прочитать эти предложения правильно, с нужной интонацией.
VI. Итог урока. Оценки.
VII. Домашнее задание.