kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока родной (русской) литературы по теме «В сказочном лесу. Русская народная сказка «Лиса и Медведь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по родной (русской) литературе в 5 классе по сказке "Лиса и Медведь" поможет учителю построить урок

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока родной (русской) литературы по теме «В сказочном лесу. Русская народная сказка «Лиса и Медведь»»


Технологическая карта урока родной (русской) литературы

по теме «В сказочном лесу. Русская народная сказка «Лиса и Медведь»

Автор: Забелина Ольга Викторовна, учитель МБОУ «СОШ № 33»


Цели урока:

Обучающая: систематизировать знания детей об особенностях жанра сказки; сравнить русскую и мордовскую народные сказки «Лиса и Медведь».

Развивающая: развивать читательскую грамотность, познавательные процессы, коммуникативные навыки.

Воспитывающая: способствовать осознанию народных представлений о справедливости, добре и зле в сказках о животных, стремлению к саморазвитию положительных личностных качеств.

Задачи:

1. Развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выдвигать гипотезы, участвовать в постановке и решении проблемы в процессе работы над сказками.

2)  Развивать навыки осознанного, выразительного чтения.

3)  Формировать умение активно воспринимать учебный материал.

Условия реализации: компьютерная презентация, таблица с неполными данными, карточки для словарной работы (понятие/определение), картинки с изображением медведя, лисы, баночки мёда, карточки для сравнения особенностей сказок.

Форма работы с детьми: работа в больших и малых группах, групповое обсуждение, фронтальный опрос.

Методические приёмы:

  • «кроссенс»;

  • «облако слов»;

  • сравнение особенностей произведений на основе анализа;

  • заполнение таблицы с неполными данными;

  • моделирование личностных качеств.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

  • читают правильно и выразительно вслух в индивидуальном темпе;

  • в процессе ознакомительного чтения осознанно читают про себя;

  • умеют находить необходимую информацию в учебнике, анали­зировать её содержание;

  • оценивают и характеризуют героев сказки и их поступки;

  • сравнивают особенности жанра сказки;

  • умеют систематизировать сказки;

  • знают основные сказочные элементы, особенности сказок о животных;

  • умеют сравнивать сравнить особенности двух произведений, сформулировать вывод.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формулируют задачу урока вместе с группой учащихся;

  • оценивают свою деятельность;

  • контролируют правильность ответов обучающихся.

Познавательные:

  • анализируют содержание произведения;

  • выстраивают причинно-следственные связи;

  • участвуют в постановке и решении проблемы.

Коммуникативные:

  • слушают собеседника;

  • понимают на слух текст сказки;

  • выразительно читают;

  • осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;

  • обосновывают свое мнение.

Личностные:

  • принимают и осваивают социальную роль обучающегося;

  • развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомятся с общечеловеческими ценностями.

Подготовительная работа: самостоятельное чтение русской и мордовской сказок «Лиса и Медведь», словарная работа, работа с понятиями.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Вводный этап

Организационный момент

(1 минута)

  1. Приветствует детей, обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу, положительный настрой на занятие.

  1. Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

II. Целеполагание

Работа с «кроссенс»

(5 минут)

  1. Транслирует компьютерную презентацию, обращает внимание на «кроссенс» (приложение 1), просит предположить тему урока.

  2. Подводит к формулированию темы урока.

  3. Подводит итог целеполаганию.

  1. Строят предположения о теме урока.




  1. Формулируют тему урока.

  2. Озвучивают ожидания от урока.

III. Актуализация и систематизация знаний.

Сравнение особенностей жанра сказки и других произведений устного народного творчества.

Работа с понятием «сказка».

(6 минут)










  1. Предлагает обобщить знания о сказке.


  1. Организует работу по заполнению таблицы с недостающими данными по сравнению жанра сказки и других произведений устного народного творчества (приложение 2),



  1. Осуществляет проверку.


  1. Демонстрирует эталон, просит сравнить и оценить правильность своих действий.

  2. Работает с понятием «сказка», выдвигает версии разных источников о времени его появления, упоминает А.Н. Афанасьева – собирателя русского фольклора.

  1. Вспоминают известные виды сказок, их особенности.

  2. Работают в больших группах, заполняя таблицу с недостающими данными (приложение 2), сравнивая специфику сюжета, способа передачи, композиции жанра сказки с другими произведениями устного народного творчества.

  3. Озвучивают ответы, дают устную оценку правильности выполнения, дополняют.

  4. Сравнивают с эталоном, мысленно проводят самооценивание своей деятельности.

  5. Рассматривают портрет А.Н. Афанасьева.

IV Основной этап

Работа с «Облако слов» на тему «Герои сказок о животных»

(5 минут)

  1. Транслирует компьютерную презентацию, организует работу с «облако слов» (приложение 3) над обсуждением героев сказок «Лиса и Медведь», их прозвищами, качеств характера.


  1. Подводит к выводу о сходстве черт характера сказочных животных с чертами характера человека.

  1. Рассматривают «облако слов», строят предположения, обсуждают, обобщают, формулируют ответ, мысленно проводят самооценивание своей деятельности.


  1. Делают вывод о сходстве черт характера сказочных животных с чертами характера человека.

Работа над сравнительным анализом сказок

(15 минут)



  1. Организует работу по группам над сравнительным анализом сказок с точки зрения структуры, сюжета, героев, наличия нравственного урока в карточках (приложение 4).


  1. Осуществляет проверку.


  1. Подводит к выводу о сходстве и различии сказок по перечисленным особенностям.


  1. Подводит итог.

  1. Разбиваются на 4 группы, получают карточки, анализируют структуру, сюжет, главных героев, нравственный урок сказок по отдельности.



  1. Озвучивают ответы, дают устную оценку правильности выполнения, дополняют.

  2. Делают вывод о сходстве и различии в структуре, сюжете, главных героях, нравственном уроке сказок.

  3. Мысленно проводят самооценивание своей деятельности.

Работа над устаревшими словами. Соотнесение понятия и определения

(7 минут)

  1. Организует работу над устаревшими словами и выражениями, обращает внимание на доску, где расположены карточки с понятиями и их определениями (приложение 5), просит соотнести их и соединить.

  2. Транслирует компьютерную презентацию, демонстрируя эталон, просит сравнить и оценить правильность своих действий.

  1. Просматривают карточки, анализируют, делают вывод, подходят к доске, соединяют карточки.



  1. Сравнивают с эталоном, мысленно проводят самооценивание своей деятельности.


V Рефлексия

Рефлексия, соотнесение себя с главным героем

(5 минут)

  1. Организует обсуждение на тему «Удалось ли реализовать ожидания от урока?», в случае нереализованных ожиданий подводит к самооценке собственных действий.


  1. Просит соотнести себя с главным героем сказки (приложение 6), чьи качества характера оказались близки.

  2. Просит аргументировать свой ответ.

  1. Обсуждают, какие ожидания от урока были реализованы, а какие остались нереализованными, выдвигают предположения о причинах в случае нереализованных ожиданий.

  2. Подходят к доске, прикрепляют карточку с изображением мёда к тому герою, чьи качества характера оказались близки.

  3. Аргументируют ответы.



VI Итог урока

Подведение итога

(1 минута)

1. Подводит итог, даёт общую оценку действиям обучающихся.

1. Мысленно проводят самооценивание своей деятельности.












Приложения

Приложение 1. «Кроссенс»


Приложение 2. «Облако слов»


Приложение 3. Таблица с недостающими данными

Сравнение особенностей жанра сказки и других произведений устного народного творчества

специфика сюжета

специфика способа передачи

специфика композиции

сказка

другие произведения устного народного творчества

сказка

другие произведения устного народного творчества

сказка

другие произведения устного народного творчества

__________

вымышленные и_________

события

__________

устно и ____________

__________

стихотворная форма или ___________

Эталон для сравнения

Сравнение особенностей жанра сказки и других произведений устного народного творчества

специфика сюжета

специфика способа передачи

специфика композиции

сказка

другие произведения устного народного творчества

сказка

другие произведения устного народного творчества

сказка

другие произведения устного народного творчества

вымышленные события

вымышленные и реальные события

устно

устно и письменно

рассказ

стихотворная форма или рассказ


Приложение 4. Таблица для анализа сказки

Карточка для 1 группы

Основание для сравнения

Русская народная сказка

Мордовская народная сказка

«Лиса и Медведь»

«Лиса и Медведь»

Структура (1 группа)

Зачин:


основная часть

кульминация:



развязка:




концовка:



Зачин:


основная часть

кульминация:



развязка:




концовка:




Вывод:



Карточка для 2 группы

Основание для сравнения

Русская народная сказка

Мордовская народная сказка

«Лиса и Медведь»

«Лиса и Медведь»

Сюжет (2 группа)











Вывод:



Карточка для 3 группы

Основание для сравнения

Русская народная сказка

Мордовская народная сказка

«Лиса и Медведь»

«Лиса и Медведь»

Герои. Черты характера, которые они олицетворяют

(3 группа)













Вывод:



Карточка для 4 группы

Основание для сравнения

Русская народная сказка

Мордовская народная сказка

«Лиса и Медведь»

«Лиса и Медведь»

Нравственный урок

(4 группа)














Вывод:



Приложение 5. Карточки с понятиями и определениями устаревших слов

Куманёк

Сени (сенцы)

Ветошка (разг.)

Кум

Промышлять - (устар.)

Кума

Вдолге ли, вкоротке ли (устар.)

Починать - (устар.)

Последки – (разг.)

Пригнести - (устар.)

Сшалить - (устар.)

Сымать - (устар.)


немолодая женщина, находящаяся с кем-либо в приятельских отношениях; обращение к пожилой женщине

заниматься чем-то как средством обеспечить себе жизнь

помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах

лоскут ветхой одежды, старой ткани; тряпка.

крёстный отец по отношению к крёстной матери и родителям крестника

немолодой мужчина, находящийся с кем-либо в приятельских отношениях; обращение к пожилому мужчине

крёстная мать по отношению к крёстному отцу и родителям крестника

начинать

ласкательно-почтительное обращение к пожилому мужчине

долго ли, коротко ли; фразеологизм, означающий в продолжение какого-то времени

остатки чего-нибудь

придавить, прижать чем-либо тяжёлым сверху

снимать

сделать шалость, провиниться


Эталон для сравнения

Кума

немолодая женщина, находящаяся с кем-либо в приятельских отношениях; обращение к пожилой женщине

крёстная мать по отношению к крёстному отцу и родителям крестника

Промышлять - (устар.)

заниматься чем-то как средством обеспечить себе жизнь

Сени (сенцы)

помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах

Ветошка (разг.)

лоскут ветхой одежды, старой ткани; тряпка.

Кум

крёстный отец по отношению к крёстной матери и родителям крестника

немолодой мужчина, находящийся с кем-либо в приятельских отношениях; обращение к пожилому мужчине

Починать - (устар.)

начинать

Куманёк

ласкательно-почтительное обращение к пожилому мужчине

Вдолге ли, вкоротке ли (устар.)

долго ли, коротко ли; фразеологизм, означающий в продолжение какого-то времени

Последки – (разг.)

остатки чего-нибудь

Пригнести - (устар.)

придавить, прижать чем-либо тяжёлым сверху

Сымать - (устар.)

снимать

Сшалить - (устар.)

сделать шалость, провиниться


Приложение 6. Картинки для соотнесения себя с главным героем





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Забелина Ольга Викторовна

Дата: 04.05.2023

Номер свидетельства: 630804


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства