Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна "Чудесный доктор"
Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна "Чудесный доктор"
Урок воспитывает в детских душах любовь и сострадание,пробуждает раздумья над такими вопросами морали и поведения,как милосердие, сострадание,доброта. Учит ценить семью, проявлять уважительное и заботливое отношение к членам семьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Доброе утро! Я рада видеть вас на уроке и желаю вам новых открытий на уроке. Посмотрите на своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза и мысленно пожелайте ему тоже успехов на уроке, улыбнитесь ему.
Читает и анализирует высказывания:
1. Поистине велик тот человек, кто обладает великим милосердием. Фома Кемпийский
2.Милосердие не бывает чрезмерным. Френсис Бекон
3. Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.
Конфуций
- Какая тема объединяет все афоризмы? (милосердие)
- Подберите синонимы к этому слову. (доброта, сострадание, сочувствие)
Привлекает факты из собственного жизненного опыта учащихся
Ребята, вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда чувство доброты помогло преодолеть трудности или помочь кому-либо? (спасли щенка, котенка, помогли больному другу)
Я сейчас раздам вам листочки в виде сердца - доброго, бескорыстного. Напишите на нём свой добрый поступок, доброе дело, которое совершили в своей жизни. Подписывать необязательно, ведь добрые дела делают от всего сердца. Самоорганизация на учебную деятельность
Самостоятельная постановка учебной цели
Заполняют сердечки, отвечают на вопрос Самоопределение,
Целеполагание, принятие учебной задачи.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (ориентировка на позицию партнера, формулировка).
Построение речевого высказывания в устной форме, использование знаково-символических средств для решения задач, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
3.Актуализация имеющихся знаний
Постановка проблемного вопроса в ходе беседы.
Словарная работа Создаёт проблемную ситуацию, организует диалог с обучающимися, в течение которого конкретизирует понятие "святочный рассказ»".
- На прошлом уроке мы говорили о том, какая мысль дорога автору в рассказе «Чудесный доктор», какие реальные события легли в основу рассказа. Мы пришли к выводу о том, что такое милосердие, сострадание, сочувствие не имеют фамилии. Готовность прийти на помощь вырабатывается всей жизнью человека.
- Как вовремя понять и увидеть того, кому нужна помощь? «Что значат слова А.И. Куприна: «А главное – не падайте никогда духом»? Именно на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.
По ходу урока вводит лексику:
Доброта
Отчаяние
Трагическая ситуация
Счастливое разрешение
Внимательный к нуждам людей
Добро бескорыстно
Помочь нуждающемуся человеку
Равнодушный и безразличный к
страданиям детей город
Чудо не только сострадание, но и
действенная помощь
Нужно, чтобы о ком-нибудь
болело сердце
Отвечают на вопросы формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, формирование позитивной самооценки, планирование своих действий, адекватное восприятие оценки учителя, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение речевого высказывания в устной форме.
3. Изучение нового материала
Анализ рассказа
Мозговой штурм
Постановка проблемного вопроса в ходе беседы.
Анализ эпизода
Работа с текстом
Ролевое чтение эпизода
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении
- Какое впечатление произвел на вас рассказ А. И. Куприна?
Этот рассказ относится к жанру святочных рассказов.
Особенности рождественского рассказа. Рождественский, или святочный, рассказ - это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
Предлагает самим выяснить черты святочного рассказа на примере «Чудесного доктора»
Беседа
- Кто герои рассказа?
- В какой ситуации мы впервые встречаемся с братьями Гришей и Володей?
- Почему мальчикам было трудно оторваться от «этого очаровательного зрелища»?
Найдите в этом эпизоде изобразительно-выразительные средства речи, которые использовал автор. Одной группе нужно найти в тексте эпитеты, другой – гиперболы.
- В каком ином мире живут эти мальчуганы?
- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?
Организует работу с текстом по поиску информации о родителях мальчиков
- Найдите описание жилища детей и прочитайте.
- Как в рассказе передается царившая в доме Мерцаловых атмосфера? Приведите примеры из текста.
Какие слова помогают понять тяжёлое положение семьи?
- Как семья Мерцаловых оказалась в бедственной ситуации?
- Как члены семьи выходят из тяжёлого положения, как они относятся друг другу.
- Мы знаем, что мать просила сыновей передать письмо бывшему хозяину мужа. Мальчики возвратились домой. Получилось ли у них выполнить просьбу матери?
- Какие события произошли дальше?
- Что предпринял Мерцалов, чтобы изменить ситуацию?
- Какой выход из ситуации вы могли бы предложить Мерцалову как отцу трех детей?
- Как мы знаем, помощь предлагает незнакомый человек.
Ролевое чтение эпизода «Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке» (групповое задание).
Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым?
Почему он не ушел после «озлобленных криков» Мерцалова?
- Какие перемены к лучшему стали происходить с Мерцаловым после слов: «Может быть, вместе придумаем что-нибудь для вас?»
- Каким человеком оказался незнакомец?
- Что значит быть бескорыстным человеком?
- Как автор передает свое отношение к незнакомцу, какими словами называет его?
-Как Мерцалов узнал настоящее имя чудесного доктора?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Подбирают однокоренные слова
Вспоминают, что такое рассказ, вспоминают сюжет рассказа «Чудесный доктор», рассуждают над понятием «святочный рассказ».
Выступление учащегося о жанре святочного рассказа
Отыскивают черты святочного рассказа
Отвечают на вопросы
Работа в группах
Учащиеся называют тропы
Тренируются в выразительном чтении
Ищут информацию в тексте
Отвечают на вопросы
Ученики по ролям читают эпизод
Сообщение о докторе Пирогове
Контроль (учет правила в планировании и контроле способа решения),
оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)
Коррекция
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение речевого
высказывания в устной и письменной форме
Управление поведением партнера, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, использование речи для регуляции своего действия
Выявление заложенных в литературном произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; поиск и выделение необходимой информации
Умение анализировать литературное произведение, понимать форму и идею литературного произведения, формирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции и своё отношение к ней
Определение элементов сюжета, композиции, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности
Физкультминутка.
Цель: сменить вид деятельности. Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.
Деревья ветви распушили,
Тихонько снег вдруг уронили,
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись,
И распрямились.
И вновь вдыхаем глубоко:
Вдох-выдох, вдох-выдох,
И на душе легко-легко:
Вдох-выдох, вдох-выдох.
Пусть сказка та не завершится,
А нам, друзья, пора учиться! Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
4. Включение изученного в систему знаний
-Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых, не назвал своего имени? Почему не дал деньги открыто?
-Определите, как в тексте проявляются оттенки значения слова «чудесный».
-А есть ли в рассказе противопоставление доброте? (швейцар)
Предлагает прокомментировать высказывания и выбрать одно, подходящее к рассказу
-Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. А.Швейцер
-За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье. А.Чехов
-Высушить одну слезу — больше доблести, чем пролить целое море крови. Дж.Байрон
Самостоятельная работа учащихся.
Комментируют высказывания
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
Самоопределение самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия
7.Рефлексия.
Цель:
Подводит итоги урока, оценивает работу на уроке
Предлагаю закончить урок высказыванием, начало которого можете выбрать сами:
1. Быть «чудесным доктором» - это значит...
2. Чудо-это...
3. А главное-...
4. Милосердие я понимаю так...
5. Рассказ заставил меня задуматься...
6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что...
7. Рецепт профессора Пирогова в том, что...
8. Актуальность рассказа заключается в том, что...
9. Профессор Пирогов выписал рецепт не только...
10. Я благодарна А. И. Куприну...
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте зарасти сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Составление синквейна Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя начало фразы
Каким сегодня был урок?
Составляют синквейн Умение выражать свои мысли, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Рефлексия, структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование,
формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия
Домашнее задание
Д/з: Написать ответ на вопрос «О чём рассказ заставил меня задуматься?»
2.Прочитать повесть А.С.Грина «Алые паруса». Обсуждают домашнее задание Самоопределение,
саморегуляция,
выбор способа действия,
постановка вопросов; способы взаимодействия с учителем