kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема любви и творчества в романе м.а.булгакова "мастер и маргарита"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТОРЧЕСТВУ М.А.БУЛГАКОВА

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема любви и творчества в романе м.а.булгакова "мастер и маргарита"»


Тема урока-проекта: «Тема любви и творчества в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Цель:

1.Способствовать развитию креативности мышления посредством творческих заданий;

2.Развивать навык коллективной работы учащихся (в микрогруппах) в сочетании с самостоятельной исследовательской работой;

3.Развивать познавательный интерес к изучению литературы;

4. Донести до учеников богатую колористическую и звуковую  гамму романа, связь ее с содержанием и настроением при чтении;

5.Способствовать раскрытию внутреннего эстетического мира художника, мастера Булгакова;

6.Способствовать развитию эстетического восприятия художественной действительности;

7. Показать, что любовь – спасительная сила для человека.

8.Воситывать ответственность не только за собственные знания, но и за успешность работы всего творческого микроколлектива.

Задачи:

1.Оценить результаты усвоения данной темы не только классом (группой), но и каждым учащимся (знание текста, умение анализировать и т. д.);

2.Развивать умение работать с текстом и переносить свои знания и опыт работы в группу;

3.Воспитывать у учащихся умение работать в коллективе и микрогруппе через развитие коммуникативных свойств (умение доказать свою точку зрения; понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли; владение терминологией, логикой, элементами риторики).

Ожидаемые результаты: 


1.Знают авторскую позицию по отношению к героям произведения; ; 
2.Формируют умения анализировать текст, аргументированно 
3.Доказывают собственное мнение; 
4.Развивают речь, критическое мышление, кругозор

Форма урока: урок-проект.

Оборудование:

1.Мультемидийный проектор.

2.Презентация по теме.

3.Компьютер.

4.Раздаточный материал.

Учащиеся распределены по группам

( Исследователи. Литературоведы. Творческая. Клипмейкеры – работали над подборкой клипов, отрывков из фильма, аудиозаписей с песнями, работали над мини-презентациями.)

Каждая группа заранее получила опережающее задание.

На доске тема урока и эпиграф к уроку.

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей,

верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую

любовь!

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

ХОД УРОКА

Учитель : Этот урок я бы хотела начать с притчи , которая называется

«Танец огня».(Слайд 1)

(Звучит мелодия «Вечная любовь»)

Мягкие языки пламени, безжалостно разрывая темноту, настойчиво стремились куда-то ввысь. Они как будто бежали наперегонки, толкали друг друга из стороны в сторону, пылали от желания наконец достигнуть своей цели: дотянуться до звезд. Чем их так манили эти холодные серебристые сплетения, никто не знает: то ли от восхищения, то ли от желания занять их место. Они весело подмигивали друг другу, смеялись, бранились. И от всего этого балагана шло приятное ощущение тепла и заботы…
— Ты, наверное, совсем там замерзла? Сядь поближе к костру. Вместе с ним и моей любовью я попытаюсь тебя согреть. 
Она двигалась по росистой траве так бесшумно и легко, что можно было сказать: она плывет… Темная бронза ее волос спадала на ее хрупкие плечи, и в этом свете костра как бы переливалась тысячами искорками, придавая ей немного таинственности и даже колдовства.

— Я так люблю смотреть на огонь. Не знаю почему, но он так притягивает мое внимание. Он как будто танцует… Посмотри! Ты когда-нибудь видел более страстный танец, когда сгораешь до того, как сделаешь последний такт? Движение огня… Такое плавное и такое стремительное… Оно поглощает тебя целиком, а ты даже не можешь сопротивляться… Это необычная ласка..., необычное влечение…
— Ты такая выдумщица! Сколько раз я видел огонь, видел его пламя. Но никогда не замечал, как он танцует. Ты во всем обыденном, протухшем серостью и банальностью до мозга костей, видишь что-то загадочное, необычное… Я иногда думаю, может ты совсем из другого мира, ведь ты так не похожа на остальных. В тебе нет маленькой загадки, ты сама – одна большая тайна! И мне порой так хочется ее разгадать, разобраться, какая ты на самом деле. Но чем больше я узнаю тебя, тем больше мне кажется, что ты непостижима.

  • Глупенький! Ты пытаешься поймать солнечного зайчика! Но чем больше ты к нему приближаешься, тем больше он отдаляется от тебя. Пока ты любишь меня, я всегда буду оставаться для тебя загадкой, «пришельцем» из другого мира…
    Может быть, они не были созданы друг для друга, но она смогла подарить ему всю свою безграничную любовь, она сумела создать для него свой мир, без обмана и предательства. А у него не хватало слов, чтобы выразить свою благодарность ей за это. Скорее всего он превратил ее в любовь, такую же преданную и чистую, какой она является на самом деле. И теперь им не страшны никакие невзгоды, ведь теперь они вместе…

Теплая июльская ночь укутывала их пеленой сна… Ее легкий аромат, смесь луговых трав и свежего сена, кружил им головы, заставляя обо всем забыть и погрузиться в неповторимый мир любви… Где-то далеко разливались в пении соловьи и стрекотали кузнечики… Природа засыпала… И только танец огня не хотел прекращаться. Казалось бы, что вот пламя затухает, как оно с новым жаром начинало свои движения, отражая всю стихию огня…
Никогда не упрощайте необыкновенное! И этот мир вам не будет казаться таким тусклым и безрадостным…

Учитель: Вам не кажется ,что эта притча напоминает историю любви Мастера и Маргариты? Так давайте же вместе попробуем разгадать, разобраться в чём сила их любви.

(Входит ученик , исполняющий роль Булгакова.)

Булгаков: Верите ли вы в настоящую, верную, вечную любовь? Кто сказал вам, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!..

Учитель: Это цитата из романа, которая и послужит эпиграфом к нашему уроку: «Тема любви и творчества в романе М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита»(Слайд№2,3)

(Запись в тетрадях темы и эпиграфа)

Булгаков: Каждому будет дано по его вере. Маловерные погибнут, неверующие уйдут в небытие, но крепкие и сильные духом спасутся, вера освещает их путь во мраке. Верую, верую – повторяю я вслед за ними.

Учитель: И мы верим.  Верим Вам, наш гениальный Мастер. Мы следуем  в мир, созданный Вами, в мир, где рождались, жили и уходили в вечность Ваши идеи…

Прошло уже более шестидесяти лет со дня смерти великого М. Булгакова. (Слайд № 4)

Надгробьем писателя на Новодевичьем кладбище стал камень с могилы любимого им Н. В. Гоголя. Теперь на нем два имени. Рядом со своим Мастером покоится его Маргарита, Елена Сергеевна Булгакова.

Именно Елена Сергеевна стала прототипом этого самого пленительного женского образа в русской литературе XX века и, не побоюсь этого, сегодняшних дней.

А тем временем камень с могилы Гоголя глубоко вошел в землю, словно оберегая М. Булгакова и его Маргариту от суетности и житейских невзгод, сохраняя эту всепобеждающую любовь. Любовь, о которой так велико и многогранно написал Булгаков. Он сам обрел ее, настоящую, верную, вечную любовь.

(Сообщение группы литературоведов о Елене Сергеевне Шиловской, которая прежде чем стать супругой Булгакова была женой крупного военачальника…(Мини – презентация.) (Слайд № 5)

Все жены писателя и некоторые женщины, которых он любил, претендовали на звание его музы. Но в вечность с ним шагнула только Елена Сергеевна Шиловская, его великая любовь, его третья жена, его муза. Свою главную книгу «Мастер и Маргарита» он писал для нее. А она посвятила всю свою жизнь тому, чтобы книга увидела свет, чтобы был сохранен его архив и опубликованы все его произведения

С Еленой Сергеевной Шиловской Булгаков познакомился в феврале 1929 года, на Масленицу.(Слайд № 6)

Елена Сергеевна: « Как-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. В общем, мы встретились , сидели рядом... у меня развязались какие-то завязочки на рукаве... я сказала, чтобы он завязал мне. И он потом уверял, что тут и было колдовство, тут-то я его и привязала на всю оставшуюся жизнь».

Ученик: Конечно, Елена Сергеевна произвела на него впечатление. Была ли она красавицей – спорили еще при жизни: некоторые красивой ее не находили. Но обворожительной и неотразимой Елену Сергеевну считали многие.

Писательница Серафима Чеботарь  приводит слова одного из ее знакомых: «Когда Елена Сергеевна входила в гостиную, дамы наши вздрагивали и спешили отвлечь внимание своих мужей». К тому же Елена Сергеевна представляла собой тот тип женщин, который нравился Михаилу Афанасьевичу: холеная, изысканно одетая, благоухающая парижскими духами, с нежными ухоженными руками, с парикмахерской укладкой.

Булгаков придавал много значения «оправе», в которую должна быть заключена, как драгоценность, природная красота женщины. Недаром в своем романе он уделяет такое внимание элегантности Маргариты, ее перчаткам, шелковым чулкам и замшевым туфлям с пряжками, а ведьма Гелла так соблазнительно напевает москвичкам: «Герлен, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль...»

Евгений Александрович Шиловский, муж Елены Сергеевны, приложил все усилия, чтобы сделать счастливой свою Люсю - так он называл жену. Тем более, что средства позволяли. С1928 года он служил начальником штаба Московского военного округа. В семье никогда не было проблем с продуктами и вещами. Елена Сергеевна одевалась у портного, хозяйством занималась прислуга.

Точно как у Маргариты в еще ненаписанном тогда романе Михаила Булгакова: «Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире...»

Еще до революции, в Киеве, совсем молоденькому Михаилу Афанасьевичу Булгакову цыганка нагадала, что у него будет три жены. Тогда Михаил опечалился: он был религиозен, а у православных считается - «первая жена от Бога, вторая от людей, третья от дьявола».

Но по мере взросления и возрастания свободомыслия Михаил не только смирился с мыслью о предсказанных ему трех женах, но даже радовался: Булгакову виделось нечто одновременно драматическое и романтическое в том, что последняя жена, с которой он встретит старость и смерть, будет «от дьявола»

Учитель : Делаем вывод, чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все это пережить самому.

Сегодня речь пойдет о любви, о Мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Можно смело сказать, что роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — это роман о любви и смысле жизни, о бесчеловечности зла и порыве к свету и добру.
Автор расширяет информационное и художественное пространство романа за счет многочисленных реминисценций, придавая им свое оригинальное толкование.

Давайте детально изучим этот материал, чтобы углубить понимание художественных образов и романа в целом.

Сообщение группы исследователей.(Мини – презентация) (Слайд № 7)

Образ Гретхен и её трагическая дюбовь к Фаусту вдохновляла поэтов, музыкантов,художников на создание новых книг, музыки, картин. Среди них –«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Фауст –симфония» Гектора Берлиоза. В опере Шарля Гуно «Фауст» со всей трагедии Гёте композитором использован лишь эпизод любви Фауста и Гретхен – Маргариты.К гениальному поэтическому сочинению Гуно сочинил свои гениальные мелодии, подаривши Фаусту и Маргарите сценическую жизнь. В Германии опера идёт под названием «Маргарита». Образы Гёте вечны, как вечная любовь.

(Слушание мелодии из оперы «Маргарита» Шарля Гуно.)

Одна из иллюстраций к «Возвращению доктора Фауста» нашла свое отражение в булгаковском романе.(Слайд № 8)

В сохранившемся в архиве писателя экземпляре альманаха «Возрождение» ,между страницами 176 и 177 помещен офорт И. И. Нивинского (1880/81-1933) «В мастерской художника», на котором изображена полуобнаженная натурщица перед зеркалом, причем на левой руке у нее накинут черный плащ, в правой руке – черные чулки и черные остроносые туфли на каблуке, волосы же - короткие и черные. Такой видит себя Маргарита в зеркале, когда натирается волшебным кремом. 

С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия. Она просит после за несчастную. Слова Воланда, адресованные в связи с этим Маргарите: «Остается, пожалуй, одно – обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели моей спальни!.. Я о милосердии говорю... Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках», — заставляют вспомнить следующее место из повести Федора Достоевского (1821-1881) «Дядюшкин сон» (1859): «Но превозмогло человеколюбие, которое, как выражается Гейне, везде суется с своим носом». 

Слова Достоевского, в свою очередь, восходят к «Путевым путевым картинам»(1826-1830) Генриха Гейне (1797-1856), где милосердие связано, прежде всего, с образом добродушного маркиза Гумпелино, обладателя очень длинного носа. Мысль Достоевского, высказанная в романе «Братья Карамазовы» (1879-1880), о слезинке ребенка как высшей мере добра и зла, проиллюстрирована эпизодом, когда Маргарита, крушащая дом Драмлита, видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика и прекращает разгром. 

Булгаков подчеркивает также связь Маргариты с французскими королевами, носившими имя Маргарита. В подготовительных материалах к последней редакции «Мастера и Маргариты» сохранились выписки из статей Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, посвященных Маргарите Наваррской (1492-1549) и Маргарите Валуа (1553-1615).(Слайд № 9)

Свадьба последней с королем Наваррским Генрихом - будущим французским королем Генрихом IV (1553-1610), как отмечалось в словарной статье, «отпразднованная с большой пышностью, закончилась Варфоломеевской ночью или парижской кровавой свадьбой» 24 августа 1572 г. Узнавший Маргариту толстяк называет ее «светлая королева Марго» и лопочет, «мешая русские фразы с французскими, какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара». 

Гессар – это упомянутый в статье парижский издатель переписки Маргариты Валуа, вышедшей в середине XIX в., но Булгаков сделал его, как и безымянного толстяка, участником Варфоломеевской ночи. Однако, поскольку жена Генриха IV не оставила потомства, в образе Маргариты была контаминирована также Маргарита Наваррская, имевшая детей и создавшая знаменитый сборник новелл «Гептамерон» (1559). 

Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям и поэтам. Булгаковская Маргарита любит гениального писателя - Мастера (в ранних редакциях также названного Поэтом). Она – символ той вечной женственности, о которой поет Мистический хор в финале гетевского «Фауста»: 


Все быстротечное
Символ, сравненье.
Цель бесконечная
Здесь в достиженье.
Здесь – заповеданность
Истины всей.
Вечная женственность
Тянет нас к ней. 
(Перевод Б. Пастернака)


В этой последней сцене Маргарита (Гретхен) у Гёте восклицает: 
Оплот мой правый,
В сиянье славы,
Склони свой лик
над счастием моим.
Давно любимый,
Невозвратимый
Вернулся, горем
больше не томим.
Собраньем духов окруженный,
Не знает новичок того,
Что ангельские легионы
В нем видят брата своего.
Уже он чужд земным оковам
И прежний свой покров сложил.
В воздушном одеянье новом
Он полон юношеских сил.
Позволь мне быть его вожатой,
Его слепит безмерный свет. 

Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах, в свете. Вечная любовь гетевской Гретхен помогает ее возлюбленному обрести награду – традиционный свет, который его слепит, и потому она должна стать его проводником в мире света. 

Булгаковская Маргарита тоже своей вечной любовью помогает Мастеру – новому Фаусту обрести то, что он заслужил. Но награда героя здесь – не свет, а покой, и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда или даже, точнее, на границе двух миров – света и тьмы, Маргарита становится поводырем и хранителем своего возлюбленного.

Маргарита : «Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я». 

Мотив милосердия и любви в образе Маргариты решен иначе, чем в гетевской поэме, где перед силой любви «сдалась природа сатаны... он не снес ее укола. Милосердие побороло», и Фауст был отпущен в свет. У Булгакова милосердие к Фриде проявляет Маргарита, а не сам Воланд. Любовь никак не влияет на природу сатаны, ибо на самом деле судьба гениального Мастера предопределена Воландом заранее. Замысел сатаны совпадает с тем, чем просит наградить Мастера Иешуа, и Маргарита здесь - часть этой награды.

Учитель: История Мастера и Маргариты — романтическая история любви. Подобно своим великим предшественникам, Булгаков пишет о самом высоком и прекрасном человеческом чувстве — о любви, о бессмысленности сопротивления ей. Безусловно, в мировой литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви. Давайте вспомним любовные пары, известные по прочитанным вами произведениям из мировой классики.

Учащиеся перечисляют:

Евгений Онегин и Татьяна;

Ромео и Джульетта

Болконский и Наташа Ростова;

Базаров и Одинцова

Раскольников и С. Мармеладова

Руслан и Людмила

Отелло и Дездемона

Печорин и Вера

Тристан и Изольда

Одиссей и Пенелопа и т.д.

Учитель : Но булгаковская пара познала все: леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полета, шабаш ведьм, бал великих грешников. Согласитесь, таких героев еще не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, мой читатель! И я покажу тебе такую любовь !»

Учитель: Как вы думаете, кому могли принадлежать эти вещи? (на столе лежат лепестки роз, жженые листы бумаги, букет жёлтых цветов, стоят свечи)

(Слайд №10)

Учитель : Конечно, главной героине романа. Настоящая небесная любовь посещает героев книги в расцвете их земной жизни. Такая любовь слишком, могущественна и не нуждается в защите, а влюбленные нуждаются в том, чтобы удержаться друг возле друга. Энергией сцепления питает их роман, который пишет Мастер.
Любовь героев необычна. Необычна уже сама их встреча

Давайте вспомним, как Маргарита вошла в жизнь Мастера.

Творческая группа. Инсценировка сокращенного фрагмента (глава 13)

(Слайд № 11)

Автор:  Она шла по Тверской и несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам…
И вообразите, внезапно заговорила она.

Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы?

Мастер: Нет.

Маргарита: Вы вообще не любите цветов?

Мастер: Нет, я люблю цветы, только не такие.

Маргарита: А какие?

Мастер: Я розы люблю.

Автор: Тут я пожалел о том, что сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках…

Мастер: Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!

Учитель: Эта любовь в самом деле неожиданна. И у нее вряд ли может быть спокойное и счастливое продолжение. Маргарита замужем. Мастер работает над книгой, которую упорно не принимают в редакции. А ведь для него его рукопись — дело всей его жизни. И ему очень нужен человек, способный понять его, почувствовать то, что чувствует и хочет рассказать миру он сам. Таким человеком и стала Маргарита, разделившая с Мастером все его чувства, все его надежды, страдания и разочарования.

Они знакомы недолго, но Маргарите уже кажется, что они «любили, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя».

Мастер: Она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста

Учитель: Теперь становится понятно, откуда эта грусть в глазах Маргариты. Она жила в ожидании любви, не видя этой любви в своей жизни. А ведь жизнь без любви — пуста, бесцветна, безрадостна.

Кто же такая эта Маргарита? Что мы узнаем из ее предыстории ?

Беседа:

Учащиеся: Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет.
Замужем, но бездетна. Муж – крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравятся. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми.
Учитель: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!..» - восклицает автор. Попытайтесь ответить на этот вопрос.

Учащиеся: Маргарита Николаевна испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – «необыкновенное, никем не виданное одиночество».

Учитель: А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее?

Учащиеся: По-видимому, Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез.

Маргарита: «Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью».

В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он окружил ее. Все чувства могут привести к любви, страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, страх и даже презрение. Да все чувства… исключая одного: благодарности.

Благодарность – долг, всякий человек платит свои долги, но любовь – не деньги. По-видимому, так же сложилась судьба Маргариты Николаевны.
Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока.

Учитель: Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер?

Учащиеся: Она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку (чего никогда не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа.
Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера.

Учитель: Итак, возлюбленная по Булгакову – это подруга.

Из каких составляющих еще складывается образ возлюбленной по Булгакову?

(Слайд № 12)





Учащиеся: Возлюбленная по Булгакову – это подруга, ведьма, королева.
Что это ведьма нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, особенно если ее задеть за живое.
Вспоминаем портретную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам.
И возлюбленная – это королева, ибо каждая женщина – королева, когда ее любят.
Учитель: Докажите, что Маргарита стала верной, надежной подругой.

(Слайд № 13)

Учащиеся: Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни.(Слайд № 14)
Она тоже «похудела, побледнела, перестала смеяться». Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе.
В трудную для Мастера минуту, она решает уйти от мужа.
Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним.

Учитель: На что идет Маргарита ради спасения Мастера?

(Становится ведьмой, продав душу дьяволу).

Учитель: Рассмотрим Маргариту в роли ведьмы.

(Фрагмент фильма (режиссёр В. Бортко 2005 г) «Погром в квартире Латунского»)

Учитель: Обратим внимание на внешние художественные детали: испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль… — отражающие психологическое состояние героини.(Слайд № 15)
Неистовая ведьмовская ненависть исчезает, уступив место разуму и милосердию, лишь при виде испуганного ребенка.

Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером.
Королевой она была для возлюбленного, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.

Учитель: А теперь рассмотрим Маргариту в роли королевы. Докажите, что она достойна короны.(Слайд № 16)

Литературоведы: Заранее подготовленный учащийся делает пересказ – анализ эпизода «Маргарита на балу у Воланда».

Учитель: Не упустите тот факт , что главная задача Маргариты – всех одарить вниманием и любовью. «Если кто-нибудь не понравится… нужно полюбить его, полюбить, королева».Эти слова Коровьева перекликаются со словами Иешуа: «Все люди добры». Снова становится очевидной главная мысль романа о милосердии и всепрощении.

Ведь гости Маргариты – великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде.
«Только бы выбраться отсюда. – Думает Маргарита – А там дойду до реки и утоплюсь».

Когда же наконец Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощанье, она надменно отвечает: «Я … очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц.»

И наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду, и это тоже по-королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду.

Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим.

В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощения.

И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!»

Учитель: Так кто же сильнее в любви из двух возлюбленных?

Учащиеся называют Маргариту, приводят доказательства.

Учитель: Как вы считаете любовь Маргариты – это падение?

Учащиеся: Да ,она изменяет мужу, обманывает его. Но в то же время это падение знаменуется восхождением к вершине любви. С Мастером Маргарита искренна, их любовь по-настоящему вечна, ее ничто не может уничтожить. Получается, если измена из-за настоящей, верной, вечной любви, то ее можно простить)

Учитель: А вы как думаете, можно ли считать Маргариту идеалом женщины?

Учащиеся: Маргарита – это идеал женщины прежде всего потому, что она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Она бросает своего мужа, но только тогда, когда понимает, что нужна Мастеру, что он пропадет без нее. Она вступает в сговор с сатаной, но и это для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь.

Творческая группа. Чтение стихотворения.(звучит песня В.Леонтьева «Маргарита»)

Маргарита.


Обнажена, легка, свободна
Незримой тенью над Москвой.
Летела Маргарита беспокойно
Навстречу с тем, кто стал ее судьбой.
Любовь вошла в нее как лезвие кинжала,
Как молнией ее прошила плоть.
Она всю жизнь свою начнет сначала,
Чтоб одному ему помочь,
Найти его, остановить мгновенье,
Свою, и плоть, и душу обнажить ,
Пред Воландом, став на колени
Любовь вернуть, его всесильного, просить
Прошла она все бремя испытаний
Ни на минуту не забыв о нем
Вот потому венцом страданий
Стал сад вишневый и уютный дом.

Учитель:Так что же есть любовь по Булгакову?Давайте попробуем при помощи приёма «кластер» создать канцепцию любви .(Слайд № 17)

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Последовательность действий по составлению кластера проста и логична: 
посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;

вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме

Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил
не бояться записывать все, что приходит на ум;

дать волю воображению и интуиции;

продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

постараться построить как можно больше связей.









Концепция любви по Булгакову. Приём «Кластер»(Слайд № 18)

Учащиеся перечисляют и комментируют



- дружба;
- сотрудничество;
- сопереживание;
- верность;
- самоотверженность;
- борьба;
- самопожертвование;
- счастье.







Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.

Учитель:  Михаил Афанасьевич Булгаков продолжает раскрывать нам свои тайны… Создавая «узловые» сцены романа, писатель использовал богатую цветовую гамму, световые и звуковые «эффекты».

Давайте попробуем определиь роль цветовой гаммы в данном произведении.

Над этим вопросом работала группа «Исследователи». Пожалуйста, вам слово.

(Слайд № 19)

Исследователи : Что же конкретно мы собирались исследовать? В первую очередь значение отдельных цветов, которые наиболее часто использует в повествовании Булгаков. Затем мы определяли взаимосвязь между этими деталями и содержанием романа, чтобы установить, какое значение они несут в себе конкретно в исследуемом тексте. Говоря о практическом значении работы, следует отметить, что оно достаточно велико, поскольку выводы могут помочь лучшему пониманию романа Булгакова «Мастер и Маргарита» и его основных идей. В своей работе мы остановились на особенностях символики цвета.

Т. Брилл заключает: «…конкретный свет окружен ассоциативным ореолом, он носитель связанных с ним сторон человеческого опыта. В конкретном акте восприятия цвета реализована история «человеческой чувственности» .

Итак, обратимся к страницам романа.

Как Мастер узнает свою героиню? Какую  цветовую лексику использует автор?

«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветыНехороший цвет».(Слайд № 20)

Мастер воспринимает желтый цвет как нехороший. А вообще какая символика у этого цвета?

Первоначально желтый цвет – символ солнца, тепла, он связан с распространением чего-то приятного. Он разгоняет меланхолию, внушает веру и оптимизм. Именно это значение желтого цвета важно нам для понимания образа Маргариты. Героиня Булгакова устала от своей серой жизни и ищет своего Мастера, для этого она взяла в руки букет этих желтых цветов. Но, с другой стороны, эти цветы «тревожные». Рассмотрим негативное значение желтого цвета. В переносном смысле, желтый цвет связывают с обманом, отравлением, болезненным началом, лживостью, завистью..

Какого цвета волосы у Маргариты?

«Вихры неприглаженных черных волос прыгали на мастере, и щеки, и лоб его разгорались под поцелуями.» (Слайд № 21)

— А ты действительно стала похожей на ведьму».  Черный цвет вокруг Маргариты - это и загадочность, и печаль, и мистика, и все то, что делало ее ведьмой.

Маргарита делает Мастеру какой-то подарок в знак их встречи и преклонения перед его талантом. Что это за предмет?

Черная шапочка с вышитым на ней желтым шелком буквой «М». Деталь одеяния героя, как пишут исследователи, имеющая автобиографический характер. Шапочка – ритуальный предмет домашней одежды автора: Булгаков любил работать при свечах, надев шапочку.

«Черный цвет, которого в тексте так много - это не только символ тьмы, ночи, зла; в романе он выступает чаще всего как цвет загадки, тайны. Черный цвет концентрируется вокруг Воланда и Маргариты. Черный цвет вокруг Маргариты - это загадочность, и печаль, и мистика, и все то, что делало ее ведьмой. Ведьма - не злобное существо, а особое состояние души, способность чувствовать иномирие, «ведать». Черный выступает и как цвет нечистой силы. Но это еще и цвет скорби и траура.

В паре с черным в романе практически везде выступает белый цвет. Цвет света и добра, неба, чистоты, надежды, радости. Но он же - цвет холодной зимы, цвет бесстрастности. Часто в романе свет и цвет отождествляются. В сочетании белого и черного видится сочетание света и тьмы. Белый - это и просветление. Может быть, в том, что белый не появляется без черного, кроется намек на обреченность мастера и Маргариты в нашем жестоком мире.

Белый иногда сочетается и с красным. Это может быть и скрыто – в свете, и явно..

Красный мы видим и в огне. Красный – тревога, как цвет огня, жар и разрушение. Как кровь.

С каким цветом ассоциируется имя Маргарита?

Отличительной особенностью имени Маргариты является двойное присутствие в нем звука [р] и тройное присутствие звука [а].

По традиционной цветовой классификации этим звукам соответствует красный цвет – цвет страсти, обладающий жизнетворящей и трагической силой, в которой заключается что-то мягкое, милое, близкое, но в то же время что-то громкое, горячее, яркое, красное, страстное.(Слайд № 22)

Сочетание этих цветов - белого и красного - приводит к мысли о жертвоприношении. Красный - цвет жизни, но и цвет смерти. Это еще символ горячей, страстной любви. Вот почему мастер и Маргарита любили сидеть у огня. Сочетание черного, красного и белого - трагично, вызывает чувство беспокойства и обреченности. Это демоническое сочетание. Мы видим его в эпизоде сжигания романа: горит, чернея, белая бумага, и сгорает надежда… вместо нее появляется безумие. Безумие связано и с желтым цветом. В романе они и в тексте идут в паре. Желтая вышивка на шапочке мастера, желтые цветы и черное пальто Маргариты... желтая Луна в черном небе…

Цветовая лексика, которая сопутствует героине (черный, желтый), напоминает цветовую лексику, которая обозначает сатану и его свиту, ад  (желтый, золотой, огненно-рыжий, оранжевый, черный). Почему?

Потому, что Маргарита вступает в сделку с дьяволом, спасая жизнь и творчество Мастера. Эти цвета как бы символизируют ее будущие страдания.

Маргарита несет желтые цветы, а какие цветы любит Мастер?(Слайд № 23)

Розы (розовые, красные).(Слайд № 24)

Розы – символ страданий Христа, так как путь на Голгофу был усыпан розами (путь роз Христа). Розовый запах чувствует Пилат и этот запах ему «подсказывает», что будет отправлен на казнь невинный человек (это сводит с ума). А Мастер любит розы, так как его двойник – Иешуа - выбрал этот путь. Розы – символ страдания Мастера, его причастности к высшему духовному. Розы – спутники жизни Мастера и Маргариты в подвальчике. Осыпавшиеся красные лепестки на титульном листе останутся в памяти Мастера символом крушения его надежд и счастья. Лепестки засохшей розы Маргарита будет хранить как самое дорогое в ее жизни.

Каждый «эпизод» сопровождается определенной цветовой, световой и звуковой  символикой. Каждая сцена (мы проанализировали, безусловно, не все) насыщена цветом и звуком. Цвета, преобладающие в романе - это черный, белый, красный и желтый. Цвет выступает и явно, и скрывается в предметах, которым он обычно присущ. Также он скрыт и в свете, и в темноте (черный). Как символ, цвет редко выступает сам по себе, чаще всего он усиливает символику предмета или подчеркивает значимость конкретного эпизода, или предупреждает о приближении гибели (сочетание белого и красного) или безумия (желтый), или же звучит обещанием, надеждой (белый), или вносит мотив обреченности и трагизма (черный). Однако считать функцию цвета лишь вспомогательной было бы ошибкой, т.к. цвет предмета может значить гораздо больше, чем сам предмет. Богатство красок, неистощимость фантазии, оригинальность идей и образов – вот что создает неповторимость булгаковского романа.

Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Учитель: Почему роман называется «Мастер и Маргарита»? Почему автор отказался от вынесения в заглавие имени дьявола, как это было в черновиках?
Учащиеся: Главный герой не Воланд, а Мастер и Маргарита. В центре
внимания Булгакова – история их жизни. Все, что происходит
в Москве до и с появлением Воланда, так или иначе связано с их
судьбой, их любовь, их страдания волнуют автора.
 Учитель: Назовите темы романа. Какая из них основная?
Учащиеся: Темы Творчества, любви, трусости и раскаяния, современной автору Москвы, свободы и несвободы. Основная – тема любви. 
Об этом свидетельствует название произведения «Мастер и Маргарита».

Учитель: Образ Маргариты мы с вами рассмотрели, а кто же такой Мастер? Давайте попробуем разобраться.

На столе у вас раздаточный материал № 1(тексты), (Слайд № 25) с помощью приёма

«INSERT»- чтение с пометками, попробуем вспомнить, что мы знали, а что- то постараемся открыть новое для вас.

+ Новое для меня.

- Я думал иначе.

? Интересно. Непонятно. Нужно разобраться.

Текст

Мастер. Историк по образованию, сделавшийся писателем,  работал в одном из московских музеев. Был женат, но не помнит имени своей жены, жил «одиноко не имея родных и почти не имея знакомых в Москве». Бросил жену, комнату, купил  книги, снимал подвальчик на старом Арбате, писал  роман о Понтии Пилате и Иисусе Христе. Роман принес ему много горя, страданий, но и дал настоящую любовь. Нигде в романе не упоминается его имя и фамилия, на прямые вопросы об этом он всегда отказывался представляться, говоря « Не будем об этом». Известен только под прозвищем «Мастер», данным Маргаритой. Мастер – во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно лет тридцати восьми») - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. (38 лет ему исполнилось 15-го числа, через 10 дней после того, как Мастер и его возлюбленная покинули Москву). 

Учитель: Как создается образ Мастера? Почему у него нет имени?
Учащиеся: Главное в нем – талант. Его прозрение, он описал события далекого прошлого так, как это было на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!» — восклицает он. Главное его назначение – творчество.

Учитель: «Я не писатель, я – мастер». Почему в устах героя резко противопоставлены слова «писатель» и «мастер»?

Работа со словарём:

Давайте обратимся к словарям и определим значение слова «писатель».

(Слайд №26)

Ученики: Писатель (Ожегов) – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.

Учитель: Чем, по-вашему, не нравится Булгакову и Мастеру слово «писатель»? Кто себя в романе называет писателем?

Литературоведы: Это слово скомпрометировано теми, кто без всяких прав называет себя писателями: обладателями членских билетов МАССОЛИТа, посетителями ресторана. Писательский мир изображен на страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие опошляют писательское звание, рассматривая свою причастность к литературе как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества. Они мечтали о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов».

Таким образом, слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому герою. Почему? Чем он отличается от перечисленных выше литераторов? Чтобы понять это, вспомним историю мастера и его произведения. Довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном из московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл 100 тысяч рублей. И здесь оказалось, что у него есть мечта – написать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произошедшей около 2000 лет тому назад в Ершалаиме. Он весь отдался работе.

Учитель: Как литературный мир встретил версию библейской истории?

Ученики: Роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики, - обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский.

Учитель: Чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера?

Ученики: Они сами были людьми бездарными. Они потеряли стыд совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой роман.

Учитель: Мастер оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера.

Почему же Булгаков называет своего героя мастером и что вкладывает писатель в это понятие?

Ученики: В нем главное – талант, его прозрение, творчество. Он описал события далекого прошлого так, как это было на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!» - восклицает он.

Словарь (Ожегов).Слово «мастер» обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством, а также (в древности) – магистра, причастного высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом называться мастером.

Учитель: Почему Мастеру дарован покой, а не свет?

Исследователи: В какой-то момент он испугался жизни: отказался от борьбы, от любви, от Маргариты; заставил ее страдать, возненавидел свой роман. Истерзанный Мастер отказывается от своего призвания художника: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме нее… меня сломали, мне скучно. И я хочу в подвал… он мне ненавистен, этот роман… я слишком много испытал из-за него». Никто из людей не смеет упрекнуть замечательного человека за подобную капитуляцию. Но «он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий». Ведь Мастер предал любовь – высшую ценность для Булгакова.
Мастер поддался усталости. Маргарита сильнее, именно ее любовь возвращает Мастера, она живет его жизнью, она способна нести на своих плечах бремя общих забот, поддерживать своего возлюбленного.

Учитель: Почему Маргарита получает право на свет?

Ученики: Свет-это высшая награда в мире Иешуа… Свет – это вера до конца, это преданность своим убеждениям, это беззаветная любовь и самоотречение. Маргарита до конца борется за свою любовь, но , как говорит Воланд, «Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит».(Слайд № 27 )

Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме.(Слайд № 28)

Булгаков не готовит своим героям счастливого финала. В мире, где торжествуют бездушие и ложь, нет места ни любви, ни творчеству.

Главных героев Мастера и Маргариту объединило общее чувство – любовь, которое они обрели навеки. Именно любовь к Мастеру озаряет дорогу, ведущую Маргариту к Воланду. Именно любовь вызывает уважение Воланда и его свиты к этой женщине. Перед любовью бессильны самые темные силы – они или подчиняются ей, или уступают ей дорогу. И после этого мы сможем сказать о том, что на Земле не существует такой верной и вечной любви?

Рефлексия.

Учитель: Давайте составим синквейн к опорным словам нашего урока (Мастер, Маргарита, любовь.) Работа в группах.(Слайд № 29)

Синквейн – стихотворение из 5 строк, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму:

1 – существительное, задающее тему;

2 – 2 прилагательных к данному существительному;

3 – 3 глагола к данному существительному;

4 – смысловая фраза ( отношение автора к теме, его чувства);

5-  одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.

1 группа. Литературоведы:

Маргарита

Преданная, вдохновенная.

Борется, спасает, любит.

Ничего не требует для себя.

Верность.







2 группа. Исследователи:

Мастер

Талантливый, встревоженный.

Пишет, творит, сжигает.

Устал, сломлен напролом.

Творчество



3 группа. Творческая.

Любовь

Верная, вечная.

Испытывает, спасает, возвышает.

Чувство, обретённое на века.

Маргарита.



Итог урока:

Учитель: Роман М. Булгакова, пережив десятилетия забвения, и сегодня обращен к нам, в наше время. «Настоящая, верная и вечная любовь» — вот главная сущность, отстаиваемая романом.

В наши дни такая редкость – искренняя, чистая любовь. Как говорил генерал Аносов в «Гранатовом браслете»: «Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». Именно такая любовь, какая у Мастера и Маргариты. Для них любовь – чувство настоящее, всепрощающее.

Так хочется вновь и вновь повторять эти великие слова: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».

У читель: Я прошу оценить вашу эффективность на уроке. У каждого из вас есть разноцветные фигурки.
Красные – — все здорово! столько информации! Работа в группе сблизила!
Синие – — много полезной информации, появилось желание еще раз обратиться к страницам романа.

З елёные — — понравились новые приемы, появилась возможность во время урока всем ответить, высказаться.
Сиреневые – —плохие знания , малый вклад в работу в группы, остались вопросы к автору.
Черные – — урок не понравился, долго, скучно.


Домашнее задание . (Слайд № 30)

В доме-музее Булгакова находятся два ящика. Первый – почтовый ящик писем Любви. На нем написано:

«С восьмидесятых годов существует традиция оставлять на 302-бис послания с пожеланиями любви и вдохновения. Это место стало мистическим для многих.

Кто-то нашел свою половинку, кто-то помирился с любимым человеком, кто-то добился признания своих талантов».

Второй – ящик писем Мастеру. На нем ничего не написано, но, думаю, имеется ввиду не только герой романа, но и сам Булгаков, признанный гений, Мастер.

Творческая мастерская

Напишите небольшое послание с пожеланиями любви и вдохновения . Может быть, о чем-то спросите писателя Михаила Афанасьевича Булгакова или оставите отзыв о прочитанном произведении? Подумайте, о чем напишите…
















ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Слайд №1 Притча «Танец огня»

Слайд №2 Тема урока-проекта: «Тема любви и творчества в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Слайд №3 «За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» - Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Слайд №4 Надгробьем писателя на Новодевичьем кладбище стал камень с могилы любимого им Н. В. Гоголя. Теперь на нем два имени. Рядом со своим Мастером покоится его Маргарита, Елена Сергеевна Булгакова.

Слайд №5 Все жены писателя и некоторые женщины, которых он любил, претендовали на звание его музы. Но в вечность с ним шагнула только Елена Сергеевна Шиловская, его великая любовь, его третья жена, его муза

Слайд №6 В 1929 году Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей женой.

Слайд №7 Образ Гретхен и её трагическая любовь к Фаусту вдохновляла поэтов, музыкантов, художников.

Слайд №8 В сохранившемся в архиве писателя экземпляре альманаха «Возрождение» , между страницами 176 и 177 помещен офорт И. И. Нивинского (1880/81-1933) «В мастерской художника», на котором изображена полуобнаженная натурщица перед зеркалом, причем на левой руке у нее накинут черный плащ, в правой руке – черные чулки и черные остроносые туфли на каблуке, волосы же - короткие и черные. Такой видит себя Маргарита в зеркале, когда натирается волшебным кремом. 

Слайд №9 Маргарита Наваррская и Маргарита де Валуа.

Слайд №10 Как вы думаете, кому могли принадлежать эти вещи? (на столе лежат лепестки роз, жженые листы бумаги, букет жёлтых цветов, стоят свечи)

Слайд №11 «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Слайд №12 Составляющие из которых складывается образ возлюбленной по Булгакову.



Слайд №13 Верная,надёжная подруга.

Слайд №14 Подруга.

Слайд №15 Становится ведьмой, продав душу дьяволу.

Слайд №16 Королевой она была для возлюбленного, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.

Слайд №17 Кластер – это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе

означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет

учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Слайд №18 Концепция любви по Булгакову.

Слайд №19 Роль цветовой гаммы в произведении.

Слайд №20 «Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет.»

Слайд №21 «Вихры неприглаженных черных волос прыгали на мастере, и щеки, и лоб его разгорались под поцелуями.»

Слайд №22 Сочетание черного, красного и белого - трагично, вызывает чувство беспокойства и обреченности. Это демоническое сочетание. Мы видим его в эпизоде сжигания романа: горит, чернея, белая бумага, и сгорает надежда… вместо нее появляется безумие.

Слайд №23 Букет. Какие цветы Мастер любил больше других?

Слайд №24 Розы – символ страданий Христа, так как путь на Голгофу был усыпан розами (путь роз Христа).

Слайд №25 «INSERT» — чтение с пометками.

Слайд №26 «Я не писатель, я – мастер». в устах героя резко противопоставлены слова «писатель» и «мастер».

Слайд №27 « Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит».

Слайд №28 Покой для Мастера и Маргариты – очищение.

Слайд №29 Рефлексия. Синквейн – стихотворение из 5 строк, каждая

из которых имеет строгое содержание и определенную форму.

Слайд №30 Эффективность работы.

Слайд №31 Домашнее задание (творческая мастерская).

Слайд №32 Спасибо за внимание.















































Список использованной литературы

1.Новикова. М.А., Шама И.Н. Символика в художественном тексте. - Запорожье, 1996.

2.Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: 1991.

3.М. Булгаков «Мастер и Маргарита». – М.: Академия, 1994.

4.Николаев К. Между строк великого романа. – М.: Вече, 2006.

5.Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову. - М.: Глагол, 2000.

6.Соколов Б. Тайны «Мастера и Маргариты». – М.: Эксмо, 2005.

7.Сахаров В.И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2005.

8.Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М.: Книга, 1988.

9.Сарнов Б.М. Каждому - по его вере. О романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: Изд. Московского университета, 2000.

10. .Брилл Т. «Свет. Воздействие на произведения искусстваю» - М.: Книга1990 г.

11.Биобиблиографический словарь Русские писатели XX века», под редакцией Николаева П. А., М.: Просвещение, 1990 г.

12.Булгаков М. А., Мастер и Маргарита, М.: Художественная литература, 1976 г.

13.Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе XX век, 11 класс, М.: Вако, 2004 г.

14.Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц, М.: Аст - Пресс, 2002 г.

15. Обухов Я.Л. Желтый цвет // Журнал практического психолога, 1997, № 2.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема любви и творчества в романе м.а.булгакова "мастер и маргарита"

Автор: Ирина Петровна Гиниятуллина

Дата: 07.06.2024

Номер свидетельства: 652339


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства