Просмотр содержимого документа
«Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина»
Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина
Цели урока: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, анализа текста, умение высказывать свое мнение; воспитывать способности к самостоятельному осмыслению исторических событий, отраженных в литературе.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с посланиями и стихотворениями поэта, расширить представления школьников о личности А.С.Пушкина, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, учить выразительному чтению.
Развивающие: развивать образное мышление, память и внимание.
Воспитывающие: воспитывать на примере жизни поэта умение дружить, формирование гуманных отношений.
Оборудование: портрет и альбом поэта, иллюстрации портретов друзей А.С.Пушкина, учебник,
Эпиграф к уроку:
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен ...
Ход урока
I. Организационный момент урока.
– Ребята, мы знаем, что А.С.Пушкин гениальный национальный поэт.
(Гениальный, он открывает “золотой век”, эпоху реализма и закрывает эпоху романтизма, образец русской классической литературы; национальный (народный).)
II. Проверка домашнего задания.
Записать в тетради основные темы поэзии А.С.Пушкина (выборочно).
– патриотическая тема; – вольнолюбивая лирика; – интимная лирика (тема дружбы и любви); – тема о поэте и поэзии.
Игра-беседа.
Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию.
1. А.С.Пушкин родился В Петербурге. (Нет, В Москве.) 2. Няня научила Пушкина читать. (Нет, крепостной слуга, Никита Тимофеевич Козлов.) 3. Лучшим другом и воспитателем Пушкина в детские годы была его няня Арина Родионовна. (Да, правильно.) 4. В 15 лет он поступил в Царскосельский лицей. (Нет, в 12 лет.)
III. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя:
Тема “дружества” проходит через всю лирику А.С.Пушкина. Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений. Этой теме посвящен цикл стихотворений о лицейском братстве, который открывает “Воспоминания в Царском Селе” (1814) и завершает стихотворение “Была пора: наш праздник молодой ...” (1836). Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей.
Эпиграфом к уроку взяты строки из стихотворения поэта “19 октября”.
Александр Сергеевич воспевает союз верных товарищей, созданный “под сенью дружных муз”. Автор в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов: первого друга И.Пущина, Горчакова, Дельвига, Кюхельбекера (показать слайды “Лицей”, “Лицейские друзья А.С.Пушкина”).
По словам А.С.Пушкина, дружба объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям – все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Их объединяли вольность любовь к прекрасному и искусству.
Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья.
Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывали поэта судьба, он оставался преданным своим друзьям. На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: Дельвигу (1817), Чаадаеву (1818,1821), Кюхельбекеру (1825), “Друзьям” (1822), Пущину (1817). И уже в первых стихотворениях, посвященных теме дружбы, звучит мотив братства. В ранних стихотворениях Пушкин призывает друзей наслаждаться жизнью, воспевает дружбу, любовь, все радости жизни. Таково стихотворение “Пирующие студенты”.
2. а) Сообщение ученика “Лицейские года А.С.Пушкина”.
– Когда написано стихотворение? (Оно написано в 1814 году, во время учебы в Царскосельском лицее). – Что их всех объединяет? (Крепкая лицейская дружба) – Найдите строки, где поэт подшучивает над другом? – Кому он обращается? (Пушкин обращается к другу лицейских лет Дельвигу)
Дай руку, Дельвиг! что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыпленный,–
После окончания лицея в дружеской лирике А.С.Пушкина появляется мотив прощания, разлуки с друзьями.
Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия лицея. Этой дате поэт посвятил не одно произведение, ведь именно в лицее он обрел верных друзей на всю жизнь.
4. Чтение и анализ стихотворения “19 октября 1825 года”.
– Когда оно написано? (Было написано во время ссылки в Михайловское, за 8 лет после окончания лицея, в период разлуки, в период одиночества.) – Как начинается стихотворение? (Стихотворение начинается картиной осенней природы.) – Каким чувством проникнуто начало стихотворения “19 октября 1825”? (Поэту грустно.) – Почему ему грустно? (Ему грустно, потому что в праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве.) – О каких друзьях он мрачно вспоминает в этот день? (Воспоминания о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, – о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине.) – Как меняется тональность стихотворения “19 октября 1825”? Какие воспоминания и мысли заставляют поэта забыть свою печаль и преодолеть чувство одиночества? (Постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Воспоминание о них наполняют его душу радостью. Дружба спасает его от одиночества, помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.)
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз.
Он вспоминает тех, кто не предал его в трудный час, тех, кто осмелился посетить поэта в Михайловском: Пущина, Дельвига, Горчакова (стр. 243).
... здесь, в забытой сей глуши, В обители пустынных вьюг и хлада, Мне сладкая готовилась отрада: Троих из вас, друзей моей души, Здесь обнял я.
Даже сама мысль о друзьях помогает поэту преодолеть замкнутость “дома опального”. Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей.
Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие отправлены в ссылку в Сибирь. Но Пушкин был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал их. Свидетельство этому – стихотворение 1827 года “19 октября 1827”.
5. Чтение стихотворения “19 октября 1827”.
– Прочитайте внимательно стихотворение. Какой вывод можно сделать? (В нем автор благословляет друзей, желает им добра, поддерживает их, просит Всевышнего помогать им во всем, чем бы они ни занимались и где бы ни находились)
6. Чтение стихотворения “Была пора: наш праздник молодой ...”.
Последней для Пушкина 25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение “Была пора: наш праздник молодой ... ”. Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре. Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с беспечностью и зрелость с ее горьким опытом.
– О чем вспоминает поэт в этом стихотворении? (Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах.)
Меж нами речь не так игриво льется, Просторнее, грустнее мы сидим, И реже смех средь песен раздается, И чаще мы вздыхаем и молчим.
(Поэт воссоздает историческую картину того, что довелось друзьям пережить за эти 25 лет.)
Таким образом, дружба в этом стихотворении – это целая жизнь, прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования.
Время меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади.
IV. Итог урока:
– Какую роль играет дружба в жизни человека? – Что значит быть хорошим другом? – Нужна ли человеку дружба? – Что вы узнали на этом уроке?
(Ответы учащихся.)
V. Домашнее задание:
1. Задание всем: Выучить наизусть стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный”. 2. Составить рассказ о своем друге или написать сочинение-миниатюра “Настоящий друг” (задание для сильных учеников).