kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема родины в творчестве Н.Рубцова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по творчеству Н.Рубцова. Рассмотрение темы родины в творчестве поэта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема родины в творчестве Н.Рубцова»

Урок 95

Тема урока: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»

Тема родины в творчестве Николая Михайловича Рубцова.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – встреча с применением компьютерной

презентации

Цели урока.

Образовательная: проследить путь становления Н.М.Рубцова как поэта и

человека, показать своеобразие художественного мира

поэта, темы родины в его творчестве, его молитвенного

отношения к красоте родных пейзажей, постоянной

тревоги за свою Русь.

Развивающая: подчеркнуть, что для Рубцова любить родину Рубцова,

значит чувствовать с нею «самую жгучую. самую

смертную связь», хранить память о её национальных

святынях, о бескорыстной русской душе, для того , чтобы

«близких всех душа не позабыла…». Это чувство глубоко

личное, потаенное, не на показ.

Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма,

формирование чувства собственного достоинства и

развитие национального самосознания, воспитание

бережного отношения к слову художника

Оборудование урока: тексты произведений Н.М.Рубцова, компьютерная

презентация по его творчеству


Опережающее задание: стихотворение по выбору – наизусть с

последующим анализом, сообщение учащегося:

«Душа хранила…». Жизнь и творчество Н.М.Рубцова»


Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с темой, целями урока и эпиграфом:

Россия, Русь куда я

                               ни взгляну...

За все твои страдания

                                и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у смутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя...

Н.Рубцов


План

1. Вступительное слово учителя: «Душа, которая хранила всю красоту

былых времен»

2. Сообщение учащегося: «Душа хранила…». Жизнь и творчество

Н.М.Рубцова»

3. «Тихая моя родина…» - развитие темы родины в творчестве

Н.М.Рубцова (чтение и анализ подготовленных стихотворений)

4. «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Анализ стихотворения Н.М.Рубцова

«Видения на холме»

5. Готовимся к ЕГЭ: анализ стихотворения «Видения на холме» -

ЕГЭ ч.2

6.Заключение: «Это муза не прошлого дня».


Проблемные вопросы:

  • Что значит для Рубцова любить свою родину?

  • В каких строках поэта выражается, нестерпимая боль. тревога за будущее России?

  • В чем новаторство поэта в изображении образа родины?

1.Вступительное слово учителя: «Душа, которая хранила всю красоту

былых времен»

«Настоящая любовь тиха и молчалива», - как -то заметил популярный актер Леонид Филатов. Вот таким был Н.М.Рубцов. В то время, как его современники писали о великих стройках, далеких антимирах, он негромко замечал: «Тихая моя родина…» Сами того не осознавая, мы часто окружены его стихами, упиваемся их музыкальностью. Все помнят замечательную песню «Букет» в исполнении Барыкина, «В горнице моей светло…» и др.

  • Каким он был? О чем мечтал?

  • Что для него есть родина?

  • Что значит для Рубцова любить свою родину?

На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на этом уроке

2. Сообщение учащегося: «Душа хранила…». Жизнь и творчество

Н.М.Рубцова»

Николай Рубцов родился 5 января 1936 года в поселке Емецк на Северной Двине, расположенном в ста пятидесяти километрах выше Архангельска.

О родителях его известно очень мало. По всей вероятности, они были вологжане, уроженцы Тотемского края, и в Емецк отца Николая Рубцова направили по служебным делам (он был политработником). В начале Отечественной войны семья была уже в родных местах.

Война разрушила все. Отец ушел на фронт, а мать заболела и умерла. Шестилетний Николай оказался в детском доме. Его отроческие годы прошли в детдоме села Никольского, стоящего на берегу реки Толшмы, правого притока Сухоны, среди диких лесов и болот. Это село и стало его малой родиной, вошедшей в его душу как изначальная основа.

Позднее, после долгих скитаний по миру, Николай Рубцов часто возвращался сюда и подолгу жил в Никольском. Во множестве стихов поэта с несомненностью проступает образ этого уголка Северной Руси.

В 1950 году, окончив семилетнюю школу, Николай Рубцов переехал в древнюю Тотьму на Сухоне и поступил в лесотехнический техникум. Но, едва получив паспорт, он отправился в свои странствия. Был он еще слишком мал ростом и слаб. Добравшись до Архангельска, он долго добивался права стать моряком. Наконец, его взяли кочегаром на рыболовецкое судно. Более двух лет провел он на море, а затем его потянуло в большой город.

В начале 1955 года Николай Рубцов приехал в Ленинград и стал здесь рабочим на заводе. Через полгода подошло время призыва в армию, и ему снова пришлось вернуться на море.

Четыре года прослужил он на эсминце Северного флота.

Николай Рубцов и раньше писал стихи, но теперь он становится членом литературного объединения при газете Северного флота «На страже Заполярья», и, начиная с 1957 года его стихи печатаются в этой газете и в издаваемом ее сотрудниками альманахе «Полярное сияние».

Осенью 1959 года Николай Рубцов возвратился в Ленинград и поступил работать на знаменитый Кировский (б.Путиловский) завод. Здесь он участвует в работе литературного объединения при заводской газете «Кировец». В 1961 году несколько раз его стихотворений были опубликованы в изданном этим литературным объединением сборнике «Первая волна», а также в газете «Вечерний Ленинград».

3. «Тихая моя родина…» - развитие темы родины в творчестве

Н.М.Рубцова (чтение и анализ подготовленных стихотворений)

Тема родины – важнейшая для каждого поэта. Ею поверяется

всё: творческая зрелость, гражданская состоятельность, глубина и искренность, всё то, что составляет неповторимое чудо поэзии, что трудно пересказать словами, но от чего труднее становится дышать, что выражает

твоё, потаенное, глубинное, спрятанное от чужих глаз. В творчестве Н.Рубцова часто ищут мотивы Тютчева, Некрасова, Есенина, Заболоцкого, но, думаю, поэт в этом не нуждается. Его творчество самоценно, оно поражает необычайной чистотой, искренностью, открытостью, даже детскостью, незащищенностью. Она возвращает нас к нашим истокам, первозданности, свежести чувств.

  • Что же для поэта есть родина?

  • Что значит для Рубцова любить свою родину в

стихотворении «Тихая моя родина…»?

В стихотворении «Тихая моя родина…» он об этом говорит наиболее открыто:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую.

Самую смертную связь.

В стихотворении «Привет, Россия» объединяются стихия ветра, стихия времени – и чувство родной земли:

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле – по селам и столицам!

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.


Привет, Россия – родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.


За все хоромы я не отдаю

Свой низкий дом с крапивой под оконцем…

Как миротворно в горницу мою

По вечерам закатывалось солнце!

Русская природа передана здесь двумя ёмкими деталями: «овины у жнивья» и «низкий дом с крапивой под оконцем…». «Низкий» - приближенный к земле, неразрывно связанный с нею.

В стихотворении « Русский огонек» затрагивается еще одна важная тема - тема национальной гордости и тема национальной памяти:

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне

И поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным – полна ,

И близких всех душа не позабудет!..

Простая русская женщина в ответ на неуместное « глухое бренчание монет» ( желание расплатиться за приют) возражает:

Господь с тобой! Мы денег не берем!

И именно в ней, простой русской женщине, мы видим олицетворение

самой многострадальной родины, живое воплощение русского национального характера с его простотой, бескорыстием, верностью добру и правде. «Скромный русский огонек» горит «в предчувствии тревожном». Тревоги всего мира и одной души проходят через русскую избу:

Спасибо, скромный русский огонек,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек,

За то, что, с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь, как добрая душа,

Горишь во мгле – и нет тебе покоя…

В стихотворении «Зимним вечерком» автор обращается к России как к родному, близкому человеку:

Эх, Русь, Россия!

Что звону мало?

Что загрустила?

Что задремала?


Давай пожелаем

Всем доброй ночи!

Давай погуляем!

Давай похохочем!


И праздник устроим,

И карты раскроем…

Эх! Козыри свежи.

А дураки те же.

О каких дураках идет речь? Вот как об этом сказал Вячеслав Белков: «Дурачество – это не только самозащита. Я думаю, что есть времена, когда быть «умным» - безнравственно. Дураки выступают как хранители совести нации, душевности».

В стихотворении «Душа хранит» продолжается тема памяти, сохранения национальных святынь:

О, вид смиренный и родной!

Березы, избы по буграм

И, отраженный глубиной,

Как сон столетий, Божий храм.

Храмы на Руси всегда строились на возвышенности, чтобы всем были видны, чтобы манили своей красотой, призывали к покаянию, прямому разговору с совестью. Для Рубцова очень важно, чтобы «душа хранила» прошлое, через настоящее готовясь к будущему:

Как будто древний этот вид

Раз навсегда запечатлен

В душе, которая хранит

Всю красоту былых времен…

Любить родину для Рубцова – это значит чувствовать с нею «самую жгучую. самую смертную связь», хранить память о её национальных святынях, о бескорыстной русской душе, для того , чтобы «близких всех душа не позабыла…». Это чувство глубоко личное, потаенное, не на показ.

4. «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Анализ стихотворения

Н.М.Рубцова «Видения на холме»

И, наконец, сейчас мы будем говорить о самом знаменитом стихотворении Николая Михайловича Рубцова «Видения на холме». стихотворении, которое является вершиной его творчества, в котором отразились все его идеалы, «осмысление той связи времен», что станет основой поэтического мироощущения Н.Рубцова

1. Случайно ли автор первую строку своего стихотворения

выстраивает «лесенкой»? Помогает ли эта «лесенка» передать ощущение подъёма, высоты?

Взбегу на холм

и упаду

в траву.

2. Какие видения из прошлого увидел автор?

И древностью повеет вдруг из дола!

И вдруг картины грозного разора

Я в этот миг увижу наяву.

Пустынный свет на звездных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

Затмит на миг

В крови и жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя…)


3. В каких строках автор признается в любви к России?

Случайна ли их схожесть с молитвой?

(Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

( Молитвенное отношение к красоте родных пейзажей,

подчеркивает искренность, возвышенность чувств поэта)

4. В каких строках поэта выражается, нестерпимая боль. тревога

за будущее России?

(Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.


Они несут на флагах черный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов в окрестности России.


Кресты, кресты…

Я больше не могу!

Я резко отниму от глаз ладони

И вдруг увижу: смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони.)


5. В каких строках Николай Рубцов завещает нам свою сыновнюю, беззаветную любовь к родине, призывает через всю жизнь пронести это чувство?

Россия, Русь! Храни себя, храни!

5. Готовимся к ЕГЭ: анализ стихотворения «Видения на холмах» -

ЕГЭ ч.2

  • Внимательно перечитайте стихотворение «Видения на холмах»

В8. Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к изображаемым событиям, образное

определение предмета в словосочетаниях явлениям «грозного разора», «тупой башмак», «скуластого Батыя»

Ответ: эпитет

Справка: эпитет (от греческого epitheton – приложение) – художественное

определение предмета или явления

В9. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое, внутреннем уподоблении предметов по их сходству, использует автор в строках « Со всех сторон нагрянули они, //Иных времен татары и монголы», выражая нестерпимую боль, тревогу за будущее России.

Ответ: метафора .

Справка: метафора, троп, основанный на перенесении свойств одного предмета (явления) на другой предмет (явление), внутреннем уподоблении предметов по сходству («ледяные руки», «свинцовые тучи»)

В10. Строки «Они несут на флагах черный крест //Они крестами небо закрестили» контрастны содержанию строк в предпоследней строфе - «И вдруг увижу: смирно на лугу //Траву жуют стреноженные кони»

Какой прием использован поэтом?

Ответ: антитеза

Справка: антитеза - стилистическая фигура, представляющая собой сопоставление резко контрастных или прямо противоположных определений:

Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!

Г. Державин

В11. Как называется использованное в стихотворении перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы в строке «Подхватит эхо медленное ржанье»?

Ответ: олицетворение

Справка: олицетворение – троп, основанный на перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

Изба – старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины

С.Есенин

В12. В строке «И древностью повеет вдруг из дола!» автор, чтобы подчеркнуть древность описываемых событий, использует слово из торжественного ряда, уже вышедшее из употребления – «дола». Как называются такие слова в лексике?

Ответ: архаизмы

Справка: архаизмыслова, вышедшие из активного повседневного употребления.

C3. Как бы вы определили главную тему стихотворения?

Стихотворение Рубцова «Видения на холме» - вершина его творчества.

В нем отразились все его идеалы, «осмысление той связи времен», которая является основой поэтического мироощущения Н.Рубцова.

«Видения» на холмахэто обращение автора к историческому прошлому, которое наполняет гордостью лирического героя. Для него прошлое и будущее не разделимы. В строках поэта выражается, нестерпимая боль, тревога за будущее России, которой грозят «иных времен татары и монголы». В конце стихотворения звучит его сыновнее напутствие – «Россия, Русь! Храни себя, храни!

C4. Кто из русских поэтов обращался к теме родины и какие мотивы

сближают их произведения со стихотворением Н.Рубцова?

В стихах Рубцова часто звучит перекличка с творчеством Есенина, поэтому естественно было обратиться к творчеству великого лирика.

Теме родины посвящены такие произведения Есенина, как «Русь», «Русь Советская», «Русь уходящая», «Анна Снегина» и многие другие.

«Чув­ство родины - основное» в творчестве Есенина, это «все родное и близкое, от­чего так легко зарыдать»: родная земля и любимая женщина, жизнь страны и одиночество матери, порыв к людям и любовь к зверью, к «братьям нашим меньшим» - «удивитель­ная любовь и жалость, русская жалость ко все живому» (Ф. Абрамов). Любить родину по Есенину - это чувствовать неразрывную, кровную связь со временем и жизнью своего народа.

  • Что же нового внес Рубцов в тему родины?

Вывод: Тема родины является традиционной для русской поэзии. Россию связывают с образами дороги, ветра, стихии, дали. Россия – мать, невеста (жена), сфинкс. Николай Рубцов дополняет эту тему новым образом – образом звезды. Звезда как символ надежды, света, символ верной дороги, (если есть вдали и в жизни звезда, на которую можно идти). Например:

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей

«Звезда полей»

Пустынный свет на звездных берегах…


И надо мной – бессмертных звезд Руси,

Спокойных звезд безбрежное мерцанье…

«Видения на холме»

6. Заключение: «Это муза не прошлого дня».

Каким он был? О чем мечтал? Каким хотел остаться в нашей памяти?

Он прожил всего 35 лет (как это традиционно для русской поэзии!). Свою смерть он предсказал, как и положено высокому поэту, в стихотворении

«Я умру в крещенские морозы…» Николай Рубцов посвятил памяти Сергея Есенина небольшое стихотворение, но думается, что это о нем самом:

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

Стихи были глупы и резки:

Кто такой, мол, Есенин Серега,

Сам суди: удавился с тоски

Потому что, мол, пьянствовал много.


Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта.

Но была ли кабацкая грусть?

Грусть, конечно, была… Да не эта!


Версты все потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!



Это муза не прошлого дня.

С ней люблю, негодую и плачу

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.

Замечательные слова о поэзии Николая Рубцова написал Вадим Кожинов:

«В поэзии Рубцова как бы говорит сама природа, история, народ. Их живые и подлинные голоса естественно звучат в голосе поэта, ибо Николай Рубцов… стремился внести в литературу не самого себя, а то высшее и глубинное, что ему открывалось»

Читайте Рубцова, приникайте к этому чистому роднику русской поэзии, хотелось бы, чтобы и вы вместе с Николаем Рубцовым прониклись сыновней, беззаветной любовью к родине, и через всю жизнь пронесли его завет:

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Итоги урока.

Д/З: Выучить стихотворение Н. Рубцова (по выбору) наизусть.

Составить антологию (подборку) стихотворений о природе










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема родины в творчестве Н.Рубцова

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 04.05.2023

Номер свидетельства: 630838


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства