Цели обучения, которые достигаются на данном уроке | С 10.1.4.-прогнозировать содержание всего текста, опираясь на заключительные фразы, выводы текста; Г 10.2.4. -создавать высказывание (побуждение, убеждение, информационную речь), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию; Г. 10.2.5. – участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы; Ч 10.3.4.-владеть стратегиями чтения, включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение. |
Начало урока 15 минут | Организационный момент Создание коллаборативной среды (К). Прием «Смысл моего имени» (5 мин.) Обучающимся предлагается назвать свое имя, рассказать историю его происхождения. -Почему дали такое имя, кто дал? Актуализация знаний (вход в тему) (2 мин.) Просмотр эпизода из фильма "Помни имя свое" (эпизод в концлагере, когда у главной героини отбирают маленького сына и она кричит ему вслед: "Помни свое имя. Тебя зовут Гена Воробьев"). Вопросно - ответная беседа (8 мин.) -Почему в такой страшный момент жизни, когда никто не знал, останется ли он в живых, для героини было важно, чтобы ее сын запомнил свое имя? - Подумайте, что заключает в себе имя человека, какую информацию несет? Имя человека невидимыми нитями связывает его с историей семьи, народа, Родины. Издревле люди хранили истории своих семей, составляли родословные древа. Семья, в которой знают историю своих предков, их жизнь, - нравственно богатая семья. В ней чтут традиции, заботятся о старших. -А можно прожить, не зная всего этого? Кого называют «Иванами, не помнящими родства»? ФО Похвала и комментарии преподавателя | Визитная карточка со своим именем https://youtu.be/oxKpNQVkYW4 |
Середина урока 60 минут С 10.1.4.-прогнозировать содержание всего текста, опираясь на заключительные фразы, выводы текста Г 10.2.4. -создавать высказывание (побуждение, убеждение, информационную речь), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию. 10.3.4.-владеть стратегиями чтения, включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение. Г. 10.2.5. – участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы | I задание (И). Стратегия «Соревнуемся с писателем» (10 мин.) Заголовок: «Тема памяти и манкуртизма» (« И дольше века длится день») Вывод: Утрата духовных связей с прошлым, с традициями предков – все это ведет к разрушению личности. В жизни есть минуты, когда лишь молитва дает человеку душевное успокоение, но всего этого молодое поколение лишено… Критерий | Дескрипторы | Прогнозирует содержание текста по заголовку и выводу. | -понимает значение заголовка и значение вывода; - приводит аргументы. | ФО. Похвала и комментарии преподавателя II задание (П). Творческая работа (10 мин). Стратегия «Открытый микрофон» (побуждение, убеждение, информационную речь), Сформулировать высказывание-побуждение, высказывание-убеждение, информационную речь на тему «Почему мы должны помнить историю своего рода, своей Родины?», используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию. Критерий | Дескрипторы | Создает высказывание-побуждение, высказывание-убеждение, информационную речь на заданную тему, используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию. | -определяет идею; -подбирает ключевые слова и словосочетания -придерживается структуры; -использует приемы привлечения внимания, учитывая целевую аудиторию. | ФО. Взаимоценивание по приему «Сэндвич похвалы». Ш задание (Г) Работа с текстом (20 мин.) Стратегия « Таск- анализ » Прочитать текст, используя различные виды чтения техники критического мышления. А. Просмотровое чтение. Понять содержание текста, определить главную мысль. Высказать впечатление, мнение. Ответить на вопросы: Что означает слово «манкурт»? Почему манкурт - безвольное существо? Б. Чтение сканирование Выделить ключевые слова каждого абзаца, заполнить схему. Условные обозначения: в прямоугольнике: абзац, главная мысль; в овалах - ключевые слова . Сопоставить характер героев Едигея,Сабитжана. Кого из героев, на ваш взгляд, следует отнести к героям, а кого – к антигероям? С. Детальное чтение. Составить план текста. Извлечь из текста основную информацию. Разделить на смысловые части. Сформулировать свою интерпретацию образа Сабитжана, используя прием ПОПС-формулы. Критерии | Дескрипторы | -Владеет просмотровым, сканированным и детальным чтением; -использует графический органайзер и ключевые слова для определения главной мысли и извлечения основной информации; -сопоставляет характер героев; - формирует свою интерпретацию образа героя произведения. | - понимает содержание текста; - определяет главную мысль; - выделяет ключевые слова; - заполняет графический органайзер - извлекает основную информацию - выделяет смысловые части; -сопоставляет характер героев; -формирует свою интерпретацию образа Сабитжана. | ФО. Взаимооценивание ответов по приему «Две звезды и одно пожелание» и комментарии преподавателя. IV Задание (К) Полемика на тему «Помни имя свое!» ( 20 мин.) Стратегия «Займи свою позицию» Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем». (Чингиз Айтматов) 1. Выразите свое согласие/несогласие со словами Ч. Айтматова; 2. Определите, какая проблема поднимается в легенде; 3. Определите свою позицию по отношению к теме полемики, выразите свое мнение; 4.Актуальна ли проблема манкуртизма в наши дни? 5. Предложите свое решение проблемы, которую поднимает Ч. Айтматов. Критерии | Дескрипторы | Высказывает свою точку зрения, предлагает свое решение проблемы. | -выражает свое согласие/несогласие; -определяет проблему, поднятую в легенде; -выражает свое мнение по отношению к полемике; -предлагает свое решение проблемы. | ФО «Три М» и комментарии преподавателя. | Текст Ч.Т.Айтматов. Роман«Буранный полустанок» ( в отрывках) Учебник, стр.44-46 Ч.Т.Айтматов. Роман«Буранный полустанок» ( в отрывках) Учебник ,стр.44-46 Памятка Слайды |
Конец урока 15 мин. | Закрепление Прием «Верно/Не верно» (7 мин.) (Обучающиеся в тетрадях фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-"). 1.Автором романа «Буранный полустанок» является Ч.Айтматов. 2.В романе «Буранный полустанок» поднимается мотив утраты нравственной памяти. 3.Манкурт-это человек, который помнит свое прошлое. 4.Главным героем легенды является воин-жуаньжуан. 5.Найман-Ана пыталась найти Жоламана. 6.В романе Едигей называет Сабитжана манкуртом. 7.Сабитжан пытается спасти Ана-Бейит. ФО. Самооценивание по правильным ответам. Обратная связь. Стратегия «Рефлексивный ринг» (5 мин.) Студенты по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал…Я научился… Меня удивило… У меня получилось… Я понял, что… Я попробую… Я теперь могу… Меня удивило… Мне захотелось…Было интересно… Слово преподавателя: Я надеюсь, ребята, что тема, над которой мы работали, поможет вам помнить о том, что человек потому и человек, что обладает исторической памятью. Помните своих предков, уважайте родителей, любите Родину. Тогда и вы сумеете воспитать достойное поколение, которое будет помнить и чтить вас. Домашнее задание: Задание 53 (стр.49) (3 мин.) Написать сочинение «Легенды и мифы в романе Ч.Айтматова» | Интерактивная доска |
В КСП запланировано выполнение 5 заданий. К заданиям даются критерии и дискрипторы. Учитывается темп работы обучающихся. Дифференциация выражена в подборе заданий. В зависимости от возможностей обучающихся даются более сложные задания. Оказывается необходимая помощь в индивидуальной работе. Дифференциация использована в работе с текстом. Обучающимся с более высокой мотивацией ставится задача, применяя детальный вид чтения, извлечь основную информацию, поделить на смысловые части. Составить план текста. Сформулировать свою интерпретацию образа Сабитжана, используя прием ПОПС-формулы. Обучающиеся со средней мотивацией выделяют ключевые слова каждого абзаца, заполняют схему. Сопоставляют характер героев Едигея, Сабитжана. Обучающиеся с низкой мотивацией используют просмотровое чтение. Перед ними ставится задача понять содержание текста, определить главную мысль, ответить на вопросы. | Формативное оценивание ведется по критериям и дескрипторам отдельно к каждому заданию. После каждого задания дается обратная связь. Используются такие формы формативного оценивания как - похвала и комментарии преподавателя; -взаимоценивание по приему «Сэндвич похвалы»; -взаимооценивание ответов по приему «Две звезды и одно пожелание» и комментарии преподавателя; -«Три М» и комментарии преподавателя; -самооценивание, обратная связь. | В целях сохранения здоровья и соблюдения техники безопасности используются разные формы работы: -индивидуальная; -парная; -групповая; -коллективная. Учитывается умение работать в группе (взаимоуважение) При работе ИКТ соблюдается техника безопасности. |