kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология фасилитации как подход к повышению групповой эффективности студентов на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология фасилитации понимается как повышение групповой эффективности.  Эта технология облегчает  взаимодействия внутри группы,

(от англ. «facilitate» — облегчать, помогать) — процесс, позволяющий эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации и без потерь времени выполнить все пункты повестки мероприятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология фасилитации как подход к повышению групповой эффективности студентов на уроках»

Технология фасилитации как подход к повышению групповой эффективности: метод «Мировое кафе»


Технология фасилитации понимается как повышение групповой эффективности. Эта технология облегчает взаимодействия внутри группы,

(от англ. «facilitate» — облегчать, помогать) — процесс, позволяющий эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации и без потерь времени выполнить все пункты повестки мероприятия.

С точки зрения результата - это помощь группе в том, чтобы стать лучше, а именно:

  • повысить качество решений;

  • повысить ответственность в отношении принимаемых решений;

  • значительно сократить время реализации решений;

  • улучшить отношения в группе;

  • усилить личную удовлетворенность участников группы;

  • способствовать организационному обучению.

Существует множество методов фасилитации, например, «Технология участия», «Выход за рамки», «Поиск будущего»… Я остановлюсь на методе «Мировое кафе»


Калифорния, 1995 год. Небольшая группа лидеров из бизнеса и науки собралась в доме Хуаниты Браун и Дэвида Исаакса. Никто из них не планировал создать социальную инновацию, которая быстро распространится по миру в следующие 16 лет. Утром они расположились большим кругом во дворе дома, но их планы нарушил дождь. Переместившись в дом, участники спонтанно разделились на две группы, которые расположились за столами. Время от времени группы прерывались, чтобы поменяться столами и обменяться идеями. Общение оказалось гораздо плодотворнее, чем они могли себе представить. Так появилось World cafe (Мировое кафе) — метод сфокусированного неформального обсуждения. Сегодня этот метод пользуется большой популярностью во всем мире.

Он применяется для решения комплексных проблем, получения ответа на несколько вопросов, принятия нестандартных решений, объединения нескольких точек зрения, планирования групповой работы, подведения итогов проекта, конференции, обучения, года, обмена опытом.

С помощью «Мирового кафе» можно за короткий промежуток времени объединить совершенно разных людей, избежать возможного недопонимания и преодолеть нежелание работать совместно. Неформальная дружественная атмосфера способствует расслаблению и открытости при генерации идей и последующем обсуждении, снимает возможную тревожность и скованность. Во время проведения World cafe допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе.

Проведение обычно требует от сорока минут до трех часов в зависимости от количества участников и решаемых вопросов. От ведущего не требуется специальных умений и навыков: его задача — соблюдать тайминг и инструктировать участников.

Вопрос(ы) кафе - что важно иметь ввиду

Для успеха Кафе критичен вопрос(ы), что вы выбрали или участники исследуют во время разговора. Ваше Кафе может исследовать один вопрос или несколько вопросов в их логическом развитии в процессе нескольких раундов диалога. Итак, сильные вопросы: просты и прозрачны, достаточно провокационны, порождают энергию для обсуждения, фокусируют обсуждение, исследование и уточнение, устраняют поверхность, открывают новые возможности, включают углубление рефлексии, помогают находить то, что полезно.

Принципы Кафе

Проясните цели

Заранее уделите внимание пониманию того, зачем вы собираете людей. Знание целей встречи отвечает потребностям участников, как и наличие четких параметров встречи важно для того, чтобы они реализовали свои намерения.

Создайте пространство заботы

Хозяева Кафе во всем мире отмечают силу и важность создания пространства заботы - одновременного ощущения безопасности и приглашения. Когда люди чувствуют себя комфортно, то они могут более творчески думать, говорить и слушать. В общем, посмотрите как ваше приглашение и организованное вами физическое пространство создают атмосферу гостеприимства.

Исследуйте вопросы о сути дела

Поиск и формулирование вопросов о сути дела в пространстве Кафе позволяет участвующим быть внимательными и размышлять, что может обеспечить глубинные результаты. Ваше Кафе может исследовать лишь один вопрос, или же несколько вопросов могут быть рассмотрены в логическом развитии в течение последовательных раундов диалога. Во многих случаях разговоры в Кафе, хотя в большинстве своем касаются исследования и поиска сильных вопросов, посвящены и нахождению эффективных решений.

Поощряйте вклад каждого

Как лидеры мы понимаем важность участия, однако большинство людей хотят не столько участвовать, сколько активно внести свой вклад в производство различий. Очень важно поощрять каждого участника на вашей встрече вложиться - поделиться идеями и перспективами. В тоже время, часть людей будет участвовать тем, что просто хочет послушать все это.

Соединяйте множество перспектив

Возможность перемещаться между столиками, встречаться с новыми людьми, активно высказывать свое мнение и мысли, соединять квинтэссенцию «путешествий» во время циклов обсуждений - важнейшие характеристики Кафе. Когда участники переносят ключевые идеи или темы к новым столикам, они изменяют перспективы, значительно усиливают возможности для появления неожиданных озарений.

Слушайте для озарений и общих открытий В то время когда участники открыто слушают и "платят" своим вниманием темам, паттернам и озарениям, мы начинаем ощущать связь с большим целым. После нескольких раундов разговоров, очень полезно провести общегрупповой разговор. Предложите группам такую возможность для того, чтобы связать все темы и вопросы, которые теперь имеются в

наличии.

«Мировое кафе»: часы работы

Обычное количество участников - не менее 12-15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. При этом один человек становится «хозяином» за столом, остальные - его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. Через небольшой отрезок времени, например полчаса, «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости». К концу второго круга дискуссий все «посетители» кафе ознакомятся с идеями и предложениями друг друга, каждый выскажет свое мнение и выслушает коллег. После нескольких таких «хождений» между столиками все собираются для общего обсуждения темы. На этом этапе возможна провокация, необычный поворот разговора - с тем, чтобы углубить его и сделать более плодотворным.

В конце работы устраивается «вернисаж бумажных скатертей» - результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения; возможны и другие варианты, например, все материалы собираются вместе, и издается Книга. В некоторых организациях (особенно к этому склонны в Швейцарии) по результатам «world cafe» выпускаются газеты, доступные всем сотрудникам.

Креативный танец

Что же самое главное в функционировании «мирового кафе»? Его «родители» Хуанита Браун и Дэвид Айзакс считают: нужно создать соответствующую обстановку, а она, в свою очередь, повлечет тот самый удивительный эффект умножения творческого потенциала людей. С самого начала дайте гостям понять, что встреча будет необыкновенной, что это - не просто привычное совещание сотрудников. Кроме того:

  • выберите помещение с дневным естественным освещением;

  • создайте атмосферу уютного кафе - со столиками, вазочками, милыми безделушками и живыми цветами;

  • поставьте столы вразнобой, а не строгими рядами;

  • пусть играет музыка; она создаст так высоко ценимое ощущение непринужденности;

  • не забудьте, что в кафе люди пьют и едят! Каждый должен иметь возможность выпить отменный кофе и съесть что-нибудь вкусное: ведь именно в этот момент участникам могут прийти в голову самые главные мысли.

Основная идея «world cafe» состоит в уверенности, что люди знают решение любой проблемы, даже не отдавая себе в этом отчета. Только в ходе доверительного и непринужденного разговора, с известной долей юмора - какая бы серьезная тема ни обсуждалась - можно «вытащить» на поверхность так нужное всем знание. «World cafe» дает компаниям новые импульсы, эта технология позволяет получить всю палитру мнений сотрудников.

Том Этли, автор книги «Дао демократии» и основатель Института кооперативного интеллекта, называет «world cafe» «креативным танцем обсуждений и вопросов, в котором рождается будущее». Понимание возможно лишь тогда, когда мы в состоянии выслушать других, ведь тогда послушают и нас.

Этикет Кафе

  • «Не распыляйтесь» - Фокусируйтесь на самом важном

  • «Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления

  • Г оворите без задних мыслей и от всего сердца

  • Слушайте чтобы понимать

  • Связывайте и соединяйте идеи

  • Слушайте всех, слушайте все вместе, слушайте все время для озарений и углубляющих разговор вопросов

  • Играйте - не сидите на «трибуне»

  • Рисуйте и пишите на скатертях - здесь это можно и нужно!

  • Получайте удовольствие!

  1. способов сделать знание видимым (способы визуализации):

  • используйте графику

  • во время многих Кафе, когда происходит общегрупповой разговор, есть человек, который зарисовывает или записывает идеи групп на большом настенном плакате. Рекомендуем

использовать текстовые и графические иллюстрации для отражения важных идей, образцов, примеров и структур

  • проведите экскурсию по Г алерее;

  • после того, как участники разместили плакаты со своих столиков на стенах, они могут провести взаимные «экскурсии» по обзору наработанных идей во время перерыва;

  • соберите озарения;

  • участники могут записать свои озарения - по одному, - на больших листах и наклеить их на доску, стену и т.п., а затем любой желающий в перерыве сможет с ними познакомиться;

  • сгруппируйте идеи;

  • сгруппируйте озарения для их визуализации, чтобы были видны связи между идеями и возможности планирования дальнейших шагов групповой работы;

  • создайте историю. Многие Кафе готовят новостную газету или книгу истории с описанием результатов работы, часто спустя большое время после первоначальной встречи. Графическая запись может позволить подготовить книгу иллюстраций с текстовым комментарием в качестве документальной истории события

Правила Мирового Кафе (один из вариантов) - http://en.calameo.com/read/0002838465237fffd40be

Вопрос(ы) кафе - что важно иметь ввиду

Для успеха Кафе критичен вопрос(ы), что вы выбрали или участники исследуют во время разговора. Ваше Кафе может исследовать один вопрос или несколько вопросов в их логическом развитии в процессе нескольких раундов диалога. Итак, сильные вопросы: просты и прозрачны, достаточно провокационны, порождают энергию для обсуждения, фокусируют обсуждение, исследование и уточнение, устраняют поверхность, открывают новые возможности, включают углубление рефлексии, помогают находить то, что полезно.

Например

Пример 1. из опыта работы Шевченко Н.К., учителя истории и обществознания, МБОУ «ВСОШ №1», Надеждинского района, Приморского края

Тема: «Отечественная война 1812 года в русском эпистолярном наследии» .

Введение Проследим отношение русского общества к событиям 1812 года, а именно к ходу войны, выбранной тактике. Подумайте насколько беспристрастными, объективными предстают перед нами авторы писем, подтвердите свои выводы фрагментами текста, конкретными деталями. В свои выводы включите мнение по высказыванию участника войны 1812 года, поэта и критика П.А. Вяземского: « Письма - это сама жизнь, которую захватываешь по горячим следам».

Карта заданий для учащихся.

А. Вопросы и задания:

  1. На примере некоторых писем (по выбору) попытайтесь определить: что вы знаете об авторе письма, каково его социальное положение, его причастность и отношение к описываемым событиям. Насколько беспристрастным, объективным предстает перед нами автор строк? Подтвердите свои выводы фрагментами текста, конкретными деталями. В какой мере свидетельства данного автора могут быть привлечены в качестве исторического источника?

  2. Найдите в письмах ответы современников на вопросы, поставленные в известных строках А.С.Пушкина: «Гроза двенадцатого года настала - кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?»

  3. Проанализируйте высказывания, суждения различных авторов писем и выделите основные точки зрения на источники, причины победы России в войне 1812 года. Оцените значимость каждой из названных причин победы русского народа.

Б. Вопросы для итогового обсуждения.

  1. Какое место, на ваш взгляд, занимает частная переписка в изучении исторического прошлого? Почему эти свидетельства современников можно считать историческими источниками? В чем вы видите специфику данного вида источников?

  2. Назовите сильные и слабые стороны данного вида исторических источников. Выделите характерные черты эпистолярного наследия периода войны 1812 года.

  3. Оцените значимость сведений, содержащихся в письмах современников.

  4. Прокомментируйте высказывания:

«Письма - больше, чем воспоминания, на них запеклась кровь событий, это - само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное» (А.И.Герцен).

«.. .Из разноголосицы десятков обширных посланий и небольших записок возникает картина времени, перековывающего людей, общества, познающего в трагедии войны свои силы и слабости» ( историк М.Бойцов).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Безденежных Татьяна Александровна

Дата: 03.06.2022

Номер свидетельства: 608782


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства