kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

Нажмите, чтобы узнать подробности

т урока предназначен в помощь учителю-предметнику, работающему по УМК под редакцией Коровиной.Конспе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды»

Тема: Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

Цели:1)осмыслить содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; уметь выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;
2) приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навыки анализа художественного произведения, логического мышления;
3) воспитывать духовно-нравственную личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, с непримиримым отношением к национальной вражде.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, толковый словарь С.И.Ожегова,

презентация, мультимедийный проектор

Ход урока

"Война и вражда античеловечны"

Л.Н.Толстой

I.Организационный момент

1. С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

«C голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки», - поётся в нашей любимой песенке. Давайте и мы, ребята, улыбнемся и с хорошим настроением и добрыми мыслями начнём наш урок.  

- Но, к сожалению, на нашей большой планете не всегда спокойно. Из-за вражды людей разных национальностей случаются конфликты.

-- Как необходимо относиться к людям другой национальности? (Надо относиться хорошо, с пониманием, с уважением)

--Что мешает людям жить в мире и дружбе? (Я думаю, мне кажется, другая вера, зависть, политика )

--Как вы понимаете выражение "национальная вражда", подберите синоним к слову вражда, враг. (Это когда между разными нациями возникают различные конфликты, народы начинают ненавидеть друг друга, враг-недруг)

--Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду? (Дружба, понимание, взаимопомощь, например, когда случаются стихийные бедствия, ведь мы живем на одной планете.)

--Возможна ли дружба между людьми разных национальностей, разных вероисповеданий? (Конечно, возможна)

- Люди каких национальностей живут в нашей республике?

--Поднимите руки те, у кого есть друзья, подруги других национальностей.

- Да, очень часто случаются конфликты из-за вражды людей разных национальностей. С каким произведением мы знакомились на прошлых уроках? (Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник») Вспомните, где происходят события рассказа? (На Кавказе) - Люди каких национальностей живут на Кавказе? (чеченцы, грузины, осетины, русские) - Сегодня мы продолжим работу по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Прочитайте эпиграф к уроку и подумайте, о чём мы будем говорить сегодня…

2. Постановка целей, задач урока.

--Ребята, вот вы сами смогли определить тему нашего урока

   Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды (слайд 1)

- Что мы сегодня постараемся понять?

3. Для начала мы ответим на вопросы кроссворда и выясним, какое ключевое слово здесь спрятано (слайд 2,3)

1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая». (Дина)

2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». (Рассказ)

3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа. (Пушкин)

4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении». (Сюжет).

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? (Азбука)

6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина? (Антитеза)

Какое ключевое слово у нас получилось?



д

и

н

а







р

а

с

с

к

а

з



п

у

ш

к

и

н




с

ю

ж

е

т






а

з

б

у

к

а







а

н

т

и

т

е

з

а









- Опираясь на тему урока и ключевое слово кроссворда и ещё раз скажите, что мы узнаем на уроке? (что людям нужно жить в дружбе и согласии )

- Что такое толерантность?  (терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям)

Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунемся в быт, традиции того времени и ответим на важные вопросы, волнующие каждого прочитавшего это произведение. В ходе урока вспомним, содержание, попытаемся определить основную идею рассказа, проанализируем некоторые важные эпизоды…

II. Актуализация необходимых знаний

Для того чтобы анализировать рассказ, вы должны знать содержание рассказа.

Знание содержания рассказа проверим с помощью вопросов (слайд 5,6)

Значок (+), если тезис вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным.

1. События происходили зимой

2. Жилин был невелик ростом, да удал

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей

5. Жилин написал письмо матери с просьбой прислать деньги

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком

8. Во второй раз Жилин бежал один

9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты

10. После побега он не остался служить на Кавказе.

Взаимопроверка (слайд 6)

Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог

Физкультминутка 3 мин

III. Обобщение изученного

Содержание рассказа вам хорошо знакомо. Постараемся понять идею (главную мысль произведения) (слайд 7)

Какова идея рассказа? (люди разных национальностей должны жить в мире)

Чтобы понять идею рассказа, обратимся к эпизодам (слайд 8)

Они помогут нам сделать выводы.

Для этого мы поработаем в группах.

1 группа - эпизод «Одежда татар» (глава 2, стр.288)

Какие слова вам незнакомы. Найдите их значение по толковому словарю

Комментарии из толкового словаря Ожегова (слайд 9)

БЕШМЕТ У некоторых народов Кавказа и Средней Азии: верхняя распашная, обычно стёганая, одежда.

ГАЛУН. Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде; сама такая тесьма, лента.

САФЬЯН Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

2 группа работает с эпизодом «Обед» (глава 3, стр.289-290) слайд 10

-Чем интересен нам этот эпизод?

-Найдите в словаре значение слова буза, войлок

3 группа «Похороны» ( стр..297-298) (слайд 11,12,13)

- Найдите в словаре значение слова чинара, мулла

-- Попытаемся сделать вывод. Для чего в Л.Н.Толстой подробно рассказал эти эпизоды?

(показать обычаи и традиции татар, каждый народ имеет свои интересные традиции)



Возможно ли взаимопонимание и дружба между людьми разных национальностей?

Для того убедиться в этом, обратимся к эпизодам: Жилин и Абдул-Мурат, Жилин и татары

Как относился к Жилину его хозяин?

- За что татары уважали Жилина? Найдите в тексте строки, отвечающие на этот вопрос

Попытаемся сделать выводы из рассмотренных эпизодов.

Почему люди воюют друг с другом?

Мысли Толстого (слайд14)

  • Люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.

  • Деньги не дают людям смотреть друг на друга по-человечески.

  • Труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщённость.

  • Война и вражда античеловечны.

Жилин и Дина. Проследим по тексту, какую роль сыграла Дина в судьбе Жилина? Чтобы выяснить это, зададим вопросы героям. Первый вариант задает «тонкие» вопросы, второй – «толстые».

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто вы?

Жилин, можно ли сказать, что Дина тебя спасла?

Могла ли Дина не помочь вам?

Жилин, ты бы смог убежать, если Дина тебе не помогла?

Дина, тебе было страшно, когда ты помогала Жилину?


Объясните, почему…?


Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?


Почему тебе было страшно?
















Попытаемся сделать вывод.

Почему Жилину удалось подружиться с Диной?

Материал урока помог нам сделать выводы.

Какова же главная мысль рассказа? Почему люди воюют друг с другом?

Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед

Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью» (слайд 15 )

IV. Подведение итогов

Рефлексия (слайд 16)

Ответить на вопрос: Какие мысли вызвал у меня данный рассказ?

Для этого используется метод незаконченных предложений:
Мне понравилось…
Я понял, что…
Я согласен с тем, что… Я думаю, что…

V. Домашнее задание предполагает ваш выбор (слайд17 )

- Подробный пересказ понравившегося эпизода

- Устное словесное рисование по одному из эпизодов

- Составление вопросов к одному из героев рассказа























.










.










.










.










.










.


















1. Определите героя по описанию «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая».

2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов».

3. Русский писатель, восхищавшийся красотой Кавказа.

4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан для детей и вошёл в учебник, специально созданный

Л. Н. Толстым для крестьянских детей. Как назывался этот учебник?

6. Какой приём использует Л. Н. Толстой, описывая Жилина и Костылина?







.










.










.










.










.










.


















1. Определите героя по описанию «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая».

2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов».

3. Русский писатель, восхищавшийся красотой Кавказа.

4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан для детей и вошёл в учебник, специально созданный

Л. Н. Толстым для крестьянских детей. Как назывался этот учебник?

6. Какой приём использует Л. Н. Толстой, описывая Жилина и Костылина?

1 группа - эпизод «Одежда татар» (глава 2, стр.288)

От слов «Пришёл красный татарин...» до слов «Шапка высокая, белого барашка»

Какие слова вам незнакомы. Найдите по толковому словарю значение слов бешмет, галун, сафьян



2 группа эпизод «Обед» (глава 3, стр.289-290)

От слов « Горница хорошая…» до слов «и молитвы прочли»

Найдите по толковому словарю значение слов буза, войлок


3 группа «Похороны» ( стр..297-298)


От слов «А на этот раз ничего не пригнали…» до слов «ударил себя 3 раза по лбу и пошёл домой»

Найдите по толковому словарю значение слов чинара, мулла






.










.










.










.










.










.


















1. Определите героя по описанию «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая».

2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов».

3. Русский писатель, восхищавшийся красотой Кавказа.

4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан для детей и вошёл в учебник, специально созданный

Л. Н. Толстым для крестьянских детей. Как назывался этот учебник?

6. Какой приём использует Л. Н. Толстой, описывая Жилина и Костылина?



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

Автор: Сандиева Галина Климентьевна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515346


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства