Личностные действия: оценивать поступки героев в соответствии с этическими нормами, принятыми в обществе; выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; устанавливать связи между результатом учебной деятельности и мотивом, т.е. тем, что побуждает к ней.
Регулятивные действия: определять цели работы и планировать деятельность; оценивать учебные действия в соответствии с задачей; высказывать своё предположение на основе работы с текстом; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные действия: извлекать информацию из текстов; работать с разными источниками информации, владеть литературоведческой терминологией; выявлять сущность, особенность объектов; устанавливать причинно-следственные связи, на основе анализа текста создавать интерпретации, делать выводы
Коммуникативные действия: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; работать в паре, группе.
Этапы урока: | Содержание |
| Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I.Мотивация. (Слайд №1) (Слайд №2) (Слайд №3) | 1. Приветствие учителя. - Добрый день, ребята! Приятно всех видеть, желаю всем плодотворной работы. Предлагает прочитать слова Максима Горького - За несколько месяцев до создания рассказа «Старуха Изергиль» Горький писал: «Мечтать - не значит жить!» -Ребята, как вы понимайте смысл этой фразы? - А сейчас давайте ознакомимся с объяснением этого высказывания Горьким. Совпали ли ваши предположения со словами автора? «….Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением». - Как вы понимайте слово «подвиг»? - Ребята, можете ли вы назвать литературных героев, которые совершали подвиги? - В чем заключается подвиг этих литературных героев? -Какой подвиг совершил Данко? -Что заставило Данко совершить подвиг? - Как люди отблагодарили Данко? Процитируйте. | Учащиеся высказывают свои предположения (мечты просто так не сбываются, нужно стремиться к своей мечте, что-то делать). Учащиеся обращаются к словарям. Подвиг - героический, самоотверженный поступок (С.И. Ожегов) Подвиг - доблестный поступок, дело, или важное, славное деянье. (В.И. Даль) -Левша, Юшка, Нефёд, Данко. Эти герои жертвуют своими жизнями, своим сердцем ради других людей, совершают подвиг. Он вывел людей из темного леса ценой своей жизни. Любовь к людям. Учащиеся цитируют. |
II.Актуализация. Создание проблемной ситуации. (Слайд №4) (Слайд №5) | Учитель предлагает два отрывка из легенды о Данко. «…Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…» «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...» -Какие вопросы у вас возникают? -Это проблемные вопросы о подвиге. Как можно сформулировать тему? -Где можно найти ответы на ваши вопросы? Что нужно нам сделать для того, чтобы найти ответы на вопросы? | Учащиеся высказывают свои мнения. Напрасна ли была жертва Данко? Достойны ли люди такой жертвы? Формулируют тему урока «Тема подвига в легенде о Данко» Ставят цель: проанализировать легенду о Данко, чтобы ответить на поставленные вопросы. |
III.Планирование выхода из проблемной ситуации. | -Из каких пунктов должен состоять наш анализ, чтобы мы могли ответить на проблемные вопросы? Планирование происходит по предложенным вопросам, которые предлагает учитель. -Как можно упростить задачу? Почему жанр произведения определяется автором как легенда? В чем отличия и сходства библейской истории о Моисее с легендой о Данко? Является ли Данко сильной личностью, ведущей к свету? - Сколько времени вам понадобится для работы? -На нашем уроке сегодня работает информационный стол, где вы можете найти необходимую информацию. | Учащиеся выбирают из предложенных вопросов подходящие, тем самым составляют план работы и делятся на группы. Предлагают разделиться на группы. Распределяются на группы по одному выбранному вопросу. Определяют время работы. |
IV. Анализ рассказа. (Приложение 1) (Слайд №6,7) | Почему жанр произведения определяется автором как легенда? Предполагаемые вопросы: - Что такое легенда? - Какие черты этого жанра вы нашли в произведении? -Какие черты легенды о Данко указывают на её романтический характер? -К какому направлению в литературе можно отнести произведение? 2)Предлагаю ознакомиться вам с одной из Библейских историй о Моисее. Какие вопросы у вас возникают при прочтении? - Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? 3)Является ли Данко сильной личностью, ведущей к свету? -Какого человека мы называем сильной личностью? - Что лежит в основе его поступков? - Какой поступок совершил герой ради любви к людям? | Легенда – древнейший жанр письменности (с 6 века) 1) Первоначально – легенда - житие святого, написанное для чтения в день его памяти. 2) В фольклоре легенда – рассказ в основе, которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные. В основе произведения лежит чудо, Данко представляет собой фантастический образ. Черты романтизма в легенде: идея свободы, интерес к сильной личности, противостояние двух миров. Учащиеся отвечают при помощи словаря. Романтизм – направление в литературе, проникнутое в стремлении показать в ярких образах высокое назначение человека. Учащиеся предлагают сопоставить истории о Моисее и легенду о Данко и ответить на вопрос? В чем отличия и сходства библейской истории о Моисее с легендой о Данко? Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение. Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает. Представляют характеристику Данко. Дают определение из словаря «личность». Называют черты характера сильной личности в Данко (любовь к людям, желание помочь им, смелость, независимость). Именно любовь к людям движет поступки Данко. Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии. |
V. Итог урока. | - Как складываются отношения между Данко и толпой? -Можно ли оправдать поведение толпы? - Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? - Какова же тема легенды? | Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения. Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко”, потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом. Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей. |
VI. Рефлексия (Слайд 8) | Учитель раздает сердца учащимся и предлагает продолжить выражения. 1 Сегодня для меня было важно понять… 2. «Легенда о Данко» заставила меня задуматься о… 3.Сегодня на уроке я понял (а), что… | |
(Слайд №9) | На выбор: Сочинение-миниатюра: «Встречаются ли в нашей жизни люди с сердцем Данко?» Проект: «Есть ли место подвигу сегодня?» (из материалов газет, журналов, телепередач, новостей)». |