kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема любви в лирике Н.Некрасова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворений в лирике Н.Некрасова, посвященных теме любви.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема любви в лирике Н.Некрасова»

Урок 3

Тема урока: «Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило» -

тема любви и образ русской женщины в лирике Н.А.Некрасова

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – исследование с применением компьютерной

презентации

Цели урока.

Образовательная: раскрыть своеобразие темы любви и образа русской

женщины в лирике Н.А.Некрасова: любовь как

трагическое и безвыходное противостояние, как

«разночинная пылкая ссора», как драма «маленького

человека», болезненно-гордой души, венок любви

и восхищения русским женщинам — крестьянкам,

матерям, женам декабристов, совершившим великий

нравственный и гражданский подвиг.

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

формирование поэтического чутья, культуры чтения.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к родному слову,

умения видеть и ценить красоту человеческих отношений,

уважительного отношения к женщине – матери,

хранительнице нравственных ценностей семьи и общества

Оборудование урока: выставка книг, альбом «Н.А.Некрасов. Выставка в

школе», компьютерная презентация «Кнутом

иссеченная Муза…»

Опережающие задания: сообщение учащегося:

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь,—

Благослови и не забудь!

Н.А.Некрасов. «Прости! не помни...».

Их разве слепой не заметит.

А зрячий о них говорит:

«Пройдет — словно солнце осветит!

Посмотрит и рублем подарит!»

Н.А.Некрасов. «Русские женщины»

План урока.

1. Вступительное слово учителя: «Лики любви в творчестве Н.А.Некрасова»

2. «Мы на один алтарь сложили…» Некрасов и А.Я.Панаева

3. «Красавица, миру на диво» - последняя любовь Н.А.Некрасова

4. «Это счастья неприбранный вид...» (А. Кушнер) - своеобразие любовной

лирики Некрасова


5. «Идеал добра и красоты» - образ матери в творчестве Некрасова

6. «Есть женщины в русских селеньях…» - образ русской женщины в поэзии

Некрасова

7. Чтение любимых стихов учащимися

8. Заключение: «Та любовь, что добрых прославляет…»

Проблемные вопросы:

  • В чем своеобразие любовной лирики Некрасова?

  • Как раскрывается в лирике Некрасова образ матери?

  • В чем особенности изображения образа русской женщины в поэзии Некрасова

I. Вступительное слово учителя: «Лики любви в творчестве

Н.А.Некрасова»

Много прекрасных строк посвятил Н. А. Некрасов русским женщинам — женам декабристов, совершившим великий нравственный и гражданский подвиг, крестьянкам. А сколько лирических строк о любимой и любящей женщине в его стихах! Ни один поэт не посвятил столько нежных, проникновенных строк матери, как Некрасов

И здесь Некрасов выступает как самобытный, оригинальный поэт. В поэтическом сборника I856 года (самом популярном и любимом народом) заключительный, четвертый раздел был посвящен любви. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях, идеальных образах. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна».

Тема любви прослеживается в таких стихотворениях Н.А. Некрасова, как «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей», «Да, наша жизнь текла мятежно», «Застенчивость», «Гадающая невеста», «Ты всегда хороша несравненно», «Еду ли ночью по улице темной...»

II. «Мы на один алтарь сложили…» Некрасов и А.Я.Панаева

1.Тот самый знаменитый четвертый раздел из поэтического сборника I856 года был посвящен Авдотье Яковлевне Панаевой, одной из красивейших женщин Петербурга. Как же она появилась в жизни поэта?

Их сблизила совместная работа в журнале «Современник». Тогда она была еще женой И.И.Панаева, вместе с которым поэт издавал журнал. Некрасов влюбился в неё страстно, вскоре она стала его граж­данской женой.

Долгие годы она являлась подругой и спутницей, счастьем и мукой Некрасова, соавтором нескольких популярных в свое время романов – «Три страны света» (1848—1849), «Мертвое озеро» (1851). А. Я. Панаева писала под псевдонимом Н. Станицкий. И хотя многое объединяло Некрасова и Панаеву — общие духов­ные интересы, совместная литературная работа, глубокое уважение и искренняя привязанность друг к другу,— тем не менее их совместная жизнь была трудной, отношения не были гладкими и ровными. Панаевой Некрасов посвятил целый цикл стихотворений (панаевский), в котором запечатлел историю своей сложной, радостной, а порой и мучительной любви:

Прости! не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,—

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь,—

Благослови и не забудь!

Н.А.Некрасов. «Прости! не помни...».1856.

И даже после того, как они расстались, Некрасов всегда отмечал, что в

лучшие времена их объединяла общность взглядов и взаимопонимание.

Все, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас,

Мы на один алтарь сложили,

И этот пламень не угас.

2. Чтение и анализ стихотворений «Ты всегда хороша несравненно»

(1847) и «Я не люблю иронии твоей…» (1850)

***

Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,

Так врагов моих глупых бранишь.

То, понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

И твои ненаглядные глазки

Так голубят и гладят меня,—

Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед — в это темное море —

Без обычного страха гляжу...

* * *

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим —

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты —

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

  • Сравните два стихотворения на одну тему -

В чем сходство и различие этих стихотворений?

  • Какова ведущая тема этих стихотворений?

  • Какую важную для себя мысль подчеркивает поэт в строках:

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум;

  • Как развиваются отношения героев от стихотворения к стихотворению?

  • Как можно понять следующие строки:

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

  • Какой вы представляете героиню стихотворения «Я не люблю иронии твоей…»? Как ее характеризуют строки:

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

  • Какое развитие событий предполагают строки:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

  • Чем поэтический любовный язык Некрасова отличается от языка Пушкина, Тютчева?

Вывод: стихотворения «Ты всегда хороша несравненно» (1847)

и «Я не люблю иронии твоей…» (1850) как бы развивают тему любви на разных этапах отношений возлюбленных. В первом стихотворении мы чувствуем восторг первых встреч и первого узнавания: «Ты всегда хороша несравненно». Для поэта очень важно, чтобы возлюбленная была для него опорой в борьбе и творческих муках:

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум;

В стихотворения «Я не люблю иронии твоей…» (1850) появляется образ независимой героини, подчас своенравной и неуступчивой, в отношениях наступает заметный холодок:

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

Духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, в словах лирического героя предчувствуется близкое расставание:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Любовь как трагическое и безвыходное противостояние. Разночинная пылкая ссора / И в любви его темой была», - отмечает поэт А. Кушнер

Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна»

III. «Красавица, миру на диво» - последняя любовь Н.А.Некрасова

Последняя любовь Н.А.Некрасова - девушка-сирота из Вышнего Волочка, солдатская дочь Фекла (Ф.Н.Викторова), которую для благозвучия стали звать в некрасовском доме Зинаидой Николаевной. Именно она стала женой поэта. У Зинаиды Николаевны был удивительный характер, своим жизнерадостным настроением она поддерживала Николая Алексеевича

Эта славная женщина скрасила последние годы жизни поэта, облегчила его предсмертные болезненные муки в период создания знаменитых «Последних песен»: «Друзьям», «Музе», «Осень», «Зине»,«О, Муза! Я у двери гроба...».

Образ Зинаиды Николаевны нашел отражение в поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка...

Именно к Зине, преданному другу и целительнице его души, обращены лучшие помыслы поэта:

Помогай же мне трудиться, 3(и)на

Труд всегда меня животворил.

Вот еще одна красивая картина —

Запиши, пока я не забыл.

Да не плачь украдкой! — Верь надежде,

Смейся, пой, как пела ты весной,

Повторяй друзьям моим, как прежде,

Каждый стих, записанный тобой...

Н. А. Некрасов. «3не». 1877.

IV. «Это счастья неприбранный вид...» (А. Кушнер) - своеобразие

любовной лирики в творчестве Н.А.Некрасова

1. Чтение и анализ стихотворения «Тройка»

  • Почему это стихотворение стало народной песней?

  • Какая тайна скрыта в содержании и форме «Тройки»?

  • Почему стихотворение называется «Тройка»?

  • На какие части вы бы разделили стихотворение?

  • Сколько героев в этом стихотворении? (Вопрос прост только на первый взгляд!)

  • Как вы думаете, почему в последней строфе меняется система рифмовки?

  • Меняется ли от этого интонация?

  • Каким чувством проникнут последний аккорд?

Вывод: Поэзия Некрасова близка к народному творчеству. Стихотворение Некрасова «Тройка» стало народной песней потому, что в нем, как и в народной песне, соседствуют фарс и трагедия, ирония и отчаяние, народный здравый смысл и жалостливость, бесшабашность,удаль и истинно русская неистребимая мечтательность. Стихотворение, как и народная песня, сюжетно. В нем можно выделить 3 части. В первой – рассказ о прекрасной крестьянке, на которую «заглядеться не диво», «взгляд один чернобровой дикарки полный чар, зажигающих кровь». Как всякая юная девушка она мечтает о любви, потому и бежит «торопливо за промчавшейся тройкой вослед», где, «подбоченясь красиво», на неё «загляделся проезжий корнет»

Во второй части поэт рисует будущую безрадостную судьбу юной крестьянки:

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть

Некрасов находит такие простые и страшные в своей простоте детали:

«Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь»,

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни — появится вдруг



Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

В третьей, заключительной части меняется ритм и интонация стихотворения:

Не нагнать тебе бешеной тройки:

Кони крепки, и сыты, и бойки,—

И ямщик под хмельком, и к другой

Мчится вихрем корнет молодой...

Как будто кони с рыси переходят на галоп, и мчатся, мчатся, убегая от героини, унося её мечты в несбыточную даль. Почему поэт назвал свое стихотворение «Тройка»? Тройка – это и мечты о любви, уносящиеся в даль, это и сама Русь, «убогая и обильная», «могучая и бессильная», гордая и страдающая.

2. Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной...» (1847г.)

В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной...» Некрасов как бы предвосхищает образ Сонечки Мармеладовой Достоевского.

Какая безнадёжная тоска звучит в этом известном стихотворении:

Помнишь ли день, как больной и голодный

Я унывал, выбивался из сил?

В комнате нашей, пустой и холодной

Пар от дыханья волнами xодил

Помнишь ли труб заунывные звуки,

Брызги дождя, полусвет, полутьму?

Плакал твой сын, и холодные руки

Ты согревала дыханьем ему...

Безысходное отчаяние героя передают стихотворный размер дактиль с его интонацией причитания и сквозное «у» («труб», «звуки-, «полутьму», «ему» — всюду под ударением). Именно эти строки — «Помнишь ли труб заунывные звуки» Булат Окуджава сделал впоследствии рефреном самого горького своего романа «Путешествие дилетанта».

  • Что нового внес Некрасов в любовную лирику?

Вывод: в любовную лирику поэта врывается сама жизнь. До Некрасова любовь предпочитали изображать только в прекрасных мгновениях, в идеальных образах. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна». Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой («Да, наша жизнь текла мятежно...»).

Это непонимание вызвано иногда разным воспитанием, разными условиями жизни героев. В стихотворении «Застенчивость» робкий, неуверенный в себе разночинец сталкивается с надменной светской красавицей. В «Маше» супруги не могут понять друг друга, так как получили разное воспитание, имеют разное представление о главном и второстепенном в жизни. В «Гадающей невесте» — горькое предчувствие будущей драмы: наивной девушке нравится в избраннике внешнее изящество манер, модная одежда. А ведь за этим наружным блеском чаще всего скрывается пустота. Наконец, очень часто личные драмы героев являются продолжением социальных драм. Замечательно об этом написал поэт А.Кушнер:

У некрасовской музы нервозной

В петербургском промозглом дворе.

Даже лошадь нервически скоро

В его жёлчном трёхсложнике шла,

Разночинная пылкая ссора

И в любви его темой была.

Крупный счёт от модистки, и слёзы,

И больной, истерический смех.

Исторически эти неврозы

Объясняются болью за всех

V. «Идеал добра и красоты» - образ матери в творчестве Некрасова

Ни один поэт не посвятил столько нежных, проникновенных строк матери, как Некрасов. Ее голос звучит в стихотворениях «Баюшки-баю», «Рыцарь на час», о ней он написал поэму «Мать» в дни предсмертной болезни.

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты в

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Вина перед матерью. Это особая тема в поэзии Некрасова. Они вырастает из детства поэта, из воспоминаний о страданиях своей матери, и, может быть, самые чистые, самые пронзительные стихи Некрасова — о матерях-крестьянках. Образ страдающей и любящей матери вырастает в величественный образ-символ матери - Родины, Руси-матушки. Материнская любовь — святая любовь, и с ней не сравнится никакое другое человеческое чувство. С особой силой это чувство проявилось в стихотворении «Внимая ужасам войны», актуальность которого не потерялась до наших дней:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве бол

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна,

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слепи —

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей.

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

«Внимая ужасам войны…»

VI. «Есть женщины в русских селеньях…» - образ русской женщины в

поэзии Некрасова

Поэзия Некрасова наполнена сочувствием к страданиям женщин города и деревни, и в то же время сколько гордости за их физическую и нравственную красоту слышим мы в его произведениях;

Их разве слепой не заметит.

А зрячий о них говорит:

«Пройдет — словно солнце осветит!

Посмотрит и рублем подарит!

VII. Чтение любимых стихов учащимися

VIII. Заключение: «Та любовь, что добрых прославляет…»

В стихотворении «Праздник души – молодости годы» Н.А.Некрасов написал:

Та любовь, что добрых прославляет,

Что клеймит злодея и глупца,

И венком терновым наделяет

Беззащитного певца.

Чистота и благородство, нежность и восхищение, поэзия и проза – все это характерные черты любовной лирики Н.А.Некрасова. Перефразируя слова

П. Антокольского, скажем, что по книгам Некрасова можно и должно учиться любить

Итоги урока

Д/З: Читать поэму «Кому на Руси жить хорошо» - 1 и 2 части





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема любви в лирике Н.Некрасова

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 04.05.2023

Номер свидетельства: 630833


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства