- формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа;
- воспитание любви и уважения к людям старшего возраста;
- воспитывать ответственность за выполненную работу.
УУД:
Предметные результаты
Ученик научится: - понимать смысл стихотворения;
- понимать настроение лирического героя.
Ученик получит возможность научиться: - навыкам выразительного чтения лирического текста; - сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.
Личностные результаты
У ученика будут сформированы: - знания основных моральных норм поведения,
- представления о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.
Ученик получит возможность для формирования: - первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.
Регулятивные результаты
Ученик научится: - оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.
Ученик получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные результаты
Ученик научится: - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии; - обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться: - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - воспринимать смысл небольшого текста; - соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные УУД.
Ученик научится: - иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Ученик получит возможность научиться: - принимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные высказывания; - задавать вопросы
Технологическая карта урока
Этапы урока
Планируемая деятельность учителя
Предполагаемая деятельность учащихся
Методический комментарий
1. Орг. момент.
Приветствие. Пожелание успешной работы на уроке.
С добрым утром. Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и читать.
Настраиваются на эмоциональное восприятие произведения.
Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем .
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите на экран слайд 1
Попробуйте определить тему урока...(предположения детей) - Сегодня мы продолжим наше исследование и познакомимся со стихотворением А. Пушкина “Зимний вечер”.
Слайд 2 - В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу простого народа. Обсуждал смело царское правительство и горячо верил в то, что свобода придет. Царю это не нравилось, и он решил наказать поэта. Зимой 1825 года царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское под Псковом.
В Михайловском он создал более 100 произведений. И все же ему было очень грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Но рядом с ним была единственная близкая, любящая душа, бесконечно добрая, няня Арина Родионовна
В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, слушал ее песни и сказки. Она стала его вдохновителем. Один из таких зимних вечеров и описан в его стихотворении “Зимний вечер”.
Сегодня мы будем читать произведение А. С. Пушкина.
Ответы детей.
Рассматривание и беседа по картине.
Чтение стихотворных строк .
Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;
3. Открытие новых знаний.
Учитель выразительно читает стихотворение Слайд 3
- Какое время суток описано в стихотворении?
- Как вы поняли, что это был вечер?
- Какая погода была в тот вечер?
- С чем сравнивает поэт завывание ветра?
-Что вы можете сказать о настроении стихотворения?
- Какие чувства оно вызывает? Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет, обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.
Стихотворение о чувствах человека называют лирическим.
Слайд 4 - Прочитайте стихотворение про себя и найдите непонятные вам слова.
Какие слова были непонятны в тексте?
Веретено- ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Кроет- покрывает.
Обветшалая кровля - старая разрушающаяс
Лачужка - небольшая, старенькая избушка.
я крыша. - Куда нужно обратиться, чтобы узнать, что обозначают эти слова? (К толковому словарю). -О каком природном явлении пишет поэт в начале стихотворения? (О буре). - Подберите синонимы к слову буря: буран, вьюга, метель, пурга.
Слушают стихотворение.
Дети обмениваются своими мнениями.
Читают стихотворение, отмечают непонятные слова.
Разбирают смысл непонятных слов.
Подбирают к слову буря слова близкие по значению.
Читают стихотворение по строфам, отвечают на вопросы.
Делают вывод о тяжёлом и безрадостном душевном состоянии и переживаниях автора от того жизненного положения, в котором он пребывал, о тоске и печали поэта.
Читают самостоятельно, находят повторы.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ и синтез; обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого.
4. Включение новых знаний в систему имеющихся.
Обучение выразительному чтению.
- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.
Продолжение беседы по содержанию стихотворения.
- Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра
- Какие строки позволяют услышать шум за окном шуршание соломы?
- Какими словами он называет свою няню?
Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.
С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Хочется сказать спасибо русской крестьянке Арине Родионовне за то, что она умела понять и утешить впавшего в немилость Пушкина.
На стихи Пушкина написаны романсы Слайд5
Пушкин в Осетии.
Слайд 6 Пушкинский сквер, скульптор Владимир Хаев
А С Пушкин был во Владикавказе проездом два раза (1820 и 1829гг)
Во время своего второго кавказского путешествия в 1829 году прогостил в городе несколько дней в скромном домике «для проезжающих господ», сейчас – это Пушкинский сквер, где шумят липы и каштаны.
Слайд 7 В своих записках Александр Сергеевич описывал и дороги в окрестностях Владикавказа, по которым он проезжал. Их состояние не позволяло пользоваться обычными экипажами. Приспособленные к местным дорогам они запрягались волами. Скульптор Владимир Соскиев изобразил поэта во время прогулки по Владикавказу на бричке, запряженной волами. Управляет бричкой осетинский извозчик, укутанный в бурку.
Прослушивают. Выбирают фрагмент, доказывают свой выбор.
Голосом показывают настроение поэта.
Выразительное чтение стихотворения учащимися под музыку.